Реферат по предмету "Разное"


1. Детство и юность М. В. Ломоносова

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Березина Речка Саратовского района Саратовской области»Работу выполнила ученица 9 класса МОУ «СОШ с. Березина Речка Саратовского района» Соколова Светлана Руководитель: учитель химии Пономарёва Татьяна Юрьевна2010 г.Содержание Детство и юность М. В. Ломоносова…………………………………………..3-4 Годы учёбы и самосовершенствования………………………………………..4-6 Научные исследования учёного. Многообразие интересов………………….6-10 Заключение………………………………………………………………………10 Используемая литература……………………………………………………….11Много славных имен оставил наш народ мировой науке. И среди них первым по праву стоит имя Михаила Васильевича Ломоносова. По словам академика С.И. Вавилова: « Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им одним в областях физики, химии, астрономии, приборостроения, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии ». ^ 1. Детство и юность М. В. Ломоносова. М.В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской близ города Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина – помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Детей в поморских семьях воспитывали с большой суровостью в труде, они росли здоровыми и крепкими, у них формировался сильный характер. С десяти лет каждое лето и осень отец брал Михаила с собой на рыбные промыслы в Белое и Баренцево моря. Трудовая и промысловая жизнь, полна опасностей и лишений, закалила молодого Ломоносова, сделав из него русского богатыря. … ^ Михайло снял полукафтанье,На руки плюнул раз – другой,Занёс под общее вниманьеЛегко топор над головой.Михайло крякнет – и поленоВразлёт! И снова ловкий взмах!Берёза белая, как пена,И от неё рябит в глазах.Рубаху выжимай на нём,А он играет топором.(А. Марков «Михайло Ломоносов»)Путешествия по Беломорскому Северу обогатил Ломоносова важными наблюдениями, которые ему пригодились впоследствии в научной работе. У местного крестьянина Ивана Афанасьевича Шубного он выучился читать и писать. Первыми учебниками М.В. Ломоносова были «Грамматика» М. Смотрицкого и «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, в которой излагались не только действия с целыми и дробными числами, но и основы алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, навигации, метеорологии, инженерного искусства. Эти книги впоследствии Ломоносов назвал «вратами своей учёности» Узнав от своего учителя – дьячка, что большая часть научных книг написана на латинском языке, которому можно обучиться только в Москве, Киеве, или Петербурге, он загорелся желанием учиться в одном из этих городов. И в конце 1730 г. он уходит из дома с обозом, который отправлялся в Москву. ^ Из обшивней широкий, дюжийДетина вылез и притих,И огляделся неуклюже,Смахнул солому с плеч своих…Москва! Как шапка, Кремль над неюВ морозном ясном хрустале.Шагай, Михайло, посмелее:Ты дома, на родной земле!Пошире плечи, ты хозяин,Иди Москвою в полный рост!(А. Марков «Михайло Ломоносов»)^ 2. Годы учёбы и самосовершенствования. В Москве Ломоносов поступил в Славяно - Греко - латинскую академию, назвавшись сыном дворянина, поскольку обучать грамоте детей рыбаков считалось лишним. Ему было тогда 19,5 лет, и по возрасту он оказался самым старшим учеником в младших классах. Благодаря большим способностям и огромному трудолюбию, он в первый год закончил три класса академии и уже мог писать стихи на латинском языке. Затем он выучил греческий язык, много занимался в библиотеках, читал русские рукописные и печатные книги, летописи, труды латинских и греческих авторов. В поисках более глубоких знаний по физике и философии осенью 1733 г. он уехал учиться в Киево - Могилянскую духовную академию, однако и здесь этим наукам уделяли мало внимания, через год он вернулся в Москву. А в декабре 1735 г. Ломоносова, как одного из лучших учеников Спасских школ, отправили продолжать учебу в Петербургский академический университет.^ Михайло в Петербурге чинномОн в академии наук,Коротким днём и ночью длиннойВ трудах не покладая рук.Всё, что открыто, знаменитоС рожденья мира, изучи:От будущих времён сокрытыхВ прошедших днях лежат ключи. (А. Марков «Михайло Ломоносов») Незаурядные способности и трудолюбие М. Ломоносова вывели его в число лучших студентов, и в 1736 г. он едет продолжать обучение в Марбург к профессору Вольфу. Три года учебы в г. Марбурге расширили круг знаний Ломоносова. Здесь он познакомился с работами Р. Бойля, и , как он писал впоследствии, благоларя работам Р. Бойля «мною овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы тел. О них я размышлял 13 лет». Он начал разрабатывать корпускулярные представления уже в первых своих студенческих работах. Профессор Ю. Г. Дуйзинг, читавший студентам лекции по теоретической химии, выдал Ломоносову свидетельство, в котором говорилось: «…весьма достойный и даровитый юноша Михаил Ломоносов, студент философии… с неутомимым прилежанием слушал лекции химии… и извлёк из них немалую пользу…». А профессор Х. Вольф в свидетельстве, выданном Ломоносову, написал «Молодой человек преимущественного остроумия, Михаил Ломоносов с того времени, как для учения в Марбург приехал, часто математические, а особливо физические лекции слушал и безмерно любил основательное учение. Ежели впредь с таким же рачением простираться будет, то не сомневаюсь, что, возвратясь в отечество, принесёт пользу обществу, чего от сердца желаю». В 1739 г. студенты переехали во Фрейберг к профессору И.Ф. Генкелю, считавшемуся хорошим специалистом металлургии, химии и минералогии. Изучив металлургию и горное дело, Ломоносов не ограничился лекциями Генкеля, но и посещал рудники, считая, что минералогию и рудное дело нельзя изучать в кабинете. ^ 3. Научные исследования учёного. Многообразие интересов В мае 1740 г. М. Ломоносов покинул Фрейберг. Начался период странствий его по Европе. Летом 1741 г. М. Ломоносов возвратился в Петербург. Только в начале 1742 г. ему было присвоено звание адъюнкта физического класса. Академическими чиновниками – иностранцами молодой адъютант был встречен неприязненно, и его работа в Академии наук стала непрерывной и ожесточённой борьбой с «неприятелями наук российских» за честь и достоинство русской науки, за русские научные кадры. С этого периода начинается большая, плодотворная деятельность М. В. Ломоносова как ученого. Он был ученым – энциклопедистом, круг его научных исследований поистине необъятен. 40-е г. XVIII в. были необычайно плодотворными в творческой деятельности М. В. Ломоносова. В эти годы он продолжал разрабатывать свою корпускулярную теорию, начатую еще в годы учебы, и написал выдающиеся работы по этому вопросу: «Элементы математической химии» (1741 г.), «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» (1743- 1744 г.) , «276 заметок по физике и корпускулярной философии» (1741 – 1743 г.), «Размышления о причине теплоты и холода» (1748 г.) , «Опыт теории упругости воздуха» (1748 г.). В своих работах Ломоносов дал логически безупречные и близкие к современным определения атомов и молекул. Сам Ломоносов говорил о значении корпускулярной теории: «Во тьме должны обращаться физики, а особливо химики, не зная внутреннего нечувствительных частиц строения». А в области экспериментальной химии большое значение имела деятельность ученого по созданию в России первой научной химической лаборатории. В течение шести лет ( с 1742 по 1748 г.) он добивался разрешения на ее строительство, и, наконец, в конце 1748 г. лаборатория была построена в 30 метрах от дома, где жил М.В. Ломоносов, что давало ему возможность бывать ему в лаборатории почти безотлучно. Лаборатория была оборудована специальными печатями: пробирной, перегонной, обжигательной, финифтяной и др.; химической посудой, приборами для пробирного анализа. В лаборатории, оснащенной широким набором реактивов ( около 500 наименований), Ломоносов проводил работы по стекловарению, получению цветных стекол, изготовлению красок из отечественного сырья, обжигу металлов. Часть приборов он сконструировал сам. Созданный им пирометр, был первым в мире прибором для измерения высоких температур. Учёный разработал теорию образования растворов и изложил её в диссертации «О действии химических растворителей вообще» (1743-1745 г.), при этом установил различие в растворении металлов в кислотах и солей в воде. Так же был открыт очень важный закон сохранения массы веществ: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего от одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте» Первым, с чего начал М.В. Ломоносов в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стекол. Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделания. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М. Я. Воронцовым. Им самим было проведено более 2 тыс. опытов по изготовлению смальты (разноцветных стёкол для мозаик). Ломоносов не был первооткрывателем техники изготовления окрашенных стёкол. Однако он был первым, кто привнёс в стеклоделие научный метод исследования, что позволяло ему решить многие проблемы стеклоделия. Ему удалось разгадать секрет «золотого рубина». Разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стекол различных цветов и оттенков, М.В. Ломоносов приступил к изготовлению мозаик. Им было создано более 40 картин, из которых найдены 21. Среди них знаменитый портрет Петра I, хранящийся в государственном Эрмитаже.. В Академии наук В Санкт-Петербурге хранится знаменитая картина «Полтавская баталия», размеры которой 6,4х 4,8 м. На её изготовление пошло около 900 тыс. кусочков стекла. Смальта изготовлялась на Усть-Рудицкой стекольной фабрике, построенной по инициативе Ломоносова. Филологи считают М. В. Ломоносова отцом русской словестности. Как писал В. Г. Белинский, «он дал направление нашему языку и литературе», «литература наша, без всякого сомнения, началась в 1739 г., когда М. В. Ломоносов прислал из-за границы свою первую оду «На взятие Хотина». Его стихи поражали лёгкостью и необычностью стиля, раскрывали поэтическое богатство русского языка.^ Не смея в бой пуститься вновь,Местами враг бежит пустыми,Забыв и меч, и стан, и стыд,И представляет страшный видВ крови другов своиз лежащих.Уже тряхнувшись, лёгкий листСтрашит его, как ярый свистБыстро сквозь воздух ядр летящих.Ломоносовым были написаны одни из первых трагедий «Тамира и Селим» и «Демофонт». Им была создана первая научная грамматика русского языка – «Российская грамматика». Она была краткой и общедоступной, в ней заложены основы русского литературного языка. В 1763 г. М. В. Ломоносов издал книгу «Первые основания металлургии или рудных дел». Учёный привёл в ней сведения о рудах, полезных ископаемых, горючих веществах, перечислил поисковые признаки для рудных месторождений, рассмотрел способы добычи полезных ископаемых, дал описание рудничного оборудования, рассказал о плавильных операциях и конструкциях плавильных печей. Его книга была разослана на горные заводы и стала приносить ту практическую пользу, о которой так радел учёный. А впоследствии она помогла не одному поколению горняков и металлургов. М.В. Ломоносов исследовал атмосферное электричество. В своей работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», он изложил свою теорию образования электричества в атмосфере и предложил устанавливать на домах громоотводы. Он был выдающимся изобретателем и конструктором: он сконструировал аномометр – прибор для определения силы и направления ветра, прибор для измерения силы притяжения небесных тел к Земле, «ночезрительную трубу» для плавления в северных морях, перископ, зеркальный телескоп, рефрактометр. Поистине неисчерпаемы познания этого учёного. Трудно перечислить все области его научной деятельности. Как руководитель географического департамента Академии наук, он предпринимал много усилий для составления российского атласа и других карт Российского государства. М.В. Ломоносов подготовил первое в России издание, посвященное минералогии. В последующих работах учёный показал, как богаты разнообразными минералами недра России. Он работал над историей государства Российского, были напечатаны его книги «Краткий российский летописец с родословием», в которой описывались важнейшие деяния великих русских князей и царей до Петра I, и «Древняя российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава первого, или до 1054 года». Заботясь о распространении просвещения в России, Ломоносов был инициатором открытия в Москве университета, который был открыт 26 апреля 1755 г. 4. Заключение До последних своих дней Ломоносов продолжал работать. Умер Михаил Васильевич 4 апреля 1765 г. в возрасте 54 лет. Похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре. В последней годы слава М. В. Ломоносова распространилась за пределы России. Он был избран почетным членом Шведской и Болонской академий наук. А 10 октября 1763 г. М. В. Ломоносов в торжественной обстановке был избран почетным членом Петербуржской академии художеств. По словам А. С. Пушкина: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвящения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, Исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…» Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку. Человечество хранит благодарную память о Ломоносове, его имя увековечено в истории отечественной и мировой науки, культуры и просвещения. Используемая литература:Астафуров В. И. М. В. Ломоносов. М.; Просвещение, 1985Байкова В. Н. Именем Ломоносова названы // Химия в школе. М., 1999 №2 с.52Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. М.; ДРОФА , 2004 Большая детская энциклопедия: Химия/ Сост. К. Люцис. М.: РЭТ, 2000Марков А. Михайло Ломоносов. М.: Детская литература, 1985


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.