Реферат по предмету "Разное"


1. Риторика в системе гуманитарных наук и в контексте современной, общественно-политической  жизни

1. Риторика в системе гуманитарных наук и в контексте современной, общественно-политической  жизни. Риторический идеал – представление о прекрасной речи, которое есть у говорящего. Риторика – это наука об искусстве красноречия. Под знаком риторики сформировалась культура Средних веков, Эпохи Возрождения, да и Новое Время испытывает влияние риторики. Сейчас риторика возрождается на новом витке, интерес растет. Актуальными становятся проблемы взаимодействия СМИ и массовой аудитории, влияния на общественное сознание. Риторика является наукой, которая давала модель порождения речи. Она давала тот набор процедур, категорий, которые помогали развивать мысль, развертывать тезис речи. В античности это получило название топики (от слова «топос» - место). Это набор общих мест, которые позволяли развертывать систему рассуждений и доказательств. Риторика нужна не только говорящему, но и слушающему. В этом случае можно увидеть механизм манипуляций сознанием, распознать истинные и показные намерения. Слушатель может оценить качество текста, назвать его недостатки. Риторику различают общую и частную. Первая половина 19 века – Кошанский впервые их разделил. Общая риторика – теория красноречия, исследование тех закономерностей, которые являются общими для всех типов речей. Частная исследует какой-то отдельный род и вид речи. Например, судебная риторика.^ 2. Риторика в Древней Греции и в Древнем Риме. Диалоги Платона и их значение для формирование западно-европейской и русской словесной культуры. Истоком и этих понятий, и риторики как науки является Древняя Греция. Там был своеобразный культ слова. 5-4 век до нашей эры – существовали города-государства, где все проблемы решались на форуме. Каждый житель должен был уметь выступить или защитить себя. Красноречие у них находилось не под покровительством муз, как науки и искусство, а под покровительством богинь. Богиня убеждения Пейто и две Эриды, богини спора. Богиня диалектического спора (добрая) – спора, направленного на познание истины. Богиня агонального спора (злая) – цель: уничтожить противника. Эристика. Софисты – учителя красноречия. Теоретика: Корак (Коракс) – учитель Горгия, Торсимах. Школа философов-просветителей. Прекрасно владели формами публичной речи и логикой. Заложили основы риторики. Цель оратора, как полагал Горгий, это не раскрыть во время спора истину, а убедить слушателя в своей правоте. Истинный оратор одну и ту же вещь может и хулить, и восхвалять. Ориентирование на толпу, манипулирование, а не этическое познание. Софисты прекрасно владели ораторским искусством, являлись сторонниками изящной речи. Софисты встречают осуждение со стороны Сократа, Платона. Два различных риторических идеала. Софисты считают риторику царицей всех наук. Софисты умели ловко манипулировать убеждениями. Известный силлогизм «Рога» (силлогизм состоит из большой посылки, малой посылки и вывода): «Всё, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Ты имеешь рога». Известна история с Протагором, у которого был ученик, которого он учил бесплатно, а заплатил бы за учебу только в том случае, если бы он выиграл свое первое дело. Протагор рассердился на него и подал в суд. Он рассуждал так – если я выиграю дело, то ученик заплатит мне по решению суда, если же проиграю, то ученик таким образом выиграет свое первое дело и заплатит мне по договору. Ученик же хорошо усвоил его уроки и рассуждал так – если я выиграю дело, то не буду платить по решению суда, если же я проиграю, то не выполню тем самым условие договора и могу не платить. Сократ не оставил после себя никаких письменных работа, его мысли были изложены учеником Платоном. Он излагал их в форме диалогов. Это совершенно новая форма рассуждений. Действующие лица реальны (например, Сократ и известный софист Горгий). Два диалога «Горгий» и «Федр» имеют для нас особенную ценность. В них раскрываются представления о риторике софистов и Сократа. Риторическая модель спокойного и доброжелательного отношения к собеседнику. Здесь мы находим многое из того, что восприняла потом европейская наука (поэтому, вероятно, софисты считали риторику царицей наук): методика выяснения терминов и методика выявления общих понятий. «Горгий» - диалог почти агонального типа. Здесь рассматриваются этические проблемы риторики. Риторика рассматривается как мировоззрение, модель поведения в мире. Вопрос «как жить?» решается как вопрос «что такое риторика?». Сократ – Горгий, его ученик Пол (реальные персонажи) и Каликл (представитель золотой молодежи, который утверждает право сильного). Суть спора: пытаются определить сущность красноречия. Исходят из того, что это убеждение. Сократ говорит, что можно внушать веру, а можно сообщать знания о справедливом и несправедливом. Вера может быть истинной и ложной, а знаний всегда истинны. Для Горгия убеждать значит внушать веру. Это кардинальный пункт разногласий. По Горгию цель красноречия – играть настроением толпы, речь обращена не к свободному человеку, как речь Сократа, а к толпе. Как жить, какую модель выбрать? Этот выбор является нравственным – заняться поиском истины или нет? Сделав этот выбор, человек делает не только выбор в споре, но и этический путь обращения с людьми. Эстетические проблемы – что делает речь прекрасной. Категория гармонии. Как понимает гармонию Сократ? Это порядок в речи, ее упорядоченность. Порядок определяется умеренностью и мерой (длиной речи). Умеренность – это воздержанность, то есть поведение, которое соответствует долгу по отношению к собеседнику. Долг – это проявление справедливости. Это уже категория этики. Собеседники не приходят к согласию, остаются при своих убеждениях. Поэтому и спор является почти агональным. «Федр» - часто рассматривается как учебник риторики. Сократ и его ученик Федр. Федр приходит к Сократу и приносит речь софиста Лисия о любви. Обсуждая эту речь, они высказывают разнообразные интересные мысли. Разговор о том, как нужно размышлять и говорить о любви. Риторика предлагает общие познавательные модели: способы мыслить и говорить. Эти модели отражают законы человеческого мышления, отражают формы речи и мысли. Они получили название топосов (общих мест). Они составляют систему топику. Топ «род и вид», «целое и часть», «определение», «причина и следствие». Ломоносов выделял 16 топов, Сократ меньше. Риторика рассматривается как диалектика, умение вести беседу, спор. Вопрос: а что делает человека диалектиком? Диалектик должен обладать двумя способностями. Во-первых, это способность находить общее в разных явлениях, идти от рода к виду, от частного к общему. Индукция. Европейская наука черпала из риторики методологию исследования. Второе умение – идти от общего к частному, разделять все на роды и виды. Дедукция. Это содержание риторического топа «род и вид». Диалог содержит рекомендации, как следует определять понятие предмета. С Сократа определение дается через ближайший род и вид. Процесс объединения отдельных частей в целое и наоборот – топ «целое и часть». Смысловые модели «анализ и синтез». Любовь – определение. Это исступление двух видов: болезненное состояние и божественное. Четыре вида богов, связанных с божественным исступлением (Аполлон, Афродита, Дионис, Эрот). «Федр» - рассматривается как учебник риторики, потому что здесь дается анализ речей. Речь Лисия – ущербный тезис «Любящий и его чувства вредны любимому» и неправильное развитие речи. Сократ сначала оставляет тезис, но ведет рассуждение по правильным канонам. Потом он меняет тезис на правильный и опять ведет по канонам. Анализ трех видов речей позволяет видеть, что является ценным. Общие положения об эстетике красноречия. Категория «порядок» проявляется в структуре речи. Необходимо наличие в речи частей. Они должны быть расположены в определенном логическом порядке. Они должны быть соразмерны и симметричны, как симметричны части человеческого тела. Речь как живой организм, человеческое тело. Композиция речи. Расположение: сначала вступление, изложение, свидетельство, доказательство, выводы. Сократ описывает каждый этап и саму структуру расположения. В этом диалоге заложены идеи: основы учения о речевой ситуации. Речевая ситуация – это та сцена, где развертывается диалог или общение. Адресаты и типы адресатов. О самой речи и типах речей, которые соответствуют собеседникам. Говорит о времени и месте. В речи главенствует истина и мысль. Риторика по сути дела упрощала процесс мышления. Общие места, определяющие структуру – процесс речемыслительной деятельности регламентировался и упрощался. После Сократа и Платона – Аристотель. Автор многих теоретических трудов: «Логика», «Риторика», «Поэтика». В «Риторике» - три книги. Рассматривает и предмет риторики, и способы убеждения, говорит об особенностях самой речи, язык должен соответствовать предмету речи. Определение качеств речи: доступность, ясность, уместность. Много говорит об уместности: разная речь на форуме и суде. С упадком древнегреческой культуры риторика развивается в Древнем Риме. Расцвет – примерно первый век нашей эры, хотя Цицерон был еще до нашей эры. Возрастает роль судов, народных собраний. Потребность в навыках красивой убеждающей речи. Цицерон (примерно 100 – 43 год до нашей эры) – известный оратор, политик, писатель. Три книги: «Об ораторе», «Брут (О знаменитых ораторах)» и «О стиле речи». Оратор должен заботиться от трех вещах: что сказать, где сказать и как сказать. Цицерон указывал, что ораторов мало, потому что подлинное красноречие дается трудно. Основа – глубокое знание предмета. Квинтилиан – «Риторические наставления». Общее название 12 книг. В них систематизирован опыт и предшественников, и классиков, и собственный опыт автора. Есть разделы, которые посвящены практическим задачам риторики – анализ текстов. Римляне очень ценили возможность говорить красиво. Крен к эстетической стороне, а не к убеждению. С падением Рима риторика не прекращает свое существование, но видоизменяется. Средневековая риторика становится одним из компонентов тривия (набор предметов, которые необходимы для обучения, обязательная программа образования). В основном переходит к боголсовию, функция убеждения отходит на второй план. Не судебная речь, а проповедь. Но риторика поворачивается к литературе. Разрабатывается теория жанров, теория тропов, риторических фигур. «Изборник Святослава» (1073 или 1076 год) – трактат об образах византийского автора. Идет процесс вырождения риторики как науки. В Эпоху Возрождения появляются новые тенденции – они обусловлены общим ходом развития культуры. Христианство перестает ощущаться как господствующая религия, идет освобождение от догм. Человек – центр вселенной, антропоцентризм. Возрождается интерес к античности. Риторики начинают издаваться на национальных языках, а не только на латыни. Например, работы Буало уже на французском. Появляется новая форма риторики – светская беседа. Риторика развивается и в Европе, и в России.^ 3. Итоги отечественной риторической культуры. Риторика в России. До Ломоносовский период Первым памятником риторики в России – памятником-предшественником, как уже говорилось, являлся Трактат об образах, включенный в состав Изборника Святослава (1076 года). Первые занятия риторикой были в монастырях – это центры культуры и образования. Там появлялись первые риторики, там же им и обучали. Митрополит Макарий начало 17 века – Северо-Западный ареал (в который входила Вологда, Новгород, а позже и Москва) – риторика предположительна написана в Вологде, но потом митрополит перебрался в Новгород, так что риторика считается новгородской. Эта риторика представляла собой учебник в форме диалога. 2 книги. Первая «Об изобретении» - выборе содержания. Этот раздел целиком был оригинальный, написанный на основе материала русского языка. В нем раскрывались категории красноречия, автор писал о роде речей, о произношении. Второй раздел – «Об украшениях» - тропы, фигуры, как их называл автор – «вымыслы». Всего он их выделяет более 120. Позднее появилась риторика Усачева. Предположительно, она создана на базе риторики Макария, возможно, Усачев был переписчиком этой риторики. Это были своеобразные энциклопедии лексических и стилистических знаний. Вклад в развитие лингвистики – появились научные термины, которые потом войдут в науку, например, метафора, метонимия, гипербола. Так как риторики создавались в период неупорядоченности языка – в теории много эклектичного. Красноречие в этот период понимается как общая стилистическая форма и прозы, и языка. Ставится вопрос о трех родах (стилях). Феофан Прокопович – личность очень разносторонняя. Известный оратор, публицист, драматург. Преподавал риторику в Киево-Могилянской академии. Создал два серьезных теоретических труда – «Де Арто Поэтика», курс по истории поэзии и «Де Арто Риторика Либрис». «Риторика» замышлялась как руководство по составлению проповедей, но автор далеко вышел за рамки обычного пособия. Он рассматривает пять видов красноречия: эпидектическое (торжественное), церковное, эпистолярное (письма), «способ писания истории» и судебное. Труд Прокоповича традиционен по композиции: общая и прикладная риторики. Общая – история, суть, выдающиеся представители. Прикладная – конкретные рекомендации по пяти видам красноречия. Опирается на собственный опыт. Сторонник реформ Петра Первого, выдающийся оратор. Многие отечественные и зарубежные риторики цитировали его речь на погребение Петра как классический образец. Очень эмоциональная речь, начинается с вопросительных и восклицательных предложений. Прокопович расширил круг традиционных жанров, привлек для анализа современные произведения. Требование соответствия стиля произведения его содержанию и тематике. Две академии: Киево-Могилянская и Славяно-Греко-Латинская. С ними связаны традиции двух школ красноречия. Киево-Могилянская Академия – первое учебное заведение на территории современной Украины и Белоруссии. Не буллы духовной, принимала всех. Европейский уровень образования. Курс обучения – в классов (школ, как их тогда называли). Один из этапов – риторика. Очень большое внимание уделялось латинскому языку. Он использовался не только на занятиях, но и в повседневной речи, за ошибки строго наказывали. Внимание к поэтике и риторике. Связь между ними начинает обнаруживаться уже тогда. В конце риторик обычно помещали тексты: трактаты о переводах, письмах, а потом и художественные, поэтические тексты для анализа. Риторика традиционно разделялась на общую и частную (прикладную). Общая – сведения о родах, о изобретениях, о композиции. Частные составлялись по-разному, но всегда там присутствовал свод правил по составлению торжественных речей и писем. Судебное красноречие упоминается редко. Сами учащиеся должны были практиковаться в составлении речей, но им нельзя было составлять проповеди, если у них не было духовного сана. О высоком уровне развития академии свидетельствует то, что после окончания Московской академии туда был командирован Ломоносов. Семен Полоцкий – Слаяно-Греко-Латинская академия. Она сразу ставила целью подготовку лиц для духовной и гражданской деятельности с сильным уклоном в духовную. Фактически, это было богословское учебное заведение. Образование строилось по такому же типу, что и в Киево-Могилянской Академии – 8 классов, средние из которых изучали поэтику (пиитику) и риторику. Учащиеся не только знакомились с образцами ораторского искусства. В распоряжении директора были обозначены дни, когда надо было читать Цицерона, а когда – Ломоносова. Очень много занятий по античной поэзии – читали Овидия, Вергилия, Петрарку и так далее, много заучивали наизусть. В начале 19 века академия была преобразована в духовную. Риторика Порфирия Крайского – украинский монах. Знаменита тем, что была переписана вся (кроме нескольких страниц) рукой Ломоносова. Многие предполагают, что Ломоносов опирался на нее, при написании собственной риторики, однако это едва ли может быть правдой, так как при сравнении ясно видна огромная разница в уровнях и методах написания. Первая половина 18 века интересна тем, что проблемы риторики начинают затрагиваться в учебной литературе. Сложная переходная эпоха. С одной стороны – влияние традиций, с другой – влияние западной культуры. Особенности: приверженность к старым риторическим традициям, красноречие связано с богослужением. Наука о церковной проповеди. Интерес к торжественной речи. С другой стороны – появление интереса к социально-бытовой речи. Для развития риторики интересно то, что начинается такое тесное взаимодействие между риторикой и литературой, поэтикой. Кроме того, развитие форм практического красноречия и внимание к стилистике писем. В числе имен, связанных с риторикой – Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Новый импульс развитию теории красноречия. Тредиаковский – первый русский академик и первый профессор элоквенции (красноречия). Славяно-Греко-Латинская академия, потом Парижский университет. Российская академия наук одной из своих задач ставила проблему усовершенствования русского языка. Организовано Российское собрание – Тредиаковский был там членом, собирал филологические труды, переводы с разных языков. Разработал представление о слоге, о чистоте стиля. Вначале он выступает сторонником славянского языка. Отличает два типа употребления языка. Первый – высшее образованное придворное общество, которое хорошо владеет языковыми нормами. Второе – народное употребление. Свои мысли Тредиаковский излагал в своей академической речи «Слово о витийстве». Взгляды расходятся с Ломоносовскими, который ориентировался на народную основу. У Тредиаковского главное – двор, образованное общество. Но со временем его взгляды меняются. Он призывает любить и чаще употреблять родной язык. Русскому языку в то время везде был закрыт путь. Указывает на качества языка, которые могут сделать его популярным: широкое распространение, легкость усвоения, обладает национальным богатством, и все это делает его языком, заслуживающим использования. Эти мысли оказывают влияние на судьбу Академии. Елизавета подписывает регламент для Академии Наук, где официальными языками становятся русский и латинский, «а французский и немецкий никогда употреблен там быть не должен». Защита диссертаций должны была проходить сразу на обоих языках – два академика в разных углах зала, чтобы люди, особенно иностранцы, могли сами выбирать, кого слушать. Все ораторские речи должны были быть на русском – этот документ подписан рукою Ломоносова. Труды Тредиаковского в области риторики были весьма интересны. В первой трети 18 века риторика становится предметом школьного обучения, предметом, употребляемым в обществе. Становится популярен эпистолярный жанр, появляется много пособий по составлению писем. Когда появился новый гражданский шрифт Петра, то первая книга, напечатанная им была учебников по геометрии, а вторая – «Приклады, как комплименты пишутся разные» - письмовник, переведен с немецкого языка, показывает образцы немецкого эпистолярного стиля. Очень популярная книга, трижды переиздавалась за это время. Красноречие было объектом изучения не только духовенства, но и общества. Письма простых лиц: приятели, родственники, возлюбленные. Адресат становился более демократичным, но стиль по-прежнему представлял собой возвышенной плетение словес, очень сильно приукрашенное. Впервые устанавливаются нормы общения между людьми. Но все же в образцах присутствовало немало образцов народных выражений, пословиц. Например, «страдания одним ложкой, а другим ковшом отмеряются» - несомненно, это привнесено переводчиком. Европейские образцы приспосабливаются к российской действительности.4. Риторика Ломоносова. В 18 веке русская риторика развивается под влиянием стилистической теории Ломоносова. Филологические труды «Российская грамматика». Автор новой стилистической теории, которая определила развитие языка и сыграла большую роль в развитии красноречия. В России язык развивается в условиях двуязычия – духовный язык. Синтез двух языков происходит только во времена Пушкина. Большая роль в установлении норм. Риторики Ломоносова (две) – теоретический труд эпохи классицизма. Новаторство в том, что это первые русские общедоступные пособия по красноречию – до этого они все были на латыни и церковнославянском. Кроме того, это первые труды, написанные ученым, а не церковником или богословом. Первая риторика, так называемая «краткая» (1743) написана на русском языке. Ломоносов представил ее на обозрение в Академию Наук, где получил рекомендации переписать ее на латыни. Ее к изданию не рекомендовали. Но Ломоносов рекомендаций не послушался. Эта риторика была издана только после смерти Ломоносова. Пишет пространное произведение из трех частей. Первая часть – риторика. 1747 год. Издана, попала на читательский бум, моментально расходилась. Причины: доступность, русский язык, интересная по содержанию – много приведенных в качестве примеров текстов, своего рода хрестоматия новинок и классики. Первая риторика по композиции была более полной, там же был раздел «Произнесение». Разделы традиционные: изобретение, украшение, расположение (о композиции). Ломоносов много сделал для демократизации риторики. До него она предназначалась для духовенства. Теперь это светская наука. Впервые написана на русском языке ученым, а не церковнослужителем. Эта риторика рассчитана на широкий круг читателей – пособие для начинающего писателя, для преподавателя, для студентов, для обучающихся русскому языку. Первая риторика при жизни не была опубликована, а вторая пользовалась большим спросом. Ее структура: риторика, оратория и поэтика. Написана только риторика, все остальные части – в замысле. Ломоносов говорит, что риторика – это наука о красноречии, которая имеет целью склонить слушателя к своей точке зрения, то есть убедить его. Риторика Ломоносова ориентирована на устную речь. Иллюстрации в ней не только из устной ораторской речи, но из письменных текстов, из художественной литературы. Краткая риторика перерабатывается в этом издании, в ней нет противоречий, некоторые части не вышли, так как по замыслу они должны были войти в ораторию (рекомендации по составлению речей в прозе). Появляются новые главы, которых не было в первой части. Хрии – (крайне нравоучительная речь) – есть этот раздел. Опирался на предшествующий опыт, на античных теоретиков (Платон, Квинтилиан). Ориентируется на русскую национальную языковую культуру и литературу. По композиции риторика построена традиционно – три части: об изобретении, о расположении, об украшении. Первая часть представляет содержательную сторону речи. Это собрание разных идей, которые в речи должны быть. Идеи группируются в определенные классы: места риторические или топы. Ломоносов пишет о 16 общих местах. Они дают возможность последовательно раскрыть содержание темы. Любая тема может быть охарактеризована по 16 признакам: род и вид, целое и части. 16 мест дают возможность представить тему в общем виде. Топика указывает на те аспекты, которые должны быть освещены в речи, но дальше она загоняла оратора или пишущего в общие рамки и превращалась в схоластику. В первой части перекрещиваются идеи логики, лингвистики и социальной психологии. У Ломоносова много места посвящено проблемам логики, подробно разбираются силлогизмы. Полные силлогизмы (обе посылки и вывод), силлогизмы, где отсутствует одна из посылок (интимена) и силлогизмы с кучей посылок. Главное – не структура силлогизмов, а их смысловое выражение. У Ломоносова здесь связаны логика и грамматика, главенствуют языковые характеристики. Ломоносов собирает материал для своей будущей российской грамматики. Анализ эмоционального воздействия оратора на слушателя и анализ причин этого воздействия. Это зависит от возраста, образования слушателя. Останавливается на описании типов страстей, которые надо возбудить: негодование или высокие чувства. Пишет о качествах оратора: природные дарования, знание риторики, подражание талантливым авторам, самостоятельные упражнения в сочинениях и осведомленность в других науках. Важны также жесты, интонации, внешние черты, манера говорить. Глава «О синтаксисе витиеватых речей». Они были очень популярны в те времена, Ломоносов пишет о необычных сочетаниях слов и частей предложений. Пример – отрывок об Александре Македонском. Античные авторы этот синтаксис не рассматривали. Ломоносов дает характеристику созданию витиеватых речей. Примеры берет и из русской литературы. Риторика Ломоносова была первой отечественной хрестоматией. Сделаны переводы и в прозе, и в стихах, написана ода «Вечерние размышления о северном сиянии». Державина описание соловья и павлина вдохновило на создание двух стихотворений. Первая часть – идеи, содержание и выбор речей, их подача. Вторая часть «Об украшении» - рассматривает языковые средства, которые создают красоту речи. Рассматривает украшение как изображение речей пристыдными и избранными речениями. Чистота стиля, великолепие и другое. Ломоносов рассматривает тропы речений и риторические фигуры. Тропы речений – 6 тропов: метафора, синекдоха, метонимия, катахрезис, антономазия, металепсис. Метафора у Ломоносова строится на соотношении категорий одушевленности и неодушевленности. Ломоносов предостерегает от излишнего увлечения метафорами. Стилистические требования к метафоре: высокая – низкая (высокие слова – славянизмы, низкие – просторечные, они не могут быть смешаны, но если есть установка на речевой комизм, то можно допустить – например, громогласный комар). Синекдоху рассматривают как перенос от большего к меньшему и наоборот (род и вид, целое и часть. Пример: Россия им радуется). Действующее вместо страждущего (читать Вергилия), вещь вместо материи (собирать хлеб), материя вместо вещи (прощен железом), признак вместо его носителя (почитать седину). Антономазия – Цицерон-красноречивый, стихотворец-Вергилий. Катахрезис – перенос ради усиления или ослабления действия или свойства. Корабль плывет – корабль бежит. Металепсис – это перенос через несколько этапов наименований. Как десять жатв прошло. Тропы предложений. Их пять: аллегория, парафразис, эмфазис, гипербола, ирония. Аллегория – это перенос предмета от собственного названия и другое. Стечение многих метафор, сходных между собой. Пример: загадки, пословицы. Парафразис – описательное изображенное понятие. Юность лета – весна. Эмфазис – действие или состояние изображается не прямо, а разумеется из другого. Пример: под дерзким кораблем балтийские волны побелели (корабль идет быстро). Гипербола – повышение или понижение слова. Ирония – «через то, что сказываем, противное разумеем». Фигуры речений – компоновка слов, которые создают определенный рисунок речи. Это повторение, усугубление, восхождение, единознаменование, наклонение, согласование, многосоюзие, бессоюзие. А – великолепное пространство, высота. О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть. Л – нежность. Есть замечание об ударении, о неблагозвучии (всех чувств взор есть благороднее, плакать о отравлении друга). Третья глава «О расположении» - это композиция речи. Идеи, соединенные в порядок. Распоряжение разделяется на натуральное и художественное. Натуральное – такое, какое самой натуре следует (нулевой уровень композиции), а художественное: к доказательству добавить страсти, эмоциональной речи, то есть эмоционально нагрузить текст. Композиция хрии делится на 8 частей: приступ, парафразис, причина, подобие, пример, заключение… Хрия бывает полная и неполная, порядочная и непорядочная. Порядочная – все части идут по порядку. Классификация содержательной стороны: словесная, действенная и смешанная. Действенная изъясняет и доказывает действие. Словесная изучает и доказывает красоту речи. Были поставлены проблемы, которые выходили за пределы риторики. Соотношение русского и церковнославянского языка. Ломоносов отдает предпочтение русской национальной стихии. Приводит много народных выражений, пословиц, намечена концепция трех стилей. Очень много внимания уделено языковому мастерству оратора. Переплетаются проблемы лингвистики, логики, социолингвистики. Это серьезный труд по теории языкознания. Влияние на дальнейшее развитие теории красноречия в России – 18 век под знаком влияния риторики Ломоносова. После него – три направления исследования: сохраняется жанр риторик (письмовник Курганова), риторика развивается как теория ораторской речи (риторика Амбросия) и как учебно-воспитательная дисциплина (детские риторики, риторики Григория Глинки для молодых девиц). ^ 5.Риторика в России в после Ломоносовский период(вторая половина 18-19 в.) После него – три направления исследования: сохраняется жанр риторик (письмовник Курганова), риторика развивается как теория ораторской речи (риторика Амбросия) и как учебно-воспитательная дисциплина (детские риторики, риторики Григория Глинки для молодых девиц). Курганов – ученый-просветитель, соратник Ломоносова. Начало 19 века – 11 издание этой книги (60-годы 18 века). Это пособие для самообразования, рассчитанное на разночинскую молодежь. Разделы: грамматика, курс риторики, хрестоматия русской словесности, приложения. Первый свод русских пословиц и поговорок (впервые в печати), художественные тексты (Ломоносов, Херасков, Сумароков, Тредиаковский, первый словарь иностранных слов. В разделе риторических правил Курганов пишет об употреблении слов различной стилевой принадлежности. Часто пишет с юмором. Его стиль не архаичный. Употребляет народные пословицы, издевается над речью, которая перенасыщена иностранными словами, словами неясного смысла. Курганов предпочитает вопросно-ответную форму. Книга Курганова - вклад в борьбу за чистоту русского языка, за грамотность.Это доступный труд. Амбросий – последователь Ломоносова. Дается классификация видов речей: похвалительные (обличительная, похвальная, жалобная, поздравительная) и советовательные (побудительная и утешительная). Говорит о судебных речах. Разбирает язык качества речи. Есть глава о родах штиля – здесь он придерживался Ломоносовской концепции, но исходил из реально существующего двуязычия: церковнославянский и русский язык. Пишет о приемах смешения, взаимопроникновения двух языковых стихий. В послеломоносовский период риторика развивается как учебно-воспитательная дисциплина. «Детская риторика» - переводное издание, риторика Глинки в пользу молодых девиц. Ориентирована на женскую аудиторию. В основе – перевод французской риторики. Приспосабливается для русского читателя. Хрестоматия включает: произведения Державина, Хераскова, Ломоносова, Княжнина. Ориентированная тема, каноны классицизма, исповедует каноны сентиментализма. Эта риторика пробуждала интерес к сентиментализму и русской словесности.^ 6. Филологическая деятельность российской академии(конец18-19 в.) Риторики российских академиков. . Характерна филологическая деятельность членов Российской Академии. Она основана по инициативе Екатерины Первой, президент академии – графиня Дашкова, основана в 1783 году. Задачи: вычищение и обогащение русского языка и так далее, плюс создание грамматики, словаря и риторики. Первый толковый словарь 1783-1789 год. Открыты широкие курсы. Формируется жанр публичной лекции. Издается словарь. В работе над ним принимали участие видные ученые того времени. Для членов Академии особую роль играли риторики. Риторика Никольского и риторика Рижского. Никольский – филолог и переводчик. Звание академика получил за труды по риторике. У Никольского жанр риторики эволюционирует. Уже не поворот в сторону теоретической стилистики. Проблемы риторики и поэтики рассматриваются вместе. Но он не мог вырваться за пределы развития науки того времени, отобразил состояние словесности того времени. Его поэтика распространяется только на стихотворную речь. Иллюстрации из русской поэзии. От жанра зависит слог. Жанр разговорный есть у него учебное, басни, историческое, театральное, романическое, ораторское. Главное внимание уделяется проблемам устной речи. Риторика Рижского начинается разделом о чистоте речи. Рассматривает, что портит русскую речь: иностранные слова, областные слова, просторечия, неправильные неологизмы. Говорит о двуязычии и о правилах смешения этих двух языков. Рижский немного солидарен с Шишковым в неприятии иностранных слов – употреблять их можно только тогда, когда подобного слова в русском языке нет. Корректор – справщик, типография – книгопечатня. Приближается к проблемам стилистики – говорит о точности, ясности, богатстве речи. Вводит понятие русского слога (стиля). Описывает низкий стиль – разговорный и письменный, две разновидности. Письма Карамзина – низкий стиль. Средний стиль – посредственный – ораторическое употребление, когда нет сильной страсти. Высокий стиль связан с изложением высоких страстей, содержание украшают тропы, риторические фигуры. Образец – похвальная речь Ломоносова. Против чрезмерного насыщения разными тропами. Наступило время искания новых форм в теории риторики. Его риторика лишена схоластики. Выводит понятие вкуса. Это историческая категория – он есть свой у каждой эпохи. Шишков – риторик не писал. Член Российской Академии, после Дашковой – ее президент. После его смерти Российская Академия слилась с Академией Наук, образовав там филологическое отделение. Известные работы Шишкова: «Рассуждения о красноречии священного писания», «Возвеличение русского слова». Красноречие понималось им как хорошая и правильная русская речь. «Рассуждения о красноречии священного писания» - повод для своих рассуждений дает взаимодействие русского и французского, русского и церковнославянского. Говорит о нормах русского языка, но он не был филологом. Главный недостаток – отход от Ломоносовских традиций, он против пересмотра его учения. Он против его учения о стилях, защищает славянский язык. «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» - не приемлет нового направления. Отношение к заимствованиям и трафаретам эпигонов романтизма, которые наблюдались в речи. Эпигоны романтического стиля насаждали дурной вкус. Он против слащаво-романтического стиля. Неприятие иноязычных заимствований. Инетресно писал об уместности употребления слов в том или ином стиле.^ Рубеж 19 века. Начало века, появляются работы по теоретическим основам стилистики, принципы уже другие. Если Ломоносов основу стиля видит в специфике жанра, то исследователи склоняются к тому, что различия между произведениями обусловлены не жанром, а содержанием. Внимание к категориям, соразмерности и сообразительности. Соответствие формы и содержания. Появление категории индивидуального стиля – мысль о праве автора иметь собственный стиль. Появляются в риторике термины и понятия современного учения о стилистике и культуре речи. Меняется структура риторического произведения. Риторика остается учебной дисциплиной, преподается во всех университетах. Риторика остается и в школе. Сохранился учебник, по которому занимались студенты. Расцвет риторики в первой половине 19 века, во второй половине приходит в упадок, воспринимается как дисциплина схоластическая. На смену риторике приходит стилистика.^ Риторика Кошанского. Появилась в 1818 году. Кошанский впервые вводит разграничение риторики общей и частной. Общая состоит из классических разделов. Рассматривает изобретение, способы составления мыслей, предложений, рассматривает начало изящной прозы. Интересны замечания о лишних словах (неуместны и утяжеляют слог). В части «Расположение» автор пытается науч


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.