1. Вопрос 1а. Аудит Правовые основы аудиторской деятельности в РФ. 1. ФЗ «Об аудиторской деят-сти» № 119-ФЗ изменен 2006г. (определены пснятия цели, виды работ, входящие в состав А. д-сти, права и обязанности аудиторов и их взаимодействие с заказчиками, приведены правила оформления результатов А.проверки, отчета и А.заключения); 2. Кодекс этики аудиторов; 3. Федеральные стандарты» Об аудиторской деятельности» утверждены постановлением правительства РФ №696 с изменениями 2006г.4. ФЗ «О лицензировании аудиторской д-сти» № 190-ФЗ 5. ФЗ «О лицензировании отдельных видов д-сти» № 128-ФЗ 6.Законы общего пользования: ГК , НК РФ, Административный кодекс, Уголовный кодекс.Закон о рынке Ценных бумаг и т д. Существенность аудита:Аудит - это предпринимательская деят-сть по независимой проверке бух.учета фин.отчетности орг-ий и предприн-лей. :(статья №1 Закона. Об аудиторской деятельности). Данное определение А отражает единую цель. А – это выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица в соответствии порядка ведения БУ законодательства РФ. Для того чтобы выполнить цель существуют принципы А.- независимость, честность, объективность, конфидициальность, профессиональность, компетентность, добросовестность, ответственность.В задачи аудита бухгалтерской отчетности входят: контроль за имуществом предприятия формирование финансовых результатов использование финансовых ресурсов контроль за формированием налогооблагаемой базы на налоги ведение БУ в соответствии с законодательством • проведение мероприятий о достоверности финансовой отчетности. Аудитор - это физ.лицо, отвечающее квалификационным требованиям установленным уполномоченным фед.органом и имеющее аттестат аудитора.Права аудитора: Самостоятельно определять формы и методы проведения А. Проверять в полном объеме документацию, связанную с фин-хоз деятельностью субъекта, а также фактическое наличие любого имущества, указанного в документах. Получать у должностных лиц разъяснения в устной и письменной форме по возникшим вопросам. Отказаться от проведения А или от выражения своего мнения о достоверности отчетности в случаях непредоставления необходимой документации, либо выявления обстоятельств, которые могут оказать давление на мнение аудитора.Обязанности аудитора: Осуществлять А.проверку в соответствии с законодательством РФ. Предоставлять по требованию субъекта сведения о нормативных актах,законах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. В срок, установленный в договоре, передать аудиторское заключение субъекту. Обеспечить сохранность документов и сведений, полученных в ходе А. неразглашать их содержание без согласия субъекта. Государственное регулирование А.деят-стью осуществляет уполномоченный федеральный орган (Минфин), при нем действует совет по А.деят-сти. В законе об ауд. деят-ти в РФ отмечается, что аттестация на право осуществления ауд. деят-ти - это проверка квалифи-кации физ. лиц, желающих заниматься ауд. деят-тью. Для этого физ. Лица должны сдать 5 экзаменов: Аудит, БУ, Налоги, Право, АФХД. Лицам, успешно сдавшим квалиф. экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока действия. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалиф. аттестата аудитора являются: -высшее экономии, (или) юридич. образование, полученное в российских образоват. учреждениях, имеющих гос. аккре-дитацию; -наличие стажа работы по экономич.или юридич. специальности не менее трех лет. Ежегодно А-ры обязаны проходить программу повышения квалификации(40часов), после чего выдается сертификат. Порядок проведения аттестации на право осуществления ауд. деят-ти, перечень документов, подаваемых вместе с заяв-лением о допуске к аттестации, программы квалиф. экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федер., органом. Квалиф. экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам. Минфин РФ один раз в три года подтверждает повышение квал-ции аудитора. На оборот-ной стороне бланка квалиф. аттестата производится соотв. отметка о прохождении повыш. квалификации. Лишение аттестата аудитора в случаях (статья 16): -если аттестат получен с использованием подложныхдок-ов; -по решению суда в течение определенного срока; -при выдаче заведомо ложного заключения; -если а-р нарушил аудиторскую тайну; -независимости (нарушение независимости аудитора) Независимость аудитора и аудиторских фирм заключается в том, что аудитор не может осуществлятьаудит, если у клиента существует родственная связь; - если аудитор в течение 2-х лет не занимается аудиторской практикой - При отсутствии отметки прохождения программы повышения квалификации. Решение об аннулировании квал. Аттестата принимает федеральный орган но можно обжаловать это решение в течении 3-х месяцев со дня получения решения. Существует центральная аттестационная комиссия Минфина РФ, которая контролирует выдачу аттестатов аудиторам составляет вопросы по экзаменам, осуществляет контроль за деятельностью А-х фирм: Центрально аттестационно-лицензированная комиссия (ЦАЛАП)Лицензирование ауд. деят-ти, в т.ч. порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соотв. с Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деят-ти» и пост. Правительства РФ «О лицензировании ауд. деят-ти» № 190-ФЗ. Лицензирование ауд. деят-ти осуществляет Минфин РФ. Лицензия на осуществление ауд. деят-ти выдается сроком на 5 лет, кот. по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное кол-во раз. Требования и условия при получении лицензии: 1. наличие у аудиторов ауд. орг-зации квалиф. аттестатов аудитора; 2.наличие в штате ауд. орг-зации не менее 5 аудиторов, имеющих квалиф. аттестаты аудитора; 3. осуществление пред-принимательской деят-ти только в виде проведения аудита и оказания, сопутствующих аудиту услуг в соотв. с правовы-ми актами РФ; 4. соблюдение правил внутр. контроля качества проводимых лицен-зиатами ауд. проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с представле-нием в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соотв. с законод-вом РФ; 5. обеспечение сохранности сведений, составляющих ауд. тайну, кроме случаев, предусмотренных законод-вом РФ; 6. предоставления аудированным лицам информации об обстоятельствах исключающих возможность проведение аудиторских проверок; 7. уча-стие в обязательном аудите кредитных орг-чаций и банковских групп не менее 2-х аттестованных аудиторов; 8. наличие аудиторской фирмы при аудите банка стажа деятельности не менее 2-х лет. Для получения лицензии в МИНФИН предоставляют документы:1.Заявление;2 копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах с указанием ИНН; 3.документ об уплате лицензионного сбора: 4. копия о гос. Регистрации в качестве ИП;5. копия учредительных документов и свидетельства о пост, регистрации юрид. лица: 6.копия лицензии аттестата: 7. сведения о, руководителях, заместителях, и аттестованных аудиторах и др. МИНФИН принимает решение о выдаче или об отказе выдачи лицензии в срок не более 60 дней. С целью контроля за наблюдением требований и условий МИНФИНА проводит проверку требований. Срок проверки не должен превышать более 45 дней. По результатам проверки составляется акт в 2-х экземплярах. Один, из которых остается у ауд. фирмы. В случае выявления нарушений ауд. фирма направляет письменное предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроках их устранения. МИНФИН ведет реестр выданных лицензий. Лицензия может быть аннулирована в случаях: 1. составление заведомо ложного ауд. заключения: за уклонение от проведения внешней проверки качества работы и ли непредставление всей необходимой информации для проверки: за систематическое нарушение требований нормативно-правовых актов или стандартов ауд. деятельности.^ УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ В ХОДЕ АУДИТА. В России система нормативного регулирования ауд. деятельности находится в стадии становления, происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих ауд. деятельность, определение ролей и функций государства и общества.^ Аудиторская деятельность в РФ регулируется: - ФЗ «Об ауд. деятельности» № 1 19 ФЗ В нем определены место, цель и задачи аудита. - Фед. правила - стандарты ауд. деятельности, которые определяют общие вопросы регулирования ауд. деятельности и устанавливают нормы проведения аудита. -Положение о лицензировании ауд. деятельности № 190 -Положение о Совете по ауд. деятельности при МИНФИНЕ -Законы общего пользования (ГК и НК РФ. Положения по Б.У.,законы об АО, о рынке ценных бумаг). -Внутрифирменные аудиторские стандарты. Существует стандарт «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита». Его цель - определить требования к ауд. Фирме (аудитору) при осуществлении или проверки законодательных и нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бух. отчетности, проверяемой организации. Выявленные нарушения могут существенно или несущественно влиять на величину показателей бух. отчетности, могут нанести ущерб экон. субъекту, его участникам, гос-ву или третьим лицам.^ 2. Порядок проведения обязательного и инициативного аудита. Внутренний и внешний аудит. Инициативный аудит проводится по инициативе экон. субъекта. Обязательный аудит проводится в случаях установленных законом РФ.^ Критерии по каторым бухг. . отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверки: 1. Организационно-правовая форма экон. субъекта. По этому критерию обязательной ежегодной проверке подлежат ОАО. независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала. 2. Вид деятельности экон. субъекта: банки и др. кредитные учреждения: страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи: инвестиционные инсппугы (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании) внебюджетные фонды, источники, образования средств которых явл. предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производящие юрид. и физ. лицами: благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, источниками, образования которых являются добровольные отчисления юрид. и физ. лиц; Другие экон. субъекты, обязательная ежегодная проверка которых по виду их деятельности предусмотрена ФЗ-ми. указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. 3. Источниками формирования уставного капитала (уставного фонда) экон. субъекта. Экон. субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уст. капитале (фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам: 4. Фин. показатели деятельности экон. субъекта. Экон. субьекты. за исключением находящиеся полностью в гос-ой или муниц-ой собственности, подлежат ежегодно! ауд. проверке при наличии хотя бы одного из следующих финн, показателей их деятельности: Объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышающего в 500 т.р. установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда; Сумма активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда. Кроме того, обязательный аудит может осуществляться по поручению органа дознания, прокурора, следователя суд; к арбитражного суда, связанным с находящимся в их производстве уголовным (арбитражным) делом, а также рассматриваемым ими материалом о нарушении законодательства. Внутренний аудит дает информацию высшему звену управления всей организации о ее финансово-хозяйственной деятельности способствует созданию высокоэффективной системы Б.У. и внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений и подтверждает достоверность отчетов ее обособленных структурных подразделений. Существующая система внешнего аудита направлена в первую очередь на защиту интересов владельцев предприятий и организаций, акционеров, участвовавших в прибылях АО и контрагентов. Кроме того, в обязанности внешних аудиторовне входит инвентаризация, доскональная проверка правильности переоценки основных средств и ряд других вопросов. Анализ платежеспособности и фин. устойчивости организации проводится только в общем виде и без выдачи рекомендаций в отношении конкретных мер по улучшению фин. состояния организации. Все эти работы могут быть выполнены внешними аудиторами, но по отдельному договору и за отдельную плату. Помимо этого, объектом внешней ауд. проверки является Б.У. и отчетность за локальный период. Решить указанные проблемы позволяет служба внутреннего аудита: 1. Эта служба может постоянно контролировать правильность Б.У., налоговых и др. расчетов: 2. Работники этой службы могут выполнять и ряд др. обязанностей (в частности, по контролю правильности оценки имущества, по минимизации затрат на производство, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оптимизации налогообложения, автоматизации учета и составления отчетности и др.).Вопрос 3. Цель, основные принципы и содержание международных стандартов аудита. Стандарты аудита - это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. Несопоставимость бух. и фин. отчетов, недостаточная их прозрачность не позволяют выявлять истинное положение партнеров различных стан, что приводит к значительным потерям и даже краху международных корпораций. В связи с этим назрела необ-сть в установлении общих правил и положений, регламентирующих бух (фин) отчетность. Международные стандарты аудита предназначены для применения пи аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита др. информации и оказания сопутствующих услуг. Цель МСА регулирование единство организации, порядка и оформлении процедур, а также результатов А.д-сти во всем мире. Требования МСА принимаются к сведению или за основу при разработке национальных стандартов. Разработкой МСА занимается Комитет по межд. аудиторской практике (КМАП), кот. Является постоянным комитетом в рамках Совета Международной федерации бухгалтеров. МСА содержат: основные принципы; необходимые процедуры; рекомендации по применению принципов и процедур. Обеспечено единство структуры стандартов МСА включают в себя: - введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов; разделы, излагающие суть стандарта; приложения (для некоторых стандартов). Возможно отступление от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами. МСА (в количестве 47) делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой положение о межд. аудит, практике (ПМАП), имеющие четырехзначную нумерацию. В 1-ю группу, которая именуется «Введение», входят разделы: предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Предисловие способствует пониманию задач и методов работы КМАП (Комитета по межд. ауд. прак.), а также объема и статуса документов, разработанных этим комитетом. Назначение глоссария - ввести единообразное толкование терминов (их около 110), используемых в МСА. 2-я группа «Обязанности», раскрывает обстоятельства, при которых на аудитор и руководство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности. 3-я и 4-я группы («Планирование» и «Система внутреннего контроля) посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деят-ти клиента, определения уровня существенности аудиторских рисков. 5-я и 6-я («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты и рекомендации по получению аудиторских доказательств, в т.ч. с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов. 7-я и 8-я («Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита») содержат правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации. В 9-ой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласованных процедур. Положения о международной аудиторской практике дают аудиторам дополнительные рекомендации путем детализации и разъяснения применения международных стандартов аудита.^ 4. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита. Единые требования к аудиторской организации и индивидуальному аудитору по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита фин. (бух) отчетности утверждены Стандартом № 13 (Пост. Прав, № 532). Искажение фин (бух) отчетности может явиться следствием ошибок и недобросовестных действий.Ошибка - непреднамеренное искажение в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации (напр.. ошибки при сборе и обработке инф-ии, при классиф-и и и т.д.)^ Недобросовестными действиями понимаются преднамеренные действия, совершенные собственником, руководством или сотрудниками субъекта или третьих лиц с помощью незаконных действий (бездействия), приведших к искажению фин. отчетности или присвоению активов. Руководство и собственники в соответствии с закон-вом РФ несут отв-сть за предотвращение и обнаружение недоброс.действий и ошибок. Аудитор не несет ответ-сть за предотвращение ошибок и недоброс.действий. Риск необнаружения существенных искажений в результате недоброс.действий выше риска необнаружения искажений в результате ошибок, так как недоброе, действия могут включать специально разработанные и организованные схемы, направленные на их маскировку (подделка документов, намеренное неотражение хоз.операций или целенаправленное искажение фактов, предоставляемых аудитору). Риск необнаружения недоброс.действий руководства аудируемого лица намного выше, чем риск необнаружения недоброс.действий его сотрудников, так как руководство и представители собственника занимают положение, предполагающее их нмсокий авторитет, честность и порядочность, что дает им возможность обходить При планировании аудита аудитор должен: • сделать необходимые запросы руководству субъекта, чтобы получить представление об орг-ии бух.учета и внутреннего контроля для предотвращения и выявления ошибок и опр-ть, известно ли руководству аудируемого лица о недобросовестных действиях . • разработать процедуры проверки по существу для снижения до приемлемо низкого уровня риска того, что искажения, существенные для фин (бух) отчетности.В целом, являющиеся результатом недобросовестных действий и ошибок, не будут обнаружены. Если аудитор делает вывод о том, что искажение фин (бух) отчетности является или может являться результатом недоброе, действий, он должен проанализировать причастность к этим действиям определенного лица или лиц, особенно с точки зрения их положения в организационной структуре аудируемого лица. Обнаруженные факторы риска недоброс.действий должны быть документально оформлены и сообщены руков-ву субъекта, собственникам, а в некот. случаях -уполномоч. госуд. органам. Если аудитор приходит к выводу о невозможности завершения аудита по причине искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, то он может отказаться от задания. На возможные недобросов.действия или ошибки могут указавать обст-ва: 1. Нереальные сроки проведения аудита, устанавливаемые руководствомаудируемого лица. 2. Попытки руководства аудируемого лица ограничить объем аудита. 3.Выявление важной информации, которая до этого не раскрывалась рук-вом субъекта. 4. аписи на счетах бухгалтерского учета, которые трудно или невозможноподтвердить в ходе аудита. Противоречивые или неудовлетворительные доказательства, предоставленные руководством или сотрудниками аудируемого лица. 6. В значительной мере не завершенные или неадекватные бухгалтерские записи. 7. Хозяйственные операции, не подтвержденные документально надлежащимобразом. 8. Отсутствие выборки счетов бухгалтерского учета и т.д. Аудит организации в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны устанавливать ее достоверность во всех существенных отношениях. Конечная цель аудитора при выявлении ошибок - оценить их влияние на достоверность отчетности во всех отношениях. Аудитор должен отметить наличие ошибок в своих рабочих документах, в письменной информации аудитора руководству экон. субъекта по результатам проведения аудита и поставить об этом в известность руководителей, работников бухгалтерии и др. должностных лиц. При обнаружении ошибок аудитор может выбрать один из 2-х вариантов проведения: Не требовать внесения исправлений. (Этот вариант применяется тогда, когда ошибка незначительна по величине и существенно не затрагивает отчетности и в то же время не порождена незаконными действиями, напр: неправильные округления): Потребовать исправления ошибки. (Этот вариант может быть применен в случае выявления любой по величине ошибки, связанной с нарушениями юрид. достоверности информации, напр: отсутствие подписей и др. обязательных реквизитов первичных документов, неправильно внесенные исправления, а также в случае выявления ошибок, затрагивающих налогообложение). Если выявленные аудитором ошибки исправлены, об этом делается пометка в рабочих документах, если нет, то указывается, по какой причине и какие это имеет последствия. Для того чтобы у аудитора не было сомнений о том, какой вариант проведения выбрать, величина существенной ошибки может бать оговорена с администрацией фирмы на стадии планирования ауд. проверки.5. Цели и основные принципы федеральных аудиторских стандартов. Внутрифирменные аудиторские стандарты. Важную роль в ауд. деятельности играют стандарты аудита (Стандарт-это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке кач-ва ауд-та и сопутствующих услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации (ст. 9 ФЗ «Об-аудиторской деятельности»)), регулирующие проф. деятельность аудита. Эти стандарты имеют широкое признание во всем мире, т.к. позволяют достичь наибольшей ответственности и объективности в выражении ауд. мнения по поводу соответствия фин. отчетности общепринятым принципам ведения учета и составления отчетности. Ау д. стандарты устанавливают единые требования: 1. к процедуре аудирования: 2. к ауд. Заключению; 3. к самому аудитору. . На базе ауд. стандартов формируются программы для подготовки аудиторов и требования для проведения экзамена на право заниматься ауд. деятельностью. Ауд. стандарты явл. основанием для доказательства качества проведения аудита в суде и меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштабы ауд. проверки, виды отчетов аудиторов и методологию аудита, т.е. стандарты определяют базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы. Значение стандартов состоит в том, что они: обеспечивают высокое качество ауд. проверки; содействуют внедрению в ауд. практику новых научных достижений; помогают пользователям принимать процесс ауд. проверки: создают общественный имидж профессии устраняют контроль со стороны гос-ва; 6. помогают аудиторам вести переговоры с клиентом; 7. обеспечивают связь отдельных элементов ауд. процесса. Все стандарты подразделяются на федеральные и внутренние. Федеральные обязательны для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Внутренние составляются аудиторской фирмой для организации а-та, но на основании Федеральных стандартов. Федеральные стан-ты имеют разделы (структуру) 1. общие принципы 2. основные понятия, определения; 3. сущность стандарта; 4. практические приложения (схемы, таблицы, образцы документов).Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Пр (ст-т) N 1 - 7 . Общие стандарты (цели А., планир-ие А., Письмо-обяз-во, Права и обяз-сти и др.) Пр (ст-т) N 8 - 23. Рабочие стандарты (Разъяснения, получаемые от руков-ва субъекта, Докум-ие А., А.выборка, А.доказ-ва, Существ-сть и А.риск, Внутрифирм.контроль качества А. и т.д.) Пр (ст-т) N 24-30. Стандарты отчетности (Использование работы эксперта, Использ-ие работы др.А.орг-иии, Порядок составления А.заключения и т.д.) Пр (ст-т) N 31-35. Прочие стандарты (А. в условиях компьютерной обработки данных, Применимость допущения непрерывности деят-сти, Образование А., Хар-ка опутствующих аудиту услуг и т.д.) Первое поколение внешних правил носило название Российских стандартов(38). В данный момент их 31 ВНУТРИФИРМЕННЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА - состоит из 3-х частей: -введение - Основная часть; -Заключение. Внутрифирменные стандарты аудит-ой деятельности подразделяются: - на внутренние ст-ты действующих в аккредитованных профессиональных ауд-их объединениях; - стандарты аудит-х организаций и ИП. Внутрифирменный стандарт представляет собой документ, детализирующий и регламентирующий единые требования и организации работы ауд-ов, а также к осуществлению и оформлению аудит-ких услуг. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности А.орг-ции. Внутренние стандарты А. орг-ций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований стандартов и по повышению качества А.проверок. Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям: а) полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторскойдеятельности; б) сделать технологию и организацию проведения аудита болеерациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельныхучастков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документовтехнического характера), обеспечить дополнительный контроль за работойассистентов (помощников) аудитора; в) содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии; г) обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска; д) детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита. К внутренним стандартам аудиторской организации могут относится принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению, в аудиторской организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности. Внутренние стандарты в обязательном порядке утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, а в случаях, предусмотренных учр. док-тами А.орг-ции, - советом учредителей или другим уполном. органом. Внутренние стандарты, регламентирующие внутрифирменный контр качества аудита, должны содержать положения по осуществлению контроля за выполнением требований внутренних стандартов. Такие стандарты разрабатываются крупными ауд. фирмами и являются их интеллектуальной собственностью. Наличие внутрифирменных стандартов облегчает ауд. проверку, повышает ее качество и унифицирует рабочую документацию фирмы. Внутрифирм. стандарты могут состоять из отдельных блоков, включающих в себя стандарты по внутренней структуре фирмы, организации ее деятельности, стандарты проверки правового обеспечения деятельности клиента, стандарты проведения аудита по отдельным разделам, стандарты по проверке экон. субъектов, обладающих общими признаками (малые предприятия, предприятия с иностр. инвесторами), стандарты по проверке предприятий отдельных отраслей и сфер деятельности.Стандарты проведения аудита по отдельным разделам включают в себя: вопросник или тесты по соответствующему разделу: перечень ауд. процедур и последовательность их проведения; типовую схему проверки: перечень нормативных документов; состав первичных документов: регистры аналитического и синтетического учета: 4._ формы, статьи и таблицы бухг. отчетности, в которой отражается проверяемый показатель: 5. описание альтернативных решений в случае их наличия; 6. классификатор возможных нарушений.V Вопрос 6. Планирование аудита Программа аудита. Стандарт №3 ауд. деят-сти, разработанный с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухг.) отчетности. Ауд. орг-ия и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.^ Планирование работы проводится для выявления потенциальных проблем и выполнения работ с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в ауд. проверке, а также координировать такую работу. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деят-ти аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деят-сти. Получение инфор-ции о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события,операции и другие особенности которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бух.) отчетность. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудитор. процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации ауд. процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.^ Общий план. Общий план аудита включает: формирование ауд. группы, т.е. определение численного состава аудиторов и их квалификации. распределение аудиторов по конкретным участникам аудита. инструктаж группы. контроль за работой аудита. выбор методики, связанной с практикой реализации ауд. процедур. порядок привлечения эксперта; порядок документального оформления особого мнения члена ауд. группы при возникновении разногласий в оценке фактов группы. При разработке общего плана аудита аудитору необходи-мо принимать во внимание: а) деятельность аудируемого лица, в т.ч. особенности аудируемого лица, егодеятельности, финансовое состояние и т.д.; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в т.ч. учетнуюполитику, и ее изменения; в) риск и существенность; г) характер, временные рамки и объем процедур, д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверкувыполненной работы е) прочие аспекты, в т.ч. особые обстоятельства, срок работы сотрудниковаудитора, форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу^ Программа аудита Программа аудита явл. развитием общего плана аудита и предусматривает собой детальный перечень ауд. процедур, необходимых для практичной реализации плана аудита. Она явл.. с одной стороны, подробной информацией, с другой стороны - средством контроля качества. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимостиуточняться и пересматриваться в ходе аудита. Причины внесения значительныхизменений в общий план и программу аудита должны быть документальнозафиксированы. Таким образом, программа аудита - это детальный перечень аул. процедур, необходимых для проведения аудита с указанием сроков исполнения и составления рабочей документации.^ Вопрос 7. Согласование условий проведения аудита Клиент согласовывает условия проведения аудита с аудитором на основании договора. От правильности и четкости составления договора во многом зависит качество и бесконфликтность проведения ауд. проверки. Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деят-стью субъекта, принятия решения о возможности оказания А.услуг субъекту и направления письма-обязательства А.фирмы субъекту. Договор на проведение аудита явл. официальным документом, регламентирующим отношения между субъектом и А.фирмой. Договор на оказание А.услуг может иметь существенные отличия от других договоров, используемых в хоз.практике. Это, прежде всего, учет вдоговоре уровня аудиторского риска и следовательно, разделение ответственности между исполнителем-аудитором и субъектом, атакже интересы третьих лиц(пользователей финансовой отчетности). В ГК РФ отражен новый вид договора: договор на безвозмездное оказание услуги. ^ Особенностями этого договора являются: 1. Понятие безвозмездного оказания услуг (т.е. главное действие, а не результат, т.е. по окончании ауд. проверки составляется ауд. заключение). 2. Порядок исполнения договора. (При выполнении договора на ауд. проверку, право оценивать ее качество заказчику не предоставлено. Такие права имеют орган, выдавший лицензию, после соответствующей перепроверки, а также .арбитражный суд. Это одно ив условий независимости ауд. проверки). 3. Оплата услуг. (Договор должен обязательно содержать обязательство заказчика об оплате работ вне зависимости от содержания ауд. заключения. Кроме того, при решении вопроса об оплате надо предусмотреть распределение риска. Риск случайной невозможности исполнения договора, возникший по вине заказчика, несет заказчик., а услуги аудитора должны быть оплачены в полном объеме). 4. Определение последствий невозможности достижения результатов работы. (Суть в том, что если возникли обстоятельства, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает аудитору все расходы. Чтобы конкретизировать этот момент, надо согласовать возможную оплату исходя из количества и состава группы аудиторов и их почасовой оплаты). 5. Обязательства сторон при одностороннем отказе от исполнения договора, (заказчик и исполнитель могут односторонне расторгнуть договор, но с условием со стороны заказчика явл. оп