1.Восточные славяне в VI - VIII вв. н.э. Быт, нравы, религия, политическая история. Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI - VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян. Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши. Этнической основой древнерусского государства - Киевской Руси - стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине 1 тысячелетия н.э.Главным занятием славян было земледелие. Такое земледелие называлось подсечным, или огневым. Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие - это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил. Появился железный плуг; железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли.Хлеб был главной пищей славян. Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел.Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. По летописям нам известны основные славянские племена - поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточнославянского мира и начнёт подчинение других. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян. ^ 2. Древнерусское гос-во, его эконом и общественно-полит устройство.Русский летописец начала 12 века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись леген-ду о призвании в качестве князей трёх варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859 г. Новгородцы «изнавши варягов за море», что привело к междоусобице. Собравшись на совет, решили пригласить княжить на их земле варяжских князей. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший изкоторых Рюрик положил начало княжеской династии. После смерти Рюрика Олег объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось государство Русь.Во главе государства стоял князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли уравление страной, суд, сбор дани и пошлин.В 862 г. Рюрик обосновался в Новгороде. Через 2 года братья умерли, Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили Киевлян от хазарскойдани.После смерти в 879 г. Рюрика власть в Новгороде захватил Олег.882 г. Олег предпринял поход на Киев, представившись купцом и захватил его.После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь. В его княженье в 944 г. Был подтверждён договор с Византией на менее выгодных условиях.945 г. – восстание древлян. Игорь, собрав дань один раз, решил, что ему мало. Вернулся во второй – восстание.После смерти Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа древлянам, казнивболее 5 тыс. человек. Ольга установила «уроки» - размер дани и «погосты» - ме ста сбора дани. Затем князем становится Святослав. Он защитил Русь от набегов кочевников и расчистил торговые пути в другие страны. Начал присоединение земель вятичей, нанёс по-ряжение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, отразил натиск печенегов.972 г. – Святослав по дороге в Киев попал в засаду печенегов и был убит.После гибели Святослава князем становится Владимир. При его правлении все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны от Карпат, червленские города. ^ 3.Княжеская власть.Соц. экономические основы древней руси Государство восточных славян сложилось как раннефеодальное государство, власть в котором принадлежала князю, опиравшемуся на дружину. В случае необходимости созывалось ополчение. Князь исполнял судебные функции и функции защиты от внешних врагов. За это племена платили ему дань "полюдье", собиравшееся зимой, во время объезда князем подчинённых ему территорий. Отношения с Византией определялись, главным образом, заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для достижения этой цели многие киевские князья предпринимали военные походы на Константинополь, которые, в случае удачи, завершались торговыми договорами. Помимо славян, в состав государства входили и другие этнические группы, в основном финно-угорские: меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещера и др. Уже на самом раннем этапе своего развитие восточнославянское государство складывалось как многонациональное. При решении каких-либо задач князь опирался на ближайших помощников - старшую дружину, а также местных князей, местную знать, вышедшую из родо-племенной верхушки. Из этих групп и формировался класс феодалов, во главе с великим князем с дружиной, делившейся на старшую и младшую. Старшие дружинники всё чаще стали называться боярами, младшие - отроками, что было показателем социального статуса, а отнюдь не возраста. Экономическую основу существования зарождающегося феодального класса на первых порах составляла дань, собираемая во время уже упоминавшегося полюдья. Также в обществе были челядь и холопы - различные категории рабов по древнерусской терминологии, так и лично свободные крестьяне-смерды.1072г. «Русская правда»(«Правда Ярославичей» 2-ая часть) - своды законов. 4.Христианизация Руси. Культура древней Руси.Принятие христианства явилось важным шагом в истории Киевской Руси. Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения, как отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни Руси с момента образования государства. Нуждам нового государства и его феодальной верхушки языческие представления подходили плохо. Необходимость изменений в сфере религиозных верований была осознана Владимиром и его приближёнными раньше, чем возник вопрос о принятии христианства. Сначала была предпринята попытка реформировать традиционную религию. Но, в дружине самого князя было много представителей других народов, для которых любой славянский бог являлся чужим и непонятным. Кроме того, отношение соседей к языческому государству было далёким от признания в нём равноправного партнёра, особенно это касалось Византии. Собственно, после принятия решения об отказе от языческой веры, вопроса о том, какую религию принять, не стояло. Ясно, что это должно было быть христианство византийского образца. Причин тому было много: уже бабка Владимира, княгиня Ольга, приняла крещение в Константинополе, среди его дружинников было много христиан, в Киеве существовали христианские церкви, и православие не было для восточных славян абсолютно незнакомой верой. Кроме того, именно Византия была тем государством, контакты с которым представляли для Древней Руси наибольшую ценность. Киевская знать охотно приняла христианство - оно помогало ей властвовать над народом. Но народ во многих местах сопротивлялся новой вере. Христианство нередко вводили силой. Церковь получила от князей большие земельные владения и десятую часть государственных доходов ("десятину").Христианство сильно укрепило Древнерусское государство. Оно поддержало княжескую власть и облегчило связи с другими государствами, где была принята христианская религия. Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее, чем при язычестве.Особенно это было заметно при князе^ Ярославе, прозванном Мудры ^ 7.Экспансия западного и северозападного Руси .Русское гос-во и великое Литовское. В состав Литовско-русского государства вошли древнерусские земли: Полоцкая, Смоленская, Киевская, Чернигово-Северская, Волынская, самая южная – Подолье,Гатчина. Древнерусские земли входили на правах автономии.Великие князья литовские собирали дань с присоединенных земель и привлекали к участию в общеземском ополчении местных вооруженных сил. Такие отношения закреплялись в уставных грамотах. Присоединение шло вооруженным путем, но русские земли в составе Литовско-Русского государства долгое время сохраняли свои особенности, внутреннюю структуру и политическое устройство. В первой половине 15в территория Московского государства увеличивается с присоединением русских земель Литвы: Чернигово-Северских и Смоленских.Таким образомк середине 15в складывается основная территория Русского государства. ^ 8.Возникновение Великого московского княжества и начало объединения вокруг русских земель Предпосылки объединения земель: 1.эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти вызывало необходимость расширения обмена и торговли между отд кн-вами 2.формирование на местах опыта управления и создания структур управления 3.мощным стимулом явилось стремление освободиться от внешних врагов. 4.народ устал от бесконечных войн, распрей, и поэтому они хотели стабильности; за объединение выступала церковь 5.сохранилось культурное единство русского народа. Это нашло отражение в языке, лит-ре, обычаях, трдициях. 6.Центром объединит движ-я стала Москва. До 1280 года М была простой крепостью, первым Моск князем явл Даниил Александрович (сын Ал. Невского) Причины возвышения Москвы: 1.выгодное географич полож-е (а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север и соотв с севера на юг б. Удобные водные пути в. Моск кн-во занимало центр полож-е )2. Умелая политика моск князей(а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении своих земель б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы для привлечения насел-я в эти р-ны в. Умели извлечь выгоду из отношений с ЗО г. введение института наследования престола от отца к сыну) 3.Помощь церкви и сочувствие духовенства (в 1326 г митрополичья кафедра была перенесена в М) 4.отсутствие сильных врагов 5.нац сочувствие моск князьям. В глазах народа М княжество представлялось процветающим и стабильным, поэтому жители других регионов тяготели к М. Этапы объединения: I этап: 1280-1389. Иван Калита (1327-1340), Симеон Гордый (1341-1353), Дмитрий Донской (1359-1389). Это период роста авторитета М княжества в полит, эконом, духовн аспектах, а именно (1.за этот период терр-я М к-ва увеличилась до 200.000 кв км 2.благодаря М кн-м прекратились набеги татар на русск земли 3.были ослаблены и приведены в зависимость от М князя крупнейш противники (Тверь, Новгород, Рязань) 4.М становится центром русского православия 5.ярлык на княжение во Владимир-Суздаль земле закрепился за М князьямими 6.на этом этапе наблюдается приток служилых людей из др кнв 7.именно М кн-я в 1380 г организовали первую победу против т-м II этап: 1389-1462. Период кризиса в образовании М г-ва. В этот период вновь усиливаются соперники М князя Новг-д, Тверь, Северо-галичская земля. Василий 2 Темный смог окончат-но отстоять завоев позиции. Оконочат-но М становится центром Р православия, а именно в 1448 г впервые были проведены самост выборы митрополита. В 1439 Визант церковь пошла на воссоединение с католич церковью, т.е. состоялась Флорентийская уния. М церковь отказалась подписать унию. III этап: 1462-сер. XVI в. Иван III, Василий III, Иван IV Грозный. Происходит завершение объединения русск земель, получение полной полит незав-ти и юрид оформл-е институтов гос. власти ^ 9.Борьба Дитрия Донского и Ивана 3 за освобождение от татар.В XIV -- XV веках на Руси происходит постепенное преодоление феодальной раздробленности и образование единого централизованного государства.Во второй половине XIV века продолжалось расширение Московского княжества. Золотая Орда, напротив, слабела, истощённая междоусобицами ханов.С 1360 по 1380 год сменилось 14 правителей Орды. В русских землях усиливалось народное сопротивление татаро-монгольскому игу. С 1359 по 1389 год в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Он был талантливым полководцем мужественным патриотом. Если Иван Калита золотом добывал у Орды мир для русского народа, то его внук возглавил народную борьбу против монгольских завоевателей.Золотоордынский хан Мамай решил расправиться с непокорной Москвой.Он задумал повторить Батыево нашествие. Мамай собрал сотни тысяч воинов, и в августе 1380 года выступил в поход на Москву. Князь Дмитрий, узнав о движении татарских войск, призвал рус-ских князей объединиться для борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига. На призыв Дмитрия в Москву пришли княжеские дружины и ополчения крестьян и ремесленников из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского,Муромского и других княжеств. Собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. В ночь на 8 сентября 1380 года русские войска переправились через Дон и расположились на равнине, которая называлась Куликово поле. По-зади русских войск были реки Дон и Непрядва.В центре Дмитрий поставил большой полк, перед ним “передовой”полк, на правом фланге полк правой руки, на левом -- полк левой руки. В лесу укрылся засадный полк.Он то и нанес поражение татарам. Мамай наблюдал за ходом боя с высокого холма. Увидев поражение своих войск,он бросил богатый шатёр и ускакал. Звоном колоколов и всеобщим ликованием встретила Москва победителей. За славную победу народ прозвал князя Дмитрия -- Дмитрием Донским. Ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. заключив союз с крымским ханом МенглиГиреем, Иван III начал готовиться к разрыву с Ордой. В 1478 году Иван III в присутствии московских бояр и ордынских послов разорвал и растоптал договор с Ордой, заявив, что больше не будет подчинятся хану и платить дань. Ханских послов выгнали из Москвы.Летом 1480 года он с большим войском подошёл к реке Угре, впадавшей в Оку недалеко от Калуги. Иван III поставил свои полки на противоположном берегу Угры, преградив татарам путь к Москве. Много раз татарские всадники пытались переправиться через реку, но русские встречали их дождём стрел и огнем пушек. Четыре дня продолжался бой на Угре. Потеряв изрядное число своих воинов, Ахмат отказался от переправы. Затем Иван 3 в ноябре послал отряд русских на тер. Золотой орды, а т.к монголы были одеты по-летнему они потерпели поражение.Таким образом Ивана III стали величать государем всея Руси, а Русское государство – Россией. ^ 10.Формирование великого гос-ва и его особенности Образование Московского царства: причины возвышения Москвы.Собирание Русской земли (1236-1462) совершалось медленно, и даже 200 лет спустя, ко времени вступления на престол Ивана 3, территория Московского княжества по размерам была довольно скромной: превосходя Тверь и Рязань, Москва всё же значительно уступала княжеству Литовскому и Новгородской области. Клин, Вязьма, Калуга, Коломна, все на расстоянии 100-170 вёрст от города Москвы ; Нижний Новгород, в 400 верстах – определяли приблизительно границы Московских владений на запад, юг и на восток; и только на север рубеж Московского княжества выдвинулся далеко: в Заозёрский край (Белоозеро ( 700 вёрст) и в зырянские леса и болота (Устюг (900 вёрст)). Зато это был край гуще населённый, более зажиточный, что не осталось без влияния на быстрый последующий рост княжеских владений. За 60 лет при Иване 3 и Василии 3 (1462-1533) территория московская выросла почти в 4 раза. При Иване Москва в один приём поглотила обширные земли Новгородской области, что сразу приблизило её к Финскому заливу, Белому морю и Ледовитому океану, втянула в себя Вятскую землю, Пермский край, прикоснувшись, таким образом, до Уральского хребта; а покорив Тверское княжество и сумев привлечь на свою сторону мелких князей чернигово-северных, она вошла в непосредственное соприкосновение с Литвой. В княжение Василия 3 падают последние остатки независимости в Северо-восточной Руси: Псков и Рязань. С 1523 года на всём протяжении её существовала одна только власть – великого князя московского. Прекращение уделов, распространение на все области Северо-восточной Руси единой власти превратило хозяина московской земли из прежнего удельного князя-собственника в князя-государя. Прежнего московского князя можно сравнить с крупным богатым помещиком: владелец обширных угодий, пашен и лесов, бесконтрольный властелин над сёлами и деревнями, населёнными многочисленными крестьянскими душами, окружённый большой покорной дворнёй, готовой к его услугам, такой барин-помещик жил в своё удовольствие, мало заботясь о том, что лежало вне его личных интересов и выгод. Сама Москва-город была в своём роде помещичьим имением: в центре лежала барская усадьба – княжеский Кремль; а вокруг него – всякого рода дворовые постройки, населённые дворнёй, обязанной обслуживать её хозяйские нужды. Раньше деятельность московского князя протекала в среде таких же, как он, хозяев-помещиков (вотчинников): всё это были близкая или дальняя родня, свои Рюриковичи, и всякая война, спор или соглашение носили характер то домашней распри(ссора, раздоры), то желания поддержать добрососедские отношения. Теперь московский князь, а вместе с ним и всё население его княжества очутились в совершенно ином положении: вокруг соседями были совершенно чужие люди; кроме прежних татар бок о бок оказались Литва, Ливонский орден, шведы: каждая такая группа представляла собой особый народ; каждая со своими отличительными признаками: свой язык, свои обычаи. Хотя свои этнографические и культурные особенности русский человек выявил в себе уже давно, но только теперь явилась у него осознанная потребность закрепить и выявить их, поставить свой родной язык, веру и порядки в условия, благоприятные для дальнейшего их существования – короче говоря, только теперь русские люди почувствовали себя народом, нацией, единым, отличным от других политическим целым.Внешнее выражение политическая независимость московского князя нашла в титулах царь и самодержец, которые начинают входить в употребление в официальных бумагах того времени: при Иване 3 – в отношениях с орденами Ливонским и Тевтонским, при Василии 3 – кроме немецких орденов, ещё с германским императором, с папой, с Данией, со Швецией, а также в делах внутреннего управления. От императора Максимилиана Василий 3 добился признания за ним титула «цесарь и обладатель всероссийский». Если Иван 3 мог себя считать наследником византийской короны, тем более имел на это право Василий 3: как сын византийской царевны, он был кровно связан с византийскими императорами. Этими титулами князья хотели заявить, что они больше не данники татар и вольны распоряжаться своей землёй независимо от давления посторонней воли, что никто из других государей не имеет права вмешиваться в их внутренние дела, что они не вассалы и никому не подчинены. Таким образом, величаясь самодержцами и царями, Иван 3 и Василий 3 определяли исключительно внешнее, международное положение и далеки были от мысли характеризовать ими своё положение внутри гос-ва ему лишь. ^ 11.Русская церковь и культура XV векаВ положении сословий появляется немало нового. Всё больше общинных, чёрных земель переходили к князьям, боярам, иерархам церкви – путём захватов, дарений, купли-продажи. Появляются помещики-владельцы земель, дарованных князем своим дворцовым или военным слугам. Холопы составляют собств-ть своих господ, кот-е могли их продать или купить. В 15 в. усиливаются недовольства крестьян и холопов. Крестьяне протестуют против захвата их земель, против увел-я барщины и оброка. Неоднородным было положение ремесленников, в городе одни богатели, другие беднели. Купцы имели свои объединения или корпорации. Звание купца передавалось по наследству. Торговцы и ремесленники жили на посаде, где их селили князья и бояре («Посадские люди»). Они давали деньги на строительство. На рубеже 15-16в. в городах появились приказчики, они ведали строительством и ремонтом городских, проводили различные сборы.Патриотизм, подвиги простых русских людей стали темами многих эпических и литературных произведений. В это время происходит как бы второе рождение героических былин, переосмысливаются прежние сюжеты. Борьба с татарами становится главной темой нового фольклорного жанра – песен. Наряду с историческими песнями создавались и другие литературные произведения. Среди них «жития» Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Пермского, Александра Невского. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др. В ХIV-ХVвв. Окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В древнерусских церквах появились высокие иконостасы, заменившие прежние алтарные преграды. Расцвет московской школы живописи начался с 80-х годов ХIV в. и связан с именем Андрея Рублева. Главная идея иконописца объединение русских людей во имя мира и покоя, постижения нравственной чистоты. Апогеем творчества Рублева считается икона «Троица», написанная в память Сергию Радонежскому. ^ 12.Реформы Ивана Грозного. Избранная рада.Иван 4. Внутр. пол. В 1530 родился. Около 1549 г. Вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей,получивший название «Избранная рада». Её возглавлял А. Ф. Адашев.В работе Избранной рады также учавствовали: князья Д. Курлятев, А. Курбский,М. Воротынский и др. Янв. 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царст-во. В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних расприй, роль законодательного и совещательного органа приновом князе, а позднее при царе играла Боярская Дума. 1538-1547 гг в период боярского правления. В 1547 году 16 лет и он венчаться на престол. Женой Анастасия Роман-на Захарьина-Кошкина. Все время правления И4 можно разделить на 2 периода: 1 - 1537-1565 - период демократических преобразований, 2 - 1565-1584 гг - период опричннины.В 1период реформы: гос упр-я - суд реф-ма -церков реф-ма -воен. направлены на дальнейшее укрепление М г-ва. нач формироваться основы сосл-предст мон-хии. расширяется система центр исполнит органов, приказов. Числ приказов в это время возрастает до 30. Высшие гос долж-ти в этот период занимались по знатности рода. В 1552 г была создана спец дворовая тетрадь, куда было внесено 4000 знатных фамилий по знатности рода. Этот принцип получил название местничества.Судебная реформа:В 1550 г новый судебник, на основе Суд-ка И3. отражены проблемы уголовно-проц права, сословная политика, система гос устр-ва.Сословная политика:В соответствии с суд-ком укрепл позиции дворянства. дворяне не были подсудны суду наместника, судились только царем, двор не могли превращаться в холопов, меры по ослаблению боярского сословия (была отменена система кормлений, вместо кормов введено ден жалование), для ограничения произвола бояр во время суд процессов в судах введен институт целовальников- выборные целовальники из дворян и купцов. введ наказания за взяточничество. В отношении кр-н тенденция дальнейшего закрепощения (все кр-не были учтены и записаны в писцовые книги, был подтвержден Юрьев день).Церковная реформа: Цели: 1.дальнейшее укрепление и централизация г-ва на идейной основе.2. Ослабление экон интересов церкви В Стоглаве был закреплен и унифицирован единый пантеон святых, были выработаны единые каноны церк живописи. Для ослабления эк мощи ц-ви отмечено, что ц-вь должна была вернуть г-ву все земли, полученные в период боярского правления. Ц-вь платить налоги г-ву. при церквях открывать богодельни, приюты и книжн училища для обучения детей грамоте. И4 попытку усиления роли г-ва в решении церк вопросов: царь вмеш во все вопросы церк обрядности, окончательно утверждал митрополию.Военная реформа: с целью укрепления армии М г-ва. упорядочена военная служба. введено 2 вида в.с. 1 - по отечеству. Несли дворяне и бояре. Эту службу несли с 15 лет, передавалась по наследству. с каждых 150 десятин земли дворяне должны предост 1 воина конно и оружно. 2 вид - по прибору. формир стрелецкого войска. свободные посадские люди. За службу получ небольш зем уч-ки на время службы и небольш ден жалов-е и к концу правл-я И4 стрел войско сост 25-30000чел. В армии отменена система местничества.5.01.1565 начало опричнины. Деятели опричнины: боярин А. Басманов, дворяне М. Скуратов, В. Грязной. Две версии опричнины: царское безумие или продуманная политика по объединению земли. Во время опричнины церковь была полностью подчинена гос-ву. 1569г. поход на Новгород, Тверь, Клин, Торжок, где сахранялись пережитки народного самоуправления. 1570-1571 эпидемия чумы. В резульиате опричнины в стране воцарилась разруха. 13.ОпричинаИван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеские оппозиции и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не остановился ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны - «проруху» 70-80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., который современники называли «смутой». ^ 14.Социально экономические основы царской России в 16в.Тяжелейший экономический кризис получил название «порухи 7080-х годов XVI века». Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Часть населения разбежалась, другая - погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни остались необработанными. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раз. В 1570-1571 гг. По стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод. Центральная власть пошла по пути прикрепления основного производителя - крестьянина - к земле феодалов-землевладельцев. В конце XVI в. в России фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права. ^ Фактическое закрепощение крестьянства конце XVI в.Крепостное право - высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная н прикрепление его к земле феодала или феодального государства. Ряд историков считают, что крепостное право было введено царским указом в 1592 г. или 1593 г. Однако текст указа не найден, имеются лишь косвенные доказательства его существования. Большинство историков придерживаются мнения, что крепостное право сложилось в результате последовательного издания серии указов, ограничивающих, а потом на практике отменивших право свободного перехода от одного феодала к другому.^ Этапы закрепощения русского крестьянина.Как государственная система крепостничество фактически ложилось в конце XVI в. и было окончательно оформлено «Соборным Уложением» 1649 г. «Судебник», принятый при Иване IV в 1550 г., подтвердил право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличил размеры «пожилого», что еще более затрудняло переход. В 1581 г. впервые были введены «заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. В 1597 г. впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. В 1597 г. кабальные холопы (люди, попавшие в рабство за долги), лишались права стать свободными после выплат долга и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. ^ 15.Внешняя полтика Ивана 4Создание единого централизованного государства дало возможность для ведения активной внешней политики. Россия стала играть значительную роль в международных отношениях. Во внешней политике России в 16 веке можно выделить три основных направления:борьба с Великим княжеством Литовским за возврат захваченных им русских, украинских и белорусских земель;борьба с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю;развитие отношений с выделившимися из состава Золотой Орды ханствами (Казанским, Крымским). В конце 15 – начале 16 вв. между Россией и Литвой проходили военные действия закончившиеся в 1503 году шестилетним перемирием. По нему с Россией воссоединились Чернигово - Северская земля и восточная часть Смоленской земли. Граница стала проходить в верховьях Днепра, всего в 50-80 км. от Киева.В 1512 г. истек срок русско-литовского перемирия, и военные действия возобновились. Русские войска потерпели тяжелое поражение под Оршей. По новому перемирию 1522 г. за Россией удалось закрепить только Смоленскую землю. На своих восточных и южных рубежах Россия в середине 16 в. вела в основном оборонительные действия против казанских татар, разорявших нижегородские, муромские, вятские, костромские земли. С 1524 г. Казань находилась в вассальной зависимости от Турции. Лишь в результате Казанских походов русских ратей в 1545-1552 гг. ханство было ликвидировано, а Среднее Поволжье стало частью Российской территории. В состав России вошли также чуваши, удмурты, мордва и марийцы.Этими событиями была предопределена судьба Астраханского ханства, присоединенного к России в 1556 г. В следующем году московское подданство приняли башкиры. Таким образом, весь волжский торговый путь стал принадлежать России. В 80-е годы 16 в. возникли русские города – Самара, Саратов, Царицын (Волоград) и Уфа.После присоединения Поволжья взоры России устремились к просторам Сибири. Уже в 1555 г. хан Сибирского ханства признал себя вассалом Москвы. Однако в 1571 г. зависимость от русского царя была разорвана ханом Кучумом.В 1581 – 1582 гг. был организован поход против непокорного хана. Военная экспедиция под предводительством казачьего атамана Ермака Тимофеевича за Урал была снаряжена купцами и промышленниками Строгановыми. Ханское войско было разбито. С этого времени начинается освоение Сибири русскими людьми.Стремление России выйти к Балтийскому морю сталкивалось с интересами Ливонского ордена.В январе 1558 г. началась Ливонская война. Рыцари терпели одно за другим поражения. Почти вся Ливония была занята русскими. Главным итогом военных действий 1558-1560 гг. было уничтожение Ливонского ордена. Северная Эстония оказалась под властью Швеции. Датчане захватили остров Эзель. Теперь Литва, Польша, Швеция и Дания были заинтересованы в том, чтобы Ливония не оказалась под властью России. Вместо одного Россия должна была противостоять нескольким сильным противникам. Это обстоятельство в значительной степени определило ход Ливонской войны в последующие годы.В 1563 г. после долгой осады русские взяли Полоцк. В последующие несколько лет военные действия протекали вяло, с переменным успехом.В 1569 г. в Люблине была заключена государственная уния между Великим княжеством Литовским и королевством Польским: оба государства объединились в единую Речь Посполитую (республику) во главе с королем, которого вместе выбирали польские и литовские феодалы. Используя смуты в Речи Посполитой, в 1572 г. русские заняли почти всю Ливонию. Но уже на следующий год новый король Стефан Баторий вернул многие ливонские города. В конце 70-х годов возобновила военные действия Швеция. Поляки в 1581 г. осадили Псков, шведы захватили Нарву.В 1582 г. Россия заключила перемирие с Речью Посполитой, а в 1583 – со Швецией. По их условиям Россия утратила все свои приобретения в Ливонии и Белоруссии. К Швеции перешла большая часть побережья Финского залива. Ливонская война, длившаяся четверть века, кончилась поражением России.После смерти Ивана Грозного правительство Годунова стремилось поддерживать мирные отношения с соседями. Неоднократно продлевалось перемирие с Речью Посполитой, развивались отношения с Кавказом и Средней Азией. Удалось усилить оборону южных границ. Дважды Крымский хан Девлет – Гирей собирался в поход на Россию (1591, 1598 гг.), но выход навстречу крупных русских сил во главе с Годуновым оба раза заставил его отступить.Активную внешнюю политику Россия продолжала проводить и в 17 в. Внешнеполитический курс страны был нацелен на решение трех основных задач:Воссоединение с украинским и белорусским народами.Обеспечение выхода к Балтийскому и Черному морямДостижение безопасности южных границ от набегов крымского хана. Среди успехов российской внешней политики – присоединение Восточной Сибири. Еще в первой половине ХVII в. русские землепроходцы В. Поярков и С. Дежнев достигли берегов Тихого океана. Приамурье вошло в состав России, что вызвало недовольство правителей Маньчжурии. Нерчинский договор 1689 г. установил границу между владениями Китая и России по Амуру и его притокам, Государственная граница проходила по р. Горбице, которая впадает в Шилку. По Аргуни граница проводилась до ее верховьев. Территория близ Охотского побережья оставалась без разграничения. Таковы были основные направления внешнеполитической деятельности России, ее успехи и неудачи в условиях формирования централизованного государства накануне становления абсолютной монархии. ^ 16. Духовные основы и культура России в XVI векеВ конце XV—XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорскии, Васси-ан Патрикеев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В 1564—1577 гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?» Идея «само-державства» царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересветов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» — Константинополь, разоренный в 1453 г. — Авт.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать