Реферат по предмету "Разное"


1. Определение и классификация затрат

1. Определение и классификация затрат.1.1. Затраты и расходы предприятия. В повседневном русском языке слова «затраты» и «расходы» используются практически как синонимы. В профессиональном языке для каждого из них складываются своего рода "области устойчивого применения", закрепляемые в последние годы с тем или иным успехом официальными документами.В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организа­ции" (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в резуль­тате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возник­новения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).Смысл этого определения понятен лишь весьма приблизительно из-за того, что сформулировано оно, на наш взгляд, с большой погрешностью. Погреш­ность состоит в неопределенности понятия «уменьшение экономических вы­год», к которому ведет выбытие активов. По определению получается, что не любая трата денег, например, на приобретение ценных бумаг признается расходами, а лишь та, в результате которой «уменьшаются экономические выгоды». Т.е. если предприятие с выгодой для себя приобрело эти бумаги, то тогда расхо­дов не было, а если понесло убытки, то именно эти убытки и являются расхода­ми. Наверное, такая трактовка расходов возможна, но она противоречит всем общепризнанным представлениям, да и не того, по-видимому, хотели и авторы этого определения.Оказывается, что вполне точно определить такое простое понятие, как расхо­ды предприятия, достаточно сложно. В повседневной экономической практике часто ставят знак равенства между расходами предприятия и его платежами Хотя данная точка зрения уязвима для критики, на этой критике мы останавли­ваться не будем, поскольку совпадение или несовпадение расходов с платежами не носит принципиальною характера. Важно, что они весьма близки между со­бой. В этом смысле мы и будем ими пользоваться. Поэтому с некоторой по­грешностью будем понимать под расходами предприятия все его платежи, не зависимо от цели их осуществления. В таком контексте выплата дивидендов -это тоже расходы предприятия, что, вообще говоря, довольно хорошо согласу­ется с практическим пониманием расходов.^ Под затратами предприятия будем понимать стоимостную оценку произ­водственных ресурсов предприятия, израсходованных в процессе производства и реализации продукции.Такую трактовку затратам дает «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитывае­мых при налогообложении прибыли», утвержденное Постановлением Прави­тельства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, и мы не будем с ним спорить.^ Затраты предприятия на производство и реализацию единицы продукции называются себестоимостью продукции. Часто себестоимостью называют затраты на производство всей продукции, используя понятия затраты и себестоимость как полные синонимы. Ошибки здесь нет, хотя всё же правильнее говорить о себестоимости именно единицы продукции.Приведённые выше определения разделили все расходы предприятия на две принципиально различные части: расходы, связанные с производством и реализацией продукции и потому включаемые в себестоимость, и расходы, не связанные с производством и реализацией, и не включаемые в себестоимость. Единственным источником покрытия второй части расходов для нормально работающего предприятия является его прибыль.Таким образом, все расходы предприятия можно раздели [ь на расходы, на­правленные на производство продукции н тем самым на формирование прибыли и на расходы, представляющие собой использование произведенной прибыли.Упражнение. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с утверждениями, что у предприятия кроме себестоимости и прибыли существуют и другие источники финансирования расходов Например, кредиты банков, авансы, полученные от заказчиков, выручка от продажи излишнего оборудования и т.п.^ Как согласовать эти утверждения, с тем, что было сказано выше?С теоретико-экономической точки зрения затраты предприятия нли себестои­мость продукции - строго определенные категории. Но, к сожалению, только с теоретико-экономической. С точки зрения практической экономики, вопрос о том, что следует относить к себестоимости, а что нет, очень не прост.Понятно, что в себестоимость должен включаться достаточно широкий круг затрат. Это должны быть не только затраты, непосредственно связанные с про­изводством и реализацией продукции, но и целиком или частично затраты на:подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;совершенствование выпускаемой продукции;разработку и внедрение новой продукции:плату за пользование природными ресурсами;гарантийное обслуживание;компенсацию потерь от простоев, брака, хищений и т.п.управление предприятием.Поскольку при заданной цене от величины себестоимости продукции решаю­щим образом зависит величина прибыли, которая, так известно, облагается на­логом, то предприятия, не любящие платить. налоги. заинтересовано в том, что­бы включить и себестоимость как можно больше своих затрат (не затратить, a именно включить, даже если они и не очень, связаны с производимой продукци­ей), государство же, заинтересованное в сборе налогов, обязано регулировать и контролировать этот процесс, определяя, что можно включать в состав себе­стоимости, а что нельзя.Начиная с 1992 г., такая регламентация в РФ осуществлялась на основании уже упоминавшеюся «Положения о составе затрат по производству и реализа­ции продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость». Это положение подробно регламентирует, какие затраты могут включаться в себестоимость, а какие нет. Кроме того, для целей налогообложения некоторые виды затрат кор­ректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Например, постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. №262 было установлено, что негосударственные предприятия и организации, включают в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, по нормам возмещения указан­ных расходов, установленных постановлением Правительства Российской Феде­рации. Дополнительные выплаты, связанные с командировкой работников этих , предприятий и организаций, могут производиться за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей в бюджет. Аналогичная регламен­тация предусматривалась для представительских расходов, расходов на рекламу и др.Принципиально иной порядок включения расходов предприятия в состав се­бестоимости продукции должен был быть введен Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" с 1 января 1997 г. (Указом Президента РФ от 3 апреля 1997 г. N 283 срок ввода в действие данного порядка перенесен на 1 января 1998г.)В соответствии с Указом, плательщики налога на прибыль должны были от­носить на себестоимость в полном объеме все расходы, связанные с извлечением дохода, а также в полном объеме все внереализационные расходы, за исключением 11 видов расходов, перечисленных в Указе.В частности, не подлежали отнесению на себестоимость расходы на приобретение основных фондов и финансовых активов, средства, переданные другим' юридическим лицам и гражданам на возвратной основе, расходы по уплате на­лога на прибыль, выплате дивидендов, возврату основной суммы займа и ряд" других.Принципиальное отличие данного порядка от предыдущего состояло в том, что предыдущий носил разрешительный характер, то есть в инструкциях подробно описывалось, что можно включать в состав себестоимости. При данном порядке - его можно было бы назвать ограничительным - сам Указ описывает, чего нельзя включать в себестоимость.Следует, однако, отметить, что данный Указ так и не вступил в действие. Предполагается, что после принятия Налогового кодекса именно он будет регламентировать отнесение расходов предприятия на себестоимость продукции. В проекте Налогового кодекса пока сохраняется старый, разрешительный порядок с некоторыми уточнениями, которые рассматривать сейчас не имеет смысла.Перейдем теперь к классификации затрат. 1.2. Классификация затрат.Классифицировать затраты можно по различным критериям, но наибольшее,"':) значение имеют классификации по:экономическому содержанию;роли в процессе производства;характеру отнесения на себестоимость конкретного продукта;характеру зависимости от объема выпускаемой продукции.1. Классификация по элементам затрат в соответствии с их экономическим содержанием. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:материальные затраты;затраты на оплату труда;отчисления на социальные нужды;амортизация основных фондов;прочие затраты.В состав материальных затрат включается стоимость приобретенных сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и ус­луг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями, покупных топлива и энергии всех видов и т.п.Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.К прочим затратам в составе себестоимости продукции (работ, услуг) отно­сятся налоги, сборы, платежи и т.д.2. По роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные;Основные - это затраты непосредственно обусловленные технологическим процессом производства продукции.Накладные - это затраты на обслуживание производственного процесса и создание условий для работы предприятия в целом.Логика этого подразделения состоит в выделении затрат, непосредственно создающих продукт, т.е. затрат, без которых данного продукта не может быть в принципе, и затрат в общем-то дополнительных, с производством продукта пря­мо не связанных, но, к сожалению, неизбежных.По месту своего возникновения накладные расходы, в свою очередь, подраз­деляются на:общецеховые;общепроизводственные;общехозяйственные. Общецеховые затраты - это затраты, связанные с функционированием цеха, как места, где осуществляется процесс по изготовлению продукции.К этим затратам можно отнести расходы на управление цехом, амортизацию, отопление, освещение, ремонт помещений цеха, износ малоценных и быстроиз­нашивающихся предметов и т.п.Общепроизводственные затраты - затраты, направленные на обеспечение производственной деятельности предприятия в целом.Сюда относится амортизация, а также содержание и текущий ремонт основ­ных средств общепроизводственного назначения, производство испытаний, опытов, исследований, содержание научно-исследовательских подразделений, под­готовка кадров и т.п.Общехозяйственные затраты - затраты обеспечивающие функционированиепредприятия как целого.Среди них можно выделить 3 основных группы затрат:a) расходы на управление предприятием (заработная плата аппарата управле­ния, командировки, содержание легкового автотранспорта, охрана пред­приятия и т.п.);b) непроизводственные расходы (потери от простоев, от порчи и гибели мате­риальных ценностей, хищений на заводских складах и т.п.);c) коммерческие или внепроизводственные расходы (расходы на тару, на упа­ковку, на транспортировку, комиссионные и т.п.). В зависимости от степени включения в себестоимость продукции накладных расходов различают:• цеховую себестоимость, если включены только общецеховые расходы;• производственную, если включены также и общепроизводственные;• полную, если в нее включены все затраты предприятия (в том числе и обще­хозяйственные).3. По характеру отнесения на продукцию затраты подразделяются на пря­мые и косвенные.Прямые затраты - это затраты, которые прямо могут быть отнесены на себестоимость производимого продукта, так как они связаны с производством имен­но данного конкретного продукта и ни с чем больше не связаны.Косвенные затраты - это затраты, которые невозможно прямо отнести на. производство конкретного продукта, так как они связаны с производством мно­гих продуктов. Поэтому для того, чтобы включить эти затраты в себестоимость их приходится распределять, используя косвенные методы.4. По характеру зависимости от объема выпускаемой продукции все затра­ты предприятия подразделяются на постоянные и переменные.^ Постоянные затраты - это затраты, в широких пределах не зависящие от объемов производства. К ним относится, например, арендная плата за занимае­мое помещение, амортизация оборудования, заработная плата руководства пред­приятия, расходы на охрану, отопление помещений и т.д. Эти затраты связаны с существованием самого предприятия, поэтому в той или иной мере предприятие несет их даже в том случае, когда ничего не производит. Поэтому они и называ­ются постоянными.^ Переменные затраты - это затраты, прямо связанные с объемом производи­мой продукции. К ним относятся затраты на материал, из которого изготовляется продукция, расход топлива и энергии на технологические цели, сдельная заработная плата основных рабочих и т.д. В случае, если в какой-то период произ­водство не ведется, в этот период переменные затраты равны нулю.Если обозначить через ^ З затраты предприятия, через ЗПС и ЗПЕ, соответст­венно, постоянные и переменные затраты, то, очевидно, исходя из концепции постоянных и переменных затрат, должно выполняться следующее равенство:З=ЗПС+ЗПЕ·Xгде Х — объем производимой продукции. Любопытно, что если теперь перей­ти от общего объема затрат к затратам на единицу продукции, то постоянные и переменные затраты как бы поменяются местами: постоянные затраты в целом станут переменными на единицу продукции и наоборот. Действительно, для то­го, чтобы определить затраты на единицу продукции, разделим З в предыдущей формуле на объем выпуска продукции, т.е. на X:^ З/Х - ЗПС/Х + ЗПЕ Ниже приводятся графики зависимости общего размера затрат (рис.1) и затрат на единицу продукции (рис.2) от объема производства:Понятно, что в действительности ни абсолютно постоянных, ни абсолютно переменных затрат практически не существует.Обратимся к постоянным затратам. Эти затраты, как уже отмечалось, должны оставаться постоянными, не зависимо от того, как изменяется объем производ­ства. Однако по мере роста предприятия появляется потребность в расширении площадей, в найме новых менеджеров и т.д., т.е. в увеличении постоянных за­трат. При сокращении производства эти же действия могут последовать в об­ратную сторону. Сказанное заставляет предположить, что постоянными они яв­ляются лишь на отдельных интервалах изменения объемов производства и скач­кообразно возрастают при переходе от интервала к интервалу. График постоян­ных затрат выглядит примерно так, как на рис.3.Поэтому правильнее, конечно, говорить об условно-постоянных затратах. Тем не менее в практических расчетах эти затраты без большой ошибки можно счи­тать постоянными в тех случаях, когда речь вдет не о целенаправленном изме­нении объемов производства предприятия, а о его колебаниях. Теоретически при сокращении производства постоянные затраты должны уменьшаться так же скачкообразно, как и расти при его увеличении. Однако на практике этого не происходит: при временных сокращениях производства предприятие не может распродавать свои основные средства и увольнять работников, поэтому оно очень осторожно расширяет свой потенциал и при внезапном росте спроса наего продукцию.Для того, чтобы переменные затраты действительно изменялись пропорцио­нально объему производства, необходимо, чтобы они оставались постоянными в расчете на единицу продукции. Однако и это условие выполняется далеко не всегда: при расширении производства переменные затраты могут сокращаться, например, за счет специализации производства, роста мастерства работников и т.д., но могут и расти, если, например, приходится привлекать более дорогие ма­териалы, платить сверхурочные и т.д. Соответственно, переменные затраты на­зываются прогрессивными, если они растут быстрее объема производства, и рег­рессивными, если наоборот.Поэтому при разделении затрат на переменные и постоянные первый шаг – определение соответствующего диапазона изменения объемов производства. Лишь в пределах этого диапазона затраты можно считать переменными или по­стоянными и лишь в пределах этого диапазона выполнять соответствующие рас­четы.Поскольку деление затрат на переменные и постоянные играет большую роль в экономике предприятия, остановимся вкратце на способах решения этой зада­чи. Эти способы, в общем-то, очевидны.Первый из них - его можно назвать аналитическим - состоит в возможно большей дифференциации затрат и тщательном делении их на постоянные и пе­ременные. Высокая степень дифференциации нужна здесь, чтобы точнее разде­лить затраты. Возьмем, например, зарплату. Для того, чтобы правильно разложить ее на постоянную и переменную части, надо как можно точнее выделить в ней относительно неоднородные составляющие: сдельную и повременную зара­ботную плату рабочих, заработную плату аппарата управления, различного рода премии, доплаты, компенсации и т. п., а потом оценить, является каждая часть, скорее, постоянными затратами или, скорее, переменными.Второй способ - его можно назвать статистическим - представляет собой по­пытку на основании колебаний объема производства предприятия статистиче­ским путем установить величину его постоянных и переменных затрат.Проиллюстрируем суть этих расчетов на следующем простейшем примере. Пусть некоторое предприятие в январе произвело продукции на 5 млн. руб., при этом затраты составили 4,2 млн. руб. В марте это предприятие выпустило про­дукции на 5,9 млн. руб., а затраты оказались равны 4,5 млн. руб. Из приведенных цифр следует, что рост производства на 0,9 млн. руб. сопровождался увеличени­ем затрат на 0,3 млн. руб., следовательно, переменные затраты составляют 0,33 руб. на каждый рубль продукции. Отсюда уже легко определить, что при объеме производства 5 млн. руб. в месяц переменные затраты в целом были равны 1,65 млн. руб., а следовательно, постоянные 2,55 млн. руб. в среднемесячном исчислении.Безусловно, представленный выше расчёт – всего лишь схема, позволяющая понять суть. Практически значимый расчёт будет существенно сложнее. Следует также отметить, что 2 приведённых метода не конкурируют, а дополняют друг друга, позволяя в совокупности получить более точный результат.Упражнение. Всю электроэнергию, потребляемую к промышленности, как и другие виды затрат можно разделить на переменную (электроэнергия. используемая двига­телями, а также непосредственно участвующая в технологических процессах) и по­стоянную (например, на освещение служебных помещении) части. Каком их соотно­шение в промышленности России? По данным Госкомстата, в период с 1990 по 1997 года объем примышленного производства сократился на 52%, а потребление электро­энергии в промышленности — на 35%. Если предположить, что данные Госкомстата точны, то каков Ваш ответ на поставленный выше вопрос?Мы рассмотрели различные классификации затрат. Если теперь попросить у прочитавшего предыдущие страницы привести примеры различных видов за­трат, мы получим любопытную картину: ^ Вид затрат Примеры основные: материал и заработная плата, прямые: материал н зарабоч пая плага, переменные: материал п заработная плата: накладные: расходы на управление предприятием; косвенные: расходы на управление предприятием; постоянные: расходы на управление предприятием . Верны ли эти примеры? В общем, да. И на этом основании многие студенты приходят к выводу, что в действительности речь постоянно идет об одних и тех же затратах, по только каждый раз они по-новому называются А вот этот-то вы­вод и неверен. Приведенные выше примеры - всего лишь примеры, и верны они лишь "в общем и целом", и никаких обобщении па их основе делать нельзя.В действительности мы имеем классификации по разным критериям. Затра­ты попадают в ту или иную группу в соответствии именно с этими критерия­ми. Поэтому, хотя сделанный выше вывод не лишен оснований, выделенные группы затрат совершенно не обязательно совпадаютНапример, амортизация основного оборудовать, несомненно, должна быть отнесена к основным затратам. Но если на этом оборудовании производятся раз­личные виды продукции, то в себестоимость ни одного из них она прямо включена быть не может, поэтому должна быть отнесена к косвенным затратам.Едва ли у кого-нибудь вызывает сомнение, что расходы на заработную плату, удобрения, семена, амортизацию, горюче-смазочные материалы при возделыва­нии льна-долгунца являются основными затратами. Но поскольку при возделы­вании этой культуры получается два равноценных продукта (льняное семя и льняное волокно), то прямо отнести эти затраты на себестоимость продукции нельзя, поэтому, строго говоря, все они являются косвенными. Аналогичная си­туация возникает при отнесении стоимости нефти на себестоимость получаемых из нее продуктов и во многих других случаях.До сих пор мы приводили примеры, когда основные затраты не являются прямыми. Легко привести и обратные примеры. На предприятиях, производящих только один вид продукции, все затраты будут прямыми (в том числе и наклад­ные), так как они все могут быть отнесены на один продукт, т.е. не нуждаются в каком-то косвенном распределении. Примером таких предприятий являются электростанции, многие сахарные заводы и т.п. Еще больше цехов, производя­щих только один вид продукции. В них прямыми являются общецеховые затра­ты.Нет однозначного соответствия и между прямыми и переменными затратами;переменные затраты почти всегда бывают прямыми и косвенными. В то же вре­мя постоянные затраты вполне могут быть прямыми. Например, амортизация оборудования, используемого для производства только одного продукта.Поэтому, еще раз повторю, приведенное выше .распределение затрат - это распределение по разным критериальным признакам, причем каждое из них, как мы увидим далее, играет важную, но свою специфическую роль в экономике предприятия.2. Смета затрат.Смета затрат - один из основных документов, непосредственно связанный с, планированием затрат и управлением ими на предприятии. Прежде все советские предприятия разрабатывали смету затрат в обязательном порядке, так как она входила в состав так называемого техпромфинплана, без разработки и ут­верждения которого не могло работать ни одно предприятие. Сейчас разработка этого документа не является обязательной, и многие, особенно молодые, пред­приятия смету затрат не составляют.На многих крупных, бывших государственных предприятиях, составление смет затрат является, скорее, данью традиции, чем сознательным использовани­ем возможностей этого механизма экономии затрат.В то же время опыт западных предприятий учит, что в условиях жесткой ры­ночной конкуренции невозможно добиться успеха без тщательного контроля собственных затрат, основой которого как раз и должна служить смета.По-видимому, все слышали, какое значение в управлении финансами пред­приятия в странах с развитой рыночной экономикой играет так называемое бюджетирование - составление самых разнообразных бюджетов: бюджета затрат на оплату труда, бюджета общепроизводственных расходов, бюджета коммерче­ских расходов, бюджета продаж и т. д. Между тем, бюджет - это та же смета, составленная с учетом спе1(ифики соответствующей сферы деятельности.Что же такое смета затрат предприятия в привычном для многих «российском понимании»? Смета - это полный свод затрат предприятия за некоторый период времени на весь объем производства и реализации его продукции.В смету включаются все виды затрат, связанных с производством и реализа­цией продукции предприятия, не зависимо от того, в каком именно подразделе­нии предприятия и на какие конкретные цели они будут израсходованы.Внутри сметы все затраты группируются по экономически однородным эле­ментам.Эта группировка должна в наибольшей степени соответствовать структуре за­трат каждого конкретного предприятия, поэтому структура сметы может сильноразличаться не только для предприятий разных отраслей, но и внутри одной от­расли.В наиболее общем варианте основные статьи сметы могут быть следующими:сырье и основные материалы (за вычетом отходов) в т.ч. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги со стороны;вспомогательные материалы;топливо со стороны;электроэнергия со стороны,заработная плата;отчисления во внебюджетные фонды;амортизация основных фондов;прочие денежные расходы.Упражнение. В приведенном выше перечне затрат присутствует такая статья, как «электроэнергия со стороны». Предположим, в состав предприятия входит своя электростанция, и предприятие всю электроэнергию получает от этой станции. Оз­начает ли это, что в смету должна быть включена статья «электроэнергия собст­венного производства»?Упражнение. Если Вы в предыдущем упражнении дали отрицательный ответ, то как Вы считаете, как же тогда включить в себестоимость продукции затраты на производство электроэнергии?Упражнение. Можно ли сказать, что итогом сметы затрат является полная себе­стоимость всей реализованной предприятием продукции? Правильно, нельзя. Каким корректировкам надо подвергнуть "итого" сметы, чтобы получить в итоге "полную себестоимость реализованной продукции "?Предупреждаю, что задание из разряда непростых. В дальнейшем мы к нему вер­немся, и Вы сможете проверить свой ответ. Если вдруг окажется, что он у Вас пра­вилен на 100%, то Вы - достаточно квалифицированный экономист.Первые два упражнения являются хорошей проверкой того, насколько Вы внимательны. Если на первое из них Вы ответили утвердительно, то, скорее все­го, читая данную лекцию. Вы не очень внимательны. В общем случае электро­энергия собственного производства не включается в смету, а затраты на ее про­изводство участвуют в образовании себестоимости продукции через расходы на топливо для выработки электроэнергии, приобретение смазочных материалов, запасных частей для ремонта заводской электростанции, амортизацию ее обору­дования, заработную плату работников и т. д. Точно так же в смету не включается расходование полуфабрикатов, узлов и деталей собственного производства и т. п.Конечно же, подобную статью в смету включить можно, но то, что получится, с большим трудом можно будет назвать сметой, так как при этом нарушается принцип группировки статей сметы по экономически однородным элементам. («Электроэнергия собственного производства» включает в себя и материальные затраты, и амортизацию, и заработную плату). В этом случае из общих затрат на топливо надо будет исключить затраты на топливо для производства электро­энергии, из всей заработной платы - заработную плату работников электростан­ции и т. п.Смета затрат может составляться по предприятию в целом, а также по от­дельным структурным подразделениям, цехам, проектам и т.д.Грамотное составление сметы на достаточно крупных предприятиях, имею­щих цеховую структуру, предполагает начало работы над сметой "внизу", в це­хах, а затем уже "подъем" на уровень предприятия в целом. При этом исходным пунктом разработки сметы затрат цеха является его производственная програм­ма.Кроме цеховых смет на крупных предприятиях разрабатывают смету обще­производственных расходов, смету коммерческих расходов, а иногда - для крупных цехов - смету общецеховых расходов.Может показаться, что если составить сметы по всем отделам, цехам и т.п. и сложить их, то получим общую смету предприятия. В действительности это не обязательно так, ибо существует внутренний оборот.Например, рассмотрим сметы затрат двух цехов. Один из них производит комплектующие и поставляет на сборку в другой, который, в свою очередь, до­бавляет к ним покупные узлы и собирает готовую продукцию. Пусть их сметы затрат выглядят следующим образом (табл. 1).Как видим, сумма смет этих цехов равна 800, однако смета по двум цехам в целом будет после исключения повторного счета лишь 600.Таблица 1 Производство комплектующих Сборка Итого Материал 100 200+150* 450 250 Заработная плата 30 50 80 Отчисления во внебюджетные фонды 20 30 50 Амортизация 40 120 160 Прочие 10 50 60 Итого 200 600 800 600 *200 - это продукция смежного цеха, 150 - покупные изделия.Чем детальнее составлена смета, тем более эффективный инструмент плани­рования и контроля она собой представляет, поскольку позволяет отслеживать затраты по большему числу позиций. Однако это правило действует до опреде­ленного предела, так как при слишком большой дробности точность планирова­ния каждой статьи резко снижается, превращаясь в мнимую точность.Если действительно задаться целью как можно более тщательно спланировать множество мелких статей, то это приведет к резкому росту затрат на разработку сметы. Поэтому здесь, как и везде в экономике, очень важен принцип эффектив­ности: увеличение затрат должно сопровождаться повышением эффекта, в про­тивном случае оно бессмысленно.Смета - это, в основном, плановый документ. Она имеет большое значение в планировании деятельности предприятия: в определении потребности в мате­риалах, заработной плате, общей потребности в оборотных средствах. Смета иг­рает важную роль при разработке финансового плана предприятия и т.д.Однако смета - это не только плановый документ. Цивилизованное управле­ние предприятием предполагает и составление фактических, или отчетных смет. Сравнение плановой и фактической сметы - отличный материал для анализа со­стояния дел на предприятии, для выработки путей снижения затрат и повыше­ния эффективности его работы.Как уже отмечалось, в плановой смете все затраты группируются по экономи­чески однородным элементам. Естественно, что это же требование должно вы­полняться и для фактических смет. Это означает, что, например, из стоимости материалов, закупленных предприятием, должны быть исключены расходы предприятия по доставке, погрузке, разгрузке, сопровождению и т.п., которые должны быть сперва разложены по элементам: зарплата, отчисления, амортиза­ция, топливо, материалы, а потом уже отнесены на соответствующие статьи.Зато это позволяет быть уверенным, что, например, заработная плата в целом равна именно той величине, которая указана в смете.Опыт показывает, что составление серьезной сметы - дело довольно дорогое, требующее значительных затрат времени, средств, привлечения квалифициро­ванных экономистов. Разработка смет (особенно фактических) - дело добро­вольное, не регламентируемое никакими документами, но, повторим, для циви­лизованного управления предприятием - необходимое.От сметы затрат коммерческого предприятия следует отличать смету доходов и расходов бюджетной организации.Смета доходов и расходов - важнейший финансовый документ любой бюд­жетной организации, на основании которого и осуществляется ее финансирова­ние.В разработке этой сметы никакой самодеятельности не допускается. Название и содержание всех статей определяется Бюджетной классификацией РФ, утвер­жденной Федеральным Законом от 15.08.96 №115-ФЗ "О бюджетной классифи­кации Российской Федерации". Всего в этой классификации свыше 100 статей.После того как бюджетная организация составила свою смету, она передает ее в вышестоящую инстанцию на утверждение. Если эта смета утверждается, то по ней открывается финансирование. Средства выделяются по каждой статье от­дельно и, как правило, должны использоваться на цели, предусмотренные дан­ной статьей, правда, организация в настоящее время довольно свободно может перераспределять деньги между статьями уже утвержденной сметы. Хотя в перераспределении средств и сейчас существуют некоторые ограничения, рань­ше эти ограничения были очень жесткими, а, например, в 50-х годах за подоб­ное перераспределение можно было угодить в тюрьму.Основным отчетным документом бюджетной организации является отчет об исполнении сметы, являющийся, по сути, балансом бюджетной организации.3. Калькуляция себестоимости.3.1. Общие идеи калькуляции себестоимости.Определение себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг назы­вается калькуляцией себестоимости. Калькуляция может быть отчетной и плановой. Отчетная калькуляция используется для целей контроля, анализа и т.п. Плановая калькуляция используется для обоснования цен, оценки выгодно­сти той или иной продукции и для других целей.Как уже отмечалось, затраты бывают прямые и косвенные. Прямые затраты сразу, без каких-либо дополнительных расчетов относят на себестоимость кон­кретного изделия. Так можно делать потому, что эти затраты относятся к одному единственному изделию и поэтому никаких проблем здесь не возникает. Если же взять затраты, которые относятся к производству нескольких изделий, то так по­ступать уже нельзя, и эти затраты приходится каким-то образом распределять между изделиями. Чем более «косвенными» являются затраты, то есть чем дальше они находятся от непосредственного производства, тем сложнее пробле­ма их распределения. Не так уж сложно распределить между несколькими про­дуктами амортизацию используемого для их производства оборудования. Значи­тельно сложнее обоснованно распределить между этими продуктами затраты от­дела сбыта или, например, финансовой службы завода. Искусство калькулирова­ния как раз и состоит в возможно более точном распределении косвенных за­трат.Следует еще раз подчеркнуть, что деление затрат на прямые и косвенные свя­зано именно со способом отнесения их на себестоимость конкретной продукции и никакого отношения не имеет к оценке их значимости, необходимости и т.д.Обычно основную часть косвенных затрат образуют накладные расходы - об­щецеховые, общепроизводственные, общехозяйственные. Однако, как уже ука­зывалось, прямого соответствия здесь может и не быть. Например, зарплата на­чальника цеха относится к накладным расходам и обычно она действительно распределяется между различными видами продукции, т.е. относится к косвен­ным затратам. Но если цех выпускает только один вид продукции, то необходи­мость в распределении исчезает, и этот вид затрат прямо относится на себестои­мость производимой продукции, как материал, заработная плата основных рабо­чих и т.д.Механизм калькулирования себестоимости в наиболее простом и общем виде состоит в добавлении к прямым затратам доли косвенных затрат в некоторой пропорции, одинаковой для всех видов производимой продукции. В качестве ко­эффициента распределения может использоваться соотношение между прямыми и косвенными затратами, сложившееся в предшествующем отчетном периоде.Процедура расчета здесь может выглядеть следующим образом. Предположим, что в рассматриваемом квартале общий объем затрат некото­рою предприятия состав


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Освободительный характер войны 1812г Мужество и героизм русского народа
Реферат 423 о долгосрочной целевой программе муниципального образования город Торжок «Развитие системы жилищно-коммунального и газового хозяйства муниципального образования город Торжок Тверской области на 2011 – 2013 годы»
Реферат Американская концепция реорганизации и банктротства.
Реферат Влияние оборотных средств на эффективность сельскохозяйственного производства
Реферат Бизнес-план (внешний) АООТ"Виноград"
Реферат Бизнес-план предприятия (ОАО "Комбинат мясной "Россошанский")
Реферат Система национальных счетов и проблемы исчисления ВНП в России
Реферат Влияние структуры предприятия на производственные мощности
Реферат Бизнес план
Реферат Бизнес-план по созданию гостиницы 4* в г.Екатеринбурге
Реферат Банкротство как один из видов прекращения деятельности юридических лиц
Реферат Инвестиционная деятельность организации
Реферат ЗАО "Новосибирский хлопчатобумажный комбинат"
Реферат Психология несовершеннолетних преступников
Реферат Задачи и методы планирования производства