Реферат по предмету "Разное"


1. Цели, задачи, фундаментальные аспекты бп

Болонский процесс: современные тенденции и проблемы1. Цели, задачи, фундаментальные аспекты БП. Европа все в большей степени осознает себя как единое целое. Высшее образование является сферой, которая в значительной степени влияет на то, как формируется общество, поэтому раздробленность, пестрота образовательных систем препятствуют единению Европы. Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно. Наконец, высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области. Процесс развития странами Европы образовательных систем, отвечающий целям интернационализации и создания единого Европейского образовательного пространства - высшего академического и профессионального образования (ВО) принято называть «Болонским процессос»(БП). Начало этому процессу было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно – и по праву – считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). Расширение и уточнение целей и задач БП изложены в коммюнике совещаний Министров образования стран, входящих в него: Пражского (2001 г.), Берлинского (2004 г.), Бергенского, Норвегия(2005 г.). Следующее совещание намечено на 2007 г. в Лондоне. В настоящее время Болонский процесс объединяет 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония («бывшая югославская республика Македония»), Россия, Сербия и Черногория. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 году.Главные цели Болонского процесса: повышение привлекательности, качества и конкурентоспособности европейской высшей школы за счет ее модернизации; расширение доступа к европейскому образованию; объединения образовательных ресурсов Европы и формирования единого подхода к высшему образованию с учетом опыта и особенностей развития высшей школы каждой из стран. Основные задачи (линии, направления действий стран-участниц) Болонского процесса: установление системы однозначно воспринимаемых, сопоставимых и взаимно признаваемых ступеней (уровней) и квалификаций (степеней) высшего образования: переход на двухступенчатую (двухцикловую) систему высшего образования бакалавриат //магистратура (в Берлинском коммюнике добавлен переход на трехцикловую систему с введением докторантуры (аспирантуры) как третьей ступени ВПО); использование единой системы учебных зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки): система ECTS как общий базис национальных кредитных систем; взаимное согласование и признание соответствующих документов в области высшего образования, выдача выпускникам общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), образец которого разработан ЮНЕСКО, с отражением в нем учебной программы; обеспечение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев, проведение политики международной открытости вузов; развитие сотрудничества в области качества ВО в направлении общеевропейского понимания, придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности); борьба за «умы», «престиж», «деньги»: усиление европейского измерения в высшем образовании, повышение привлекательности вузов Европы, призванных стаь открытыми для всех регионов мира, являться органической составляющей международного академического сотрудничества с доминированием подлинных академических ценностей; развитие системы дополнительного образования, т.е. формирование так называемой стратегии «образование в течение всей жизни»; вовлечение студенчества в осуществление болонских реформ как равноправного партнера; объединение (синергия) Европейского образовательного и исследовательского пространств, при котором особую значимость приобретает обучение исследовательскими методами, поддержка исследований и междисциплинарности; объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций разных стран в целях разработки и реализации интегрированных образовательных программ; борьба с появлением и прогрессирующим нарастанием признаков «академического» капитализма» при обеспечении тесной взаимосвязи ВО с рынками труда; обеспечение юридической, моральной и финансовой автономности вузов. При этом одним из главных направлений деятельности вузов и одновременно критерием ее оценки является соответствие уровня подготовки выпускников потребностям рынка труда. Получаемые в результате завершения определенного курса обучения возможности трудоустройства и перспективы продолжения образования в течение жизни, определяющие в конечном итоге эффективность конкретных программ высшего образования, должны стоять во главе угла, когда речь идет о преобразованиях структуры и содержания обучения и введения новых квалификаций. Фундаментальные основы и проблемы БП:Необходимость изменений в области ВО в Европе (как и в России) – это не дань рыночной экономике, а ответ на вызовы цивилизации, на необходимость решения глобальных проблем понимания и переосмысления границ и объема, содержания и роли знания, изменения фундаментального базиса научного знания вследствие его эволюции, интеграции и фрагментации. Поэтому структурные преобразования, приведение к единому знаменателю образовательных структур не являются главными проблемами в создании единого европейского образовательного пространства. Хотя, очевидно, что модернизация традиционных отношений в системе образования носит диалектически противоречивый характер и обычно влечет за собой резкие изменения и даже разрушения в области национальных социально-культурных отношений как жизненно важных аспектов существования государства..Главными в БП являются изменения в содержании образования, и они должны учитывать основные вызовы цивилизации, к которым относятся:процессы глобализации и регионализации;процессы гуманизации и освобождения от политической идеологизации;стремительный рост научных знаний и высоких наукоемких технологий;интервенция областей знания в различные дисциплинарные поля;быстрая реакция рынка на текущие изменения в технике, технологии, социально-культурных потребностях;технологизация (техническое освоение) гуманитарных сфер знания и культуры;интеллектуализация машин и дематериализация труда, замена принципа взаимозаменяемости работников на персонализацию задач, потеря идентификации устойчивых профессий;массовость высшего образования и его диверсификация («Массовое высшее образование перестает быть высшим, а вузы превращаются в большие техникумы» - Я.И.Кузьминов). Многомерность современного мира и быстрота изменений в нем провоцирует облегченные подходы и варианты усвоения адаптирующих знаний, разбалансирование фундаментальных и прикладных знаний. Знание отрывается от общей онтологической картины и в содержательном плане становится мозаичным. Из него собираются те или иные композиции, пригодные для решения утилитарных прикладных задач. Построение системы знаний теряет смысл: создаются базы данных и системы поиска необходимой информации, т.е. производство знаний становится индустриальной задачей, а их фрагментарность способствует развитию фрагментарного мышления. Знание, разделенное на отдельные предметы и дисциплины, приводит к искусственному разделению отдельных подходов к его усвоению и использованию: вузы выпускают инженеров, не представляющих себе социальных последствий своей работы, врачей, не знакомых с психологией человека, экономистов, не понимающих, что их деятельность влияет на состояние экономики и положение общества в целом. Поэтому развитие БП и модернизация ВО с точки зрения его современной миссии и нравственно-духовных задач требует понимания и учета различных аспектов:^ Философские аспекты:Осмысление новых принципов построения фундаментального базиса научного знания. В классическом ВО – это принцип эволюции знания, в котором точкой отсчета служат базовые дисциплины. В современном мире - это принцип интеграции знания, в котором точкой отсчета служат интегрирующие дисциплины, интегрирующее ядро, которое удерживает вокруг себя конкретную практику знаний, а требуемый комплекс фундаментального знания можно получить через «сито» уровней научного знания. К этим уровням можно отнести: - концептуальный (фундаментальные знания); - формирующий (частные профессиональные знания); - синтетический (сочетание знаний нескольких дисциплин); - пересекающий границы (знания одной дисциплины, используемые в различных научных областях).^ Осмысление новой миссии вузов, ценностей и смысла ВО, его функций и ролей.Формирование европейского измерения в ментальности европейца – приращение к национальной ментальности общеевропейских составляющих.Необходимость сбалансированности двух сторон взаимодействия вузов – сотрудничество и конкуренция.Формирование единого понятийно-терминологического пространства, разработка общеевропейского глоссария важнейших терминов.Организационные, педагогические и правовые аспекты: Решение вопроса - образование это общественное благо или услуга?. Если образование служит формированию знания как продукта (товара), то оно является услугой, становится «сервисным». Принята «Совместная декларация о ВО и генеральным соглашением по торговле услугами – GATS».^ Расширение автономии вузов. Стремление к независимости не должно замыкаться только на финансовые проблемы и утрачивать свои достижения в области автономии научного знания и независимости суждений.^ Базовые функции образования, его базовые структурные элементы: результаты образования (обучения) и компетенции.Результаты образования как знания, навыки и умения, которые приобрел обучающийся в результате своей вовлеченности в образовательный процесс, или обученность, т.е. что обучаемый будет знать, либо в состоянии делать по окончании образовательного процесса. Они должны характеризовать достижения студентов, а не намерения преподавателей, выраженные в целях освоения дисциплин. Наиболее часто они рассматриваются через обладание компетенциями как готовностью и способностью личности к эффективной деятельности в различных условиях при возрастающей личностной автономии с высокими степенями свободы и обновленными смыслами и принципами гуманизма. Компетенции рассматриваются как наиболее общий язык для описания результатов образования и включают (в соответствие с проектом TUNING): - теоретические знания академической области, способность знать и понимать («знания и понимание»); - практическое и оперативное применение знаний в конкретных ситуациях («знание как действовать»); - ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими людьми в социальном контексте («знания как быть»).Они четко коррелируют с четырьмя фундаментальными целями образования, сформулированными одним из первых председателей Комиссии ЕС Жаком Делором: ^ Уметь жить. Уметь работать. Уметь жить вместе. Уметь учиться.(В современной интерпретации :Подготовка к жизни и выработка активной жизненной позиции. Подготовка к успешному выходу на рынок труда. Личное и социальное развитие. Развитие и поддержание широкой базы передовых знаний).^ Изменения общей направленности ВО.Переход от проектирования содержания образования к проектированию результатов образования означает изменение общей направленности образовательного процесса от ориентации на преподавателя к ориентации на студента. Студентоцентрированная направленность помещается в фокус отношений и связей «проектирование обучения - преподавание – освоение обучения – оценивание результатов» и определяет необходимость нелинейной организации образовательного процесса и индивидуализации образовательных траекторий с адекватным педагогическим сопровождением разноуровневых и разновозрастных контингентов обучающихся.Негативная сторона подхода, основанного на результатах: поиски и формулировки результатов могут оказаться слишком сложными и трудоемкими.^ Возрастание роили вопросов качества ВО.Эти вопросы составляют «ядро» большинства пакетов болонских реформ, являются двигателем БП. С самого начала этого процесса и до настоящего времени в различных официальных документах они рассматриваются как «ведущий фактор развития Европы», «краеугольный камень и центральная задача Европейского пространства ВО», «основополагающее условие для доверия», «основной фактор конкурентоспособности». В 2000 г. была сформирована Европейская сеть контроля качества, а в сентябре 2001 г. Европейская ассоциация университетов приняла директивный документ «Контроль качества в ВО». Причины такого внимания вопросам качества вузов и академической общественности в странах ЕС: Отход государства от активного вмешательства в сферу ВО и ее регулирования, рост автономии вузов в смысле определения своей миссии, стратегических целей, установления контактов с внешним миром, принятия независимых решений и полноты ответственности за них. Однако, долгожданное расширение институциональной автономии по отношению к государству не равносильно свободе в форме абсолютного саморегулирования: от автономии - к обеспечению качества через внешнюю подотчетность (негосударственного общественного, в том числе международного контроля и регулирования ВО);Переход на управление ВО «по результатам», т.е. смещение акцента с «затрат» (целей, содержания, объем обучения) на результат (знания, обученность, компетенции) с ориентацией на трудоустраиваимость и успешность выпускников как конечный критерий результата образования. В этих условиях независимая процедура оценки (мониторинга) качества образования становится центральной составляющей такого управления;Появление единой структуры степеней и образовательных программ, требующей сравнительной оценки качества образования.^ Опасность превращения вузов в институты обеспечения соответствия.Европейский аспект качества ВО преследует цель достижения ясности, сопоставимости, удобочитаемости дипломов и степеней, признания, доверия, повышения конкурентоспособности и противодействия снижению стандартов качества, а Европейская аккредитация, рассматриваемая как один из возможных результатов контроля качества, определяется как официальное подтверждение некоторой внешней организацией факта удовлетворения определенным стандартам качества вузом или образовательной программой. При этом механизмы контроля качества и аккредитации должны соблюдать хрупкий баланс между «подотчетностью» и «совершенствованием»: оценивать достаточно, чтобы помочь вузу в выявлении проблем и совершенствовании своей работы, но не слишком много и не слишком жестко, чтобы не нанести ущерба инновационным устремлениям вуза, т.е. решать дилемму между оценкой, нацеленной на прошлое, выявляющей соответствие и мало стимулирующая к инновациям, и оценкой, побуждающей к совершенствованию. Кроме того, «бюрократические хвосты» не должны крутить «академическими собаками».Наибольшое внимание вопросу качества ВО уделено в Берлинском коммюнике. Подчеркнута принципиальная ответственность вуза за обеспечение качества ВО, признана целесообразность разработка взаимно приемлемых критериев и методологий обеспечения качества ВО. Определено, что создаваемые системы обеспечения качества ВО должны предусматривать:Определение степени ответственности заинтересованных организаций и вуза;Оценку образовательных программ и вузов, включающую внутреннее оценивание, внешние экспертизы, участие студентов в процедурах оценки, публикацию ее результатов;Наличие негосударственных систем аккредитации, сертификации и им подобных механизмов;Международное партнерство, сотрудничество и участие в международных сетях.^ Европейская ассоциация университетов считает, что общепринятое понятие «стандарта» не приемлемо к ВО. Она считает, что автономия вуза является главной предпосылкой его активного реагирования на изменения, и каждый вуз решение о критериях качества должен принимать самостоятельно на основе своих целей и миссии. Применение этого термина к ВО подорвет его многообразие и динамичное обновление, станет ограничителем новаторства и конкурентоспособности. Ассоциация пришла к заключению, что «в условиях многообразия вузов целого континента невозможно прийти к соглашению по стандартам качества ВО. Применение стандартов, количественных методов, наборов критериев или контрольных перечней не повысят существенно качество ВО и не сделают его контроль более эффективным». Вместо стандартов необходимо определить принципы и ценности, которым необходимо следовать. Оценка качества должна:основываться на доверии и сотрудничестве между вузами и оценивающими организациями;учитывать цели и задачи вузов и образовательных программ;обеспечивать баланс между традициями и новаторством, академической направленностью и экономической эффективностью, логической обоснованностью образовательных программ и свободой выбора студентов;включать проверку преподавания, исследовательской работы, управления и администрирования;учитывать общие потребности студентов и качество предоставляемых необразовательных услуг.2. Краткая характеристика состояния БП в странах ЕС, решений и рекомендаций посвященных ему семинаров и конференций.^ Переход БП от стадии идей к стадии реализации. В ЕС завершился период сомнений и неконструктивных обсуждений целесообразности болонских преобразований. Болонская декларация стала «рычагом» для формирования политики и решения национальных проблем. Большинство стран приняли или принимают новое законодательство, либо узаконивают достижение целей БП в установленные сроки. При этом национальный суверенитет имеет преимущественное значение в правовой реформе ВО, которое остается вопросом национальной ответственности и определяется, прежде всего, национальными условиями, ограничениями и приоритетами. Болонский процесс строится на началах добровольности и ничего от своих участников, строго говоря, не требует. Его главная цель – прозрачность, сопоставимость, «понятность» существующих образовательных систем, возможность легкого «пересчета» одной системы на другую. Практика разных стран в данном отношении не совпадает:Великобритания: достижение целей БП не вопрос законодательной деятельности, их реализация находится в основном в компетенции вузов;^ Италия, Норвегия, Нидерланды: проведены быстрые изменения в законодательстве с целью адаптации системы ВО;Страны восточной и центральной Европы: за разработку детальных законов, регулирующих все аспекты;^ Наиболее общий подход: разработка общих рамочных законов.Описание степеней и квалификаций ВО: должно производиться с точки зрения учебной нагрузки, уровня компетенций, результатов обучения и его профиля с учетом четырех основных целей ВО, ориентации на результат и студентоценрированное обучение, освоения современных педагогических технологий, учета автономии вузов. ^ Создание и принятие общей структуры степеней (квалификаций)для трех циклов ВО (бакалавр, магистр, доктор) и возможных национальных промежуточных квалификаций. Структура квалификаций разработана на основе Дублинских универсальных дескрипторов и харак5теризует для каждого цикла результаты обучения и компетенции, а также диапазон зачетных единиц для двух первых циклов. Докторантура является чисто исследовательским циклом, а магистратура может быть как исследовательским, так и неисследовательским. Эта структура скоррелирована с разработанной в ЕС общей Европейской системой квалификаций, охватывающей все (8) уровней образования и является базой для национальных структур квалификаций.^ Использование инструментов прозрачности ВО: кроме Приложения к диплому и ECTS введен комплект документов EUROPASS (резюме и языковый паспорт, которые заполняются самим гражданином, и 3 документа, заполняемые компетентными организациями).^ Модульный принцип построения учебных планов: остается нерешенным с множеством концепций и интерпретаций даже в рамках отдельного вуза.Востребованность бакалавров на рынке труда: в Европе сохраняются скептическое отношение к бакалаврам. Тем не менее, практически все страны, пережив период сомнений, решительно переходят на многоуровневую подготовку. Бережно относясь к национальным традициям и самобытности бразовательных систем, одни идут по пути преобразования традиционных 5-летних программ (в естественных науках, инженерии, медицине) в программы моноподготовки магистров (например, в Италии), другие (например, в Финляндии) на государственном уровне признали недостаточность трехлетнего бакалавриата для подготовки выпускника на рынок труда и приняли решение о магистерской степени как основной, которую на выходе должны получать, по возможности, все студенты университета. При этом бакалавриат сохраняется и присваиваемая студенту после трех лет обучения степень бакалавра дает возможность: изменить траекторию обучения, специализацию или профиль, перейти в другой вуз, приостановить обучение.^ Доступность магистерского цикла: профсоюзы в ЕС отвергают любые ограничения доступа к магистратуре, будь то конкретный балл или квота, только сам студент должен определять, с какой квалификацией завершить свое ВО.Докторантура (аспирантура): развивается общеевропейское понимание этого цикла как первого этапа академической/исследовательской карьеры и единственного формального требования для продвижения на высшие ученые посты. Докторанты – не просто студенты, а исследователи, находящиеся на старте своей научной карьеры. Основной принцип их подготовки- развитие и производство знания путем оригинальных исследований.^ Обеспечение качества ВО: ответственность возлагается на вузы.Социальное измерение ВО: это совокупность механизмов, гарантирующих равенство возможностей и социальное единство. Оно включает в себя процедуры доступа к ВО, финансовую и материальную поддержку, политику информирования и руководства.^ Финансирование образования: предмет государственной ответственности. Многие вузы опасаются, что болонские реформы будут использованы государством как повод устраниться от финансирования ВО, особенно на 2-й и 3-й ступенях.Влияние глобализации: образование должно оставаться смешанным общественным благом, а не превращаться в товар.Мобильность: остается одним из важнейших факторов БП.Институциональная автономия вузов: часто ее недостаточно для принятия ключевых решений и/или нехватка финансовых средств для структурной перестройки и решения новых задач. Важнейшую роль играет руководство вуза.3. Условия, необходимые для успеха БП. государственная финансовая поддержка БП;наличие достаточного времени;усилении внутривузовской координации и налаживание горизонтальных связей между вузовскими структурами;трансформация целей и задач БП во внутривузовские реформы;углубление процессов системного реформирования ВО больше, чем их болонский формат. 4. Временные пределы БП.2007 г.введение стандартов и руководящих принципов обеспечения качества;разработка национальных структур квалификаций;присуждения и признания совместных степеней;создание возможностей для гибких образовательных траекторий.2010 г.завершить формирование Европейского пространства ВО;достигнуть сбалансированности национального и общеевропейского (исключить излишнее разнообразие)обеспечить достаточный уровень автономии вузов;обеспечить устойчивое финансирование ВО;завершить освоение трехуровневой структуры ВО;обеспечить широкое применение единой общей структуры квалификаций.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные виды деловых игр и их характеристика
Реферат 1 в 2008 году структурными подразделениями Управления в рамках возложенных на них полномочий выполнена следующая работа
Реферат Отношения Ч.Парнелла и В.Гладстона в конце 80-х - начале 90-х годов XIX столетия
Реферат Виведення лікарської речовини з організму
Реферат Ключевые участники процесса управления банковскими рисками их функции и значения. Организация си
Реферат Інформація про роботу VI з’їзду Соціологічної асоціації України
Реферат Homer And Immortality Essay Research Paper Immortality
Реферат Программирование на языке CLIPS
Реферат Religion And Discrimination Essay Research Paper Religion
Реферат Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот")
Реферат Filarial Worms Essay Research Paper Lymphatic Filariasis
Реферат Администрация города Апатиты
Реферат Россия во второй половине XIX века. Реформы.
Реферат Виды раны и повреждения черепа
Реферат Св. Амвросий