- - 1. ЭКСКУРСИЯ И ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 1.1. СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ЭКСКУРСИИ Понятие "сущность" означает совокупность сторон и связей, свойственных вещи, рассмотренных в их естественной взаимозависимости. В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание. Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым. Понятие "экскурсия" согласно толкованию Б.В.Емельянова являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы. "Временные правила деятельности в сфере туризма на территории Республики Беларусь" определяют экскурсию как "целенаправленный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях". Таким образом, экскурсия — это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы. Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурс—там объекты и сопровождает показ анализом, пояснения—т историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим объектом. Такт образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия. А сообщаемые в процессе экскурсии сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их кругозора. Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности. При отсутствии хотя бы одного из них она не может быть названа экскурсией. Экскурсии присущи следующие признаки: наличие темы, цели и задач экскурсии; наличие группы; наличие экскурсовода; протяженность во времени (от одного академического часа до двух суток); показ экскурсионных объектов; целенаправленность осмотра; передвижение участников экскурсии по заранее спланированному маршруту. В основу любой экскурсии положены следующие принципы: принцип научности, т. е. все факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оценку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение; принцип идейности; принцип правдивости; связь теории с практикой; доходчивость; убедительность. К функциям экскурсии относятся: идейно-политическая направленность; функция информации; функция организации культурного отдыха; функция расширения культурного и специального (технического) кругозора; функция формирования интересов человека; специализированная функция — подготовка, переподготовка кадров. Подготовка экскурсии реализуется в несколько этапов: выбор темы экскурсии; создание новой экскурсии под выбранную тему; подготовка экскурсовода для проведения данного мероприятия.Подготовка экскурсии ведется творческой группой, состав которой зависит от темы экскурсии. В творческую группу могут быть привлечены работники музеев, научных учреждений, галерей, специализированных туристско-экскурсионных организаций. Наиболее опытный из них назначается руководителем группы. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема экскурсии — это то, что положено в ее основу, является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Тема экскурсии тесно связана с объектами показа и определяет содержание рассказа. Тему экскурсии не следует смешивать с названием. Названия экскурсии должны быть точными, выразительными, запоминающимися, содержать элемент рекламы. Например, тема экскурсии: "Минск — столица Беларуси", а ее название — "Родной мой город, любовь моя". Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания "банка" экскурсий. После выбора темы определяется цель экскурсии. Цель экскурсии — идейно-нравственное, интернациональное, трудовое, эстетическое воспитание. Цель определяет актуальность темы. Задача же — понятие более узкое. Задача — локальна и конкретна. Например, целью экскурсии "Минск — столица Беларуси" является воспитание у людей чувства патриотизма и любви к Родине, а задачей — знакомство с достопримечательными местами города, его архитектурой, историей, развитием культуры и т. д. По теме экскурсии составляется список книг, брошюр, статей. В список включается политическая, научная, специальная, справочная, краеведческая и художественная литература. Список необходимой литературы используется при подготовке контрольного и индивидуального текста экскурсии. Материал по теме экскурсии может находиться в хроникально-документальных, научно-популярных и художественных кинофильмах, архивах, музеях. Много интересного можно узнать из воспоминаний участников и очевидцев событий. Весь теоретический и фактический материал тщательно изучается членами творческой группы, причем изучение любого первоисточника сопровождается конспектированием, снятием копий с подлинных документов, выписками отдельных цитат. Для раскрытия темы экскурсии решающее значение имеет правильный отбор объектов. В качестве объектов могут выступать: места, связанные с историческими событиями; природные объекты и заповедники; здания и сооружения; мемориальные памятники и комплексы; произведения архитектуры и градостроительства; оригинальные инженерные сооружения; объекты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; технические экспонаты; памятники искусства; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; археологические памятники.При обилии объектов, связанных с темой, следует особое внимание уделить их правильному отбору, учитывая следующие критерии: сохранность; познавательная ценность; содержание; функциональное назначение; доступность; безопасность. Экскурсия не должна быть перегружена большим числом посещаемых объектов. Для городской экскурсии (продолжительность 2—3 академических часа) рекомендуется 15—20 объектов. Если же по выбранной теме объектов мало, то необходимо составление пакета наглядных пособий — "портфеля экскурсовода": макеты, фотографии, воспоминания очевидцев, кинои видеосъемка, карты, схемы и др. При подготовке экскурсии целесообразно составить паспорта (карточки) объектов, включающие в себя: наименование объекта; события, связанные с ним; даты совершения данных событий; место нахождения объекта; данные об авторах данного объекта; источники сведений о данном объекте; сохранность объекта; безопасность при его посещении; фотографии и другой иллюстративный материал. Окончательный отбор объектов позволяет перейти к процессу непосредственной подготовки экскурсии. Этот процесс включает в себя следующие этапы: разработка маршрута; подготовка текста; разработка методики проведения; изготовление наглядного материала; определение перечня привлеченных средств для проведения экскурсии; составление калькуляции средств для проведения экскурсии; определение нормы прибыли и расчет цены; объезд (обход) экскурсионного маршрута; утверждение экскурсии в установленном порядке; реклама экскурсии. Маршрут экскурсии — это путь следования экскурсионной группы, связанный с процессом показа объектов. При составлении маршрута необходимо соблюдать два главных требования: показ объектов должен вестись в логической последовательности; маршрут призван обеспечить показ объектов, необходимый для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Переходы от одного объекта к другому не должны превышать 10—15 минут. Экскурсионные маршруты могут строиться по следующим принципам: хронологическому; тематическому; темати- ко-хронологическому. После составления маршрута участники творческой груп- пы совершают его объезд (обход). Цели объезда: уточнение трассы движения, расположения экскурсионных объектов и подъездов к ним или местам стоянок; выбор основных и резер- вных точек для показа объектов и расположения группы; хро- нометраж времени, необходимого для показа объектов, пере- движения от объекта к объекту и длительности экскурсии в це- лом. После объезда (обхода) вычерчивается схема маршрута, размножается и передается на согласование и утверждение. Затем готовится текст экскурсии. Текст, составленный твор- ческой группой, называется контрольным и утверждается. В контрольном тексте материал излагается в соответствии с целью и темой экскурсии. Он должен быть тесно связан с фактическим материалом и изложен в большинстве случаев в хронологическом порядке, без учета структуры самой экскурсии и последовательности ос- мотра объектов на маршруте. В контрольном тексте приводят- ся цитаты, цифровые данные со ссылками на источники, а так- же материалы, которые могут составить содержание выступле- ния, заключения и логических переходов между подтемами экскурсии. Контрольный текст включает и материалы о непредусмот- ренных маршрутом экскурсии объектах для использования их при создании вариантов экскурсии на ту же тему. Каждый экскурсовод составляет индивидуальный текст эк- скурсии, обязательное требование к которому — полное соот- ветствие его содержания контрольному. Индивидуальный текст в отличие от контрольного отража- ет структуру экскурсии: имеет вступление, основную часть, заключение. Он построен в полном соответствии с маршрутом, т. е. фактический материал в тексте излагается в той последо- вательности, в которой осуществляется показ экскурсионных объектов. Индивидуальный текст представляет собой готовый для исполнения материал. Это текст рассказа на экскурсии. Вступление обычно подразделяется на две части: организа- ционную и информационную. В организационной части экскурсовод сообщает свое имя, отчество, фамилию, называет организацию, в которой работает, знакомит группу с водите- лем автобуса, определяет тему экскурсии, сообщает маршрут, время и место ее окончания, проводит инструктаж о правилах безопасности и поведения участников. В информационной части кратко излагаются содержание, цель и задача экскур- сии, называются несколько подтем и наиболее интересные объекты. Во вступлении руководитель группы должен заин- тересовать аудиторию и установить с ней контакт. Вступле- ние должно быть ярким, лаконичным и не превышать 5—7 минут. Основная часть состоит из отдельных подтем (от 4—5 до 10—12), соединенных обоснованными логическими перехода- ми в единое целое. В конце экскурсии экскурсовод подводит итоги, делает вы- воды по теме, отвечает на вопросы ее участников, рекомендует им принять участие в других подобных мероприятиях. За подготовкой текста следует комплектование так называ- емого "портфеля экскурсовода". "Портфель экскурсовода" — условное название комплекта наглядных пособий, используе- мых в ходе проведения мероприятия, назначение которых — максимально дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного ряда. Подготовка экскурсии завершается составлением методи- ческой разработки — основного документа экскурсионного уч- реждения, который при наличии текста дает право на проведе- ние экскурсии. После всего этого организуется пробная экскурсия, по окончании которой проводится обсуждение, дается оценка, выявляются отдельные недочеты. Экскурсовод (лично) должен проделать следующие этапы подготовки экскурсии: сбор фактического материала; изучение рекомендованных источников; знакомство с экспозициями музеев по теме эк- скурсии; ознакомительный объезд (обход) маршрута; состав- ление индивидуального текста; проведение пробной экскур- сии. Экскурсовод должен неоднократно возвращаться к тексту, постоянно обновляя и дополняя его.^ 1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕМАТИКА ЭКСКУРСИЙ Классификация — система распределения тех или иных предметов, явлений в соответствии с их существенными при- знаками. Классификация экскурсий — это распределение поездок по однородным группам в соответствии с присущими этим груп- пам признаками. В процессе развития экскурсионного дела из- менение содержания работы находило отражение и в класси- фикации экскурсий. В настоящее время в работе экскурсионных учреждений может использоваться классификация, в основу которой поло- жены следующие признаки: состав участников; содержание; тематика; место проведе- ния; форма проведения; способ передвижения; цикличность. По составу участников экскурсии делятся на: для детей и школьников; взрослых (студенты, учащаяся молодежь и т.д.); городских жителей; сельских жителей; мес- тного населения; приезжих туристов; для индивидуалов. По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (мно- гоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии затрагива- ют несколько тем. Обзорные экскурсии строятся на показе объектов, раз- личных по форме и содержанию. Используемый в экскурсии исторический и современный материал помогает получить об- щее представление о городе, области, республике. Хронологические рамки обзорной экскурсии, в основном всегда — от пер- вого упоминания в летописи данного города (селения) до сегод- няшнего дня. Особая черта обзорных экскурсий — глубина раскрытия материала. Тематические экскурсии посвящены событию или группе событий, объединенных одной темой. Четкое определе- ние темы позволяет сделать рациональный подбор материала. Тематические экскурсии в свою очередь делятся на несколько групп, а каждая из них классифицируется на подгруппы. К экскурсиям на природоведческие темы относятся: географические (география — наука о Земле); геологичес- кие (о недрах Земли); гидрогеологические (о водных ресурсах); ландшафтные (сады и парки, живописные природные места). Экологические экскурсии имеют подгруппы: экология го- рода, определенной местности и т. д. В свою очередь подгруп- пы делятся на классы: экология и человек; экология водного бассейна; экология воздушного бассейна; экология животного и растительного мира. Исторические экскурсии по своему содержанию имеют подгруппы: историко-краеведческие; археологические; этнографичес- кие. Предметом изучения историко-краеведческих экскурсий является значительное событие или несколько событий, или определенный период времени в историческом развитии края. Источником археологических экскурсий являются памят- ники, ставшие доступными для изучения в результате поисков и находок археологов: постройки древних поселений, горо- дищ, погребений, оружие, орудия труда, утварь, украшения и т. д. Этнографические экскурсии позволяют изучить быт, культуру, народные промыслы в их историческом развитии. Искусствоведческие экскурсии направлены на воспитание чувства прекрасного, способствуют развитию художественного вкуса. Основой для их классификации являются различные виды искусства. Искусствоведческие экскурсии делятся на группы: экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительно- го искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), а также театрально-музыкальные экскурсии. Литературные экскурсии подразделяются на: литературно-биографические (по местам, связанным с жиз- нью и творчеством какого-либо поэта, писателя); историко-ли- тературные (раскрывающие определенный исторический этап развития литературы); литературно-художественные (по местам событий или подвигов героев, нашедших отражение в про- изведениях). Архитектурно-градостроительные экскурсии имеют сле- дующее деление: освещение памятников архитектуры определенных стилей; творчество отдельных архитекторов; историческая и современ- ная застройки города. Производственные экскурсии подразделяются на: производственно-исторические; производственно-экономи- ^еские: производственно-технические. Производственно-исторические раскрывают оп- ф-метенные этапы развития предприятий. В содержании и р о и зводственн о-э к оно м и чески х экскурсий осве- щается деятельность предприятия. Производственно- технические посвящены современным технологиям, дос- т»ж«ииям науки и техники, их использованию на производ- стве. В отдельную подгруппу выделяются производственные .экскурсии с целью повышения квалификации кадров, а также с целью профориентации молодежи. Производственные экскурсии могут включаться также в классификационную группу по месту проведения. Кроме этого, экскурсии по месту проведения принято де- лать на следующие группы: музейные, городские, загородные, в пути следования. Музейным экскурсиям свойственно обслуживание турис- тов согласно профилю музея, т. е. его отношению к определен- во5 отрасли производства, культуры, искусства и др. Городские экскурсии могут быть обзорными и темати- ческими, посвященными показу частей или всего города в целом. Загородные экскурсии могут проводиться: в конечном пункте следования; в сочетании экскурсии в пу- ти с экскурсией в конечном пункте. По содержанию загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические. Экскурсионная информация в пути следования группы в отличие от экскурсии имеет особенности: первоочередность рассказа по сравнению с показом; ин- формация носит интересный справочный характер о районе, области, республике, жизни и деятельности людей данного края; в информации не используется материал тех экскурсий, которые предусмотрены в конечных пунктах назначения. По форме проведения выделяют следующие экскурсии: обычные; учебные; рекламные; экскурсия-лекция; эк- скурсия-массовка; экскурсия-спектакль; экскурсия-прогул- ка и др. Учебные экскурсии следует рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса. Их проведение особенно акту- ально для слушателей различных курсов, семинаров, учащей- ся молодежи. Проведение данного типа экскурсий служит средством закрепления знаний, содействует более глубокому изучению дисциплин. Для того, чтобы экскурсия действитель- но стала органической частью учебно-воспитательного процес- са, в начале и конце каждого этого мероприятия вводятся не- обходимые логические переходы, связывающие их между со- бой. По окончании экскурсии подводятся итоги, формулиру- ются новые задачи. Рекламные экскурсии проводятся с целью включения в об- служивание населения новых маршрутов, презентации турис- тских предприятий. Экскурсия может рассматриваться как форма учебной ра- боты для различных групп туристов. В этом качестве могут выступать: экскурсия-лекция, экскурсия-массовка, экскур- сия-консультация, экскурсия-демонстрация. К примеру, экскурсия-лекция представляет собой форму получения знаний в аудитории в четком соответствии с учеб- ной программой. Для проведения этого мероприятия в ка- честве аудитории используются явления действительности и естественные условия (природа, предприятия, музеи, выс- тавки и т.д.). Причем для их проведения можно привлекать специалистов. Экскурсия-массовка носит характер массовости, ее учас- тники передвигаются по маршруту одновременно на 2 автобу- сах и более или на других транспортных средствах. Примера- ми в наше время может быть организация маршрутов для посе- щения массовых мероприятий: для городских жителей — вы- езд на праздник-фестиваль народного творчества "Дожинки", сельские жители могут выехать на праздник города; посеще- ние фестивалей: "Славянский базар" (Витебск), "Золотой шля- гер" (Могилев), театральный фестиваль (Брест) и др. Эти же экскурсии можно рассматривать как экскурсии-спектакли, экскурсии-концерты. В качестве экскурсии-прогулки выступают маршруты с элементами отдыха, участия в празднествах (например, в Зас- лавль по случаю праздника Купалы). По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Пешеходные экскурсии становятся все более популярными вследствие ряда их особенностей: они обеспечивают маневрен- ность группы на маршруте, дают возможность участникам это- го мероприятия глубже изучить, исследовать объекты, пред- ставить себя участником событий. Маршрут пешеходной экскурсии — логический, последова- тельный зрительный ряд. Длина маршрута пешеходных город- ских экскурсий не должна превышать 6 км, а загородных — 10—12 км. Пешеходную экскурсию не следует превращать в прогулку с элементами пассивного отдыха. Незначительные денежные затраты для организации и проведения пешеходных экскурсий готовит им хорошее будущее. Для проведения экскурсий с использованием транспорта могут применяться автобусы, наземный и подземный тран- спорт (трамвай, троллейбус, метро), электрички, вертолеты и ДР- Экскурсии с использованием транспортных средств носят характер массовости и требуют тщательной проработки мар- шрута, оценка полезности которого может быть получена с по- мощью коэффициента познавательности. Комбинированные экскурсии позволяют сочетать в себе два их вида: в экскурсию с использованием транспортных средств включаются пешеходные. Такое сочетание чаще всего прису- ще обзорным и загородным, не исключая и все другие виды эк- скурсий. По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные (охватывают одну тему) и тематические (объеди- ненные общим названием). Такая их классификация имеет большое значение для организации экскурсионной деятель- ности туристскими предприятиями, способствует специализа- ции экскурсоводов, содействует качественной подготовке, раз- работке мероприятий и их проведению. Тематика экскурсий — это совокупность тем, позволяю- щих туристскому предприятию поставить организацию мероп- риятий от эпизодических к цикловым Создание новых тем обусловлено различными причинами: дифференцированным подходом к обслуживанию разных групп, спросом на опреде- ленные экскурсии, дальнейшим развитием деятельности в этом направлении. Подготовка новой экскурсионной темы — сложный и про- должительный процесс. Работа считается завершенной, когда по теме будут подготовлены все необходимые материалы. К ним относятся. 1. Список литературы по теме (перечисляются все источни- ки — книги, брошюры, статьи, использованные при подготов- ке экскурсий); 2. Карточки (паспорта) экскурсионных объектов с их ха- рактеристикой: вид памятника; его наименование; если извес- тен автор — дата, событие, с которым он связан; местонахож- дение; краткое описание; источники сведений, в каких экскурсиях используются; сохранность; охраняется ли памятник го- сударством. 3. Контрольный текст — материал экскурсии, тщательно подобранный и выверенный по источникам, раскрывающий тему, все подтемы и основные вопросы; служит основой вступ- ления, логических переходов, заключения. 4. Индивидуальный текст экскурсовода — материал, изло- женный в соответствии со структурой экскурсии, ее маршру- том, дающий характеристику объектов и событий. По фор- ме — это готовый рассказ экскурсовода. 5. Схема маршрута — путь следования экскурсионной группы, вычерченный на отдельном листе. В ней обозначены начало маршрута, объекты показа, остановки, места выхода группы к объектам, конец маршрута. 6. Наглядные пособия ("портфель экскурсовода") — папка с фотографиями, схемами, рисунками, репродукциями, копи- ями документов и др. 7. Методическая разработка — основной документ экскур- сии, где излагаются рекомендации, как провести мероприя- тие, последовательность и продолжительность демонстрации объектов, наглядных пособий; называются и описываются ме- тодические приемы показа и рассказа; излагаются указания по ведению экскурсии, по дифференцированному подходу к группам туристов. 8. Материалы экскурсии — справки, цифровой материал, картотеки источников, объектов (основных и дополнитель- ных), рефераты, копии документов, цитаты из литературных произведений и др. Эти материалы должны систематически пополняться. 9. Список (картотека) экскурсоводов. В нем содержатся све- дения, когда проведена и кем принята пробная экскурсия, кто одобрил индивидуальный текст, а также документ о допуске экскурсовода к проведению этого мероприятия. 10. Организация экскурсий для различных групп туристов требует коррективов текстов их проведения (как контрольно- го, так и индивидуального), методической разработки, других материалов. А новые темы — это и есть важное направление экскурсионной деятельности, ее закономерность. В основе проведения экскурсии лежит принцип: от показа к рассказу. Наличие показа, его главенствующая роль являют- ся основой экскурсии. В практике получили распространение следующие приемы показа: предварительный осмотр; экскурсионный анализ; зритель- ная реконструкция и монтаж; локализация событий; зритель- ное сравнение; показ наглядных пособий. Экскурсоводу, кроме этих приемов, необходимо владеть ме- тодикой показа объектов по ходу движения автобуса и методи- кой показа мемориальной доски. Предварительный осмотр дает возможность направить внимание туристов на объект, продолжается не более 1,5—2 мин, не сопровождается рассказом экскурсовода и обычно ис- пользуется при показе панорамы города, архитектурного ан- самбля, живописного ландшафта и т. д. Экскурсионный анализ — это прием показа, с помощью ко- торого происходит детальное наблюдение объекта в целом или отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный момент объект мысленно расчленяется на составные части для более глубокого изучения их свойств. Существуют следующие виды экскурсионного анализа: искусствоведческий, историчес- кий, естественнонаучный и производственно-экономический. Прием зрительной реконструкции необходим для мыслен- ного восстановления первоначального объема объектов. Дан- ный прием используется при показе: памятных мест, где про- исходили знаменательные события; зданий и мест, связанных с жизнедеятельностью выдающихся личностей. По отдельным сохранившимся деталям экскурсовод восстанавливает перво- начальный облик объекта. Если постройка вообще не сохрани- лась, экскурсовод может использовать наглядные пособия: фо- тографии, схемы, репродукции картин и т.д. Одним из вариантов методического приема реконструкции яв- ляется прием зрительного монтажа, когда объект создается пу- тем суммирования внешнего облика нескольких зданий или нес- кольких памятников, а также их отдельных элементов, частей. Прием локализации событий — это способ показа истори- ческого события, явления в точной локальной обстановке, в которой они протекали. Прием зрительного сравнения основывается на сравнении объектов по сходству или различию между ними. Показ наглядных пособий позволяет восполнить недоста- ющий зрительный ряд или более конкретно воспринять эк- скурсионный объект и связанные с ним события. В трехчасо- вой экскурсия не должно использоваться более 15 наглядных пособий. Наглядные пособия должны быть четкими, ясными, аккуратно выполненными. Размеры схем, рисунков, фотогра- фий должны быть: 18 х 24 см, 24 х 30 см. Наглядные пособия можно классифицировать следующим образом: естественные пособия: коллекции насекомых, минералов; отдельные растения и т. д.; изобразительные: карты, схемы, открытки, рисунки и т.д.; технические средства: диапозитивы, кинофильмы и т.д. Показ объекта по ходу движения требует предварительной подготовки экскурсантов. При показе мемориальной доски читать надпись на ней, если она находится в пределах видимости экскурсантов, не ре- комендуется. Все перечисленные приемы показа в отдельности почти не применяются и в экскурсии всегда тесно связаны с рассказом. Средствами показа экскурсионных объектов являются рас- сказ и жест. Главная особенность жеста на экскурсии состоит в том, что он не связан с рассказом, а является составной частью показа объекта. В экскурсии жесты имеют самый разнообраз- ный рисунок: вертикальное и свободное движение руки, пере- числение по пальцам, движение указательного пальца по кру- гу, в сторону объекта, движение одной руки, скрещивание рук и др. Жест несет смысловую и эмоциональную нагрузку. В экскурсионной практике принята следующая класси- фикация жестов: основная группа — жесты указательного характера. Указа- тельный жест может быть прямым, дугообразным, ломаным и производиться в разных направлениях: снизу вверх, сверху вниз, слева направо и наоборот. Жест-указка обычно направ- лен в сторону объекта; иллюстративные жесты, дают представление о границах осматриваемых объектов, размерах показываемой террито- рии. Жест словно очерчивает объект, останавливается на от- дельных деталях; подчеркивающие (пространственные) жесты дают нагляд- ное представление о размерах и форме экскурсионных объек- тов; реконструирующие жесты помогают зрительно восстано- вить несохранившиеся части зданий, сооружений, т. д.; побудительные жесты, которые позволяют экскурсоводу правильно размещать группу у экскурсионного объекта; наглядные жесты дают возможность правильно демонстри^ ровать пособия; эмоциональные жесты, выражающие эмоции экскурсово- да, его психологическое состояние в момент проведения эк- скурсии. Неотъемлемая часть экскурсии — рассказ экскурсовода. По отношению к показу он вторичен, подчинен показу. Рассказ имеет следующие особенности: зависимость рассказа от движения экскурсионной группы. Вне маршрута и вне конкретных объектов показа экскурсион- ный рассказ не существует; убедительность рассказа птсту-тяетс.я с. прмот,ью зритель- ных доказательств; последовательность представления объектов определяет последовательность и логичность рассказа; ограниченность рассказа во времени и по подтемам. Лимит времени определяется рядом обстоятельств: коли- чеством и сохранностью объектов; удаленностью объектов друг от друга; историко-художественной ценностью объектов. Приемы рассказа должны соотноситься с приемами пока- за. Задача любого приема рассказа — обеспечение лучшего уяснения экскурсантами сути демонстрируемых объектов. Существует несколько приемов рассказа: прием цитирова- ния; прием комментирования; характеристика объекта; бесе- да; прием вопросов и ответов. Цитирование — это введение в рассказ выдержек из худо- жественных произведений, исторических документов, мемуа- ров. Прием употребляется, когда цитируемый отрывок совпа- дает с конкретным экскурсионным объектом и дополняет зри- тельные впечатления туристов. Комментирование используется в тех экскурсиях, в кото- рых объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения. При характеристике экскурсионных объектов подчерки- вается их специфика, приводятся наиболее характерные их особенности. Прием беседы требует детального, продуманного подхода к каждому объекту и экскурсантам. Прием вопросов и ответов должен употребляться уместно. Вопросы экскурсовода должны отличаться доступностью, точ- ностью, конкретностью. Этот прием является ступенькой в лес- тнице логического перехода. Кроме того, общие правила методи- ки устанавливают, что в конечной точке маршрута экскурсовод должен обратиться к группе с просьбой задавать ему вопросы. Однако давать ответы на вопросы, не имеющие отношения к теме экскурсии, не входит в его обязанности. Он может дать совет, на каких экскурсиях, в каких литературных или других источни- ках можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы.^ 1.3. ФОРМЫ И ВИДЫ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Туризм как вид социально-экономической деятельности объединяет в себе интегрированные знания о закономерностях наиболее ценимых социальных результатов (оздоровление, по- вышение физического и духовного потенциала человека, об- щение с природой, умение, уровень знаний). Что касается пос- леднего, то как нигде в другой отрасли, именно экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя туристской услуги целый комплекс знаний ряда отраслей науки: экономи- ки, истории, географии, этнографии, экологии и пр. Формирование интеллекта человека протекает в рамках ра- бочего и внерабочего времени, которые находятся в органичес- кой связи. Сокращение рабочего времени на основе роста про- изводительности труда влечет за собой соответствующее уве- личение свободного времени и наоборот, повышение квалифи- кации и рост культурного уровня работников обусловливают повышение производител