содержание содержание 1Введение 21. История возникновения и развития корпораций 31.2. Сущность и основные причины возникновения международных корпораций 31.2 Разновидности международных корпораций и их роль в глобализации мировой экономики 51.3. Зарубежный опыт правового регулирования корпораций 82. Проблемы становления и развития корпораций в России 152.1. Правовое регулирование корпораций в РФ 152.2. Состояние и проблемы развития корпораций в России 22заключение 26Список использованных источников 27 Введение Быстрый рост прямых иностранных инвестиций, выход технологического разделения труда за пределы фирм, отраслей и национальных границ сопровождается появлением гигантских международных научно-производственных комплексов с филиалами в разных странах и на разных континентах. Международные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях - технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями, что и объясняет актуальность выбранной темы. Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить корпорации в мире и России. Задачи курсовой работы: Изучить сущность международных корпораций; Изучить структуру международных корпораций; Изучить тенденции развития международных корпораций; Изучить развитие корпораций в России.^ 1. История возникновения и развития корпораций 1.2. Сущность и основные причины возникновения международных корпораций Международные корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Международные корпорации предстают непосредственными участниками всего спектра мирохозяйственных связей, своеобразными "локомотивами" мировой экономики. Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой - сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, международные корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы. К концу 90-х годов в мире функционировало около 60 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более, чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г.. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний[1, c. 8]. Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной международными корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения. По прогнозам западных экономистов к 2000 г. в мировом хозяйстве установится господство 400-500 транснациональных корпораций. Причем, 300 из них будут распоряжаться 75% валового промышленного продукта мира. Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной продукции 154 на их предприятиях ежегодно превышает 1 трлн. долл. В них работают 73 млн. сотрудников, т. е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство. Что представляют собой международные корпорации, какие компании из присутствующих на международном рынке к ним относят? Основными признаками, характеризующими деятельность международных корпораций, являются: 1) годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов; 2) филиалы не менее, чем в шести странах; 3) величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны - резиденции. К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма "Нестле" (98%). Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25% своих активов за рубежом. Самые большие заграничные активы среди ТНК (кроме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн "Роял Датч Шелл", а также четыре фирмы из США: "Форд", "Дженерал Моторс", "Эксон" и "ИБМ". Международный характер компании проявляется и в сфере собственности. Поскольку собственность компании олицетворяют ее акции, то они должны иметь хождение во многих странах. Акции базовой и дочерней фирм должны быть доступны для приобретения во всех странах, где действует международная корпорация. Каковы причины возникновения международной корпорации? Наиболее общей причиной возникновения транснациональных корпораций (ТНК) является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы. Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей через создание крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций. К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести их экономическую эффективность, обусловленную большими масштабами производства в ряде отраслей. Жесткая конкуренция, необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствуют концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах, появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль. Немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии ("сюданы" и "кэйрэцу") или в Республике Корея, известной сегодня такими международными корпорациями ("чеболь"), как "Самсунг", "Дэу", "LG электроникс". Имеется специальная программа поддержки отечественных международных корпораций в Китае. В соответствии с целями этой программы китайские корпорации заявят о себе в полный голос на мировых рынках в начале XXI века[5, c. 114].^ 1.2 Разновидности международных корпораций и их роль в глобализации мировой экономики В зарубежной экономической литературе можно встретить множество определений международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так, известный западный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний:Экономистами, как правило, предлагается следующая классификация. 1. Транснациональные корпорации (ТНК) - это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. Корпорацией в США называют акционерное общество, а поскольку большинство современных ТНК возникли в результате международной экспансии американских компаний, этот термин вошел в их название. Правовой режим транснациональных корпораций предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом, они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования. 2. Многонациональные корпорации (МНК) - это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн "Роял Датч Шелл", существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания "Юнилевер", "Филипс" и др. С точки зрения международного права отличительными признаками многонациональных корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов-кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую. Со времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе цервой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300. С момента появления международные корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести: 1) обеспечение своего производства иностранным сырьем; 2) закрепление на зарубежных рынках через сеть своих филиалов; 3) размещение производства в тех странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования; 4) ориентация на дифференцированную производственно-торгово-финансовую деятельность. С начала 50-х годов международные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике[4, c. 26]. Трансформация национальной компании в международную проходит через ряд этапов/ На первом этапе зарубежная хозяйственная деятельность практически мало влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать зарубежную экономическую деятельность, как правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству. Па втором этапе зарубежная хозяйственная деятельность приобретает относительную самостоятельность. Деятельность компании за рубежом вступает в сложную систему взаимозависимостей со всеми другими сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение в организационной структуре компании. Компания приобретает черты международной. На третьем этапе растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок теряет приоритет и становится в один ряд со многими внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно международной со всеми вышеперечисленными признаками. Названные три этапа являются типичными для процессов интернационализации бизнеса во всех странах, начиная с США. Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным ядром и большим количеством дочерних и иных организаций, явилась наиболее подходящей формой для современного международного разделения труда, бурного развития научно-технического прогресса. Обобществляя труд и капитал в мировом масштабе, ведущие международные корпорации создают международное производство, оптимизируя издержки производства, повышая конкурентоспособность. В результате они выходят на свой новый уровень глобальных корпораций[12, c. 89].^ 1.3. Зарубежный опыт правового регулирования корпораций Если учесть острые столкновения мнений по поводу сравнительных достоинств промышленной концентрации, станет очевидно, что государственная политика по отношению к концентрации была далека от четкости и последовательности. Так как основной упор в экономической политике делается на поддержку конкуренции рассмотрим подробнее основные правовые акты, которые легли в основу национальной системы законодательства в сфере регулирования объединения предприятий. Исторически, законодательство, регулирующее объединения предприятий возникло в США. Другие же страны, перенимая опыт США адаптировали соответствующие норы и правила к национальной системе законодательства.Исторические предпосылки Исторически американская экономика, пропитанная философией свободных конкурентных рынков, представляет собой плодородную почву для развития подозрительного и полного опасений отношения общества к промышленной концентрации. Не слишком явное в первые годы существования государства это принципиальное недоверие к монополии расцвело пышным цветом в десятилетия, последовавшие за Гражданской войной. Перерастание местных рынков в национальные по мере совершенствования транспортных средств, постоянно возраставшая механизация производства и получавшая все более и более широкое распространение акционерная форма делового предприятия оказали мощное воздействие на развитие трестов, или монополий, в 1870-е и 1880-е годы. В этот период тресты развивались в нефтяной промышленности, производстве консервированного мяса, на железных дорогах, в производстве сахара, свинца, угля, виски и табачных изделий, а также в других отраслях. Помимо того, что в процессе монополизации различных отраслей использовалась сомнительная тактика, полученная в результате власть на рынке почти постоянно применялась в ущерб всем, кто имел дело с этими монополиями. Фермеры и небольшие предприятия, будучи особенно уязвимыми для действий растущего числа гигантских акционерных монополий, были среди первых, кто осудил их развитие. Потребители и профсоюзы недалеко отстали в выражении своего неодобрения монопольной власти и монополистических объединений предприятий[1, 274 с.]. В таких условиях развития некоторых отраслей, когда рыночные силы больше не обеспечивали контроль, достаточный для поддержания общественно терпимого порядка, были приняты два способа контроля, заменяющие рынок или дополняющие его.1. Регулирующие агентства. На тех немногих рынках, где сложилось экономическое положение, препятствующее эффективному функционированию рыночного механизма, то есть там, где имеется тенденция к естественной монополии, были созданы общественные регулирующие агентства для контроля за экономическим поведением.2. Антитрестовское законодательство. На большинстве других рынков, где благодаря экономическим и техническим условиям монополия не стала неотъемлемым элементом, общественный контроль принял форму антимонопольного, или антитрестовского, законодательства, предназначен для сдерживания или предотвращения развитие монополий. Сначала рассмотрим главные элементы антитрестовского законодательства, которые усовершенствованные и дополненные различными поправками - составляют основной закон, касающийся размера корпораций и уровня концентрации.Закон Шермана 1890 г. Наивысшей точкой острого общественного возмущения трестами в 1870-е и 1880-е годы стало принятие в 1890 г. антитрестовского закона Шермана. Этот краеугольный камень антитрестовского законодательства составлен на удивление кратко и на первый взгляд, прямо касается существа дела. С закона воплощена в двух основных параграфам Параграф 1 гласит: «Любое соглашение, объединение в форме тщета или в иной форме либо тайный сговор, имеющиеся целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами либо с иными государствами, настоящим объявляю законными...»Параграф 2 гласит:«Любое лицо, которое попытается или монополизировать, или объединиться, или сговорись каким-либо лицом либо лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами либо с равными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления...» Результатом принятия этого закона стало превращение монополии и ограничений торге например, тайных сговоров в области ценообразования или раздела рынков между конкурент- в уголовные преступления против федерального правительства. По закону Шермана как Министерство юстиции, так и стороны, пострадавшие от монополий и неконкурентного поведения, могли предъявить им иск. Фирмы, уличенные в нарушении закона, по решению суда могли быть ликвидированы или могли издаваться судебные предписан прекращающие те виды деятельности, которые г вались незаконными. Результатами успешного отстаивания исковых требований могли быть штрафы и тюремное заключение. Далее, пострадавшие от незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба. Казалось, что закон Шермана обеспечивал прочное основание для уверенных действий правительства против монополий. Однако первые же судебные истолкования закона Шермана вызвали серьезные сомнения в его эффективности, и стало ясно, что нужна более точная формулировка антитрестовских законов. Кроме того, деловое сообщество стремилось к более жесткой формулировке того, что является законным или незаконным.Закон Клейтона 1914 г. Необходимое уточнение закона Шермана приняло норму закона Клейтона 1914 г. Следующие параграфы закона Клейтона были призваны усилить и уточнить смысл закона Шермана: Параграф 2 объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей, когда такая дискриминация не оправдана разницей в издержках. Параграф 3 запрещает исключительные, или принудительные, соглашения, в соответствии с которыми производитель продавал бы некий товар покупателю только при условии, что последний приобретает другие товары у того же самого продавца, а не у его конкурентов. Параграф 7 запрещает приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции. Параграф 8 запрещает формирование «переплетающихся» директоратов — когда руководитель одной фирмы является также членом правления конкурирующей фирмы - в крупных корпорациях, где результатом было бы уменьшение конкуренции. Фактически в законе Клейтона было немного такого, что не подразумевалось бы уже в законе Шермана. Закон Клейтона — это просто попытка заострить и пояснить общие положения закона Шермана. Более того, закон Клейтона пытался объявить вне закона способы, которыми монополия могла бы развиваться, и в этом смысле был превентивной мерой. Закон Шермана, напротив, был направлен в большей степени на наказание существующие монополий.Закон о Федеральной комиссии -о торговле 1914 г.По Закону о Федеральной комиссии по торговле была создана комиссия из пяти членов; и на нее была возложена ответственность за проведение в жизнь антитрестовских законов, и закона Клейтона в особенности. Комиссия была наделена властью расследовать нечестные конкурентные действия по собственной инициативе или по требованию понесших ущерб фирм. Комиссия могла устраивать публичные слушания по таким искам и при необходимости издавать запретительные предписания в тех случаях, когда были раскрыты «нечестные методы конкуренции в коммерческой деятельности».^ Закон Уилера — Ли 1938 г. возложил на Федеральную комиссию по торговле дополнительную ответственность за осуществление контроля над «вводящими в заблуждение поступками или действиями в торговле». В результате комиссия также взяла на себя задачу защиты публики от ложной или вводящей в заблуждение рекламы и предоставления искаженной информации о качестве продуктов. Закон о Федеральной комиссии по торговле имеет двойное значение: 1) он расширил диапазон незаконного делового поведения; 2) он предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия по проведению расследований и возбуждению судебных дел. Сегодня Федеральная комиссия по торговле и Министерство юстиции США совместно разрабатывают антитрестовское законодательство.^ Закон Селлера - Кефовера 1950 г. Этот закон внес поправку в параграф 7 закона Клейтона, который, как вы помните, запрещает фирме приобретать акции конкурентов, если такое приобретение ослабило бы конкуренцию. Фирмы могли обойти параграф 7 путем приобретения вещественных элементов активов (основных производственных фондов и оборудования) конкурирующих фирм, а не их акций. Закон Селлера — Кефовера закрыл эту лазейку, запретив одной фирме приобретать вещественные элементы активов другой фирмы, если результатом данной операции будет ослабление конкуренции. Антитрестовское законодательство: результаты и влияние Действенность любого закона зависит от решительности, с которой правительство проводит его в жизнь, и от того, как закон интерпретируется судами. На практике готовность федерального правительства применять законы претерпевала значительные изменения. Администрации, руководствовавшиеся философией невмешательства по отношению к промышленной концентрации, иногда выхолащивали законы, просто игнорируя их или сокращая бюджетные ассигнования органам, отвечающим за соблюдение законов. Подобным образом и суды активнее или пассивнее относились к истолкованию антитрестовских законов. Временами суды решительно применяли их, близко придерживаясь духа и целей этих законов. В других случаях суды так истолковывали законы, чтобы все их использовать, но при этом полностью выхолостить содержание. Имея это в виду, давайте рассмотрим два главных спорных вопроса, которые возникают при толковании антитрестовских законов.^ Поведение или структура? Сравнение двух нашумевших судебных решений показывает существование двух различных подходов к применению антитрестовского законодательства. В 1920 г. в «Деле U.S. Steel» суды применили правило разумного подхода, которое в сущности провозглашало незаконной отнюдь не каждую монополию. Антитрестовскому преследованию по суду подлежат только те из них, которые «чрезмерно» ограничивают торговлю. Суд решил в этом деле, что сам по себе размер не является правонарушением. И хотя корпорация U.S. Steel, безусловно, обладала монопольной властью, она была признана невиновной, так как, добиваясь этой власти, не прибегала к незаконным действиям, направленным против конкурентов, и не использовала свою монопольную власть чрезмерно. Четверть века спустя в «Деле Alcoa» в 1945 г. суд изменил позицию и признал: даже несмотря на то, что поведение фирмы может быть законным, простое обладание монопольной властью (Alcoa обладала 90% рынка алюминиевых болванок) является нарушением антитрестовских законов. Эти два дела свидетельствуют о продолжающихся разногласиях в антитрестовской политике. Следует ли судить об отрасли по ее поведению (как в «Деле U.S. Steel») или по ее структуре (как в «Деле Alcoa»)? «Структуралисты» утверждают, что отрасль, которая имеет высокую степень концентрации, будет вести себя как монополист. Следовательно, экономические действия таких отраслей обязательно будут нежелательными. А сами отрасли являются законными мишенями для антитрестовского иска. «Бихевиористы» подчеркивают, что связь между структурой и действием является очень тонкой и неявной. Они считают, что отрасль с высокой степенью концентрации может быть технологически прогрессивной и иметь завидную репутацию, предоставляя продукты, качество которых растет, по приемлемым ценам. Поэтому если отрасль хорошо служила обществу и не занималась антиконкурентной деятельностью, ее не следовало бы обвинять в нарушении антитрестовского законодательства на том лишь основании, что она высококонцентрирована. Зачем применять антитрестовское заком тельство для наказания эффективных, хорошо управляемых фирм? Со времени принятия решения по «Делу» в 1945 г. суды вновь склоняются к правилу разумного подхода. Общие настроения и среди экономистов, придерживающихся антитрестовских взглядов и среди тех, кто несет ответственность за превышение в жизнь антитрестовских законов, также повернулись в сторону от структуралистской точки зрения. Например, в 1982 г. правительство прекратили длившееся 13 лет судебное дело о монополизации против корпорации IBM на том основании, что обоснованно ограничивала торговлю[2, 196 с.].^ 2. Проблемы становления и развития корпораций в России 2.1. Правовое регулирование корпораций в РФ Российское корпоративное право создается практически заново, оно в идеале может и должно вобрать в себя все самое ценное, существовавшее в русском дореволюционном законодательстве и нормативных правовых актах первых лет советской власти, в законах стран континентальной и англосаксонской систем права. Прежде отметим, что на сегодняшний день "можно говорить о трех периодах развития гражданского права в России ~ русском, советском, и российском".16 И хотя прямая и непосредственная преемственность между ними относительно формирования законодательства отсутствует, тем не менее нельзя не учитывать огромное влияние цивилистической доктрины русского периода на последующее развитие цивилистической науки в Советском Союзе и ныне в Российской Федерации. Проблема юридического лица как субъекта права разрешалась дореволюционными учеными с учетом разработки этого вопроса в западнойнауке.17 Не будем останавливаться на изложении этих учений, отметим только следующее. В XIX в. юридические лица подразделялись на корпорации и учреждения. Среди корпораций выделялись: а) товарищества, б) общества с внешним единством, в) собственно корпорации.Товарищества определялись как объединения не очень большого числа лиц, соединяющих собственные усилия для достижения общей цели. В их число входили полные товарищества (торговые дома), товарищества на вере (коммандитные), а также производственные ассоциации (артели). Имущество товарищей считалось их общей собственностью, прибыль делилась пропорционально внесенным долям, смерть одного из членов влекла за собой прекращение товарищества, поэтому статусом юридического лица они не обладали. Общества с внешним единством представляли собой более сложное объединение. Они состояли из большого числа членов, рассматривались по отношению к посторонним лицам (в отличие от полных товариществ) как единое целое и имели избираемый общим собранием особый орган, считавшийся представителем общества. К этой категории относились акционерные компании, банки, научные, литературные и артистические общества, клубы. Являясь с внешней стороны особыми юридическими единицами, они во внутренних отношениях между членами строились почти на тех же началах, что и товарищества ~ имущество, прибыль и долги считались общими для всех членов и распределялись пропорционально их вкладам. Юридическими лицами они, в целом, не признавались, а рассматривались в качестве особой группы юридических отношений, основанных на договоре товарищества. Юридическими лицами признавались только корпорации, т. к. они обладали свойством выступать как единое целое не только во внешних отношениях, но и во внутренних. Имущество членов корпорации считалось не общим имуществом членов, а принадлежащим самой корпорации как субъекту права. Выход отдельного члена из состава корпорации не влиял на ее существование, воля ее выражалась не общим собранием членов, а особым органом, представляющим ее в отношениях с другими субъектами права. Наконец, имущество корпорации после прекращения ее деятельности подлежало не разделу между членами, а считалось выморочным и поступало в казну. Статусом корпорации обладали такие виды объединений, как городские, сельские и церковные общины. Учреждения рассматривались как юридические лица, структура которых исключала отношения членства. Учреждения создавались для особой цели, независимой от личных интересов учредителей данного юридического лица. Так, например, учреждениями могли бытьбогодельни, столовые, учебные заведения. В советский период вопросам деятельности юридических лиц и, в частности, корпорациям, уделялось достаточно много внимания. Правовое регулирование сталкивалось с такими проблемами, как многоукладность экономики, интенсивность развития товарного оборота, сочетание методов централизованного планового регулирования, администрирования и деятельности, строящейся на договорной основе. С переходом к новой экономической политике вновь был актуален вопрос о правовой форме различных юридических лиц и их объединений.Перед законодателем встал ряд вопросов, ранее ему не известных: определение четких правовых рамок деятельности частных предприятий в условиях плановой экономики; установление правовых форм взаимодействия государственного, кооперативного и частного секторов промышленности; выявление таких форм организации и деятельности государственных предприятий, которые позволили бы последним наиболее эффективно действовать в условиях рыночной конъюнктуры и т. п.Юридические лица приобретали права в соответствии со ст.ст. 13 и 14 ГК РСФСР 1922 г., а с организационной точки зрения опять-таки делились на корпорации и учреждения. В то же время законодатели и ученые рассматривали такие организационно-экономические объединения как тресты20 и синдикаты21. В 1921-1922 гг. тресты характеризовались как хозяйственные и правовые самостоятельные организации, а их юридическая природа "превалировала над социально-экономической природой22". Затем, в связи с усилением плановых и регулирующих начал, тресты 1927 г. признавались уже прежде всего хозяйственными органами государства, выполняющими плановые задания. Тресты не строились по признаку корпоративности, в целом ими признавалось какое-либо имущество, находящееся в управлении органов (народных комиссариатов, ВСНХ), действующих на правах юридических лиц. Синдикаты возникли почти одновременно с трестами и представляли собой объединения предприятий с основной задачей ~ объединение торговой деятельности государственных трестов. С точки зрения организационно-правовой формы синдикаты рассматривались и как товарищества с переменным составом, и как акционерные общества. Однако ГК РСФСР 1922 г. внутрисиндикатские отношения непосредственно не регулировал. С 1923 года на синдикаты стали возлагать три главных задачи: обслуживание производственных и торговых нужд своих членов (оперативное начало); устранение конкуренции и установление общей плановой организации путем согласованного выступления на рынке (конвенционное начало); проведение общегосударственной линии в сфере определенной отрасли промышленности, связь с народным хозяйством в целом (публичное начало).К середине 20-х годов широкое распространение в литературе получила так называемая корпоративная концепция внутрисиндикатских отношений: отношения между трестом и синдикатом регулируются не свободной волей сторон, а уставом и основанными на нем корпоративными актами и в конечном итоге ~ волей государства. Синдикаты формировались и функционировали на основе элементов корпоративного права. С внутренней стороны синдикатские объединения являлись товариществами, а вовне представляли собой юридические лица ~ корпорации, управляемые на основе утвержденного устава. Корпоративность означала смешанный, публично-частный характер организации синдиката. Она органически вписывалась в систему переходного хозяйства, построенную на сочетании публично-правовой природы государственных предприятий с используемыми частноправовыми структурными приемами и формами. Но концепция корпоративного права подверглась критике в литературе уже с самого начала ее распространения, т. к. признание корпорацией той или иной хозяйственной организации означало обособление ее в автономную единицу, что было неприемлемым для существовавших тогда хозяйственных принципов. Таким образом, появление концепции корпоративного права в значительной мере было обусловлено ситуацией, в которой развиваласьсиндикатская форма. Эта концепция позволяла в известной степени гибко сочетать элементы централизованного руководства ("плана") с автономией хозяйственных объединений ("рынка"), не только синдикатских, но и акционерных обществ, кооперации и пр. В условиях централизованной плановой системы управления идея создания крупных структур корпоративного типа получила свое дальнейшее развитие: введение комплексной организации управления взаимосвязанными производствами на определенной территории (совнархозы); создание государственных комитетов межотраслевого значения, различного рода объединений ~ производственных, научно-производственных, торгово-производственных, агропромышленных и территориально-производственных комплексов. Однако в условиях централизованной административной системы управления, господства государственной собственности невозможно было обеспечить интеграцию промышленного и финансового капиталов. Современная теория российского гражданского права определяет, что составной частью предмета гражданско-правового регулирования являются корпоративные отношения: отношения, связанные с управлением имуществом корпораций определенными лицами для постоянного, профессионального участия в имущественном обороте23. Данные отношения строятся на началах самоуправления и строго фиксированного членства участников. Следовательно, корпоративные правоотношения возникают на основе участия (членства) субъектов в корпорациях. Корпоративные (членские) правоотношения в свою очередь близки к обязательственным, т. к. тоже имеют относительный хара