Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 город-курорт АнапаМЕТОД КЕЙС – СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВЛевковец Татьяна Юрьевна учитель географии МОУ СОШ№4 г-к АнапаАнапа 2010Содержание:1.Литературный обзор состояния вопроса …………………………………………….с 3 2.Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………………………………………………… …………………………………. с 4 3.Педагогический опыт 3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………………………………………с 5 3.2 Актуальность опыта……………………………………………………………… ..с 5-6 3.3 Научность опыта……………………………………………………………………..с 6-7 3.4 Результативность опыта…………………………………………………………… с 7-8 3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта…………………………………………………………… ….с 8 3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта…………………….с 8-9 4. Технология опыта……………………………………………………………………..с9-18 5. Выводы…………………………………………………………………………… с 19-20 6. Библиографический список……………………………………………………… ..с 21 7. ПриложенияЛитературный обзор состояния вопроса. Родиной современного метода кейс-стади являются США. Метод кейс-стади берет свое начало в 20х годах прошлого века, был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. В России кейс-метод начал внедряться в 70-е годы в Московском Университете им. Ломоносова. Значительный вклад в разработку и внедрение метода внесли Ю.Д.Красовский, Д.А.Поспелов, О.А.Овсянников, В.С. Рапопорт и др. Кейс-стади можно назвать методом анализа конкретных ситуаций. История метода кейс-стади в России в определенной степени связана с поддержкой международных образовательных программ и фондов. Так, например, обучение большого числа специалистов методу кейс-стади было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Джорджа Сороса. Использование кейс-метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика. Так, в 2003г в Томске была начата реализация исследовательской программы «Исследование феноменов и тенденций перехода к Открытому образовательному пространству», в рамках которой метод кейса был использован как исследовательский метод. Первый этап реализации программы завершился выходом сборника кейсов «Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади» под редакцией Г.Н. Прозументовой. Повсеместное распространение метода в СССР началось в 70-80 гг 20 века. Его развитие происходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование этого метода привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий. В начале 90-х начинается реформирование, модернизация школы. Вместо одной государственной программы приходит множество альтернативных, авторских, которые создаются на основе проекта государственного стандарта образования и не имеют строгой временной регламентации. Осуществляется выпуск программ по новым географическим дисциплинам – природопользование, глобальная география, краеведение и др. Происходит переход школ на базисный учебный план, формируются новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи), профильные классы и школы со спецпрограммами и дополнительными курсами географии. Выходят новые учебники географии под редакцией И.В.Душиной, Т.П.Герасимовой, В.П.Дронова, А.И.Алексеева, А.П.Кузнецова, Ю.Н.Гладкого, С.Б.Лаврова, В.П.Сухого и др. В методику преподавания географии активно внедряются новые педагогические технологии, средства обучения. Осуществляется выпуск новых пособий, в том числе картографических. Ведутся исследования по разработке новых и новейших средств обучения. Следует отметить, что элементы кейс-стади в методике преподавания географии учителя МОУ СОШ №4 г-к Анапа Сланова Л.Г., учитель географии гимназии «Эврика» г-к Анапа Сус И. Н. начали применять, учитывая, что в настоящее время географию относят к социально активным дисциплинам, которые не только дают ребятам теоретические знания о мироустройстве, но и характеризуют мир, прежде всего, с поведенческой стороны общества, социальной группы, отдельной личности. На протяжении ряда лет мною на практике применяется кейс-метод. Опыт работы был представлен и изучен на заседаниях методического объединения учителей географии, биологии, химии МОУ СОШ №4 г-к Анапа, на заседаниях методического объединения учителей географии г-к Анапа. (приложение 1, 8)Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. В условиях существования объективных (сокращение времени изучения при сохранившемся объёме знаний) и субъективных факторов (пробелы знаний, зависящие от участников образовательного процесса), необходимости рационализации и повышения эффективности образовательного процесса рекомендуется составить предварительный психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. Анализ может включать следующие элементы психолого-педагогического портрета класса (группы) обучающихся: * степень активности и самостоятельности обучающихся на уроке или внеклассном занятии; * уровень сформированности саморегуляции; * уровень сформированности учебной мотивации; * характер взаимоотношений в классном коллективе; * оценка интеллектуально-познавательной сферы личности обучающихся: особенности внимания, тип мышления, тип памяти. При психолого-педагогической характеристике класса, в котором работает учитель с использованием кейс-метода, обычно учитываются следующие особенности обучающихся: как правило, при проведении социометрии выделяют 3 группы детей: 1) замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми должен применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память; 2) дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне; 3) группа учеников, которая проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. В классах, являющихся базой для формирования представленного педагогического опыта, преобладают дети 2 и 3 группы. Чтобы включить детей 2 группы в работу на уроке, необходимо использовать нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы. Для детей 3 группы в содержание уроков или внеклассных занятий включается материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля. В целом обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.Педагогический опыт. 1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте: Внедрение компетентностного-ориентированного подхода в практику требует поиска новых организационных форм работы. Встраивание в методическую систему ориентированных методов обучения, индивидуализация, применение проектно-исследовательских методов способствует развитию компетентностей школьника. Одним из современных методов обучения является кейс-стади – метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Он позволяет повысить качество обучения, используя возможности каждого ребенка. Основные компоненты системы: уроки, внеклассная и внеурочная деятельность, внешкольные мероприятия. В данном опыте применяются различные формы и методы работы: групповая, самостоятельная, индивидуальная; работа с одаренными детьми и т.д. Преимущество данного опыта состоит в том, что учащиеся познают мир, изучая его через разрешение конкретных вопросов и ситуаций при использовании приобретенных знаний. При применении метода кейсов следует учитывать: для того, чтобы учащиеся при анализе ситуации могли формулировать проблему, необходимо либо на этапе подготовки дать пояснение о возможных формах фиксации проблемы и отметить наиболее приемлемые, либо, по результатам анализа, обсудить с учащимися связь формулировки проблемы с глубиной проработки решения. Одной из самых распространенных трудностей в работе с конкретными ситуациями является установка слушателей на получение экспертного решения от преподавателя. Следует добиваться самостоятельных выводов от учащихся, даже если они не верны! Ситуации, рассматриваемые при таком подходе, ориентированы на включение учащихся в процесс анализа ситуации, задание определенных норм работы для получения качественного результата. Анализ конкретной ситуации является методом, позволяющим включить учащихся в активную работу по использованию теоретических знаний на практике. При подготовке занятий по анализу практической ситуации учителю необходимо много внимания уделить описанию самой ситуации, выделению основных параметров, формулированию проблемы. Кейс должен давать учащимся возможность смоделировать практическую деятельность по диагностике ситуации, формированию гипотез, выделению проблемы, сбору дополнительной информации, уточнению гипотез и проектированию конкретных шагов. Актуальность опыта. Современная концепция модернизации российского образования предполагает повышение качества учебно-воспитательного процесса. Сегодня с системой образования связывают надежды на возрождение культурных и нравственных ценностей развивающегося общества, на воспитании творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Особую актуальность приобретают педагогические технологии развития личности в системе общего образования. Кроме того, метод кейсов усиливает практическую направленность обучения географии. Будучи активным методом обучения, кейс-стади позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Важно, что данный метод формирует интерес, позитивную мотивацию к учебе, и, в конечном итоге, формирует компетентностный подход в процессе обучения школьников. Цель педагогического опыта – не только поддержать устойчивый интерес к изучаемому предмету и достижение высоких результатов в образовании, но и воспитание деятельностного подхода к полученным знаниям; креативность и личностно-ориентированное обучение в сочетании с кейс-стади в итоге реализует компетентностный подход в формировании ученика как будущего гражданина нашей страны, что является приоритетной задачей региональной образовательной политики и современной школы. Компетентностный подход рассматривается мною как очередной шаг к применению активного обучения на основе кейс-метода. Преимуществом кейса является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с различными источниками информации. Процесс решения проблемы не только поддерживает творческий процесс познания, но и способствует получению новых знаний. Кейс-стади может использоваться не только как педагогический метод, но и как метод исследования. Будучи активным методом обучения, кейс завоевывает позитивное отношение со стороны учеников, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических знаний и овладениями практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе у школьников. Личные наблюдения автора позволяют выявить ряд противоречий процесса обучения географии на современном этапе. Основными являются противоречия между: - требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности географии выпускников средних общеобразовательных школ в соответствии с социальным заказом общества, с одной стороны, и реальным уровнем владения географией на завершающем этапе обучения, с другой; - преобладанием всё ещё традиционного подхода к содержанию и организации занятий по географии и наличию потребности введения новых педагогических технологий в обучении географии как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования; - большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и существовании осторожности со стороны учителей к восприятию и применению новых педагогических технологий. Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования ^ «МЕТОД КЕЙС – СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ». Научность опыта. Глобальные изменения, произошедшие за последние годы в социальной сфере, причиной которых явилось стремительное развитие информационных технологий, потребовали соответствующего содержания образования в соответствии с передовыми идеями современной педагогики и психологии.Перемены, происходящие в образовании, многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к постклассическому образованию. Этот переход проявился в смене целей и ценностей образования. Классическое образование постклассическое образование массовостьстабильностьтрадиционализмзавершенностьнормативностьцельрезультат - знания * индивидуальность* неустойчивость* инновации* непрерывность* творчество и неповторимость* самоцель* результат – компетентность, самостоятельность ^ Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод кейс-стади в своей педагогической практике, связана с воплощением ряда принципов: принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе; принцип партнерства, сотрудничества с учениками, базирующийся на признании школьников партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуации; принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастания его роли как эксперта и консультанта, помогающего ученику ориентироваться в мире научной информации; принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами – психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя, реализующего метод кейс-стади, от преподавателя, использующего классические методы обучения; принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт – метод кейс-стади значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса как интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии его преподавания, вовлечение в творчество школьников, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.; принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у детей навыков анализа ситуации. Результативность опыта. Современная школа требует творческого отношения учителя. Необходимость сделать учебный процесс ярким, нестандартным, а результативность занятий – максимальной, заставила искать новые методы в обучении и воспитании учащихся, где главная цель – личность ребенка, использование его потенциальных возможностей Опыт является максимально эффективным, т.к. приобретенные теоретические знания всегда поддерживаются практикой, т.е. результаты исследования учащиеся получают самостоятельно. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении, поддерживается устойчивый интерес к предмету, можно достичь высоких результатов в приобретении знаний и воспитании детей. Наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся за последние годы (приложение 1), высокие результаты внеурочной деятельности (приложение 2). Учащиеся стали использовать полученные знания, умения, навыки в написании ЕГЭ и ГИА по географии, биологии, обществознании (приложение 3). Решение учебных и воспитательных задач осуществляется и во внеурочное время. Ученики, бывая на экскурсиях за пределами края и РФ, изучают географию не только своей родины, участвуют в природоохранных акциях и т.д. (приложение 4). Данный опыт одобрен и рекомендован для использования другим учителям. Коллеги заинтересовались возможностью достижения высоких результатов в обучении и воспитании учащихся с помощью метода кейс-стади. Метод кейсов как инновационный был представлен на региональном семинаре-совещании «Инновационные технологии в преподавании географии. Кейс-стади и его использование в формировании компетентности учащихся на основе регионального компонента». (приложение 5). Опыт доступен, его применение возможно не только при наличии ИКТ, но и при их отсутствии. 5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта. Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменением современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала школьников. Постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Школьное образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение следующей задачи: формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что в зависимости от ситуации решение конкретно возникшей проблемы будет опираться на целый спектр знаний, навыков и умений в разных предметных областях. Для того, чтобы данное качество было сформировано, необходимо: - сделать преподавание более проблемно-ориентированным; - шире использовать рефлексивный подход в обучении; -стимулировать у обучаемых не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу; - усилить степень автономии учащихся; - пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке. (приложение 6, 7). Таким образом, внедрение данного метода в обучении географии соответствует региональной образовательной политике, передовым педагогическим технологиям. Наибольшее распространение кейс-стади получил в высшей школе, в бизнес-образовании. Данный педагогический опыт рассматривает применение метода в изучении школьного курса географии. Новизна (инновационость) представляемого педагогического опыта состоит в том, что метод кейсов адаптируется к школьному предмету. Исходя из собственного опыта работы в преподавании географии, я однозначно делаю вывод, что кейс-стади необходимо использовать как один из практико-ориентированных методов. Каждый из школьников, работающий с кейсом, не только имеет возможность получать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, но и проявлять свои креативные способности. Кроме того, работая в группе, ученик выполняет те задания, что ему по силам. Таким образом, создаются условия для учеников с различным уровнем подготовки. Метод кейсов можно отнести и к здоровьесберегающим технологиям. Полагаю, что кейс-стади может найти применение в методике преподавания других предметов (например, естественного цикла), учитывая совершенно новые подходы в формировании компетентности учащихся. 6. Технологичность представляемого педагогического опыта. Суть метода довольно проста: для организации обучения используется описание конкретных ситуаций (от англ. «case» - случай). Учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Интересно, что при этом есть возможность для учащихся реализовать свой творческий потенциал. Роль учителя – «презентовать проблему», а учащиеся самостоятельно пробуют найти решение, т.е. результатом является интеллектуальный продукт школьника. Кейс-метод является реальным средством образовательного и исследовательского содержания в обучении. В 2008-2009 и 2009-2010 учебном годах педагоги города-курорта Анапа И.Н. Сус (гимназия «Эврика») и Л.Г.Сланова (МОУ СОШ №4) успешно опробовали в своей деятельности элементы кейс-стади как в преподавании профильного курса географии в 10-11 классах, так и в преподавании географии на базовом уровне. Это явилось дополнительным стимулом получения знаний о мироустройстве, обществе, личности. Метод кейсов в сочетании с развитием познавательной деятельности учащихся формирует активно мыслящую личность, способную к самостоятельному приобретению знаний и их практическому использованию в созидательном труде на благо общества. Отмечено, что педагогический опыт ^ «МЕТОД КЕЙС – СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ» заслуживает высокой оценки, т.к. отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к российскому образованию и воспитанию. Технология опыта:^ Метод кейс-стади – (от англ. « Case study» - изучение ситуации) качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность кейс-стади – изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Кейс-метод – это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят. Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности учащихся. Основная типологизация конкретных ситуаций:по типу получаемого результата кейсы делят на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулировка основной проблемы и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации;по источнику информации – в этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, почерпнутых из практики. В то же время нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателем в дидактических целях;по субъекту представления информации о ситуации – в одних случаях им может быть учитель, в других – ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса;по дидактическому основанию – когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для учащихся практическая проблема. Какие позиции может выбрать для себя учитель в этой ситуации? Во-первых, он может легко принять позицию «консультанта», и в зависимости от предпочитаемого им типа взаимодействия с коллективом учеников принимать на себя роль либо эксперта либо «консультанта по процессу». Во-вторых, более эффективной является такая стратегия учителя, когда он в рамках учебного курса использует представившийся случай для разворачивания процесса исследования. Конкретный случай, предложенный одним из учащихся, дает уникальную возможность всей учебной группе выйти за пределы традиционных форм организации учебного процесса и окунуться в ситуацию проблемного обучения. Структура описания ситуации: временная структура кейса – любая ситуация в кейсе происходит по временной системе координат. Поэтому учащиеся, работающие с кейс-материалом, должны четко представлять, в какой временной последовательности происходят события, изложенные в кейсе; сюжетная структура кейса – четкая сюжетная линия, определяющая интерес учащихся, их увлеченность материалом; разъяснительная структура – изложенная ситуация в кейсе должна быть понятна до мельчайших подробностей.^ Проблема в кейс