Реферат по предмету "Разное"


1. Тенденции экономического развития в 2000 – 2008 годы 3

Одобрен на заседании Правительства Республики Казахстан Протокол № 32 от 26 августа 2008 годаПрогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2009 – 2013 годыСодержание Введение 31.Тенденции экономического развития в 2000 – 2008 годы 32. Факторы и условия развития в 2009 – 2013 годах 8 2.1. Внешние условия развития 8 2.2. Внутренние условия развития 103. Макроэкономическая политика и прогноз индикаторов развития экономики в 2009 – 2013 годах 11 3.1. Цели и задачи сбалансированного экономического роста 11 3.2. Основные показатели макроэкономического прогноза 14 3.3. Макроэкономические риски и механизмы реагирования 18^ 4. Параметры фискальной политики на 2009 – 2013 годы 19 Основные направления фискальной политики 19 4.1. Налоговая политика и прогноз поступлений 19Налоговая политика 19Прогноз поступлений доходов 20 4.2. Бюджетная политика и прогноз расходов 22 консолидированного бюджета 22Бюджетная политика 22Дефицит бюджета и финансирование дефицита бюджета 26^ Политика расходов государственного бюджета 28Приложение 1 29 Прогноз макроэкономических показателей Республики Казахстан на 2009 – 2013 годы 29 Приложение 2 32 Прогноз параметров государственного бюджета на 2009 – 2013 годы 32 33 33Приложение 3 34 Прогноз параметров республиканского бюджета на 2009 – 2013 годы 34 Введение Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров на 2009 – 2013 годы разработан в соответствии с новой системой планирования, определенной в Концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты. Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров содержит прогноз макроэкономических показателей, прогноз социальных параметров, тенденции и приоритеты социально-экономического развития Республики Казахстан, основные направления налогово-бюджетной политики на пять лет, прогнозы государственного, республиканского бюджетов и Национального фонда, прогнозируемые объемы расходов по администраторам республиканских бюджетных программ. Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров является основой для разработки Стратегических планов развития центральных и местных государственных органов, а также республиканского и местных бюджетов на 3-х летний период.^ Тенденции экономического развития в 2000 – 2008 годы Позитивные тенденции После периода спада и стагнации в 90-х годах прошлого века экономика Казахстана с 2000 года вступила в период высокого экономического роста, который во многом носил восстановительный характер.Рисунок 1^ Индекс физического объема ВВП (1990=100) В 2000 – 2007 гг. отмечался стабильный рост валового внутреннего продукта Республики Казахстан, составляющий в среднем 10,1 % в год. Основными внутренними факторами роста в предыдущие годы явились: расширение внутреннего совокупного спроса, в том числе потребительского и инвестиционного; рост объема инвестиций, включая усиление роли государственных инвестиций; благоприятный инвестиционный климат, стимулирующий приток прямых иностранных инвестиций в страну. Изменения в налоговом законодательстве в предыдущие годы были направлены на снижение налоговой нагрузки на экономику, усиление инвестиционной привлекательности страны, стимулирование притока и внедрение новой техники и передовых технологий, улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков. Высокий уровень мировых цен на нефть, доступность заемных ресурсов на внешних рынках, приток прямых иностранных инвестиций способствовали большому притоку иностранной валюты на внутренний рынок. Это положительно повлияло на платежный баланс. С 2000 по 2006 год сальдо платежного баланса складывалось положительным. Исключение составил 2005 год, когда сложившийся дефицит текущего счета (в основном из-за отрицательного баланса услуг и баланса доходов) не был покрыт профицитом по счету операций с капиталом и финансами. Недопущение значительного укрепления тенге на внутреннем рынке в условиях значительного притока в страну иностранной валюты сопровождалось увеличением международных резервов. Рост международных резервов, в свою очередь, сопровождался увеличением денежных агрегатов. Расширению внутреннего совокупного спроса, как одного из фактора роста экономики, способствовало увеличение расходов на потребление домашних хозяйств и государственного сектора. В 2005 и 2006 годах валовое потребление, в том числе расходы домашних хозяйств, в среднем росли более чем на 11 % в год в реальном выражении. Росту совокупного спроса также способствовало расширение кредитования секторов экономики. С 2001 года состояние кредитного рынка можно охарактеризовать как «кредитный бум». C 2002 года темпы роста кредитования увеличились с 37,3 % до 81 % в 2006 году. Росту объемов кредитования экономики способствовал рост ресурсной базы банков как за счет привлеченных депозитов, так и за счет привлечения средств с внешних рынков. Доступ к внешним займам стал важным фактором активного кредитования банками второго уровня экономики и обеспечения высоких темпов экономического роста. С 2001 по 2007 годы объем инвестиций в основной капитал в реальном выражении увеличился в 3,7 раза. В целом с 2000 года объем привлеченных прямых иностранных инвестиций составил 59 млрд. долларов США. Вместе с тем усилились негативные тенденции макроэкономического развития. Рост экономики в последние годы, главным образом, был связан с развитием сырьевого сектора. Большая часть инвестиций направлялась в сырьевые отрасли экономики. Росла доля экспорта нефти и газового конденсата в общем экспорте страны. Экспансивная бюджетная политика в условиях значительного притока финансовых ресурсов способствовала росту государственного потребления, средний рост которого в 2000 – 2007 гг. составил 9,5 % в год. Расширение государственного потребления и потребительских расходов населения сказалось на росте инфляции. Ограниченность инструментов для инвестирования в условиях увеличения внешнего заимствования привела к «перегреву» рынка недвижимости и повышению доходности и цен в секторе строительства и других услуг. Растущие объемы кредитования, обеспечиваемые увеличением внешнего заимствования, в основном направлялись в строительную отрасль и рынок недвижимости, что привело к значительной зависимости данных секторов от внешнего финансирования. Значительно изменился вклад секторов экономики в прирост ВВП. Таблица 1^ Вклады отраслей в прирост ВВП,% Отрасли 2003 2004 2005 2006 2007 Промышленность 29,0 32,3 14,4 20,5 16,6 Строительство 6,5 9,4 24,7 26,2 18,6 Торговля 12,9 12,5 12,4 11,2 16,4 Операции с недвижимым имуществом 17,2 14,6 14,4 12,2 9,9 Прочие отрасли 34,4 31,2 34,1 29,9 38,5 Итого 100 100 100 100 100 Проявились симптомы развития «голландской болезни», увеличился дисбаланс в структуре экономики, в сторону увеличения доли нефтегазового сектора, или нефтяного «торгуемого» сектора. С 2003 года наблюдалось ускорение инфляционных процессов. В 2007 году сложился самый высокий уровень инфляции (10,8 % в среднегодовом выражении, 18,8 % на конец года) за несколько предыдущих лет. Рост инфляции происходил под воздействием как сохранивших свое влияние фундаментальных (долгосрочных) факторов, так и факторов, имевших кратковременное воздействие. Среди фундаментальных факторов инфляции следует отметить высокие темпы роста совокупного спроса и потребления, отставание роста производительности труда от роста реальной зарплаты, недостаточная развитость конкуренции на отдельных товарных рынках, значительный рост денежного предложения. Наметилась тенденция укрепления обменного курса тенге к валютам стран-основных торговых партнеров Казахстана, что способствовало снижению конкурентоспособности несырьевых отраслей экономики. ^ Внешние шоки во второй половине 2007 года обнажили и усилили системные проблемы в экономике и привели к замедлению темпов роста экономики. Банковская система в силу высокой интегрированности в мировую экономику больше других секторов подверглась воздействию внешних шоков. В 2007 году темпы роста ВВП снизились до 108,9 %. Со второго полугодия 2007 года наблюдалось снижение темпов роста объема кредитов экономике, ухудшение качества платежного баланса, выражающееся в росте дефицита текущего счета платежного баланса, ускорились инфляционные процессы в связи с импортом инфляции. Некоторые из указанных тенденций продолжились и в первом полугодии 2008 года. По итогам первого полугодия 2008 года прирост в промышленности составил 3,8 %, снизившись по сравнению с 6,8 % в аналогичном периоде прошлого года. Снижение темпов прироста наблюдается также в строительстве, услугах связи, розничном товарообороте. Темп реального роста ВВП за январь-июнь 2008 года составил 5,4 %. Вместе с тем, в отдельных секторах экономики отмечаются положительные изменения. В частности, не произошло ожидаемого значительного снижения объемов кредитования экономики. Объем кредитов на протяжении 1 полугодия остается неизменным, обусловленный ростом объема депозитов юридических лиц. Вследствие роста цен на энергоресурсы в первом квартале текущего года достигнуто положительное сальдо текущего счета и платежного баланса в целом. Кроме того, положительное влияние на темпы экономического роста оказывает инвестиционная активность: прирост инвестиций в основной капитал в 1 полугодии 2008 года составил 12,4 % в сравнении с аналогичным периодом 2007 года (11,1 % - в 1 полугодии 2007 года). Предполагается, что в 2008 году, несмотря на благоприятную конъюнктуру на мировых товарных рынках и сохранение инвестиционного рейтинга Республики Казахстан, экономика будет подвержена влиянию следующих негативных факторов: продолжающийся рост цен на продовольственные и энергетические товары, являющийся одним из основных факторов роста инфляции; нарастание инфляционных процессов в стране, вызванное ростом цен на продовольствие и топливо, в частности, высоким спросом при ограниченном предложении и преобладающей долей продуктов питания в потребительской корзине. снижение объемов кредитования экономики и высокие ставки заемных средств, выдаваемых БВУ экономике. С учетом необходимости выплаты банками внешнего долга, кредиты экономике на конец года могут снизиться. В связи с предполагаемым замедлением темпов роста кредитования экономики существуют определенные риски снижения темпов роста в отраслях, в наибольшей степени зависящих от кредитования, таких как строительство и торговля, что может привести к более низкому росту ВВП. Вместе с тем, меры по стабилизации социально-экономического развития, принимаемые Правительством совместно с Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в части поддержки через институты развития кредитозависимых секторов, а также стимулирования инвестиционной активности холдингов, национальных компаний, развития концессионной политики, позволят смягчить внешние шоки и обеспечить стабильное развитие экономики в текущем году. Таким образом, экономика страны избежит резкого замедления и ее развитие будет осуществляться по сценарию «мягкой посадки». С учетом всех факторов, рост реального ВВП в 2008 году составит по оценке 5-7 %. Предполагается, что высокие цены на товарных рынках будут стимулировать рост экспорта. При этом прогнозируется некоторое сокращение объемов импорта, вследствие снижения деловой активности в экономике, что в свою очередь благоприятно скажется на платежном балансе. По оценке, сальдо текущего счета в 2008 году сложится положительным и составит 5,5 млрд. долл. США (или 4,2 % к ВВП) по сравнению с дефицитом -7,2 млрд. долл. США в 2007 году. Ожидается, что уровень инфляции в 2008 году не превысит запланированный коридор 7,9-9,9 %.^ 2. Факторы и условия развития в 2009 – 2013 годах 2.1. Внешние условия развития Мировая экономика вступает в стадию замедления темпов развития, связанных с экономическими циклами. В краткосрочном периоде завершится коррекция глобальных финансовых рынков, вызванная ипотечным кризисом США. Произойдет перераспределение мирового капитала с целью снижения потерь инвесторов. Согласно прогнозам МВФ, замедление мирового экономического роста, начавшееся прошлым летом, будет продолжаться в течение второй половины 2008 года, и постепенное повышение темпов роста ожидается лишь в 2009 году. Темп роста мировой экономики в 2008 году ожидается на уровне 4,1 %.Основным фактором роста, по мнению МВФ, станет динамика роста развивающихся стран при повышении прогнозов по росту ВВП США. В долгосрочном периоде динамика стран с развивающимися рынками, таких как Китай, Индия позволяет прогнозировать достаточно устойчивые темпы развития мировой экономики. По оценкам среднегодовые темпы прироста мирового ВВП до 2020 г. составят 4,2-4,4 %, мировой ВВП удвоится до $ 117 трлн. к 2020 году.Рисунок 2^ Ранжирование стран по доле в мировом ВВП к 2020 годуНа мировых товарных рынках сохранится благоприятная конъюнктура. Согласно прогнозным данным Департамента энергетики США на период 2008 – 2015 гг., мировые цены на природный газ и уголь не претерпят больших изменений, что касается нефти, то в целом ожидается незначительное снижение цен на данное сырье. На мировом рынке зерна ситуация будет определяться такими факторами, как введение экспортных пошлин основными странами-экспортерами зерна, изменение погодных условий в Австралии, Канаде и Европе, дальнейшим интенсивным развитием производства биоэтанола и др. В 2008 году, по оценкам международных финансовых институтов, ситуация с ликвидностью на мировых финансовых рынках останется напряженной, причиной тому являются убытки суверенных фондов азиатских государств на инвестициях в акции финансовых компаний США и стран Западной Европы. Анализ экзогенных факторов позволяет рассмотреть три возможных варианта развития, в зависимости от динамики мировой экономики, изменения мировой цены на нефть и условий внешнего заимствования. При варианте 1 предполагаются крайне пессимистические предположения в части ухудшения ситуации на мировых товарных рынках и условий внешнего заимствования до 2010 года. Мировые цены на нефть будут находиться на уровне 40 долл. США за баррель. Мировые финансовые рынки будут закрыты для внешнего заимствования. При варианте 2 предполагается, что ситуация на мировых товарных и финансовых рынках стабилизируется. Мировые цены на нефть будут находиться в интервале 60-75 долл. США за баррель, улучшатся условия внешнего заимствования. В варианте 3 мировая цена на нефть будет находиться в пределах 120-150 долл. США за баррель, улучшится ситуация на мировых финансовых рынках, откроется широкий доступ банкам второго уровня к внешним займам. Наиболее вероятным представляется вариант 2, который предполагает умеренное снижение цен и открытие рынков внешнего заимствования с 2010 года. По прогнозам международных экспертов не предвидится резкого снижения мировых цен на нефть, хотя произойдет отток спекулятивного капитала из товарных рынков. Завершится коррекция на финансовых рынках, что отразится на их оздоровлении и росте ликвидности. Ключевые значения экзогенных параметров по данному варианту близки к сложившимся тенденциям развития. ^ 2.2. Внутренние условия развития С учетом влияния внешних условий развития в 2009 – 2013 годах экономика будет развиваться под воздействием следующих факторов: сохранение благоприятного инвестиционного климата, высокой экономической активности в сырьевых отраслях и государственном секторе экономики (укрепление государственных компаний за счет роста капитализации, доступа к относительно недорогим займам) и вступление с 2009 года в активную фазу реализации ранее начатых крупных инвестиционных проектов; оздоровление финансового сектора в результате погашения основной суммы внешних заимствований в 2008 году, поддержание достигнутого уровня кредитования экономики за счет вывода внешних активов, стимулирования роста депозитной базы, возврата и рефинансирования кредитов БВУ, роста внешнего заимствования институтов развития и национальных компаний; оптимизация потоков капитала и улучшение параметров платежного баланса. Вместе с тем, сложившиеся в предыдущие годы тенденции развития, проявившие симптомы «голландской болезни» и признаки «перегрева» экономики, при изменении внешних условий сохраняют угрозы для макроэкономической стабильности. Сохранится инфляционное давление на экономику, оказываемое ростом уровня цен на мировом рынке, расширением потребительского и инвестиционного спроса. С 2008 года Казахстан вступил в период ниспадающих тенденций циклического развития мировой экономики, что требует коррекции экономической политики. В этих условиях динамика и качество экономического роста будут зависеть от выбора курса экономической политики и степени государственной поддержки экономики. Во избежание высоких издержек восстановления секторов экономики, подвергшихся влиянию внешних шоков, в текущей ситуации требуется их управляемая корректировка со стороны государства. Вместе с тем, в среднесрочном периоде сдерживание инфляции и сохранение макроэкономической стабильности более важны, чем обеспечение высоких темпов роста экономики. Это обуславливает проведение сбалансированной политики государственного регулирования, стимулирующей развитие экономики не в ущерб макроэкономической стабильности. Такой подход позволит «оздоровить» экономику, избежать повтора «перегрева» экономики, улучшить качество инвестиций.^ Экономическую политику необходимо нацелить на обеспечение качественного, сбалансированного роста экономики путем перехода от форсированного роста к умеренным темпам развития, позволяющим, с учетом сглаживания влияния циклических колебаний, обеспечивать необходимый для выполнения стратегических задач уровень экономического роста.^ 3. Макроэкономическая политика и прогноз индикаторов развития экономики в 2009 – 2013 годах 3.1. Цели и задачи сбалансированного экономического роста В качестве индикатора, отражающего достижение стратегической цели по росту ВВП на предстоящие пять лет, Правительство ставит перед собой достижение утроения ВВП в 2015 году по сравнению с 2000 годом, в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития до 2015 года, обеспечивая среднегодовой рост ВВП в 2009 – 2013 годах 5,5 %.Рисунок 3^ Прогнозируемая динамика роста ВВП до 2015 годаВ условиях открытой экономики Казахстана противодействие внешнему инфляционному давлению не может происходить по классическому сценарию международных финансовых институтов, требующих ужесточения монетарной политики и усиления бюджетных ограничений. В условиях Казахстана обеспечение качественного и сбалансированного экономического роста станет действенным средством борьбы с инфляционными процессами.^ Цель экономической политики – обеспечение сбалансированного и качественного экономического роста через эффективное использование инструментов монетарной, фискальной, а также структурной политик. Для реализации поставленной цели будут решаться следующие основные задачи:обеспечение макроэкономической стабильности (сдерживание инфляции, оптимизация валового внешнего долга, улучшение состояния платежного баланса, поддержание необходимого уровня международных резервов);управление экономическим ростом через регулирование инвестиционной, деловой и потребительской активности (в периоды циклических подъемов – ограничение экономического роста с целью обеспечения его качества и избежания «перегрева», а в периоды циклического спада – активизация инвестиционных процессов и поддержание оптимальных пропорций воспроизводства). Для выполнения поставленных задач необходимо формирование целостной системы реализации макроэкономической политики, включающей сбалансированное использование инструментов денежно-кредитной, фискальной, а также структурной политик.^ Денежно-кредитная политика будет направлена на обеспечение стабильности цен и финансовой системы. Национальный Банк будет формировать денежно-кредитную политику в зависимости от изменения ситуации в мировой и отечественной экономиках. Основными инструментами денежно-кредитного регулирования останутся выпуск краткосрочных нот, привлечение депозитов БВУ, минимальные резервные требования. Ставки по операциям Национального Банка будут регулироваться в зависимости от складывающейся ситуации на денежном рынке. На внутреннем валютном рынке Национальный Банк не будет допускать резких краткосрочных колебаний обменного курса тенге.^ Фискальная политика будет направлена на стимулирование развития экономики не в ущерб макроэкономической стабильности. Будет сохранен оптимальный баланс между приоритетами государственной инвестиционной политики, обеспечивающей рост занятости, производства и доходов, и задачей по ограничению государственных расходов, порождающих значительный рост потребительского спроса и усиление инфляционного давления. В этих целях будет проводиться умеренная политика государственных расходов, предусматривающая рост расходов бюджета на уровне темпов роста номинального ВВП, что позволит поддерживать совокупный спрос на уровне, не препятствующему росту деловой активности. Поддержание планируемого уровня расходов, сглаживание снижения (увеличения) доходов бюджета будет обеспечиваться через регулирование размера гарантированного трансферта из Национального фонда и дефицита бюджета. В рамках разрабатываемого нового Налогового Кодекса предусматривается снижение налоговой нагрузки несырьевого сектора экономики в целях повышения конкурентноспособности бизнеса, ускорения процесса модернизации экономики.^ Структурная политика будет направлена на обеспечение качественного экономического роста через поддержание высокой доли валового накопления основного капитала и осуществление прогрессивных структурных сдвигов, предусматривающих увеличение доли несырьевых «торгуемых» отраслей экономики за счет диверсификации потоков капитала и структурного регулирования отраслей экономики. Реализация структурной политики будет осуществляться в условиях принятия нового Налогового кодекса, способствующего увеличению доли несырьевых отраслей экономики и снижению риска стагнации обрабатывающих секторов. В рамках структурной политики предусматривается: сохранение высокого уровня бюджетных инвестиций по приоритетным направлениям социально-экономического развития; увеличение долгосрочных инвестиций в несырьевые сектора экономики при участии институтов развития; расширение инвестиционной деятельности национальных компаний, прежде всего, в реализации инфраструктурных проектов; стимулирование инвестиционной активности частного сектора, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства; стимулирование и диверсификация направлений прямых иностранных инвестиций, преимущественно в несырьевые «торгуемые» сектора экономики; повышение конкурентоспособности экономики за счет факторов роста более высокого порядка (качество инвестиционного процесса, повышение энергоэффективности, инновации, повышение качества человеческого капитала). Структурная политика будет поддерживаться и другими мерами экономической политики в рамках реализации государственных программ и стратегических планов развития государственных органов.^ 3.2. Основные показатели макроэкономического прогноза Основой сбалансированного экономического роста предполагается стимулирование инвестиционного процесса, при котором устойчивые темпы роста инвестиций, опережающие темпы роста ВВП, составят 8,0-8,6 %. Подобный подход обеспечивает достаточно высокий рост накопления основного капитала, позволяющий производить активную технологическую модернизацию. При этом государственное потребление будет расти более высокими темпами (8,1 %) по сравнению с темпами роста потребления домашних хозяйств (7 %), обеспечивая благосостояние общества. В целом Правительство будет обеспечивать следующие параметры роста компонентов ВВП. Таблица 2^ Параметры роста экономики на 2009-2013 годы (темп прироста, %) Наименование оказателей 2009 2010 2011 2012 2013 Потребление 7,1 7,2 7,2 7,2 7,1 в т.ч. частное 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 государственное 8,0 8,2 8,3 8,2 7,8 Инвестиции* 8,0 8,5 8,6 8,2 8,0 Экспорт товаров и услуг 12,6 2,2 0,4 0,7 4,8 Импорт товаров и услуг 10,2 6,7 5,5 5,4 8,7 * - предполагается одинаковый темп роста частных и государственных инвестицийСоответственно, фискальная политика на предстоящий период будет строиться, исходя из необходимости обеспечения указанных параметров государственного потребления и инвестиций. Среднегодовой темп роста экономики в 2009 – 2013 годах составит 5-7 %. ВВП на душу населения достигнет к 2013 году 15737 долларов США.Рисунок 4^ Прогноз ВВП на душу населения в 2009 - 2013 годахОбъем добычи нефти и газового конденсата возрастет с 67,3 млн. тонн в 2008 году до 83,7 млн. тонн в 2013 году. Складывающаяся конъюнктура на глобальных продовольственных рынках открывает благоприятные возможности для опережающего роста производства сельскохозяйственной продукции в Казахстане, что будет способствовать росту благосостояния населения и занятости в сельской местности. Среднегодовой прирост объема промышленной продукции в 2009 – 2013 годах составит 4,6 %, прирост валовой продукции сельского хозяйства – 3,5 %. Среднегодовой прирост объема строительных работ ожидается на уровне 8 %. Услуги транспорта возрастут в среднем на 4,1 %, объем предоставляемых услуг связи на 18,4 % в среднегодовом выражении. Погашение долга будет осуществляться за счёт снижения внутренних и внешних активов банков, что будет ограничивать темпы роста кредитов и чистого притока капитала в банковский сектор. В последующие годы, учитывая снижение размера внешнего долга, его рефинансирование на внешних рынках будет осуществляться в полном объёме, что позволит использовать внутренние ресурсы на увеличение кредитования экономики. В связи с опережающим ростом импорта товаров и услуг ожидается увеличение дефицита текущего счета, который в 2013 году составит 4,1 % от ВВП. В 2009-2013 годах прогнозируется дефицит текущего счета платежного баланса, который к 2013 году составит 10,5 млрд. долл. США.Рисунок 5^ Прогноз платежного баланса на 2009 - 2013 гг.* * прогноз Национального Банка Республики КазахстанПрогнозируемые параметры платежного баланса совместимы с параметрами денежно-кредитной политики и параметрами макроэкономического развития страны на среднесрочный период. Уровень инфляции на конец периода будет постепенно снижаться и в 2013 году составит 5,5-7,5 %. Проведение политики сбалансированного экономического роста в качестве приоритетов предполагает устойчивое повышение качества и социальных стандартов жизни населения.Таблица 3^ Основные социальные индикаторы Наименование показателей 2007 г.отчет ^ 2008 г. оценка Прогноз 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Минимальный размер заработной платы, тенге 9752 12025 13470 14548 15639 16733 17821 Размер базовой пенсионной выплаты, тенге 3000 4810 5388 5819 7820 8367 8911 Минимальный размер пенсии, тенге 7236 7900 9875 12344 16047 17491 18978 Прожиточный минимум, тенге 9653 12025 13470 14548 15639 16733 17821 Месячный расчетный показатель, тенге 1092 1168 1273 1375 1478 1581 1684 Прогнозируется снижение уровня безработицы с 6,9 % в 2009 году до 6,5 % к 2013 году. Прогноз макроэкономических показателей на 2009 – 2013 годы представлен в приложении 1. ^ 3.3. Макроэкономические риски и механизмы реагирования При реализации политики обеспечения сбалансированного и качественного экономического роста возможно наступление определенных макроэкономических рисков, которые, в зависимости от степени изменения ситуации, предусматривают различные механизмы реагирования.^ Ухудшение экономической ситуации, вследствие замедления темпов роста мировой экономики, резкого снижения мировых цен на сырьевые ресурсы, ужесточения условий заимствования для финансовых организаций Казахстана, приведет к снижению поступлений и расходов государственного бюджета, усилению оттока капитала из страны, девальвации тенге, снижению деловой и потребительской активности и последующему падению темпов роста экономики. В целях дополнительного стимулирования инвестиционной, деловой и потребительской активности будут предприниматься меры по дополнительному секторальному поддержанию ликвидности экономики: через привлечение дополнительных средств из Национального фонда; привлечение дополнительных ресурсов для поддержки кредитозависимых отраслей, в том числе за счет стимулирования развития фондового рынка, венчурного финансирования и привлечения ресурсов государственных компаний и институтов развития; создание условий для повышения ликвидности банков второго уровня, в том числе через пересмотр механизма минимальных резервных требований. В случае улучшения ситуации – значительного роста цен на сырьевые ресурсы, открытия доступа к внешним займам произойдет рост притока капитала в страну, рост поступлений и расходов бюджета, что может привести к повторному «перегреву экономики», повышению уровня инфляции, укреплению тенге и снижению конкурентоспособности несырьевого экспорта. В данном случае необходимы меры: стерилизация избыточной денежной массы; снижение размера трансфертов из Национального фонда и увеличение накоплений; ужесточение фискальной политики (сокращение расходов бюджета до уровня, ниже номинальных темпов роста ВВП); ужесточение денежно-кредитной политики (через механизм минимальных резервных требований); ограничение рисков, связанных с внешними заимствованиями (меры АФН); увеличение международных резервов Национального банка. Кроме того, ввиду возможности повторного «перегрева» отраслей наиболее зависимых от объема кредитования, необходимо предусмотреть меры по диверсификации потоков капитала и структурному регулированию отраслей экономики. В целях выявления и нейтрализации возможных экономических угроз создана система мониторинга и прогнозирования внешних и внутренних макроэкономических рисков с точки зрения их возможного воздействия на сбалансированное развитие экономики, разработан оперативный план стабилизационных действий в случае замедления мировой экономики и возможного снижения цен на ряд экспортных товаров.^ 4. Параметры фискальной политики на 2009 – 2013 годы Основные направления фискальной политики Фискальная политика в предстоящем среднесрочном периоде будет направлена на обеспечение стабильности национальной экономики.^ Для достижения целей сбалансированного и качественного роста экономики в области фискальной политики предусматривается: эффективное использование фискальных инструментов (расходы бюджета, регулирование налоговой нагрузки, размера гарантированного трансферта из Национального фонда и дефицита бюджета и др.) с целью достижения заданных параметров развития страны, а также оперативного реагирования на изменения ситуации; совершенствование налогового и бюджетного законодательства; установление четких приоритетов бюджетных расходов по основным социально-экономическим направлениям; развитие стратегического планирования в государственных органах, взаимоувязанного с приоритетами развития на среднесрочный период. В условиях перехода к управлению экономическим ростом будет обеспечена тесная увязка расходов бюджета с прогнозируемыми параметрами развития отраслей, обеспечивающими выполнение целевых установок по росту экономики.^ 4.1. Налоговая политика и прогноз поступлений Налоговая политика В соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», а также в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 – 2015 годы для создания конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны, модернизацию и диверсификацию экономики, обеспечения устойчивого экономического роста, стимулирования конкурентоспособности бизнеса, выхода бизнеса из «тени» и дальнейшего совершенствования налогового администрирования основными направлениями налоговой политики станут: создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны; приведение налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, которая должна способствовать модернизации и диверсификации экономики; оптимизация льгот и соответственно снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами; приведение налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой; унифицирование ставок акцизов на импорт и на внутреннее производство; реформирование системы налогообложения недропользователей; упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок. Решение вышеуказанных задач по совершенствованию налогового законодательства должно оказать влияние на создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование развития бизнеса в несырьевом секторе экономики в условиях усиления международной конкуренции и наличия свободного перетока капитала между странами, развитие конкуренции, увеличение ВВП, доходной части бюджета и роста экономической активности населения.^ Прогноз поступлений доходов Доходы государственного бюджета на 2009 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики. В расчета


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние насекомых-опылителеи на структуру урожая гречихи в зависимости от способов посева
Реферат Державне регулювання процедури банкрутства
Реферат Археоастрономические исследования на Нижне-Архызском городище
Реферат 14. Матрицы. Магические квадраты. Sator arepo. Словесные квадраты Эберхарда Немецкого и Л. Кэрролла. Матрицы Кено: «Х принимает y за Z»
Реферат Стиль работы руководителя (менеджера)
Реферат Constantine I Roman Emperor Constantine The Grea
Реферат «Целостный анализ музыкальных произведений как средство активизации деятельности учащихся 5-7 классов»
Реферат История Сибири
Реферат Национально-федеральные отношения
Реферат Разработка и внедрение автоматизированных систем управления технологического оборудования минипекарень
Реферат Компетенция и функции районных судов, структурная организация прокуратуры. Деятельность ресурсного центра
Реферат Аудит и анализ основных средств и эффективность их использования
Реферат Вклад ИВАНА ГАВРИЛОВИЧА АЛЕКСАНДРОВА в развитие географии
Реферат Характеристика программы "Virtual Dub"
Реферат Гуголев, Юлий Феликсович