1. История создания, развития и структурного строения Народного банка. В числе крупных и малых коммерческих банков, действующих на территории страны, старейший Народный стоит особняком. На протяжении своей богатой событиями истории он в основном работает с непростым, по мнению самих банкиров, контингентом - населением. Именно он обслуживал государственные займы военных и послевоенных лет, все последующие денежные реформы. Первое банковское учреждение сегодняшнего Народного банка было открыто еще в 1875 году в городе Ташкенте. Оно представляло собой отделение Российского банка. В соответствии с Приказом Министерства Финансов России от 1864 года при каждом отделении государственного банка были организованы сберегательные учреждения. На основе этого документа при Ташкентском отделении первая сберкасса была открыта в том же 1875 году. А к 1890 году подобные сберкассы уже функционировали в Самарканде, Бухаре, Хиве, Коканде и других крупных городах тогдашнего Туркестана, а ныне -Узбекистана. Деятельность сберегательных касс в Туркестане была организована после принятия 20 марта 1924 года представителем в Туркестанской ССР Народного финансового комиссара СССР Постановления об организации в Туркестане трудовых сберегательных касс, на основе временной инструкции "О Главном Управлении трудовых сберегательных касс в городе Ташкенте". Эти сберкассы в основном занимались привлечением во вклады средств населения и размещением среди них аккредитивов и государственных ценных бумаг. В последующем сеть сберегательных касс стала расширяться, одновременно увеличивались и виды услуг населению. В течение определенного времени ими выдавались кредиты дехканам, коллективным хозяйствам и населению. На протяжении исторического периода, богатого на различные события и реформы, сберкассы продолжали работать с самой сложной клиентурой - населением. В 1987 году Сберегательные кассы были преобразованы в Сберегательный Банк, которому была вновь разрешена выдача потребительских кредитов. При этом, кредиты преимущественно выдавались на строительство, ремонт и покупку жилья, возведение дачных домов, а также на приобретение домашнего скота и промышленных товаров. И в наши дни этот банк не потерял своей значимости. После обретения Узбекистаном независимости “Узсбербанк” выступил финансовым агентом правительства Узбекистана в процессе проведения реформ в денежно-кредитной сфере экономики страны и с честью: выполнял все возложенные на него ответственные задачи. В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» и с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №386 от 4 октября 1995 года «Об образовании Узсбербанка в Народный банк Республики Узбекистан» «Узсбербанк» был преобразован в Государственно-коммерческий «Народный банк». Функционировавший в сложный период, банк приложил все усилия для стабилизации своего потенциала на пути обеспечения развития экономики и повышения благосостояния народа, укрепления своего места и своей роли на рынке банковских услуг. В ходе своей деятельности банк уделил особое внимание созданию целостной универсальной системы, которая к сегодняшнему дню вызывает большое доверие у население. Сегодня «Народный банк» является одним из крупнейших звеньев банковской системы Узбекистана. Это единственный банк в стране, в котором сохранность сбережений граждан гарантируется государством. Банк создается в форме открытого акционерного общества. Учредителем Народного банка является Кабинет Министров Республики Узбекистан. Банк является правопреемником Узсбербанка по имущественным, финансовым, и другим обязательствам и требованиям гарантирующим сохранность и своевременность возврата вкладов населения. В своей деятельности банк руководствуется Законами Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Республики Узбекистан» и иными законодательными актами, решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативными документами Центрального банка, носящими обязательный характер для коммерческих банков, а также уставом, который был утвержден с последующей его регистрацией в установленном порядке в Центральном банке Республики Узбекистан. Банк, включая его отделения, независим от органов государственной власти при принятии им решений, связанных с проведением банковских операций. Банк несет ответственность по своим обязательствам, в том числе по вкладам граждан, всем своим имуществом. Он в соответствии с законодательством осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности и является истцом и ответчиком в хозяйственных и третейских судах. Правовой основой взаимоотношений банка с физическими и юридическими лицами являются договоры, заключенные с ними и определяющие обязанность и ответственность сторон. Банк является юридическим лицом. Со своими территориальными управлениями и отделениями он составляет единую систему государственно-коммерческого Народного банка Республики Узбекистан. Также он имеет в собственности обособленное имущество, которое учитывается на самостоятельном балансе. Банк осуществляет свою деятельность на коммерческой основе на основании законодательства и лицензий, выданных Центральным банком Республики Узбекистан. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 апреля 1999 года №189 «О мерах по обеспечению дальнейшего развития государственно-коммерческого Народного банка», Министерство Финансов и Центральный банк Республики Узбекистан обеспечили в срок до 1 января 2000 года формирование уставного капитала Государственно-коммерческого Народного банка с его доведением до 3 млрд. сумов. Далее вышло постановление Кабинета Министров от 12 декабря 2000 года №474 «О мерах по дальнейшей капитализации Государственного коммерческого Народного банка», в соответствии с которым Кабинет Министров постановил: - Министерству Финансов и Центральному банку Республики Узбекистан обеспечить доведение в 2000-2005 годах уставного капитала Государственного коммерческого Народного банка Республики Узбекистан до 10 млрд. сумов. - Утвердить устав Народного банка Республики Узбекистан. Народному банку Республики Узбекистан в установленном порядке перерегистрировать устав в Центральном банке Республики Узбекистан. В 2001 году правление приняло "Программу развития банка в 2001-2005 годах", она вобрала в себя такие стратегические цели, как универсализация деятельности Народного банка и активизация его посреднической роли на финансовом рынке, доведение степени деятельности банка до уровня мировой банковской практики и в итоге обретение банком статуса крупнейшего конкурентоспособного и авторитетного Республиканского банка первой степени. Отсюда проистекали основные задачи - выйти на новую качественную ступень уровня оказания услуг клиентам, а также превращение банка в "Банк семьи" для каждого клиента, что, в общем-то, гарантировало повышение доверия населения страны к банковской системе. Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 15 апреля 2005 года №56 «О мерах по дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы» Народный банк обязан принять предложение Центрального банка Республики Узбекистан о поэтапном повышении минимального размера уставного капитала с его доведением до 1 января 2007 года до 5 млн. долларов США в сумовом эквиваленте. На сегодняшний день Народный банк является одним из крупнейших звеньев банковской системы Узбекистана. В его 14 территориальных, 199 районных (городских) филиалах, 207 мини-банках, около 2500 отделениях и более 275 спецкассах работают около 11 тысяч специалистов. В результате стабильного роста основных финансовых показателей капитал банка достиг 16,3 млрд. сумов. Объём активов банка с начала года увеличился на 59,4 млрд. сумов и на 1 июля 2006 года составил 168,5 млрд. сумов. Основная доля активов направлена на высоколиквидные и прибыльные инвестиции. По итогам I полугодия 2006 года в кассы банка привлечено 315,8 млрд. сумов наличных денег. Это на 143,4 млрд. сумов больше, чем за соответствующий период прошлого года. В том числе приход наличности по торговой выручке составил 124,1 млрд. сумов, по коммунальным платежам - 35,9 млрд. сумов. Только за январь-июнь 2006 года учреждениями банка произведены выплаты пенсий, пособий и заработной платы бюджетных организаций в размере 165,8 млрд. сумов, в том числе пенсий - 23,3 млрд. сумов, социальных пособий - 125,7 млрд. сумов и заработной платы бюджетных организаций - 16,8 млрд. сумов. По состоянию на 1 июля 2006 года портфель инвестиций, направленных на покупку ценных бумаг, составляет 20,5 млрд. сумов, в том числе на государственные краткосрочные и среднесрочные облигации - 17,9 млрд. сумов. На проекты, связанные с производством товаров народного потребления за счет переработки местного сырья, а также производством импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства выделено средств в размере 5,7 млрд. сумов. Из них 1,5 млрд. сумов составляют микрокредиты. За счет выделенных средств создано 720 новых рабочих мест. Вместе с тем в первом полугодии 2006 года торговым организациям выделено 1,4 млрд. сумов на покупку товаров народного потребления. Банк имеет свои территориальные управления и отделения в Республике Каракалпакстан, в областях и в городе Ташкенте. Местонахождение Народного банка Республики Узбекистан: Республика Узбекистан 700096 г. Ташкент ул. Катартал 46. Основными направления деятельности Народного банка являются привлечение свободных денежных средств физических и юридических лиц, а также повышение их заинтересованности в аккумулировании свободных денежных средств во вкладах и депозитных счетах, их вложение в приоритетные отрасли народного хозяйства, обеспечение гарантий их сохранности, выполнение государственной социальной политики финансирование проектов малого и среднего бизнеса, работа на рынке ценных бумаг. Клиентами и вкладчиками банка могут быть граждане Республики Узбекистан, других государств и лица без гражданства, а также юридические лица любых форм собственности. Банк производит следующие операции: - открывает и ведет счета физических и юридических лиц, осуществляет расчеты по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов, в соответствии со своими инструкциями и правилами, если иное не установлено законодательством Республики Узбекистан;- принимает денежные средства в сумах и иностранной валюте на счета и во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц, в том числе иностранных, международных и иных организаций, а также от граждан Республики Узбекистан, граждан иностранных государств;- предоставляет на условиях возвратности, платности и срочности краткосрочные и долгосрочные кредиты за счет собственных и привлеченных средств;- размещает от своего имени собственные и привлеченные средства на счета и во вклады в иные банки, в том числе иностранные и международные банки, другие кредитные учреждения в соответствии с установленным законодательством; - покупает у юридических и физических лиц и продает им иностранную валюту в наличной и безналичной формах;- инкассирует денежные средства, платежные и расчетные документы, осуществляет полное расчетно-кассовое обслуживание физических и юридических лиц;- осуществляет выпуск, покупку, продажу, учет и хранение ценных бумаг, управление ценными бумагами по договору с клиентом и другие операции с ценными бумагами в установленном законодательством порядке;- выдает гарантии за третьих лиц, предусматривающие выполнение обязательств;- приобретает права требования по исполнению обязательств от третьих лиц;- оказывает сейфовые услуги: услуги по хранению документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфов, ящиков, шкафов и помещений в установленном законодательством порядке;- осуществляет трастовые и лизинговые операции;- оказывает банковские консультационные и информационные услуги;- осуществляет иные операции в соответствии с международной банковской практикой, специально оговоренные в лицензии. Высшим органом управления Народного банка является Правление банка. К исключительной компетенции Правления банка относятся следующие вопросы:- внесение изменений и дополнений в Устав банка или рассмотрение Устава банка в новой редакции;- реорганизация банка;- ликвидация банка, назначение ликвидационной комиссии;- совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением банком имущества в случаях, предусмотренных законодательством;- утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов , прибылей и убытков банка, а также их распределение;- отменяет противоречащие законодательству приказы и распоряжения начальников Каракалпакского Республиканского управления, областных и Ташкентского городского управления. Руководство текущей деятельности Народного банка осуществляется Правлением и Председателем Правления банка. Председатель Правления банка назначается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Председателя Правления Центрального банка. Заместители Председателя, количественный и персональный состав членов Правления Народного банка утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. К компетенции Председателя Правления Народного банка относятся следующие вопросы:- организация работы Правления банка;- распределение обязанностей между заместителями и членами Правления банка;- утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата банка, положений о его структурных подразделениях;- назначение на должность и освобождение от должности руководителей подразделений центрального аппарата банка, управлений и отделений, наложение на них дисциплинарных взысканий по установленной Правления банка номенклатуре;- организация работы внутреннего аудита. Председатель Правления Народного банка вправе делегировать отдельные полномочия подчиненным ему должностным лицам. Председатель Правления Народного банка и первый Заместитель Председателя без доверенности действуют от имени банка, совершают сделки от имени банка и иные юридические действия, издают приказы и дают указания, обязательные для исполнения всеми работниками банка. Правления банка действует на основании Устава банка и Положения о правлении банка. К компетенции Правления банка относятся вопросы руководства текущей деятельностью банка. Правления банка в соответствии с возложенными на него задачами:- организует и осуществляет руководство оперативной деятельностью банка, обеспечивает выполнение уставных задач, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан;- предварительно рассматривает все вопросы, которые согласно Уставу подлежат рассмотрению Кабинетом Министров Республики Узбекистан, подготавливает по ним соответствующие материалы, предложения и проекты решений;- создает, реорганизует и ликвидирует управления и отделения, утверждает Положения о них;- определяет структуру банка, утверждает размер средств на развитие банка , рассматривает и решает другие вопросы внесенные на рассмотрение Правления;- выносит решения о привлечении к имущественной ответственности должностных лиц банка;- определяет структуру банка, условия оплаты труда должностных лиц, его управлений и отделений;- определяет основные направления деятельности банка, условия привлечения вкладов (депозитов) и предоставления кредитов;- утверждает процентные ставки по вкладам, депозитам, кредитам для физических и юридических лиц, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, оказываемые банком;- утверждает годовые результаты деятельности банка, включая его территориальные управления и отделения, утверждает отчеты и заключения ревизионной комиссии, принимает решения по ним;- утверждает положения структурных подразделений банка. Правление осуществляет контроль за работой территориальных управлений и отделений, рассматривает и решает другие вопросы деятельности банка. Управление банка в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте возглавляются начальниками, назначенными Председателем Правления банка, а отделения в городах и районах- управляющими отделениями, назначенными Председателем Правления банка по представлению начальников управления. В отличие от ряда коммерческих банков республики, Народный банк является социально значимым финансовым учреждением, принимающим активное участие в реализации государственных программ, направленных на социальную защиту граждан на территории Узбекистана. Он продолжает свою деятельность в качестве финансового агента государства в деле успешного осуществления государственной политики по конкретной целевой социальной защите малообеспеченных слоев населения в рыночных условиях. Принцип построения такой деятельности проистекает из того убеждения, что высококачественные услуги и продукция, сформированные в результате перспективного развития банковской деятельности, в первую очередь должны служить повышению благосостояния нашего народа. Народный банк самым первым в нашей стране внедрил в практику использование индивидуальных сейфов "Сезам". И это было сделано с целью создания условий для надежного хранения ценностей клиентов. Кроме этого, в соответствии с Национальной Программой подготовки кадров в целях оказания непосредственной финансовой помощи студентам и учащимся, поддержки одаренной молодежи, обучающейся в учебных заведениях страны, банк выделил льготные учебные кредиты почти трем тысячам студентов, произведя расчетные операции по их контрактным платежам. Объем выделенных кредитов превысил 416 миллионов сумов. Одним из основных направлений кредитной политики банка является удовлетворение спроса на кредиты широким слоям населения страны, благодаря активному привлечению свободных средств граждан в банковские вклады. А достаточно развитая сеть оказания новых услуг банка привела к тому, что узбекистанцы приобретают различные товары за счет кредитования потребительского рынка. Это означает, что предприятия выпускают сегодня качественную, популярную и конкурентоспособную продукцию, которая, работает на повышение экспортного потенциала страны, чему не в последнюю очередь, способствуют кредиты Народного банка. Народный банк Республики Узбекистан как полноправный член Всемирного Института Сберегательных банков (BИСБ) впервые участвовал в 20-м Всемирном Конгрессе Сберегательных банков в мае 2003 года в Мадриде. Конгресс проходил под лозунгом "Эффективность сберегательных банков и обязательства перед обществом". Народный банк, как равноправный член Всемирного института сберегательных банков, с июня 2003 года сотрудничает с Фондом Сберегательных касс по международному сотрудничеству Германии. Основная цель - оказание банковских услуг клиентам банка согласно международным стандартам, развитие малого и среднего бизнеса в Республике, повышение квалификации работников банка в ведущих финансовых институтах Германии и многое другое, что способствует расширению контактов и повышению профессионального уровня банкиров. На основе анализа деятельности Банка консультантом фонда были определены ряд приоритетных направлений сотрудничества. Это обучение и повышение квалификации персонала в области обслуживания кредитов, развитие кредитных операций с предприятиями малого и среднего бизнеса, формирование современного банковского управления, оптимизация развития филиальной сети, в том числе и поддержка при приобретении передвижных филиалов с целью совершенствования обслуживания в малонаселенных районах страны. Для реализации поставленных целей долгосрочным консультантом Фонда были отобраны филиалы Народного банка в городах Ташкенте, Самарканде и Бухаре для создания образцовых филиалов, осуществляющих свою деятельность по принципу сберегательных банков Германии. Дизайнеры фонда провели переоснащение филиалов, начиная от офисной мебели до современной компьютерной техникой и банкоматов немецкого образца, и сегодня эти образцовые филиалы обслуживают клиентов. Основное внимание сотрудничества по проекту уделяется повышению квалификации ведущих сотрудников Народного банка. Так, три группы сотрудников в количестве 25 человек прошли курсы повышения квалификации в ведущих финансовых институтах Германии. Следует заметить, что Народный банк не стоит на месте, а движется вместе с прогрессом. Этому доказательство создание дополнительного удобства для своих клиентов государственно-коммерческий Народный банк Республики Узбекистан наладил деятельность передвижного банка – «Пойтахт - сайер банки». Германский фонд сберегательных касс в соответствии с договоренностью о сотрудничестве между двумя странами предоставил для этого переоборудованные автобусы марки «Мерседес-бенц». Передвижной банк, размещенный в этих автобусах, уже приступил к обслуживанию населения непосредственно на местах. В передвижном банке клиенты могут одновременно открыть счета в национальной и иностранной валюте, произвести оплату коммунальных и других услуг, получить зарплату и пособия, провести операции по обмену различной валюты. Открытие всех филиалов должно быть отражено в уставе в Уставе банка с указанием их юридических адресов. Местонахождение Мирзо-Улугбекского отделения Народного банка : г. Ташкент пл. Х. Олимжана, 13а. в данном филиале руководством текущей деятельности заведует управляющий Ходжимухамедов Жалолиддин Алимжанович. К службам банка относят:- отдел кадров- осуществляет подбор и расстановку персонала, организует его обучение, повышение квалификации и т.п.;- юридический отдел- разрабатывает и вносит изменения в нормативные документы, составляет договоры, ведет дела банка в судебных и административных учреждениях и т.п.;- административно-хозяйственный отдел- занимается приобретением, ремонтом и продажей зданий , сооружений и оборудования банка;- отдел автоматизации- организует компьютерные системы банка и выполнение электронных расчетов, разрабатывает и организует программы оснащения банка электронно-вычислительной и оргтехникой, разрабатывает программное обеспечение для отделов и управлений банка;- служба безопасности- обеспечивает безопасность деятельности банка и его сотрудников, осуществляет проверку крупных вкладчиков и заемщиков.- кредитный отдел- отдел обслуживания кредитов и гарантий;- валютный отдел- занимается текущими валютными операциями. В Народном банке Мирзо-Улугбекского района функционируют следующие управления:1. Управление планирования и развития деятельности банка призвано обеспечивать ликвидность, рентабельность и надежность банка. 2. Управление депозитных операций предназначено для привлечения, учета и анализа средств юридических и физических лиц в депозиты.3. Кредитное управление предназначено для организации кредитования предприятий, других банков и населения.4. Валютное управление предназначено для осуществления и анализа валютных операций. 5. Учетно-операционное управление занимается организацией расчетно-кассовой деятельности банка. 6. Бухгалтерский аппарат включает в себя работников, занятых оформлением, контролем расчетно-денежных документов и отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета. Также Народный банк выполняет комиссионные операции. Это такие операции, которые банк выполняет не по собственной инициативе, а по поручению своих клиентов за определенную плату в виде комиссионного вознаграждения. К таким операциям относятся6трастовые операции;расчетно-кассовые операции;гарантийные операции;консалтинговые операции. Трастовые операции- это такие операции Народного банка, которые осуществляются по доверительному распоряжению имуществом клиентов в рамках предоставленных ему полномочий. Расчетно-кассовые операции представляют собой обслуживание депозитных счетов до востребования, а также чековых счетов. При этом происходит списание и зачисление средств на эти счета при осуществлении клиентами расчетов, получении и выдачи наличных денег со счета, их хранении и перевозке. За обслуживание счетов Народный банк получает определенную плату, размер которой заранее обсуждается в договоре банковского счета. При гарантийных операциях Народный банк дает согласие выступить гарантом по кредиту, который предоставляется заемщику в другой кредитной организации. Народный банк по просьбе заемщика письменно обязуется уплатить его кредитору при определенных оговоренных условиях денежную сумму по предъявлению последним письменного требования об уплате. В данном случае за выполненную операцию Народный банк получает вознаграждение. При консалтинговых услугах Народный банк предоставляет своему клиенту всю интересующую его информацию по различным экономическим и финансовым вопросам.^ 2. Сбережения населения и их виды. Привлечение средств клиентов во вклады (депозиты). В соответствии с законом Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» от 25 апреля 1996 года вклад (депозит)- сумма денег, передаваемая на условиях ее полного возврата с процентами или надбавками либо без таковых по первому требованию, или в срок, согласованный между лицом, производящим платеж, и лицом, получающим платеж, или между их законными представителями. Народный банк предоставляет своим клиентам депозитные услуги, которые заключаются в хранении свободных денежных средств клиентов на банковских счетах, в период которого происходит начисление определенных процентов на них. И физические и юридические лица имеют право воспользоваться депозитными услугами Народного банка. Их депозиты могут вноситься как в наличной, так и в безналичной формах. Если депозитными услугами Народного банка воспользовалось физическое лицо, не достигшее 14 лет, то оно имеет право самостоятельно внести вклад на свое имя, а также распоряжаться им по своему усмотрению. Также любые дееспособные физические лица имеют права вносить вклады на имя несовершеннолетнего. Если у несовершеннолетнего имеется опекун или доверенное лицо, то он также может внести денежную сумму на имя своего подопечного. Вкладами, внесенными кем-либо на имя несовершеннолетнего, распоряжаются: до достижения несовершеннолетними 14 лет- родители или же опекуны и доверенные лица несовершеннолетнего;опекуны, с разрешением опекунского совета;по достижении несовершеннолетними 14 лет- сами несовершеннолетние, ео с при наличии письменного согласия родителей или иных законных представителей. На денежные средства юридических и физических лиц, находящихся на счетах во вкладах Народного банка, может быть наложен арест или обращено взыскание только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Узбекистана. Народный банк гарантирует тайну по вкладам своих клиентов и корреспондентов. Справки по счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются Народным банком им самим, судам, органам государственной налоговой службы, а также органам дознания и следствия при наличии возбужденного уголовного дела. Справки по вкладам физических лиц выдаются Народным банком им самим и их законным представителям, судам, органам дознания и следствия и по делам, находящимся в их производстве, в случаях когда на денежные средства может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества. На все виды депозитов Народного банка физическое лицо имеет право составить завещательное распоряжение. Справки по вкладам в случае смерти их владельцев выдаются Народным банком лицам, указанным владельцем вкладов в сделанном банку завещательном распоряжении, государственным нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков. А в отношении счетов иностранных граждан- иностранным консульским учреждениям. На денежные средства юридических лиц, находящихся в Народном банке, арест может быть наложен по решениям судов, постановлениям следственных органов, а взыскание может быть обращено лишь по исполнительным листам, выданным судами, по приказам хозяйственных судов и другим исполнительным документам, а также по требованию государственной налоговой инспекции. На денежные средства граждан, находящиеся в Народном банке, арест может быть наложен и взыскании е обращено только на основании приговора или решения суда, вступившего в законную силу. Конфискация денежных средств граждан может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора или вынесенного в соответствии с законным постановлением о конфискации имущества. В Народном банке не устанавливаются ограничения на снятие с депозитных счетов всей суммы вклада или ее части по первому требованию депозитора, если иное не предусмотрено договором. Виды депозитов Народного банка:депозиты до востребования;срочные депозиты;сберегательные депозиты;валютные депозиты. Депозиты до востребования- вклады физических и юридических лиц, хранение которых не ограничено заранее установленным сроком, то есть лицо, владеющее вкладом, имеет право забрать свои денежные средства. Плата за обслуживание депозитного счета до востребования осуществляется в размерах, определяемых договором. Сберегательные депозиты- денежные средства, внесенные физическими лицами на хранение в банки и сберегательные учреждения с целью получения процентов. Сберегательный вклад может быть срочным и до востребования. При открытии данного вклада Народный банк выдает клиенту сберегательную книжку, в которой и отражаются все проводимые операции. Если же клиент банка решил закрыть свой счет, то книжка обязательно должна быть возвращена. В том случае если депозитор собственноручно что-либо отметил в сберегательной книжке, то данные записи не учитываются Народным банком, так как он не несет ответственности за неправильное оформление операций. При утере сберегательной книжки Народный банк после получения заявления от своего клиента выдает ему новую книжку. При открытии сберегательной книжки юридические лица все необходимые моменты оговаривают в договоре, заключенным с банком, в установленном порядке. Срочные депозиты- это вклады физических и юридических лиц, которые помещаются на определенный срок, который оговаривается в договоре банковского вклада. При открытии данного вклада физическое лицо получает сберегательную книжку. Депозитор должен вносить сумму депозита, указанную в договоре с Народным банком. В случаях, когда срочный вклад возвращается вкладчику по его требованию до истечения срока либо до наступления иных обстоятельств, указанных в договоре банковского вклада, проценты по вкладу выплачиваются в размере, соответствующем размеру процентов, выплачиваемых банком по вкладам до востребования, если договором не предусмотрен иной размер процентов. При этом сумму вклада вкладчик получит в любом случае, даже если вклад истребован досрочно. Валютные депозиты- это вклады, которые могут открывать резиденты, а также нерезиденты, находящиеся на территории Республики Узбекистан, в порядке, установленным Центральном банком Республики Узбекистан. Средства в иностранной валюте юридических лиц - резидентов хранятся на валютных счетах в уполномоченных банках на территории Республики Узбекистан и используются ими самостоятельно в соответствии с законодательством. Физические лица - нерезиденты, временно находящиеся в Республике Узбекистан, иностранные дипломатические и иные официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства иностранных организаций в Республике Узбекистан, не осуществляющие хозяйственную или иную коммерческую деятельность, вправе открывать и использовать счета в национальной валюте и иностранной валюте в уполномоченных банках на территории Республики Узбекистан. Ведение депозитов валютных счетов осуществляется в соответствии с законом «О валютном регулировании» от 11.12.2003 года и иными законодательными актами, а также нормативными актами Центрального банка Республики Узбекистан по регулированию режима депозитных и кредитных счетов. Народный банк предоставляет различные виды вкладов для населения, а также для юридических лиц. Их краткая характеристика:Махалла фидоийлари- открывается на основании списка махаллинского актива. Сумма вклада- 30000000 сум. Начисление процентов осуществляется ежемесячно в размере 36% годовых. Срок хранения 6 месяцев. В данном случае нет возможности пополнения счета.Даромад манбаи- в данном случае проценты выплачиваются ежемесячно. Начисление процентов осуществляется ежемесячно в размере 22% годовых. Сумма вклада- 10000000 сум. Срок хранения 6 месяцев. Также нет возможности пополнения счета.Ташаббус- при получении процентов они переводятся на коммунальные платежи. Сумма вклада- 2000000 сум. Проценты начисляются ежемесячно в размере 22% годовых. Срок хранения 3 месяца. Но здесь уже возможно пополнение счета.Хамкор- проценты выплачиваются ежемесячно. Сумма вклада- 30000000 сум. Срок хранения 1 год. Проценты начисляются ежемесячно в размере 22% годовых. Нет возможности пополнения.Такдим этувчига- проценты выплачиваются ежемесячно. Сумма вклада- 500000 сум. Срок хранения 3 месяца. Проценты начисляются ежемесячно в размере 18% годовых. Пополнение невозможно.Ташаккур- предназначен только для Ташкентской области. Сумма вклада- 500000 сум. Срок хранения 3 месяца. Проценты начисляются ежемесячно в размере 18% годовых. Нет возможности пополнения.Олтин водий- проценты выплачиваются авансом, только для Ферганской области. Сумма вклада- 5000000 сум. Срок хранения 6 месяцев. Проценты начисляются ежемесячно в размере 18% годовых. Нет возможности пополнения.Пойтахт- в данном случае если условия вклада нарушаются и вклад востребуется, то выплачивается доход по процентной ставки до востребования. Сумма вклада- 100000 сум. Срок хранения 3 месяца. Проценты начисляются ежемесячно в размере 18% годовых. Нет возможности пополнения.Мукофот- на остаток вклада выплачивается 4,5%. Сумма вклада- 500000 сум. Срок хранения 3 месяца. Проценты начисляются ежемесячно в размере 18% годовых. Нет возможности пополнения.Имконият- принимается только в наличной форме. проценты начисляются на 1 число каждого месяца. Сумма вклада- 1000000 сум. Срок хранения 1 год. Проценты начисляются на 1 число каждого месяца в размере 16% годовых. Нет возможности пополнения.Айём- выигрышный вклад. Сумма вклада- 1000000 сум. Срок хранения 3 месяца. Проценты начисляются ежемесячно в размере 12% годовых. Нет возможности пополнения.Фарзанд келажаги- вклад действует до исполнения 7 лет. Сумма вклада- 1000000 сум. Срок хранения 6 лет. Проценты начисляются ежемесячно в размере 16% годовых. В данном случае возможно пополнение.Мустакил хаёт- вклад действует до исполнения 16 лет. Сумма вклада- 1000000 сум. Срок хранения 6 лет. Проценты начисляются ежемесячно в размере 16% годовых. В данном случае возможно пополнение.Срочный- доходы с процентов определяются по ставке до востребовани