1.9 Министерство финансов Российской Федерации Миссия Обеспечение сбалансированности и устойчивости финансовой системы как основы экономического роста и повышения благосостояния и качества жизни населенияЦели и задачи В течение ближайших лет Правительство России будет решать две важнейшие задачи: обеспечивать высокие темпы экономического роста и добиться повышения реального качества жизни россиян. Именно решению этих задач подчинена налогово-бюджетная, макроэкономическая и финансовая политика, ведущую роль в определении которой играет Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России). Стратегическими целями Минфина России и подведомственных ему органов исполнительной власти являются:^ Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации;Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны;Формирование конкурентоспособной налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы;Предоставление финансовой поддержки бюджетам других уровней бюджетной системы в целях создания условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;^ Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами; Обеспечение прозрачности, надежности и безопасности финансовой системы и финансовых институтов Основой деятельности Минфина России является выработка и реализация единой государственной финановой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы. Минфин России в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает условия для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Российской Федерации, необходимых и достаточных для эффективной реализации полномочий и функций, возложенных на федеральные органы государственной власти. При этом должна быть обеспечена макроэкономическая стабильность и эффективное функционирование налоговой системы, создающих условия для устойчивого экономического роста. Таким образом, первые три цели образуют единую систему, определяя ключевые сферы деятельности Министерства. Четвертая и пятая цели предполагают выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом и исходя из максимально эффективного выполнения основных расходных обязательств, администрируемых Минфином России. Обеспечение прозрачности, надежности и безопасности финансовой системы создает необходимые условия для достижения всех этих целей.^ Основые показатели, характеризующие вклад Минфина России в реализацию общенациональных приоритетов и достижение стратегических целей Правительства Российской Федерации. Объем невыполненных расходных обязательств РФ Уровень инфляции (ИПЦ, декабрь к декабрю) Налоговые доходы бюджетной системы РФ Объем просроченных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, к уровню 2004 г. Государственный долг Российской Федерации, к уровню 2004 г. Кредитный рейтинг на инвестиционном уровне от ведущих рейтинговых агентствДалее представлена краткая характеристика задач, обеспечивающих достижение стратегических целей Минфина России.^ Цель 1. Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации Задача 1.1 Своевременная и качественная подготовка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Основными показателями, характеризующими решение данной задачи, является принятие федерального закона о федеральном бюджете до начала очередного финансового года, а также выполнение плановых показателей по доходам и расходам. Кроме того, при подготовке проекта федерального бюджета необходимо обеспечить выполнение установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, договорами и соглашениями расходных обязательств Российской Федерации. Это предполагает, начиная с 2005 года, организацию учета и ведение реестра расходных обязательств Российской Федерации, определение методов оценки объема расходных обязательств, правил и процедур расчета средств, необходимых для их выполнения в среднесрочной перспективе и в очередном финансовом году.^ Задача 1.2 Организация исполнения федерального бюджета и формирование бюджетной отчетностиРешение данной задачи предполагает организацию исполнения федерального бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства при минимальном по значению и максимально обоснованном отклонении от утвержденных Федеральным законом о федеральном бюджете параметров, реализацию концепции функционирования Единого счета федерального казначейства (ЕКС), учет бюджетных обязательств в органах федерального казначейства. Эффективная реализация технологии ЕКС позволит сократить потребность в краткосрочном заимствовании в целях подержания ликвидности ЕКС для обеспечения обязательств к оплате. Учет бюджетных обязательств создает условия для стабильности гражданского оборота, обеспечивает уверенность поставщиков в платежеспособности федеральных бюджетных учреждений.Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении федерального бюджета позволяет оценить выполнение расходных обязательств Российской Федерации, повысить прозрачность бюджетной системы Российской Федерации на всех этапах бюджетного процесса, обеспечить подотчетность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств, оценить тенденции в изменении финансового состояния бюджетных учреждений. Показатели:Доля среднедневных остатков на единых счетах управлений Федерального казначейства в общих объемах средств федерального бюджета в рублях на счетах Федерального казначейства Изменение доли принятых к учету бюджетных обязательств в объеме распределенных лимитов бюджетных обязательств по сравнению с уровнем 2004 г. Срок формирования месячного отчета о кассовом исполнении федерального бюджета^ Задача 1.3 Повышение эффективности расходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Расходные обязательства Российской Федерации должны вытекать из полномочий и функций федеральных органов государственной власти, а их выполнение – обеспечивать максимальную результативность выделяемых бюджетных ассигнований. Решение этой задачи предполагает нормативное и методологическое обеспечение оптимизации действующих расходных обязательств, внедрения методов бюджетного планирования, ориентированных на конечные, общественно значимые и измеримые результаты, создания стимулов и условий для главных распорядителей средств федерального бюджета по повышению эффективности использования бюджетных средств и реструктуризации подведомственной им бюджетной сети. Кроме того, необходимо формирование нормативно-правовой и методологической базы для перехода от сметного финансирования к оплате бюджетных услуг в соответствии с получаемыми потребителями (обществом) результатами, упорядочения бюджетно-правового статуса (прав и обязанностей), расширения предоставления бюджетных услуг организациями различных организационно-правовых форм. Показатели: Изменение объема расходов на субсидирование экономики по сравнению с уровнем 2004 г. Доля расходов на реализацию утвержденных бюджетных целевых программ, соответствующих утвержденным Правительством РФ критериям эффективности, в общем объеме расходов федерального бюджета Изменение доли расходов, формируемых по сметному принципу, в общем объеме расходов федерального бюджета на предоставление бюджетных услуг по сравнению с 2004 г. (процентных пунктов) Цель 2. Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны;Задача 2.1 Проведение взвешенной и предсказуемой бюджетной политики Сбалансированность федерального бюджета, его устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям, формирование Стабилизационного фонда вносят существенный вклад в обеспечение макроэкономической стабильности. Разработка и использование при формировании проекта федерального бюджета утверждаемого Правительством Российской Федерации среднесрочного финансового плана обеспечивает предсказуемость и преемственность бюджетной политики, способствует координации бюджетной и денежно-кредитной политики, их устойчивости при различных сценариях социально-экономического развития страны. Показатели:Планируемый профицит (дефицит) федерального бюджетаДоля непроцентных расходов федерального бюджета в ВВПЗадача 2.2 Обеспечение ликвидности, надежности и доходности размещения средств Стабилизационного фонда Созданный с 2004 года Стабилизационный фонд Российской Федерации не только обеспечивает устойчивость федерального бюджета к неблагоприятным воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры, но и обеспечивает стерилизацию избыточной ликвидности в периоды высоких цен на нефть. В случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры Стабилизационный фонд, напротив, является источником дополнительного денежного предложения, которое смягчит неблагоприятное воздействие на экономику. Эффективное управление средствами Стабилизационного фонда в соответствии с законодательно установленными требованиями и ограничениями является одной из предпосылок для решения этих задач.^ Задача 2.3 Создание нормативно-правовой базы для устойчивого функционирования и развития финансовых институтов Устойчивое функционирование и развитие финансовых институтов (банковского и страхового сектора, управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и т.д.) создают необходимые предпосылки для обеспечения общей стабильности финансовой системы, защиты сбережений граждан, привлечения инвестиций. Решение этой задачи осуществляется Минфином России во взаимодействии с Федеральной службой финансовых рынков и Банком России. Показатели: Доля суммарных банковских активов к ВВП, на конец года Число граждан, реализовавших право выбора управляющей компании или НПФ Изменение доли управляющих компаний, повысивших рейтинг надежности признанного рейтингового агентства, к уровню 2004 г Цель 3. Формирование конкурентоспособной налоговой системы, стимулирующего экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы; Задача 3.1 Оптимизация налоговой нагрузки на экономику Поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику должно обеспечить благоприятные условия для развития и диверсификации структуры экономики при одновременном устойчивом формировании доходов бюджетной системы. В последние годы в условиях заметного снижения налогового бремени опережающий рост налоговых доходов в значительной степени определялся благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Увеличение налоговых поступлений должно в большей степени определяться факторами, обусловленными проводимой налоговой реформой, включая расширение налоговой базы за счет отмены неэффективных налоговых льгот, ликвидацию каналов ухода от налогообложения, развития наметившейся тенденции сокращения теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрываемых от налогообложения. Показатели: Налоговая нагрузка на среднего налогоплательщика, к уровню 2004 г. Отклонения средней (сопоставимой) налоговой нагрузки по отраслям (видам) деятельности от средней, к уровню 2004 г.Изменение доли объема недопоступлений в связи с предоставлением налоговых льгот в общем объеме начисленных налогов по сравнению с уровнем 2004 г.^ Задача 3.2 Обеспечение стабильности, нейтральности и справедливости налоговой системыЗавершение налоговой реформы позволит обеспечить стабильность налоговой системы и предсказуемость налоговой политики, что позволит повысить налоговую дисциплину, создав необходимые предпосылки для снижения налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков и условий равной конкуренции. Необходимо обеспечить равные условия налогообложения для предприятий, работающих в одной сфере, исключив возможности для необоснованного снижения налоговой нагрузки путем использования имеющихся «налоговых лазеек» в законодательстве, прежде всего, с использованием трансфертного ценообразования. При этом необходимо четко разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов. Показатели: Доля текущих налоговых платежей в бюджетную систему в общем объеме начисленных налогов Размер налоговой недоимки к уровню на 01.01.04Задача 3.3 Обеспечение эффективного налогового администрирования Решение этой задачи требует совершенствования методического обеспечения, повышения качества и упрощения налоговых процедур, включая исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками, упрощение процедуры государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, развитие системы электронного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, создание эффективной системы выполнения налоговыми органами функций по представлению и защите интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкростстве). Одновременно должны быть приняты меры по повышению общей комфортности налоговой системы, предполагающей исключение имеющихся нареканий на работу налоговых органов (необоснованно большой объем запрашиваемых документов, трудности при получении пояснений от налогового инспектора и т.п.), уменьшение количества судебных исков со стороны налогоплательщиков, улучшению разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, предоставлению налогоплательщикам новых качественных информационных услуг. За счет совершенствования механизмов управления денежными средствами на счетах Федерального казначейства, введения системы кассового планирования и прогнозирования необходимо обеспечить сокращение сроков возврата (возмещения) сумм налогов и сборов. Показатели:Рост сумм дополнительно начисленных налогов и сборов, к предыдущему годуИзменение доли реструктурированной налоговой задолженности в общем объеме задолженности по сравнению с уровнем 2004 г.Cредний срок возврата излишне уплаченных налогов, к уровню 2004 г. Цель 4. Предоставление финансовой поддержки бюджетам других уровней бюджетной системы в целях создания условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;^ Задача 4.1 Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской ФедерацииВыравнивание доступа граждан к бюджетным услугам, предоставляемым за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, является одной из основных задач государственной политики. Ее решение обеспечивается путем предоставления в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в рамках единой нормативно-правовой базы и методической базы, а также субсидий Федерального фонда регионального развития, обеспечивающих выравнивание обеспеченности субъектов РФ объектами инфраструктуры. Показатели: Минимально гарантированный уровень расчетной бюджетной обеспеченностиЗадача 4.2 Финансовое обеспечение полномочий, делегированных субъектам Российской Федерации и (или) муниципальных образованиямВ соответствии с федеральным законодательством, выполнение полномочий, делегируемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления осуществляется за счет субвенций Федерального фонда компенсаций. В рамках решения обеспечивается оценка объема обязательств, связанных с реализацией делегированных полномочий, определяется общий объем и устанавливается методика распределения субвенций, обеспечивается предоставление субвенций и контроль за их целевым использованием. Показатели:обязательств субъектов РФ (муниципальных образований), обусловленных реализацией делегированных полномочий за счет субвенций ФК (по видам субвенций Выполнение расходных)Задача 4.3 Создание условий для повышения качества управления региональными и муниципальными финансамиВ условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти, возрастает значение механизмов поддержки проводимых на региональном и местном уровне реформ, направленных на повышение эффективности функционирования бюджетного сектора и качества управления общественными финансами. Решение этой задачи обеспечивается путем формирования в составе федерального бюджета Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ), а также проведения мониторинга региональных и муниципальных финансов. Показатели: Изменение качества управления общественными финансами в субъектах РФ (муниципальных образованиях), получающих средства ФРРМФ Цель 5. Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами Задача 5.1 Сокращение объема и улучшение структуры государственного долга Российской ФедерацииДолговой кризис 1998 года наглядно продемонстрировал опасность необоснованного наращивания государственного долга. Успешная реализация положений Долговой стратегии Российской Федерации на среднесрочную перспективу в сочетании с благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктурой и устойчивым экономическим ростом позволили преодолеть последствия дефолта и существенно снизить объем государственного долга по отношению к ВВП. Необходимо продолжать политику ограничения заимствований и оптимизации структуры государственного долга. Показатели: Государственный внешний долг Российской Федерации на конец года Государственный внутренний долг Российской Федерации Доля внутреннего долга в государственном долге Российской ФедерацииЗадача 5.2 Сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления государственным долгом В Российской Федерации исторически сложилась достаточно высокая стоимость обслуживания государственного долга, прежде всего, за счет внешнего долга. Консервативная политика заимствований привела к существенному сокращению процентной нагрузки на бюджет и снижению стоимости обслуживания новых займов. Устойчивый экономический рост и инвестиционный рейтинг Российской Федерации создают обоснованные предпосылки для дальнейшего снижения стоимости обслуживания государственного долга. Главным направлением совершенствования долговых механизмов является концентрация оперативных полномочий в едином подразделении Минфина России, включая расширенный и централизованный учет всех долговых обязательств. Кроме того, необходимо продолжить работу по разработке новых долговых инструментов, призванных способствовать проведению государственной политики и нацеленных на определенную группу инвесторов (в том числе на российского частного инвестора). В рамках решения этой задачи необходимо создать единую информационно-аналитическая систему по управлению государственным долгом и финансовыми активами, включающую также механизм мониторинга за заимствованиями и долгом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Показатели:Доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах федерального бюджетаДоля рыночного долга в государственном долге Российской ФедерацииЗадача 5.3. Повышение эффективности управления зарубежными финансовыми активамиРоссийская Федерация унаследовала от Советского Союза достаточно большие финансовые активы за рубежом. Однако их основная часть возникла по кредитам бывшего СССР, которые предоставлялись зачастую исходя из политических соображений, на льготных условиях и без учета возможностей дебитора полностью и своевременно выполнять свои обязательства по погашению задолженности. В этих условиях необходимо продолжить работу по повышению отдачи от унаследованных активов и усовершенствовать процедуры формирования новых активов за рубежом. Показатели: Объем просроченной задолженности иностранных государств и их юридических лиц Объем неурегулированной задолженности перед Российской ФедерациейЦель 6. Обеспечение прозрачности, надежности и безопасности финансовой системы и финансовых институтовЗадача 6.1 Повышение качества и доступности финансовой информацииНаличие доступной, достоверной, актуальной и полной информации о состоянии общественных и корпоративных финансов, совершенствование системы бухгалтерского учета, отчетности и аудита, методологии государственного финансового контроля, их приближение к международным стандартам является необходимым условием для обеспечения подотчетности и прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, повышения эффективности финансовой политики, устойчивости финансовых рынков, улучшения инвестиционного климата и качества управления государственными и корпоративными финансами. ^ Задача 6.2 Обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначействаКассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы органами Федерального казначейства обеспечивает сохранность бюджетных средств, прозрачность и подотчетность операций сектора государственного управления, соблюдение единых стандартов осуществление кассовых операций, формирование качественной информационной основы для принятия управленческих решений органами исполнительной власти и администраторами бюджетных средств, четкое соблюдение установленных бюджетным законодательством нормативов распределения доходов от уплаты налогов и сборов между бюджетами, сокращение административных издержек управления бюджетными средствами, защиту информации от несанкционированного доступа и повышение безопасность расчетно-платежной системы.^ Задача 6.3 Обеспечение контроля за соблюдением бюджетного и валютного законодательства Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требованиям бюджетного и валютного законодательства обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств, способствуя повышению эффективности и прозрачности управления государственными финансами. Задача 6.4 Обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей и государства.Решение этой задачи позволит повысить качество и расширить спектр страховых услуг, доверие организаций и граждан к сфере страхования и уровень их защищенности от различных групп рисков. Это обеспечит рост устойчивости хозяйственных связей, снизит общественные издержки на решение социальных задач при повышении уровня социальной защищенности населения, а также увеличит инвестиционный потенциал отечественных страховщиков. Задача 6.5. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризмаБорьба с легализацией преступных доходов и финансированием террористической деятельностью является актуальной задачей правительств многих стран и международных организаций. Решение этой задачи является существенным вкладом в обеспечение национальной безопасности, способствует росту доверия к финансовой системе, повышению ее надежности и прозрачности, упрочению позиций России в международном сообществе.