Реферат по предмету "Разное"


1. Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики

1.Международная торговля в системе МЭО в условиях глобализации экономики.Vэкспорта 12,1 млрд (FOB) Vимпорта 12,4 млрд (CIF)Международные экономические отношения — связи, устанавливающиеся между странами мира в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений и научно-технического сотрудничества^ Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.Глобализация – это всеобщая мировая взаимозависимость стран, предприятий и людей в рамках открытой системы финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на базе современных коммуникационных и информационных технологий^ Факторы, в настоящее время влияющие на МЭО: - научно-техническая революция (развитие наукоемких производств, толчок к разделению труда, рост торговли патентами и лицензиями, рост торговли услугами) - деятельность ТНК - глобальные мировые проблемы - увеличение разрывам между развитыми и развивающимися странами - либерализация международной торговли - интеграционные процессы - вовлечение в мировую экономику новых стран - рост цен - МРТ^ Особенности МТ на современном этапе: - глобализация и регионализация - быстрые темпы роста международного товарооборота, превышающие темпы роста мирового ВВП и производства. МТ-8%, ВВП-4%, - структурный сдвиг - возрастание роли государства в экономике - Смещение в развивающиеся страны - активное участие ТНК -СЭЗ, ТС.^ Характерные черты товарной структуры МТ: - рост доли готовых изделий (в экспорте 75%). В основном машины и оборудование, наукоемкая продукция. - сокращение доли сырья, топлива и продовольствия (22% в экспорте). - повышение удельного веса высокотехнологичной продукции - рост торговли патентами и лицензиями - увеличение доли промежуточных товаров и полуфабрикатов - быстрый рост и повышение роли торговли услугами.^ Особенности географической структуры МТ: - высокая концентрация МТ: на 10 стран приходится 56%, на 40 стран 90% мирового экспорта. - главные участники МТ – развитые страны (2/3 экспорта). Падает доля США в МТ (2005: 9% экспорта и 16% импорта); Германия – 1-е место по экспорту; доля ЕС выросла до 40%; доля Японии менее 6% - 4 место по экспорту. Лидеры по торговле готовыми изделиями – Япония, Швейцария, услугами – США, Англия, Германия, сырьем – Новая Зеландия, Норвегия, Австралия. - Рост доли развивающихся стран (2006: 36%). Китай – 3-е место по экспорту, НИС - 10% экспорта. В основном торгуют материало- и трудоемкими товарами. Среднегодовые темпы роста экспорта 9%. - сокращение доли стран Восточной Европы (5%) - Быстрый рост внутрирегиональной торговли во всех группах стран. 66% торговли развитых стран приходится на внутрирегиональную торговлю, 33% развивающихся, 3% СНГ.^ 2.Многосторонне регулирование международной торговли. Формирование системы многостороннего регулирования МЭО вступило в активную фазу только после Второй Мировой войны и выразилось в практическом плане в создании сети тесно связанных между собой международных экономических организаций и подписании соответствующих соглашений, регулирующих конкретные области МЭО. Основное регулирование МТ осуществляется в рамках ГАТТ/ВТО. Значительное влияние на мировую торговлю оказывает ООН, а именно ЭКОСОС и ЮНКТАД . Основные соглашения внутри ВТО (1995): 1. ГАТТ 2. Соглашение по с/х (торговля с/х товарами и меры гос поддержки) 3. Соглашение по текстилю и одежде 4. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм 5. Соглашение по техническим барьерам в торговле (сертификация) 6. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ограничение применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением) 7. Соглашение по применению 7 статьи ГАТТ (таможенная оценка товаров) 8. Соглашение по предотгрузочной инспекции 9. Соглашение по правилам происхождения 10. Соглашение по процедурам импортного лицензирования 11. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам 12. Соглашение по применению 6 статьи ГАТТ (антидемпинг) 13. Соглашение по защитным мерам (от импорта) 14. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 15. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ТРИПС 16. Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров 17. Механизм обзоров торговой политики Необязательные соглашения по торговле гражданской авиатехникой и по правительст закупкам Достижения ЮНКТАД: соглашение о всеобщей системе преференций (1971 г.), предусматривающее льготный режим для экспорта развивающихся стран в промышленно развитые страны; соглашение по согласованным на многосторонней основе принципам и правилам для контроля за ограничительной деловой практикой (1980 г.); соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.) соглашение о смягчении условий погашения задолженности развивающихся стран; Средства регулирования МТ включают: Импортная политика Тарифные и нетарифные барьеры Меры ценовой и неценовой защиты внутреннего рынка Меры прямого и скрытого протекционизма Средства экспортной политики Политика экспортного контроля Средства стимулирования экспорта (средства ценового и неценового стимулирования, средство прямого субсидирования, гос дотации, субсидиии на развитие производства).^ Нетарифные барьеры: Участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера (субсидии, гос. закупки, гос. монополия, гос финансирование НИОКР, нац система налогообложения, политика в отношении зарубежных инвестиций ) таможенные процедуры и административные формальности (методика определения таможенной стоимости, таможенная классификация (чем больше позиций, тем сильнее протекционистский эффект), антидемпинговая практика) технические барьеры в торговле (промышленные стандарты, требования безопасности, стандарты качества, требования здравоохранения, правила упаковки и маркировки, правила рекламы) количественные и специфические ограничения (импортные квоты, лицензирование, «добровольные» ограничения экспорта, валютные и финансовые формы контроля, требования содержания местного компонента) ограничено применение ^ 3.Характерные черты внешнеэкономической политики развитых стран. Значительный прогресс в либерализации внешнеторговой политики многих стран мира. Реформирование внешнеторговой политики открыло национальные границы и уменьшило торговые барьеры. ^ Постепенное снижение торговых ограничений- сокращение прямых ограничений импорта промышленных товаров. Промышленно развитые страны опираются на многосторонние договоренности в рамках ВТО и региональную экономическую интеграцию для обеспечения более либеральной торговли. ПРС характеризуются относительно высокой степенью открытости внешнеторговых режимов. Открытым считается такой внешнеторговый режим, в рамках которого количественные ограничения действуют в отношении менее 10% импорта, а средневзвешенные ставки пошлин не превышают 25%. Австралия и Новая Зеландия- односторонняя либерализация (гарантией является рост транспарентности нац внешнеторговых режимов и расширение практики «связывания»- не повышают ставки пошлин выше согласованного уровня) Швейцария устранила многие нетарифные барьеры с целью поддержания национальных производителей. Торговые реформы в развитых странах стимулировались региональной интеграцией и многосторонними договоренностями в таких сферах как телекоммуникации и информационные технологии. Однако сохраняется высокий уровень дискриминации в торговле с/х товарами и текстилем. Преимущества открытой внешнеторг политики: А) создание конкурентоспособных отраслей Б) стимулирование притока ПЗИ В) доступ к новым производственным процессам Особенности: 1. Большая открытость (средние ставки 3,3%) 2. сильно отличается таможенная политика (мах США 350%, Япония 958%, ЕС 75%) 3. используются квоты (от 239 в Канаде, до 700 в США) 4. ПИКИ США 4,5%, Япония 2,2%, ЕС 1,9% 5. большая дискриминация в с/х и текстиле 6. Почто все тарифы связанные^ 4.Тарифные средства регулирования импортаПошлина- денежный сбор, взимаемый государственными таможенными органами при провозе товаров через таможенную границу.В зависимости от объекта обложения различаютИмпортные пошлиныЭкспортные пошлиныТранзитные пошлиныПо способу взимания пошлины делятся на:Адвалорные- взимаются с цены товара в форме процентаСпецифические- взимаются с единицы веса или объема товара в форме фиксированной суммы, размер которой не зависит от динамики ценКомбинированныеВ зависимости от страны происхождения:Максимальные- применяются при отсутствии РНБМинимальные- на основе РНБПреференциальные- применяются в рамках общей системы невзимаемых преференцийПо характеру торгово-политических отношенийАвтономные- при отсутствии договора, определяющего режим взаимной торговлиКонвенционные- на основе двухсторонней договоренности о применении РНБТаможенный тариф- детальный перечень подлежащих таможенному обложению товаров с указанием ставок пошлин:Одноколонный- указана одна ставка пошлины независимо от страны происхождения товараМногоколонный- несколько ставок пошлин на одну тарифную позицию в зависимости от страны происхождения.^ Принцип тарифной эскалации- повышение ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товара.Эффективный тариф показывает увеличение тарифной защиты при увеличении стоимости товара в процессе производства.^ Причины снижения роли пошлин в качестве средства торговой политики:деятельность ГАТТ-ВТО по сокращению ставок пошлин и их ликвидации по некоторым группам товароввозможность замены экспорта товаров вывозом прямых зарубежных инвестиций, которые не знают таможенных границраспространение преференциальных отношенийприменение принципа «связывания» тарифов.Высокие пошлины ведут к обострению проблемы «тарифных пиков»- ставок пошлин, превышающих 12% добавленной стоимости товара.Общая система невзаимных преференций – при импорте из развивающихся стран^ 5.Средства форсирования экспорта1) Ценовые:субсидирование - прямое- правительственная поддержка национальных экспортеров в форме дотирования производства или экспорта товаров. Экспортные субсидии удешевляют покупку иностранных товаров в стране, стимулируют диверсификацию национального экспорта. Вообще, прямое субсидирование экспорта не допускается, за исключением с/х продукции, продукции лесного хоз-ва и рыболовства. В развивающихся странах- «развязывающая оговорка».- косвенное: налоговые льготы экспортерам в форме ранее уплаченных пошлин, снижение ставок прямых налогов с предпринимателей для компенсации части издержек экспортеров, отсрочка от уплаты налогов на несколько лет, исключение из налоговой базы расходов на НИОКР. Самая распространенная практика- возврат при экспорте товаров ранее уплаченного НДС. Демпинг Товарный демпинг- продажа товаров по ценам ниже внутренних, ценам ниже издержек производства ( сбыт товаров крупными партиями, уникальных по техническим свойствам товаров). Обычно практикуется крупными компаниями-монополистами.Валютный демпинг- девальвация национальной валюты страны-экспортера и снижение экспортных цен. Может иметь место только в течение ограниченного периода времени- он действует до тех пор, пока цены на внутреннем рынке страны-экспортера не поднимутся до уровня обесценения национальной денежной единицы. Демпинг бывает постоянный (нацелен на вытеснение с рынка конкурентов) и разовый ( применяется для реализации временно образовавшегося излишка товара). Скидки с цены товараНалоговые льготы экспортерам2) Неценовые средства не влияют на цену экспортируемого товараКонкуренция качестваКредитование экспорта- финансирование, гарантирование и страхование зарубежного покупателя товаров и услуг с рассрочкой платежа на определенный период времени. Организации экспортного кредитования объединены в Бернский союз 1978Сдача оборудования в арендуПослепродажное обслуживание машинотехнических товаровОказание технической помощи и проведение подготовки специалистовОказание инжиниринговых и консультационных услуг по проектированию новых предприятийМаркетинг^ 6.Создание, основные принципы и проблемы деятельности ГАТТ/ВТОИстория создания ГАТТ. До 2-ой мир. войны вопросы внешней торговли регулировались двусторонними договорами. После 2-ой мир. в-ны МВФ, Банк Реконструкции и Развития заключили многосторонние соглашения. Таким соглашением было ГАТТ. Было подписано в 1947 в Женеве и вступило в силу с 1 янв. 1948. Первоночально планировалось создание международной торговой организации. По инициативе США был разработан такой проект.. Он не был ратифицирован США, т. к. внесли много изменений. ГАТТ - часть этой хартии. С тех пор ГАТТ стало главной международной орг-ией, регулир-ей меж-ую торговлю. Решения других организаций носит лишь рекомендательный характер. Цель ГАТТ- развитие мировой торговли и эк. развитие стран путем либеризации торговли. т. е. оно регулировало только торговлю и все. Проводились совещания- раунды ГАТТ (их было 8, включая последний- уругвайский). На момент создания 23 гос-ва, сейчас- 152.^ Основные принципы деятельности: Принцип наибольшего благоприятствовани в отношении торговли. Он означает: все льготы и привелегии предоставляемые 1-ой из договаривающихся стороне должны быть предоставлены и др. стороне, на которых распрорстраняется этот принцип. Есть исключения: возможности использования преференций (льгот), существовавших на момент создания ГАТТ. соображения гос. безопасности образование таможенных союзов и зон свободной торговли( т. е. на ЕС не распространяется (иногда)) разрешающая оговорка, принятая на токио раунде (7-ой) Принцип национального режима. Товарам импортного и нац-ого пр-ва должен предоставляется одинаковый режим (те же налоги и те же льготы, что и национальный товар). Принцип преимущественного использования таможенных тарифов для защиты внутреннего рынка (запрещено использования колличественных определений и ряда др-их ограничений). Принцип постепенного снижения таможенных тарифов в ходе раунда меж-ых переговоров. Принцип взаимозависимости при предоставлении торгово-политических уступок. Принцип обязательства стран-членов проводить консультации и переговоры при решении споров и проведении мероприятий, связанных с торговой политикой страны. Принцип транспарентности. Страна обязана публиковать документы, содержащие нормы права, а также создать информационный центр Принцип недискриминации Принцип не использования количественных ограниченийВТО Организация была создана в соответствии с соглашением, подписанным в 1994г. В Марракеше участниками Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Официально функционирует с 1995 г. В ВТО входят 132 страны. ВТО не просто заменила ГАТТ, но включила это соглашение в качестве своей интегральной части. Правовой базой ВТО является ГАТТ, а также Соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговле прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).Цели ВТО: укрепление и развитие мировой экономики и сосредоточение усилий по расширению торговли, росту капиталовложений, увеличению занятости и повышению уровня доходов во всем мире. Главный принцип деятельности ВТО- принцип недискриминации в торговле, предполагающий, с одной стороны, предоставление РНБ в отношении экспортных, импортных и транзитных пошлин, а с другой- национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в том, что касается внутренних налогов и сборов. ^ Функции ВТО:Осуществление административной и организационной деятельности, направленной на обеспечение выполнения многосторонних соглашений;Роль форума для проведения многосторонних торговых переговоров стран-членов;Содействие разрешению торговых споров, возникающих между членами ВТО;Осуществление мониторинга за торговой политикой членов ВТО;Развитие сотрудничества с другими международными организациями и институтами.Структура ВТО: высший орган- конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Собирается не реже 1 раза в 2 года. За повседневную деятельность ВТО отвечает Генеральный совет. Также в ВТО действует целый ряд вспомогательных органов, в который входят различные комитеты и советы. Секретариат отвечает за обеспечение деятельности ВТО и ее органов в вопросах ведения переговоров, реализации соглашений и оказания помощи развивающимся странам. Основные задачи ВТО на современном этапе:Содействие интеграции развивающихся, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой в многостороннюю систему регулирования мировой торговлиРасширение областей и форм регулирования МТ и внешнеэкономической деят-ти на многосторонней основеПринятие мер по обеспечению прозрачности государственных закупок, что позволило бы ограничить нарушение принципов свободной конкуренции при выдаче заказов приоритетным поставщикамРешение вопроса о регулировании электронной торговлиПринятие в организацию новых членов, в том числе и РоссиюЭкологияТорговля услугамиНетарифные ограничения^ 7.Особенности внешнеэкономической политики СШАСредние тарифы 3,5%, с/х 5,2% не с/х 3,3% Связывание 100%, Темпы роста ВВП 3,4%, Экспорта 10,5%, Импорта 5,5%МАХ злаки 181% Табак 350%, ПИКИ 4,5%Ключевая задача Соединенных Штатов в области внешнеэкономической политики -- использовать свое большое влияние для того, чтобы обеспечить открытую и процветающую мировую экономику, углубить и расширить преимущества глобализации.. Процветание Америки неразрывно связано с процветанием всего мира. Объем и темпы роста международной торговли и инвестиций резко увеличиваются.. Интеграция производства и реализации товаров и услуг через межгосударственные границы меняет структуру частного сектора. Ежедневно возникают новые международные образования, структуры и альянсы. ^ Главные задачи внешнеэкономической политики США на современном этапе:поощрение экспорта и содействие закреплению лидирующих позиций в области науки и информационных технологий путем массированных инвестиций в НИОКР. борьба за свободные рынки и открытую торговлю, создавая более эффективные международные экономические институты. Устранение барьеров на пути торговли обеспечивает рост, способствует интеграции национальных экономик и стимулирует международное политическое сотрудничество.укрепление Всемирной торговой организации, делая ее более ответственной, прозрачной и учитывающей широкий спектр экономических забот. Создание более прочной международной финансовой системы, способной предотвращать кризисы и реагировать на них. вложение средств в устойчивое развитие, образование и обеспечение законности в более бедных странах, а также в странах, осуществляющих переход к свободному рынку и демократии. В своей внешнеэкономической политике Соединенные Штаты выступают как активный сторонник снятия всех ограничений для развития международной торговли. В этих условиях американская администрация делает ставку на новые переговоры и соглашения о либерализации торговли в сфере сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и услуг. Будучи лидером мирового хозяйства, США тем не менее продолжают совершенствовать инструменты торговой политики для достижения главных целей – открытия новых рынков для американского экспорта «сохранение общественной поддержки открытой торговли означает предоставление помощи тем отраслям, которым трудно в короткие сроки приспособиться к быстрым изменениям, порожденным технологиями, торговлей и другими факторами». Яркой особенностью американской внешнеэкономической политики является ее двоякость: когда дело касается экспансии американского бизнеса на внешних рынках, государственная машина отстаивает принцип свободной торговли, а когда в самих США появляется иностранный конкурент, то вовсю используется принцип защиты внутреннего рынка. Ключевой задачей внешнеэкономической политики США является расширение национального экспорта и защита внутреннего рынка от т.н. "недобросовестной конкуренции" зарубежных партнеров. Ее сердцевиной является разработанный американской администрацией почти три года назад план, направленный на развитие торговли на глобальном, региональном и двустороннем уровнях. Наиболее значительными направлениями во внешнеэкономической сфере являются активные усилия в плане отстаивания и продвижения национальных интересов в области внешней торговли в рамках ВТО; создание Американской зоны свободной торговли (АЗСТ); создание «охватывающими весь мир» зон свободной торговли путем заключения соглашений о свободной торговле с отдельными странами и региональными группировками такими как, т.н. "КАФТА", объединяющей 5 стран Центральной Америки, Южно-Африканским таможенным союзом8.Особенности внешнеэкономической политики Японии.^ Средние тарифы 6,1%, с/х 28,45, не с/х 2,7%, Связывание 99,6%, Темпы роста ВВП 2,2%, Экспорта 10%, Импорта 2%МАХ злаки 809%, Другие с/х 958% Пики 2,2% Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера. На протяжении длительного времени в стратегии развития внешних связей Япония делала основной упор на создание многосторонних (планетарных) систем торгового и инвестиционного обмена. В отличие от большинства стран—членов АТЭС и ВТО, Япония отказывалась от подписания двусторонних и субрегиональных соглашений о свободной торговле, отдавая предпочтение созданию механизмов многостороннего регулирования. В мае 2000 г. Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) в своем официальном докладе впервые за многие годы заявило о переориентации своей политики на заключение двусторонних торговых соглашений с установлением значительных взаимных преференций. В числе первых кандидатов на заключение подобного рода соглашений были названы Республика Корея и Сингапур. При этом МВТП также заявило, что выполнение обязательств в рамках региональных инициатив будет носить вторичный и дополняющий характер. Такой сдвиг во многом объясняется неоднозначными итогами саммита ВТО в Сиэтле, возникновением существенного элемента неопределенности в отношении будущего этой организации, а также давлением со стороны азиатских стран, стремящихся форсировать азиатскую интеграцию. Следует особо подчеркнуть, что под азиатской интеграцией подразумевается не только и не столько сотрудничество в рамках АТЭС, сколько развитие экономического взаимодействия в составе других группировок, пока еще носящих гипотетический характер (Восточноазиатский экономический союз, Азиатский валютный фонд и др.). При смене курса во внешнеэкономической политике государственными органами страны, очевидно, был учтен прогноз, согласно которому в ближайшей перспективе ожидается бурный рост внутриазиатской торговли. В последние два-три года товарообменные операции Японии с партнерами из Восточной Азии заметно активизировались, в том числе благодаря ликвидации последствий кризиса 1997—1998 гг. При этом стратегической целью Японии продолжает оставаться сохранение своего экономического лидерства в Азии и противодействие стремлению Китая выйти на первые позиции в регионе. Следует отметить, что выполняя международные договоренности в рамках ГАТТ/ВТО о “взаимном тарифном разоружении”, Япония в то же время сохраняет активное нетарифное регулирование импорта. В качестве эффективного средства его ограничения широко применяется система строгих технических и других специальных требований относительно стандартов, сертификации, инспекции качества, техники безопасности и т.д. В соответствии с решениями Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (1973-1979 гг.) Япония обязалась отменить все виды лицензирования импорта и приняла программу снижения пошлин на 19 тыс. видов товаров в среднем на 26,3%. В результате последующих международных переговоров Япония с 1985 по апрель 2001 г. более десяти раз снижала уровень импортных пошлин. В тарифной классификации Японии 7222 товарные позиции. Из них 2592 (35,9% позиций) ввозятся беспошлинно, остальные облагаются большей частью по ставкам так называемых общих тарифов. Есть список тарифных преференций – сниженных ставок (от нуля до 80% общих тарифов), по которым облагается импорт из наиболее бедных развивающихся стран.^ 9. Либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран в 90-2000-е годы, ее эволюция на современном этапе.Большинство развивающихся стран придерживается ограничительного торгового режима, при котором средневзвешенные ставки пошлин национального таможенного тарифа превышают 25%. Латинская Америка: наибольшие успехи в проведении односторонней либерализации. В 70-х гг. либерализация шла по 2 направлениям- сокращение нетарифных барьеров и снижение ставок таможенных пошлин. В конце 90-х-начале 2000-х гг. ставки пошлин были сокращены в среднем более чем на 50% до 10-15%.Юго-Восточная и Восточная Азия: либерализация торговой политики направлена на снижение ставок пошлин. В Индонезии, Малайзии, Корее пошлины были снижены с 20% до 10%. Уровень нетарифных же ограничений практически не изменился в отношении с/х продукции, прогресс достигнут лишь в отношении промышленных товаров. Жесткие ограничения в отношении допуска ПЗИ.Южная Азия: внешнеторговое регулирование в целом остается протекционистским. Высокие таможенные пошлины (Индия-35%), практика применения количественных ограничений и прочих НТО.Африка: реформы внешнеторговых систем начались позже всего. Начало 90-х гг.- 75% стран имели ограничительный режим, конец 90-х- уже 28%. Средние ставки пошлин-20%. Сейчас 15 стран из 89 развивающихся имеют открытый внешнеторговый режим, что благоприятно сказывается на экономике стран и на темпах роста среднедушевых доходов. Особенности: 1. средняя ставка 15 % 2. разная степень либерализации Гонг-Конг 0%, Индия 31,4% 3. связывание от 9 до 100 4. Мах Бразилия 55, Индия 210, Панама 1000 Эскалация 2 стадия, Деэскалация 1 стадия^ 10.Особенности ВТ политики НИС. ВТ либерализация началась в середине 80х годов и активно продолжалась в 90ые. Она отражает общий отход от политики импортозамещения (осознание экономической неэффективности). С 80х годов более 60 развивающихся стран в одностороннем порядке сократили свои торговые барьеры. Перенос акцента на политику облагораживания экспорта, реформирование импортной политики. В среднем ставки таможенных пошлин снизились с 25% до 15%. По решению уругвайского раунда они провели связывание тарифных позиций. Наиболее сильная либерализация в странах Латинской Америки, которые связали почти все тарифные позиции на промышленные товары. Наиболее жесткое регулирование ведется в отношении с/х продукции, минерального сырья, оборудования, металлов, пластмассовых изделий. Либерализация шла по двум путям: Уменьшение нетарифных барьеров уменьшение ставок таможенной пошлины Сохраняется организация в отношении допуска ПЗИ в банки и финансовые сферы. Но несомнено попытки либерализации на отдельных направлениях, ВТ регулирование этих стран можно назвать в целом протекционистским. Из 89 стран 15 имеют открытый режим. 1 волна: Южная Корея, ГонКонг, Тайвань, Сингапур 2 волна: Мексика, Турция, Бразилия, Аргентина, Таиланд, малазия Особенности: 1. политика импортозамещения 2. ЮВА раньше перешли к эксопртоориентированной политике 3. жесткое регулирование^ 11. Масштабы операций и основные сферы деятельности ТНК на современном этапе (с.246) Сейчас в мире действует более 83 тыс. ТНК, владеющих более чем 800 тыс. филиалов. Доля ТНК в МТ составляет 2/3. ТНК являются основным субъектом вывоза капитала в форме ПЗИ. В 1998 г. было вывезено капитала на сумму 4,8 трлн. долл. Большая часть накопленных инвестиций в развитых странах переместилась в сферу услуг, в то время как в развивающихся странах доминирует обрабатывающая промышленность. ТНК являются основным генератором базы современных конкурентных преимуществ- передовой технологии. Расходы на НИОКР концентрируются в развитых странах-членах ОЭСР(более 90% общемировых расходов). Лидером по расходам на НИОКР является США. Ведущую роль в мировой экономике продолжает играть 100 крупнейших ТНК. На них приходится 4-7% мирового ВНП. Общая сумма их зарубежных активов- более 2 трлн. долл. По составу список остается почти неизменным с 1990-х гг. Главные усилия лидирующих ТНК сосредоточены в 4 отраслях – автомобильной, электроники и электронного оборудования, нефти и фармацевтики. Пищевая промышленность также является одной из приоритетных отраслей. «Индекс транснациональности» исчисляется на базе 3-х показателей – доли зарубежных активов, продаж и занятости. Самым высоким индексом транснациональности обладают компании из малых развитых стран, где менее емкий внутренний рынок, а также Канады (92-98%). Наиболее «транснациональные» отрасли- продовольствие, строительство, средства информации, химия, электроника. В ТНК развивающихся стран отраслевой состав немного отличается от общемирового- преобладают диверсифицированные компании, продовольствие и напитки, нефтяная промышленность и строительство. В странах с переходной экономикой ТНК обладают низким уровнем транснациональности. Доминирующие отрасли- транспорт, химия и фармацевтика, нефтепереработка. 1) GE З.активы 415 млрд, Всего активы 673, З.продажи 59, Всего 195 ИТН 50%, ИН 77,5%2) vodafon З.активы 196 млрд, Всего активы 220, З.продажи 39, Всего 52 ИТН 82,4%, ИН 36%3) GM З.активы 175 млрд, Всего активы 476, З.продажи 65, Всего 192 ИТН 42,8%, ИН 57,6%ИН=заруб филиалы/всего^ 12. Современные стратегии ТНК и их влияние на основные формы МЭО. (с. 254)Основные стратегии ТНК:Единичная (stand alone) фирма. В прошлом ф-ции между материнской компанией и филиалами были строго разграничены. Иностранные филиалы, как правило, проводили так называемые stand alone стратегии, когда филиал практически дублировал всю стоимостную цепочку материнской компании (кроме технологии и финансов)^ Простая интеграция. Со временем ТНК стали сочетать экономию на масштабах с организацией сети поставщиков с низкими издержками по всему миру. Это привело к применению стратегии «простой интеграции», когда филиалы осуществляют ограниченный диапазон видов деятельности для поставки этой фирме специфических компонентов, где они обладают конкурентным преимуществом в производстве. (аэрокосмическая промышленность, электроника). Это породило новые формы трансграничных связей (например, субпоставка) и позволило осуществлять больший обмен инфо и технологией между материнской компанией и ее филиалами. ^ Комплексная интеграционная стратегия. В условиях либерализации МТ и ужесточения конкуренции ТНК начали реорганизацию способов управления своими активами. В рамках данной стратегии ТНК превращают свои географически разбросанные филиалы и фрагментированные системы произ-ва в сети производства и сбыта. Данная стратегия значительно расширяет объем корпорационных функций, осуществляемых через границы, и таким образом ТНК вносят новые особенности в процесс международной экономической интеграции.^ 13. Эклектическая парадигма “OLI” Д. Даннинга Эклектическая теория прямых иностранных инвестиций впервые была сформулирована в 1970 году известным экономистом Реддингского университета Дж. Даннингом. Эта теория - своего рода синтез всех существовавших ранее концепций ПЗИ. В соответствии с определением, целью эклектической теории стал выбор наилучших методов, подходов, доктрин и объединение отдельных элементов, взятых из разных моделей. Концепция ОЛИ лежит в основе факторов инвестиционной привлекательности страны и состоит из 3-х элементов: собственности (ownership-specific advantages); размещения производства принимающей экономики (location-specific variables); интернализации (internalization advantage)- OLI. Эта концепция предполагает:Наличие сравнительных преимуществ в области права собственности, в частности, собственной технологии или преимуществ, связанных с управлением. (монопольное права доступа к ресурсам, технологии, экономия на масштабе)Наличие местных преимуществ в стране, например, емкий внутренний рынок, более низкие издержки производства, высокоразвитая инфраструктура, уровень квалификации и стоимость рабочей силы.Наличие максимальных преимуществ во внутрифирменных связях, конкуренции между независимыми инвесторами и реципиентами. Первое и третье условия характеризуют специфику фирмы, а второе- особенности страны в целом (поэтому концепция и называется «эклектической») Именно баланс этих трех типов факторов в эклектической теории воздействует на склонность страны быть чистым источником инвестиций или их реципиентом", то есть фирма, обладающая преимуществом О, будет продавать лицензии и патенты, обладающая же О и I преимуществами, или всеми тремя, будет делать прямые зарубежные инвестиции. Эклектическая парадигма помогает проанализировать то, как страна проходит путь инвестиционного развития, становясь источником ПЗИ.^ 14. Основные стадии и траектории инвестиционного развития Положение о том, что ввоз и вывоз капитала определенной страны находятся в прямой связи с уровнем ее экономического развития, было выдвинуто Даннингом в 1979 г. С тех пор эта концепция, получившая название «Траектория инвестиционного развития» ( Investment Development Path- ИДП) была развита и дополнена. Концепция предполагает, что страны проходят 5 стадий инвестиционного развития, которые можно классифицировать в зависимости от того, в какой степени эти страны способны быть импортерами или экспортерами капитала.1 стадия: на этой стадии сравнительные преимущества страны недостаточны для привлечения ПЗИ, за искл инвестиций в природные ресурсы. Узость внутренних рынков, недостаток созданных активов, неудовлетворительная экономическая политика гос-ва, неразвитость инфраструктуры, недостаточно квалифицированная рабочая сила. Капитал на этой стадии также не вывозится. Вмешательство гос-ва на этой стадии носит двойной характер. Во-первых, оно может участвовать в создании основы инфраструктуры и повышении уровня образования. Во-вторых, оно осуществляет некоторые виды экономической и социальной политики, направленные на изменение структуры рынка: протекционизм, экспортные субсидии, требование «местного компонента».2 стадия: Импорт капитала начин


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.