Реферат по предмету "Разное"


1. Понятие объективной истины. Специфика научной истины Проблема истины является ведущей в гносеологии

ГЛАВА III ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ 1. Понятие объективной истины. Специфика научной истины Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все пробле­мы теории познания касаются либо средств и путей достижения ис­тины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дис­курсивного, теории и практики, универсальных, общенаучных и ча­стных методов познания и т. п.), либо форм существования исти­ны (понятия факта, гипотезы, теории, научного знания и др.), форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектных отношений и т. п. Все они концентрируются вокруг данной про­блемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины является одним из важнейших в общей миро­воззренческой проблематике. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «смысл жизни», «справедливость», «добро», «кра­сота». Аксиологический аспект понятия истины хорошо виден при ее сопоставлении с понятием «правда»: эти понятия тесно соприка­саются друг с другом. Правда, разъясняет Вл. Даль, — это истина на деле, истина во образе, во благе, честность, неподкупность, спра­ведливость; поступать по правде значит поступать по истине, по справедливости. Правдивость, как качество человека или как при­надлежность понятия^рассказа, описания; полное согласие слова .и дела, истина '. Остина' — противоположность лжи, все, что вер­но, подлинно, точно, справедливо, что есть; все^что есть, то истина: не одно ль и то же: есть и осетина, истина? Ныне слову этому отве­чает и правда, хотя вернее будет понимать под словом «правда»: ' См.: Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. III. С. 379. правдивость, справедливость, правосудие, правоту. Истина относит­ся к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле '. Современный русский язык еще сохранил эту близость истины к правде. \~ А. Д. Александров отмечает, что само понятие «правда» охва-; тывает и объективную, и моральную правду, и объективную исти­ну, и моральную правоту. «Стремление найти истину, распростра­нить и утвердить ее среди людей оказывается существенным эле­ментом моральной позиции по отношению к людям... Знание исти­ны обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать про­исходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искаже­ние и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом ве-__щать им, не заботясь об истине»^. От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, — зависит зачастую и жизненная позиция человека, пони­мание им своего назначения. Примером тому может служить сви­детельство нидерландского физика, создателя классической элек­тронной теории X. А. Лоренца. Говоря в 1924 г. о развитии своей научной деятельности, приведшей к электронной теории, он, в ча­стности, заявил, что видел в квантовом атоме неразрешимое про­тиворечие, которое приводило его в отчаяние. «Сегодня, — призна­вал он, — утверждаешь прямо противоположное тому, что говорил вчера; в таком случае вообще нет критерия истины, а следователь­но, вообще неизвестно, что значит наука. Я жалею, что не умер пять лет тому назад, когда этих противоречий не было» ^ Этот '! факт показывает то драматическое положение, в котором порой 1 оказываются ученые, переживающие смену одной теории другой и ! сталкивающиеся с необходимостью отказа от прежних теорий, счи-il тавшихся истинными. Проблема истины, как и проблема смены теорий, не такая уж тривиальная, как может показаться с первого взгляда. В этом мо­жно убедиться, вспомнив атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: «Все тела состоят из атомов, ато­мы неделимы». Является ли оно с позиций науки нашего времени истиной или заблуждением? Для квалификации ее в качестве ие' тины как будто нет оснований: современная наука доказала дели- ' См.: Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979. Т. II. С. 60. ' Александров А. Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1987. С. 32. ^ Цит. по: Иоффе А. Ф. Развитие атомистических воззрений в XX веке//Па­мяти В. И. Ленина. М.; Л„ 1934. С. 454. мость атомов. Ну а является ли она заблуждением? Если считать ее заблуждением, то не будет ли это субъективизмом? Как может какая-либо концепция, подтвердившая свою истинность на практи­ке (а таковой и была атомистическая концепция Демокрита), ока­заться ложной? Не придем ли мы в таком случае к признанию того, что и сегодняшние теории — социологические, биологические, фи­зические, философские — только «сегодня» истинные, а завтра, че­рез 10 или 100, 300 лет будут уже заблуждениями? Так чем же мы сегодня занимаемся: не заблуждениями ли, не их ли созданием, развертыванием? Не будет ли здесь произвола, волюнтаризма? По­лучается, что мы приходим к оправданию открытой конъюнктур-щины в науке. Поскольку мы этого делать не хотим, постольку аль­тернативное утверждение — что концепция Демокрита есть за­блуждение — тоже приходится отбросить. Итак, атомистическая концепция античного мира, да и атоми­стическая концепция XVII—XVIII вв., не истина и не заблуждение. Так что же такое истина? В истории философской мысли существовали разные понимания истины. Вот некоторые из них: «Истина — это соответствие знаний действительности»; «Истина — это опытная подтверждаемость»; «Истина — это свойство самосогласованности знаний»; Истина — это полезность знания, его эффективность»; «Истина — это согла­шение» '. Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концеп­ции истины. Она называется так потому, отмечает Э. М. Чудинов, что оказывается древнейшей из всех концепций истины; именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые по­пытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристоте­лем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах. Разделяют его и сторонники фи­лософии К. Маркса. Как видим, этой концепции придерживаются и материалисты, и идеалисты. Не отвергают ее и многие агностики. Кроме того, среди приверженцев классической концепции истины имеются и метафи­зики, и диалектики. Она очень солидна по своему представительст­ву. Различия внутри нее проходят по вопросу о характере отражае-j мой действительности и по вопросу о механизме соответствия. * Иногда говорят: классическое определение истины (через «соот­ветствие», «верное» или «адекватное» отражение) тавтологично. На наш взгляд, правы те, кто считает полезными и такие определе­ния-тавтологии, поскольку они играют роль разъяснений значений менее знакомых слов через слова, значения которых интуитивно более ясны. ' Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., 1977. С. II. В этой же моно­графин дается анализ классической концепции истины, когерентной и прагматичес­кой концепции истины, семантической теории истины Тарского (см. с. II—35). 2 зап. 509 33 Термин «адекватное» («верное») отражение применительно к мысленным образам может быть конкретизирован через понятия изоморфизма и гомоморфизма. Д. П. Горский, И. С. Нарский и Т. И. Ойзерман отмечают, что верное отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания объекта, есть: 1) ото­бражение, причинно обусловленное отображаемым; 2) отображе­ние, которое находится в отношении изоморфизма или гомомор­физма по отношению к отображаемому; 3) отображение, в котором компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомомор­физма к компонентам отображаемого, связаны с последним отно­шением сходства. Всякое верное отображение (как мысленный об­раз) находится в указанных отношениях с отображаемым и поэто­му может быть охарактеризовано как истинное. Предикат «истин-! ный» выступает, таким образом, как некоторое сокращение для описания отображений, отличающихся указанными выше свойства­ми. Этим оправдано традиционное определение понятия истины '. Специфика диалектико-материалистической трактовки истины (по сравнению с иными ее трактовками) заключается в следующих моментах. Во-первых, отражаемая действительность трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, позна­ние, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью че­ловека, с практикой; объект в его двух аспектах задан через прак­тику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. Если первый момент отграничивает диалектико-материалистическое понимание истины от любых форм идеализма, а второй — от метафизики, то оба момента вместе взятые отграничивают это понимание от агностицизма. Зависимость истины от практики понимается здесь как ее обос-новываемость практикой; в то же время будет неточным утверж­дение, что только то знание может стать истинным, которое, по­мимо отражения реальности, способно обосновывать практику (новый ее цикл), определяя форму и характер действия^. В этом случае истинными не могут быть многие знания, например, в опи­сательной биологии, которые лишь отражают объекты в простом наблюдении (живом созерцании) и непосредственно не нацелены на обеспечение новых циклов практики. Одно из определений объективной истины, имеющихся в марк­систской литературе, таково: истина — это адекватное отражение ' См.: Современные проблемы теории познания диалектического материализ­ма. Т. II. Истина, познание, логика. М., 1970. С. 30—31. " «Истину можно определить как содержание человеческого сознания, соот­ветствующее объективной реальности и выступающее теоретической основой ее преобразования для достижения субъективной цели» (Липский Б. И. Практи­ческая природа истины. Л„ 1988. С. 96). объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет т^к, как он существует вне и независимо от сознания. Характерной чертой истины является наличие в ней объектив­ной и субъективной сторон '. Истина, по определению, — в субъекте, но она же и вне субъек­та. Истина субъектна. Когда мы говорим, что истина «субъектив­на», это значит, что она не существует помимо человека и челове­чества. Истина объективна— это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. Некоторые теоретики полагают, что- содержание истины зависит от классов и от времени. Левые доктринеры, например, заявляли в 30—40-х годах, будто существует «буржуазная физика» и «бур­жуазная генетика». На этом были основаны гонения на тех, кто под­держивал теорию относительности, хромосомную теорию наследст­венности. В леводоктринерском антисциентизме фактически отбра­сывалось материалистическое понимание существа объективной истины. Его представители не хотели видеть, что их позиция совпа­дала с позицией вульгарного социологизма, подвергнутого критике за утверждение, будто научные истины классовы (В. М. Шуля-тиков). В. И. Ленин квалифицировал как путаницу согласие А. А. Бог­данова признать за теорией денежного обращения К. Маркса объ­ективную истинность только «для нашего бремени» (А. А. Богданов называл догматизмом приписывание этой теории «надысторически-объективной истинности»). «Соответствия этой теории с практи­кой, — подчеркивал В. И. Ленин, — не могут изменить никакие бу­дущие обстоятельства...» " Объективная истина по своему предмет­ному содержанию внеклассова и надысторична. Данное положение нисколько не нарушает того, что имеются истины, выражающие интересы классов, что истина определенным образом связана с полезностью знаний ' и что сама истина изменя­ется со временем в смысле своей полноты, степени отражения сущ­ности материальных систем и их проявлений. Именно по этой причине — внеклассовости и надысторичности — и атомистическая концепция Демокрита в своей основе истинна: материальные тела действительно состоят из атомов, а атомы не­делимы. Хотя атомы и оказались иными, чем это представлялось в античности, хотя и была доказана впоследствии делимость атомов (кстати, при критике метафизического положения XVII—XVIII вв. ' Подробный анализ этих сторон и их взаимоотношений см.; Кузьмин В. Ф. Объективное и субъективное (анализ процесса познания). М.., 1976; Курса-нов Г. А. Ленинская теория истины и кризис (буржуазных воззрений. М„ 1977. Гл. IV. " Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С, 146. » См.: Введение в философию. М., 1989. Ч. 2. С. 356—358. 2* 35 0 неделимости атомов забывают, что атомы целостны и действи­тельно неделимы в определенных пределах при определенных усло­виях), все же данная концепция соответствовала и соответствует своему уровню состояния практики, пусть примитивному, обыден­ному, но вполне определенному опыту. В этих границах она истин­на. Иное дело, что данный уровень опыта и представление о неде­лимости атомов были в то время абсолютизированы, и в положении «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы» не только не со­держалось оговорки — «при таких-то условиях», но, более того, по­лагалось категорическое «атомы неделимы при всех условиях». 1 Как видим, к оценке научных концепций в плане «истина» или j «заблуждение» нужно подходить при строгом соблюдении требова-j ния соотносить их мыслимое содержание с конкретным, или отра-1 жае^ым, предметом, его элементами, связями, отношениями. Если такое соответствие налицо и при фиксированных (а не любых) усло­виях оно воспроизводится, то это означает, что мы имеем дело с до­стоверным объективно-истинным знанием в полном его объеме или (как в случае с атомистической концепцией Демокрита) с досто­верностью, истинностью в главном его содержании. В последнем случае сама концепция в гносеологическом плане есть истина плюс заблуждение (что выявляется ретроспективно, с точки зрения но­вого уровня развития практики). Из понимания истины как объективной, не зависящий от инди­видов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины — это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, ме­ста и времени, в которых они существуют и развиваются. Реализа­цию принципа конкретности можно было видеть из приведенного только что примера с атомистической гипотезой. Еще пример, не­редко приводимый в литературе: утверждение, что вода кипит при 100° С, правильно при наличии нормального атмосферного давле­ния (760 мм ртутного столба) и неправильно при отсутствии этого условия. В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время существования объекта и момент или период его отражения субъектом. Если же «время объекта» или «время субъекта» меняется, то знание может потерять свою объективность. \ Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда кон-! кретна. Конкретность включается в объективную истину. Вслед­ствие этого понятие истины неотъемлемо от ее развития, от поня-j тия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и раз-' вития знания. Истинное знание имеет место не только в научном познании. Существуют различные формы истины: истина обыденная (или повседневная), истина научная, художественная истина, истина нравственная и др. Иначе говоря, виды (формы) истины соответ­ствуют видам знания. Э. М. Чудинов приводит следующий пример, иллюстрирующий различие обыденной истины и истины научной '. Предложение «Снег бел» может квалифицироваться как истинное. Эта истина принадлежит к сфере обыденного знания. Переходя к научному по­знанию, мы прежде всего уточняем это предложение. Научным кор­релятом истины обыденного познания «Снег бел» будет предложе­ние «Белизна снега — это эффект воздействия некогерентного све­та, отраженного снегом, на зрительные рецепторы». Это предложе­ние представляет собой уже не простую констатацию наблюдений, а следствие научных теорий — физической теории света и биофи­зической теории зрительного восприятия. В обыденной же истине заключена констатация явлений и корреляций между ними. К научной истине применимы критерии научности. При этом наиболее важными считаются такие признаки: 1) рациональная обоснованность, доказательность (как отмечает В. В. Ильин,„^обц-денноезнанце^носит, помимо прочего, ссылочный характер, опира­ется на «мнения», «авторитет»; ^научн^^же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно); здесь действует принцип достаточного ос­нования "', судьей в вопросах истины становится разум, а способом ^ достижения — критичность и рациональные принципы познания; 2) эссенциалистская направленность, т. е. нацеленность на воспро­изведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторя­ющихся,, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели)^ 3) особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развер­нутого теоретического понятия; 4) 'проверяемость; здесь и обраще­ние к научному наблюдению, к "практике, и испытание логикой, ло­гическим путем; «научная истина не может покоиться на вере. Она характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конеч­ном счете оказываются подтвержденными. Она обладает ценност­ными моментами, в силу которых может быть включена в систему научного знания и может стать основой научной деятельности» ^ Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»). Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за положение о существовании Бога или еще за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной крите- ' См.: Чудинов Э. М. Природа научной истины. С, 52. " Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может ока­заться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без до­статочного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» {Лейб­ниц Г. В. Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 418). ' Чудинов Э. М. Природа научной истины. С. 62. 1 рий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а на-1 оборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее. Отмеченные четыре признака ^или критерия) научной истины находятся во взаимосвязи. Только в системе, в своем единстве они способны выявить научную истину, отграничить ее от истины пов­седневного знания или от «истин» религиозного или авторитарного знания. Практически-обыденное знание получает обоснование из повсед­невного опыта, из некоторых индуктивно установленных рецептур­ных правил, которые не обладают необходимо доказательной си­лой, не имеют строгой принудительности, логической демонстратив-ности. Дискурсивность научного знания базируется на принудитель­ной последовательности понятий и суждений, заданной логическим строем знания (причинно-следственной структурой), формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного знания сопровождаются уверенностью субъекта в '[Достоверности его содержания. Вот почему под знанием понимают 1форму субъективного права на истину. В условиях науки это право переходит в обязанность субъекта признавать логически обосно­ванную, дискурсивно доказательную, организованную, «системати­чески связанную» истину '. В пределах науки имеются модификации научной истины (по областям научного знания: математики, физики, биологии и др.) ". Специфична объективная истина в уголовном судопроизводстве \ в исторической науке, в других гуманитарных и общественных на­уках. Рассматривая, например, историческую истину, А. И. Раки­тов пришел к выводу, что в историческом познании «возникает со­вершенно своеобразная познавательная ситуация: исторические ис­тины есть отражение реальной, прошедшей социально значимой деятельности людей, т. е. исторической практики, но сами они не включаются, не проверяются и не видоизменяются в системе прак­тической деятельности исследователя (историка)»". Вгуманитар- ' См.: Ильин В. В.' Критерии научности знания. М., 1989; см. также: К.е-зин А. В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1989. " Следует отграничивать истину как гносеологическую категорию от логиче­ской истинности. «Логическая истинность (в формальной логике) — истинность предложения (суждения, высказывания), обусловленная его формально-логичес­кой структурой и принятыми при его рассмотрении законами логики (в отличие от так называемой фактической истинности, для установления которой необходим также анализ содержания предложения)» (Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3. С. 230). " См., например: Пашкевич П. Ф. Объективная истина в уголовном судопро­изводстве. М„ 1961. * Ракитов А. И. Историзм, историческая истина и исторический факт // Фи­лософия и социология науки и техники. Ежегодник. 1983. М„ 198^. С. 93—94 (приведенное положение не следует расценивать как нарушающее представление о критериальных признаках научной истины. В данном контексте термин «про­веряемость» употребляется в строго обозначенном автором смысле; но «проверяе­мость» включает в себя также и обращение к наблюдению, возможность много­кратного наблюдения, что в историческом познании всегда имеет место). ном знании важное значение для истины имеет глубина понимания, соотносимая не только с разумом, но и с эмоциональным, ценност­ным отношением человека к миру. Такая двуполюсность истины наиболее ярко выражается в искус­стве, в понятии «художественная правда». Как отмечает В. И. Свин­цов, художественную правду правильнее рассматривать как одну из форм истины, используемую постоянно (наряду с другими фор­мами) в познании и интеллектуальной коммуникации. Анализ ряда художественных произведений показывает, что «истинностная ос­нова» художественной правды в этих произведениях имеется. «Весь­ма возможно, что она как бы перемещена из поверхностного в бо­лее глубокие слои. И хотя установить связь «глубины» с «поверх­ностью» не всегда легко, ясно, что она должна существовать... В действительности истина (ложь) в произведениях, содержащих та­кие конструкции, может быть «упрятана» в сюжетно-фабульном слое, слое характеров, наконец, в слое закодированных идей» '. Ху­дожник способен открывать и в художественной форме демонстри­ровать истину. Небезынтересным может быть обсуждение вопроса о соотноше­нии понятий «истина» и «правда» (а также «истинный», «подлин­ный», «правильный», «правый», «справедливый»). Среди философов наблюдается обмен мнениями (именно «обмен мнениями», а не «обсуждение», так как сколь-нибудь основательного анализа пока не было) по вопросу о том, что принимать за «исходную единицу», (или «исходный носи­тель») объективной истины. Э. М. Чудинов ставит вопрос: в любом ли случае мысль, соответствующая действительности, может быть квалифицирована как истина? Он пишет: «В логи­ческой литературе почти общепринято считать, что носителями истинностного значения могут быть суждения или высказывания, представленные повествова­тельными предложениями» '. С его точки зрения, «чтобы предложения могли иметь истинностное значение, они должы быть не просто дескриптивными, а де­скриптивно определенными. Например, х>4 или х+6=у представляют собой неопределенные утверждения и не могут быть квалифицированы ни как истин­ные, ни как ложные. Напротив, утверждения «Существует х такое, что х>4» и «4+6 == 10» являются дескриптивно определенными и вместе с тем истин­ными» *. Э. М. Чудинов прав постольку, поскольку он разбирает характер суждений. Он вообще не касается вопроса об отношении других форм отражения, в част­ности ощущений, к проблеме истины, вернее, вопроса о применимости к ним оцен­ки «истина» («ложь»). Однако может сложиться мнение, что понятие «истина» приложимо только к суждениям определенного типа. Не соглашаясь с точкой зрения, по которой теория истины ограничивается областью понятийного мышления, М. Н. Руткевич подчеркивает, что истина, как соответствие объекту, есть общая^характеристика .любого, гносеологического об-раза. «Истина» относится и к чувственному отражению. «Но поскольку противо- ' Свинцов В. И. К вопросу о соотношении понятий «истина» и «художествен­ная правда» // Философские науки. 1984. № 4. С. 57. " Чудинов Э. М. Природа научной истины. С. 15. ^ Там же. С. 16. положность объективного и субъективного, соответствующего объекту и не соот­ветствующего ему, развертывается в мышлении в противоположность истины и заблуждения, постольку понятие «заблуждение» (в отличие от «ложного») обыч­но употребляется применительно к мысли, в то время как в ощущениях и воспри­ятиях различают просто истинное и ложное. Действительно, чтобы «заблуждать­ся», надо «искать», чтобы искать, надо иметь известную свободу выбора, а она появляется вместе с относительной самостоятельностью мышления. В ощущени­ях и восприятиях свободы выбора нет, поскольку они есть результат непосред­ственного взаимодействия органов чувств с вещами» i. Положение о применимости понятия истинности к ощущениям отстаивают А. И. Уемов, П. С. Заботин и некоторые другие. А. И. Уемов отмечает: «Если мы не считаем ощущения единственной реальностью и полагаем, что вне нас сущест­вует материальный мир, который так или иначе отображается в ощущениях, то вопрос об истинности или ложности чувственных данных является вполне закон­ным. Если эти чувственные данные соответствуют отображаемой ими действи­тельности, то они истинны, если .искажают ее, то — ложны» ^ Поддерживая эту точку зрения, можно выдвинуть еще и такое соображение. В агностицизме, в некоторых его разновидностях основное внимание уделяется проблеме отношения ощущения к объекту. Сенситивная сторона субъектно-объ­ектного взаимодействия чрезмерно субъективизируется вплоть до вывода о несо­ответствии ощущений свойствам объекта. Результатом такого хода мысли стано­вится отгораживание субъектного мира от 'сущности материальных систем, воз-, действующих на субъект. В этом плане изучение того, в каком отношении находятся ощущения к внеш-• нему материальному миру, имеет не только частнонаучное, но и гносеологическое 1 значение. Встает проблема первичных и вторичных качеств, своеобразие и позна-! вательная роль «вторичных» (диспозиционных) качеств. Различие между ними 1 как раз и фиксируется в понятиях теории истины («истинное», «изоморфное», «гомоморфное», «правильное», «совпадение», «соответствие» и т. п.). Можно, конечно, применять к ощущениям понятие «правильное» («непра-j вильное»), особенно если речь идет об ощущениях животных. Но применение по-! нятия «объективная истина» к человеческим ощущениям лишь подчеркивает че-j ловеческое существо отражательного процесса на уровне органов чувств, его ' предметно-деятельностную, социальную, конкретно-историческую природу. Интересные перспективы обещает исследование более широкого феномена «невербальной истины». Так, В. И. Свинцов пишет: «Ко­нечно, можно легко отгородиться от рассматриваемой проблемати­ки декларацией тезиса, что суждение есть единственный минималь­ный носитель истины и лжи. Однако такой «стерильный» подход к истине, вероятно, оправдан лишь для формальной логики с ее спе­цифическими задачами и методами... С общегносеологической точ­ки зрения более привлекательным представляется широкий взгляд на эту проблему, допускающий многообразие форм адекватного (неадекватного) отраженияядействительности, включая и такие способы выражения и передачи истины и лжи, которые не обяза­тельно связаны с вербальным поведением субъекта»^. f Во всех случаях объективной истиной будет адекватное отраже-! ние субъектом объекта. ' Руткевич М. Н. Актуальные проблемы ленинской теории отражения. Свердловск, 1970. С. 119. ' Уемов А. И. Истина и пути ее познания. М., 1975. С. 38; см. также: Диалек­тика познания у Под ред. А. С. Кармина. Л„ 1988. С. 59—60. ^ Свинцов В. И. К вопросу о соотношении понятий «истина» и «художествен­ная правда», С. 61—62. 2. Абсолютная истина и истина относительная Наряду с вопросом о том, существует ли объективная истина, проблема истины имеет еще и другую сторону: могут ли челове­ческие представления, выражающие объективную истину, выра­жать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только при­близительно, относительно? Этот второй вопрос есть вопрос о соот­ношении истины абсолютной и относительной. Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на опре­деленной ступени развития человеческой культуры, когда обнару­жилось, что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятель­ность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) по­стижение этих объектов. Подабсолютнойлстиной в настоящее время понимается ' такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Та­кая истина есть: а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов); б) окончательное знание определенных аспектов действитель­ности; в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и (добавим мы) о сложноорганизованных системах. По-видимому, вплоть до конца XIX — начала XX в. в естество­знании, да и в философии, господствовало представление об истине как об абсолютной в значениях, отмеченных пунктами а, б и в. Когда констатируется что-либо, существующее или существо­вавшее в действительности (например, в 1688 г. были открыты красные кровяные тельца — эритроциты, а в 1690 г. проведено на­блюдение поляризации света), «абсолютны» не только годы откры­тий этих структур или явлений, но и утверждения о том, что эти яв­ления имеют место в действительности. Такая констатация подхо­дит под общее определение понятия «абсолютная истина». И здесь мы не находим «относительной» истины, отличающейся от «абсо­лютной» .(разве что при перемене системы отсчета и рефлексии над самими теориями, объясняющими данные феномены; но для этого требуется известное изменение самих научных теорий и переход одних теорий в другие). ' См.; Нарекай И. С., Ойзерман Т. И. Истина // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 347. Когда дается строгое философское определение понятиям «ма­терия», «движение», «скачок» и т. п., такое знание тоже может счи­таться абсолютной истиной в смысле, совпадающем с относитель­ной истиной (и в этом плане употребление понятия «относительная истина» не обязательно, как излишней становится и проблема со­отношения абсолютной и относительной истин). Такой абсолютной истине не противостоит никакая относительная истина, если только не обращаться к формированию соответствующих представлений в истории естествознания и в истории философии. Не будет проблемы соотношения абсолютной и относительной истин и тогда, когда имеют дело с ощущениями или вообще невер­бальными формами отражения человеком действительности '. Но вот когда эта проблема снимается в наше время по тем же мотивам, по которым ее не было в XVII или XVIII вв., то это уже анахронизм ". В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина — это полное, исчерпывающее зна­ние о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина — это неполное знание о том же самом предмете. Пример такого рода относительных истин — теория классичес­кой механики и теория относительности. Классическая механика как изоморфное отображение определенной сферы дей­ствительности, отмечает Д. П. Горский, считалась истинной теорией без всяких ограничений, т. е. истиной в некотором абсолютном смысле, поскольку с ее помо­щью описывались и предсказывались реальные процессы механического движе­ния. С возникновением теории относительности было выяснено, что се уже нельэц считать истинной без ограничений. Изоморфизм теории как образа механического движения перестал со временем быть полным: в предметной области были рас­крыты соотношения между соответствующими характеристиками .механического движения (при больших скоростях), которые не выполнялись в классической механике. Классическая (с внесенными в нее ограничениями) и релятивистская механика, рассматриваемые уже как соответствующие изоморфные отображения, связаны между собой как истина менее полная и истина более полная. Абсолют-1 ный же изоморфизм между мысленным отображением и определенной сферой дей-1 ствительности, как она существует независимо от нас, подчеркивает Д. П. Гор-j ский, недостижим ни на какой ступени познания °. Такое представление об абсолютной, да и об относительной ис­тине, связанное с выходом на процесс развития научного знания, развития научных теорий, выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины. ' Данный вопрос требует, однако, специального анализа. " См.: Минасян А. М. Диалектический материализм (учение о сознании). Ростов-на-Дону, 1974. С. 202—205. ' См.: Горский Д. П. Истина и заблуждение как полярные противоположно­сти и их соотношение с понятиями относительной и абсолютной истины // Ленин­ская теория отражения в свете развития науки и практики. София, 1981. Т. 1. С. 271-272. При этом не следует думать, что взятый аспект абсолютной ис­тины имеется только у естественнонаучного познания и не относит­ся к общественным наукам, в частности к марксистской теории об­щества. Политэкономические концепции капитализма Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса тоже с разной степенью полноты и глубины отражали сущность своего предмета исследования. Концепция К. Маркса по верности отражения сущности капитализма является более научной и в этом смысле — единственно научной. И тем не менее в ней нет претензии на законченный образ капитализма. По­нятие капитализма в его идеально, максимально полном воспроиз­ведении — это идеал, абсолютная истина, а его отражение в про­изведениях К. Маркса и его последователей — объективно-отно­сительные истины, конкретизирующие и углубляющие представле­ние о капитализме. Все это говорит о том, ччо между понятиями абсолютной и относительной истины нет отношений взаимного ис­ключения, и относительная истина не рядоположена абсолютной. Но они и не сливаются друг с другом. Абсолютная истина (в аспекте г) складывается из относитель­ных истин. Если признать на схеме абсолютную истину за бесконечную об­ласть вправо от вертикали «гх» и выше от горизонтали «гу», то ступени 1, 2, з... будут относительными истинами. Вместе с тем эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, а значит, одновременно (и в том же отноше­нии) и абсолютными истинами. Это уже не абсолютная истина (г), а абсолютная истина (в). Относительная истина — это абсолютная в третьем своем аспекте, причем не просто ведущая к абсолютной истине как исчерпывающему знанию об объекте, но как составляю­щая ее неотъемлемую часть, по своему содержанию инвариантную в составе идеально полной абсолютной истины. Каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная (в том смысле, что в ней — часть абсолютной — г). Единство абсолютной истины (в третьем и четвертом аспектах) и относительной истины обусловливается их содержанием; они еди­ны благодаря тому, что и абсолютная, и относительная истины яв­ляются объективными истинами. Когда мы рассматриваем движение атомистической концепции от антич


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Применение информационных технологий в численных методах для уравнения Пуассона в цилиндрической системе координат»
Реферат Анализ ФЗ "О Рекламе"
Реферат Особенности финансов коммерческих организаций
Реферат «Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Вклад императора Хубилая в развитие китайских искусств, ремесел и военного дела
Реферат Мятлев И.П.
Реферат Особливості оподаткування субєктів малого бізнесу
Реферат Экономика Безопасности Жизнидеятельности
Реферат Обязательства вследствие неосновательного обогащения 4
Реферат Хронология позднечетвертичных флювиогляциальных катастроф на юге Сибири по новым космогенным
Реферат Діяльність компанії "Макдональдз" в Україні та у світі
Реферат Музыкально- ритмическая способность
Реферат Основные черты государственного финансового контроля
Реферат Фізична підготовка борців
Реферат Аналіз регуляторного впливу проекту рішення Чернігівської міської ради Про затвердження ставок земельного податку та встановлення розміру орендної плати в місті Чернігові”