МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ________________________________________________________________МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, БИБЛИОГРАФИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯУчебно-методическая разработкаТаганрог – 2003Печатается по решению редакционно-издательского совета Таганрогского государственного педагогического института.Воробьева Л.И. (автор-составитель). Методология музыкально-педагогического образования: тематическое содержание, библиография, контрольные требования: Учебно-методическая разработка по учебной дисциплине “Методология музыкально-педагогического образования” для студентов отделения заочного обучения. – Таганрог: ТГПИ, 2003. – 31 с.В учебно-методической разработке представлены темы, планы и тезисы лекционных занятий по учебной дисциплине “Методология музыкально-педагогического образования”, дана библиография по темам, изложены контрольные требования и методические рекомендации. Учебно-методическая разработка составлена на основе примерной программы дисциплины “Методология музыкально-педагогического образования”, разработанной Э.Б. Абдуллиным (МПГУ). Рекомендуется студентам заочной формы обучения.Рецензенты:Александров Е.П., доктор педагогических наук, профессорБелобородов А.П., проректор ОЗО ТГПИ© Воробьева Л.И., 2003© Таганрогский государственный педагогический институт, 2003ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………… 4 Тема 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ……………………………………………… 5Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ, МУЗЫКОЗНАНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК…………………………………………………………………. 7Тема 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………….. 9Тема 4. ФОРМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА…………………………………………10Тема 5. ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА (ОБОБЩЕНИЕ)…………………… 11КОНТРОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ………………………………………… 12ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ…………………………………………………………. 13МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВИНФОРМАЦИИ………………………………………………………………19СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ………………………………………..21ПРЕДИСЛОВИЕУчебную дисциплину “Методология музыкально-педагогического образования” студенты заочной формы обучения изучают во втором семестре в объеме 8 часов лекционных занятий и в третьем семестре в объеме 2 часов лекционных занятий. Экзамен предусмотрен в 3 семестре. Указанная дисциплина призвана нацелить будущего учителя музыки и преподавателя среднего профессионального учреждения на творческое познание и преобразование музыкально-педагогической действительности. Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности человеком. Музыкант-педагог, вооруженный методологическими знаниями, получает надежный ориентир для анализа и решения профессионально-педагогических задач: определения смысла, цели и задач деятельности, получения объективной информации о состоянии музыкально-педагогической действительности, отбора научно-обоснованного содержания образования, выбора эффективных методов и средств обучения, воспитания и развития учащихся. Овладение содержанием четырех уровней методологического знания – философским, общенаучным, частнометодическим и технологическим – ведет к преодолению репродуктивного типа мышления и формированию основ педагогического мастерства. Основными источниками методологических знаний в музыкально-педагогическом познании являются философия, социология, музыкознание и психолого-педагогические науки. На изучение взаимосвязи педагогики музыкального образования и указанных научных дисциплин и нацеливает методология музыкально-педагогического образования, студентов стремящихся к методологическому уровню решения профессионально-педагогических задач. Научные данные смежных наук приобретают методологическое значение для педагогики музыкально-педагогического образования, если они объясняют один из компонентов музыкально-педагогической действительности, имеют системное строение и не противоречат методологии познания. Учебная дисциплина “Методология музыкально-педагогического образования”, нацеливая учащихся на системное познание музыкально-педагогической действительности как объекта профессиональной деятельности педагога-музыканта, является основой организации педагогического процесса в высшей школе. Для активизации учебно-воспитательного процесса на отделении заочного обучения рекомендуется использовать учебно-методические разработки и активные формы аудиторных занятий, а также организовать самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий. Использование учебно-методической разработки в педагогическом процессе предусматривает ведение раздела "ДЛЯ ЗАМЕТОК", где студент отмечает возникающие вопросы по темам и дополнительную информацию педагога. ^ Тема 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙНАУКИ И ПРАКТИКИПлан лекционного занятияМузыкально-педагогическая действительность как основа связи музыкально-педагогической науки и практики.Общность и своеобразие функций музыкально-педагогической теории и практики в познании и преобразовании музыкально-педагогической действительности.Творческий характер деятельности педагога-музыканта как отражение закономерностей развития музыкально-педагогической действительности.Значение методологии в формировании творческого характера деятельности педагога-музыканта.Внедрение идей музыкально-педагогической науки в практику – основное условие развития музыкально-педагогической действительности.Список основной литературыАбдуллин Э.Б. Цели и принципы методологической подготовки учителя музыки //Э.Б. Абдуллин. Методологическая подготовка учителя музыки. М., 1991.Апраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М., 1982.Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе //Б. Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.Гессен С.И. Проблемы педагогической науки. Предварительное определение образования и педагогики //Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.Краевский В.В. Методологические вопросы соотношения педагогической науки и педагогической практики //В.В. Краевский. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования //Советская музыка. 1991. №9.Методологическое обеспечение преобразований в педагогике //Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд. М., 1996.Никандров Н.Д. Методологическое знание в педагогике //Советская педагогика. 1984. №8.Педагогика и психология высшей школы. /Отв. ред. С.И. Самыгин. Ростов-на-Дону, 1998.Сластенин В.А., Тамаркин В.Э. Методологическая культура учителя //Советская педагогика. 1990. №12.Смирнов С.Д. О предмете педагогики //С.Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования. СПб, 1996. ^ ДЛЯ ЗАМЕТОК__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ^ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯВО ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ, МУЗЫКОЗНАНИЯИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУКПлан лекционного занятияМузыкально-педагогическая действительность как открытая социальная система.Проблема уровней методологического знания.Педагогика музыкального образования как философия музыкального познания.Содержание общенаучного уровня методологии музыкально-педагогического образования.Значение музыковедческих и психолого-педагогических наук в формировании содержания частнонаучного уровня методологии музыкально-педагогического образования.Список основной литературыАбдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. М., 1991.Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего педагогического образования. М., 1990. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.Долженко О.В. Очерки по философии образования. М., 1995.Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып.1. Часть 2. /Сост. Абдуллин Э.Б., Целковников Б.М. М., 1991.Ильенков Э.В. Дидактика и диалектика //Вопросы философии. 1974. №2.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.Медушевский В.В. Художественное творчество. Л., 1984.Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования //Философия образования. Сб. научн. Статей. М., 1996.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.Музыкальная подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век. М., 1996.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.Петрушин В.И. Музыкальная психология. Изд. 2-е, доп. и испр. М., 1997.Рапацкая Л.А. Основы художественной подготовки учителя музыки. М., 1996.Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1981.Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблема психологии творчества. М., 1988.Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970.Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып.1. Часть 1. /Сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. М., 1991.^ ДЛЯ ЗАМЕТОК__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫМУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯПлан лекционного занятияГуманистическая парадигма музыкального образования.Единство философского, общенаучного и частнонаучного уровней анализа музыкально-педагогической действительности.Взаимосвязь объективного и субъективного в музыкальном познании.Технология музыкально-педагогического исследования.Список основной литературыАбдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего профессионального образования. М., 1990.Гмурман В.Е. Объект, предмет и структура педагогики //Методологические проблемы педагогики. М., 1997.Занков Л.В. О предмете и методе педагогического исследования. М., 1962.Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997.Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования (в помощь начинающему исследователю). М., 1986. ^ ДЛЯ ЗАМЕТОК________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема 4. ФОРМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТАПлан лекционного занятияИзучение музыкально-педагогической практики.Опытная исследовательская работа педагога-музыканта.Научный эксперимент в образовательном учреждении.Профессиональная рефлексия педагога-музыканта.Список основной литературыАпраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент //Музыкальное воспитание в школе. Вып.15. М., 1982.Александров Е.П. Теория и практика дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию учащихся общеобразовательной школы (на материале 8-9 классов). Ростов-на-Дону, 1998.Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.Горюнова Л.В., Николаева Е.В. Программа проведения обследования музыкального развития учащихся. М., 1974.Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.Занков Л.В. О предмете и методах педагогического исследования. М., 1962.Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего образования. М., 1977.Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. /Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб, 1996. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1983.^ ДЛЯ ЗАМЕТОК________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ Тема 5. ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА (ОБОБЩЕНИЕ)План лекционного занятияМесто и роль учебной дисциплины “Методология музыкально-педагогического образования” в учебном плане музыкально-педагогического факультета.Музыкально-педагогическая действительность как объект профессионального познания педагога-музыканта.Основные теоретические положения методологии музыкально-педагогического образования.Совместная учебно-исследовательская деятельность как основная форма подготовки педагога-музыканта.Список основной литературы Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. М., 1991.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999.Воробьева Л.И. Дидактические вопросы общего музыкального образования школьников: Учебно-методическая разработка. Таганрог, 1996.Воробьева Л.И. Формирование интеллектуальных умений студентов: Научно-практические рекомендации. Таганрог, 1992.Педагогика и психология высшей школы. /Отв. ред. С.И. Самыгин. М., 1998.Сластенин В.А., Тамаркин В.Э. Методологическая культура учителя //Советская педагогика. 1990. №12.Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования. СПб, 1996.^ ДЛЯ ЗАМЕТОК________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ КОНТРОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Контроль успеваемости осуществляется в форме тестирования в процессе изучения содержания учебной дисциплины и устного опроса по экзаменационным вопросам. Один вопрос студент формулирует самостоятельно, обосновывая актуальность определенной темы музыкально-педагогического исследования.^ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ Сущность и значение методологии музыкально-педагогического образования.Основа взаимосвязи музыкально-педагогической науки и практики.Значение методологии в формировании творческого характера профессиональной деятельности педагога-музыканта.Значение музыкально-педагогической науки для развития музыкально-педагогической практики.Структура музыкально-педагогической действительности как объекта профессионального познания педагога-музыканта.Основные положения философии музыкально-педагогического образования.Содержание общенаучного уровня методологии музыкально-педагогического образования.Анализ проблем музыкально-педагогической практики на частнонаучном уровне методологии музыкально-педагогического образования.Гуманистическая парадигма как основная модель современного музыкально-педагогического образования.Взаимосвязь уровней методологического знания в решении задач музыкально-педагогического образования.Объективное и субъективное в музыкальном познании.Технология музыкально-педагогического исследования.Изучение музыкально-педагогической практики как форма исследовательской работы педагога-музыканта.Опытная исследовательская работа педагога-музыканта.Научное исследование в образовательном учреждении.Профессиональная рефлексия педагога-музыканта.Профессиограмма педагога-музыканта – исследователя.Пример научного исследования, внедренного в учебно-воспитательный процесс.Анализ музыкально-педагогической деятельности известного педагога-музыканта.Логика становления методологии музыкально-педагогического образования.^ ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ Тема 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИНаука и практика – два аспекта профессиональной деятельности педагога-музыканта. Действия педагога в конкретной педагогической ситуации определяет уровень развития профессионального мышления – эмпирический, репродуктивный или целостный, исследовательский, концептуальный. Объектом профессиональной деятельности педагога-музыканта является музыкально-педагогическая действительность как совокупность музыкально-педагогических явлений и процессов окружающего мира. В научной и профессиональной практической деятельности педагог-музыкант познает закономерности функционирования и развития музыкально-педагогической действительности. Наука объясняет явления и процессы, а практика преобразует их в направлениях, обозначаемых обществом как социально-значимые и научно обоснованные. В современном, личностно ориентированном образовании, особое значение приобретают такие знания, способности, умения, качества и мировоззренческие отношения педагога-музыканта, которые обеспечивают творческий характер его деятельности. Методология музыкально-педагогического образования, раскрывая сущность, направления, принципы и методы научно обоснованного познания и преобразования музыкально-педагогической действительности, формирует личностно-творческое мышление педагога-музыканта, нацеливает на творческое развитие учащихся. Основным условием развития музыкально-педагогической действительности является внедрение открытий музыкально-педагогической науки в практику воспитания, образования и развития подрастающих поколений.Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ^ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ, МУЗЫКОЗНАНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУКПознание и преобразование музыкально-педагогической действительности предполагает определение содержания и структуры этого сложного социокультурного явления. Современное состояние музыкально-педагогической действительности представлено в музыкально-педагогической теории и практике – музыкально-педагогической культуре как совокупности явлений, процессов, теорий, идей, концепций, представляющих, описывающих, объясняющих, прогнозирующих ее развитие и познание. Познание такой сложной социальной системы, какой является музыкально-педагогическая действительность, предполагает и сложную структуру методологических установок. В структуре методологических знаний выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, частнонаучный и технологический. Сущность и категориальный аппарат педагогики музыкального образования формируется во взаимосвязи с философскими, музыковедческими и психолого-педагогическими науками. Философские знания позволяют установить исходные мировоззренческие, эстетические позиции и сущность музыкально-педагогического исследования, формируя философию музыкально-педагогического познания: познания по законам красоты, гармонии, культуры. Общенаучные (системный, аксиологический подходы, синергетика, герменевтика) и общехудожественные (социология, психология, искусствознание) знания позволяют определять структуру музыкально-педагогического знания, логику и принципы музыкально-педагогического исследования. Частнонаучный уровень методологии определяет совокупность исследовательских принципов педагогики музыкального образования. Методологические знания частнонаучного уровня складываются во взаимосвязи с музыковедческими и психолого-педагогическими науками, объясняющими закономерности развития основных компонентов музыкально-педагогической системы: музыки и субъектов музыкального познания, каковыми являются преподаватели и учащиеся. Технология, процедуры, методы музыкально-педагогического познания в различных его формах определяются на основе методологических знаний технологического уровня. К таким знаниям относят программы проведения обследования музыкального развития учащихся, требования к подготовке и проведению тестирования, критерии учета и оценки успеваемости по музыке, программы опытной и экспериментальной работы педагога-музыканта. Мастерство педагога-музыканта проявляется в умении применять методологические знания всех уровней в единстве при оценке и развитии конкретной педагогической ситуации. Методология музыкально-педагогического образования на основе взаимосвязи наук о музыке и человеке представляет совокупность теоретических положений о познании и преобразовании музыкально-педагогической действительности. Методология определяет принципы построения, формы и способы музыкально-познавательной деятельности, дает характеристику компонентов исследования, формирует представление о последовательности решения исследовательских задач, таким образом, выполняя регулятивные и нормативные функции в музыкально-педагогическом познании и преобразовании музыкально-педагогической действительности.Тема 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯВ соответствии с гуманистической парадигмой образования музыкально-педагогическое исследование нацелено на поиск содержания, средств, форм и методов развития учащихся средствами музыки, формирования творческого характера их художественно-познавательной деятельности. Методологические знания в музыкально-педагогическом исследовании ведут к пониманию сущности явлений, раскрывают все более глубокие связи между ними, обеспечивая возможность сознательного управления процессом музыкального образования. Руководящими принципами музыкально-педагогического исследования являются принципы профессиональной направленности, единства философского, общенаучного, частнонаучного и технологического анализа, взаимосвязи объективного и субъективного. Логика исследовательского поиска предполагает ряд взаимосвязанных этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического и прогностического. Программа исследования имеет два раздела: методологический и процедурный. В первом обосновывается актуальность темы, формулируется проблема, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, формулируются основные понятия, делается предварительный системный анализ объекта исследования и выдвигаются рабочие гипотезы. Во втором разделе раскрывается план исследования, процедуры получения и анализа первичных данных. Непременным критерием выбора проблемы для исследования является ее актуальность. Необходимо соотносить уровень сложности проблемы и возможности начинающего исследователя. В процессе определения ведущей идеи исследования необходимо выявить противоречия между имеющимися знаниями и практикой. Для разработки идеи исследования обнаруживают теоретическую концепцию в одной из смежных научных областей. Ведущая идея конкретизируется в форме гипотезы. Гипотеза обосновывается в опоре на факты, их анализ и сравнение. Гипотезы теоретического уровня вскрывают существенную внутреннюю связь явлений. Гипотезы эмпирического характера описывают явления, ограничиваясь предположением о наличии функциональной связи между педагогическими воздействиями и конечными результатами педагогического эксперимента. Гипотеза может отсутствовать в историческом исследовании. Программа исследования предполагает разработку логики решения поставленных задач, моделирование конечных результатов поиска. Методы музыкально-педагогического исследования подразделяют на эмпирические (наблюдение, тестирование, методы устного и письменного опроса, эксперимент, анализ документов, выборочные исследования), теоретические (анализ, обобщение, логические методы), а также статистические и математические. Интерпретация результатов исследования подчинена методологии и отвечает его теоретической концепции. При изучении литературы по теме исследования, исследователь стремится к обобщенным характеристикам изученной литературы, ее анализу и оценке под углом зрения выдвинутой гипотезы, концентрируя внимание на внутренних связях изучаемых явлений. Изучение литературы позволяет узнать что в объекте исследования достаточно хорошо изучено, что является дискуссионным, что устарело, что определяется в качестве актуальных проблем. Работа с литературой предполагает использование таких методов как составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование и цитирование. Планирование, проведение музыкально-педагогического исследования и интерпретация его результатов осуществляются на основе гуманистического, личностно-ориентированного подхода к музыкальному образованию.Тема 4. ФОРМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТАИзучение музыкально-педагогической практики предполагает анализ и обобщение принципов, содержания, методов музыкального развития учащихся, раскрытие закономерных связей между деятельностью педагога-музыканта, деятельностью учащихся и полученными педагогическими результатами. А также выявление эффективности развития качеств личности учащихся в процессе усвоения музыкальных знаний, овладения умениями и навыками музыкальной деятельности, приобретения опыта творческой деятельности и эмоционально-эстетических отношений в структуре музыкально-педагогической действительности. Изучая тот или иной педагогический опыт необходимо учитывать фактор времени, дающий возможность проследить за изменениями в музыкальном развитии учащихся под влиянием педагогических воздействий. Критерии оценки педагогического опыта: новизна, результативность, стабильность, возможность творческого применения другими педагогами-музыкантами. Опытная исследовательская работа педагога-музыканта направлена на совершенствование методики преподавания на основе изучения специальной литературы, обобщения передового педагогического опыта, широкой практики, личного опыта работы исследователя. Характерная особенность опытной исследовательской работы педагога-музыканта – ее проведение в “естественных” условиях учебно-воспитательного процесса. Для проведения научного эксперимента в общеобразовательном учреждении необходимо создание специальных, лабораторных, условий. Благодаря эксперименту можно изучать такие явления музыкально-педагогической действительности, которые определяют перспективы развития музыкального образования. Особое значение в педагогической профессии имеет рефлексия как склонность к самоанализу. Рефлексия предполагает размышление, самопознание; обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психические качества и состояния. Профессиональная рефлексия педагога-музыканта направлена на самопознание и саморегуляцию (духовности, характера мышления, эмоциональных состояний). Содержание рефлексии педагога-музыканта отличается художественно-эстетическим характером. Движущая сила профессиональной рефлексии педагога-музыканта – обнаружение противоречия между имеющимися знаниями, умениями, способностями и результатами практической деятельности. Функции профессиональной рефлексии педагога-музыканта: аксиологическая, эвристическая, познавательно-ориентационная. Важнейшее свойство – целостность. Аспекты рефлексивного анализа: эмоционально-эстетический, художественно-логический и художественно-операционный. Основные стадии совершенствования профессиональной рефлексии педагога-музыканта: первичный самоанализ, саморегуляция, глубокий самоанализ. Первичный самоанализ наполнен переживанием по поводу обнаруженных недостатков и стремлением к их преодолению. В процессе саморегуляции осмысливается программа действий, направленная на личностно-профессиональное совершенствование, преобразование музыкально-педагогической действительности. Обобщение результатов первичного самоанализа и саморегуляции приводит к глубокому, прочувствованному и осознанному проникновению в сущность объекта переживания, его совершенствование, преобразование и установление гармоничного состояния души. Педагог никогда не останавливается в своем стремлении к самосовершенствованию.Тема 5. ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ^ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА (ОБОБЩЕНИЕ)Методология музыкально-педагогического образования определяет принципы построения, формы, методы и средства познавательной деятельности. В учебно-воспитательном процессе вуза основы методологии представлены в содержании учебной дисциплины “Методология музыкально-педагогического образования”. Указанная учебная дисциплина раскрывает учащимся структуру профессиональной подготовки, показывает взаимосвязь учебных дисциплин общепедагогической и специальной подготовки педагога-музыканта, предлагает научно-обоснованные формы и методы обучения. В содержании основных положений философских, музыковедческих и психолого-педагогических наук предстает перед учащимися музыкально-педагогическая действительность как объект профессионально-педагогического познания и деятельности. Учащиеся осознают сложность, многогранность этого объекта и необходимость системного подхода к его познанию. В процессе изучения содержания учебной дисциплины учащиеся овладевают основами методологического анализа музыкально-педагогической действительности, осуществляемого в единстве философских, общенаучных, частнонаучных и технологических знаний о сущности воспитания человека в процессе музыкального познания. Методология музыкально-педагогического образования формирует исследовательский характер учебно-познавательной деятельности, нацеливает учащихся на творческий диалог с преподавателями в их совместном познании музыкально-педагогической культуры. Учащиеся и педагоги являются субъектами учебно-воспитательного процесса. В управлении этим процессом значимыми становятся индивидуально-личностные характеристики. Повышается роль педагогической рефлексии в развитии педагогического мастерства. Гуманистическая парадигма образования обретает в методологии музыкально-педагогического образования надежные ориентиры и технологии. ^ ДЛЯ ЗАМЕТОК____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ Анализ литературных источников необходим для определения актуальных проблем исследования, формулирования гипотез, оценки собранного фактического материала. Изучение литературы позволяет узнать степень изученности избранной темы, определить основные понятия. Работа с литературными источниками информации предполагает использование таких методов как составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование.Библиография – полный или выборочный список литературы по теме.^ Реферат – краткое письменное или устное изложение содержания первоисточника.Конспектирование – учебный прием, заключающийся в кра