1.7. Источники инвестиций для гостиниц Стратегические и текущие планы деятельности гостиниц предусматривают определенную сумму инвестиций, под которыми понимаются вложения финансовых средств с целью сохранения и увеличения капитала фирмы. В этой связи важной задачей в области финансового менеджмента в гостиничном хозяйстве является поиск возможных источников инвестирования. Все источники финансовых средств для гостиниц можно разделить на собственные (внутренние) и привлекаемые извне (внешние). Собственные источники формируются за счет амортизационных отчислений по действующему основному капиталу, отчислений от прибыли на инвестиционные потребности, а также от непрогнозируемых поступлений, например, страховых выплат в случае ущерба, причиненного собственности предприятия, стихийными и иными бедствиями. К этим источникам инвестиционных средств следует также отнести различные виды ликвидных активов — основные фонды, земельные участки, являющиеся собственностью предприятия, промышленную собственность в виде торговой марки, патентов и другой интеллектуальной собственности, например, программных продуктов, алгоритмов. К внешним источникам инвестиций относятся: кредиты из федерального, областного и местного бюджетов; кредиты банков. Реальная величина инвестиций, которые гостиница может располагать в планируемом периоде, должна быть обеспечена соответствующими экономическими расчетами. Одним из важных собственных источников инвестирования являются амортизационные отчисления. Амортизируемым имуществом признается имущество, основные фонды, объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у субъектов рынка на праве собственности, используется ими для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом является имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 руб. Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра, другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного строительства, ценные бумаги. Первоначальная стоимость основных средств определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для Фактические расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из: сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставки их поставщику по договорам купли-продажи (продавцу); сумм, уплачиваемых за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договором; сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением прав на объект; таможенных пошлин и иных платежей; вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; ■ иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию. Амортизируемое имущество распределяется на десять амортизационных групп в зависимости от сроков его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей субъекта рынка. Срок полезного использования определяется субъектом рынка самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1.01.2002 г. № 1. Глава 25 НК РФ предусматривает четыре метода начисления амортизации: линейный метод; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции (услуг). По отношению к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую — десятую группы, применяется только линейный метод. К остальным основным средствам возможно применение как линейного, так и нелинейного методов начисления амортизации. При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Например, предприятием приобретен объект основных средств стоимостью 120 тыс. руб. со сроком полезного использования, определенным самим предприятием, — 5 лет. В течение 5 лет эксплуатации объекта должны быть накоплены средства, достаточные для замены приобретенного объекта, т. е. 120 тыс. руб. Следовательно, ежегодно нужно формировать амортизационные отчисления 120 : 5 = 24 тыс. руб., что составляет (24:120) х 100 = 20%. Те же значения можно получить иначе, если всю начисленную за 5 лет амортизацию принять за 100%, тогда годовая норма амортизационных отчислений составит 100 : 5 = 20%, а годовая сумма амортизации 120 х 20 : 100 = 24 тыс. руб. При способе уменьшаемого остатка сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. Коэффициент ускорения применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, установленному федеральными органами исполнительной власти. По движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться, в соответствии с условиями договора лизинга, коэффициент ускорения не выше 3. Например, предприятием приобретен объект основных средств, стоимостью 120 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Для данного объекта предприятием установлен коэффициент ускорения, равный 2. Норма амортизационных отчислений, установленная исходя из срока полезного использования, составляет 100 : 5 = 20%. То же, с учетом коэффициента ускорения 20 х 2 = 40%. В первый год эксплуатации годовая сумма амортизационных отчислений составит 120 х40 : 100 = 48 тыс. руб. Во второй год эксплуатации амортизация начисляется также 40%, но уже от остаточной стоимости, т. е. от разницы между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за первый год, и составит (120 - 48) х 40 : 100 = 28,8 тыс. руб. В течение последнего года эксплуатации амортизация начисляется исходя из остаточной стоимости на начало последнего срока полезного использования амортизируемого имущества. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого — число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использования объекта. Например, предприятием приобретен объект основных средств стоимостью 120 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. При использовании указанного выше способа в начале каждого года эксплуатации рассчитывается число лет службы объекта основных средств. В начале эксплуатации число лет срока полезного использования составит 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 15 лет. Норма амортизации для первого года составит 5 : 15 100 = 33,33%, для второго 4 : 15 х 100 = 26,67% и т. д. Годовые суммы амортизационных отчислений рассчитываются, соответственно: для первого года 120 х 33,33 : 100 = 40,00 тыс. руб.; для второго года 120 х 26,67 : 100 = 32,00 тыс. руб. При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (услуг) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (услуг) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объекта продукции (услуг) за весь срок полезного использования объекта основных средств. Например, гостиницей приобретен автомобиль стоимостью 240 тыс. руб. Нормативный срок службы установлен исходя из предполагаемого пробега 300 тыс. км. За отчетный период пробег составил 50 тыс. км. Сумма амортизации в размере 240 тыс. руб. соответствует пробегу 300 км, следовательно, пробегу в 50 тыс. км соответствует сумма 240 : 300 х 50 = 40 тыс. руб. Другим источником инвестиций гостиниц может быть использована чистая прибыль. Чистая прибыль определяется путем вычитания из общей суммы прибыли от продаж резервного фонда, а также основных налогов: налога на прибыль и налога на имущество. Рассмотрим расчет каждого из этих показателей. Прибылью, в соответствии с НК РФ, признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ. К доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации); внереализационные доходы. К внереализационным доходам относятся доходы: от долевого участия в других организациях; полученные в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;от сдачи имущества в аренду (субаренду); от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности); в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде; в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе; в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. В целях исчисления прибыли полученные от реализации и внереализационные доходы уменьшаются на величину расходов, которые в свою очередь подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализованные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией товаров и услуг, включают: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав; расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии; расходы на обязательное и добровольное страхование; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; управленческие и коммерческие расходы. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с про- изводством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности: расходы на содержание переданного по договору аренды(лизинга) имущества; расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида; расходы на организацию выпуска собственных ценныхбумаг; расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств; судебные расходы и арбитражные споры; расходы на услуги банков; другие обоснованные расходы. Все расходы подразделяются на следующие элементы затрат: материальные расходы; . расходы на оплату труда; начисление на оплату труда (ЕСН); амортизацию; прочие расходы. Исчисленную таким способом прибыль налогоплательщик имеет право уменьшить на сумму льгот. Наиболее распространенными льготами являются: суммы, направленные на капитальные вложения; взносы на благотворительные цели в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, организациям здравоохранения и образования, но не более 3% облагаемой налогом прибыли; государственным учреждениям культуры и искусства, творческим союзам, в чернобыльские благотворительные организации — не менее 5%.Ставка налога на прибыль составляет 24%. В ряде случаев, для получения инвестиций, предназначенных на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение гостиниц, возможно использование средств государственной поддержки, выделяемых из Федерального и регионального бюджетов на создание новых рабочих мест при реструктуризации ведущих отраслей экономики регионов. Так, например, в рамках программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов (поселков) проводятся конкурсы инвестиционных проектов по созданию новых рабочих мест. Приоритеты при конкурсном отборе отдаются инвестиционным проектам, которые содействуют диверсификации угольных акционерных обществ с целью создания непрофильных для отрасли рабочих мест, в том числе и в гостиничном бизнесе. Следующим источником инвестирования является кредит банка. Кредитование включает следующие основные этапы: рассмотрение заявки на кредит; оценка кредитоспособности заемщика; оформление кредитного договора; выдача ссуды заемщику; контроль за исполнением кредитной сделки. С рассмотрением заявки начинается любая кредитная операция. В этом документе содержатся основные сведения о заемщике и испрашиваемом кредите: цель, размер, вид, срок, возможное обеспечение. В соответствии с предъявленными банком требованиями к ходатайству прилагаются необходимые документы в зависимости от характера кредитной операции. Для разных групп клиентов могут разрабатываться разные пакеты документов. В примерный пакет документов могут входить: копии учредительных документов, договор аренды, документы, удостоверяющие право на пользование земельным участком, технико-экономическое обоснование кредитуемого мероприятия, копии контрактов, договоров и других документов, касающихся кредитуемого мероприятия, годовые и квартальные бухгалтерские и статистические отчеты, выписки по счетам, открытым в другом банке, и другие обязательства по обеспечению своевременного возврата ссуды (залоговое обязательство, гарантия, поручительство, страховое свидетельство и т. п.). При обращении заемщика в банк за кредитом для предварительной оценки возможности его кредитования может использоваться учетная карточка заемщика, которая содержит сведения о его кредитоспособности. Основная цель оценки кредитоспособности — определить способность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду и на этой основе формировать в кредитном договоре условия ее предоставления. В процессе оценки кредитоспособности заемщика выясняют дееспособность и репутацию заемщика, наличие капитала (владение активами), обеспеченность ссуд, состояние экономической конъюнктуры. Дееспособность в отношении ссуд — это не только способность заемщика погасить ссуду, но и прежде всего правомочность получения им кредита. Поэтому, решая вопрос о предоставлении ссуды юридическому или физическому лицу, банк должен ознакомиться с уставами, положениями и паспортами, определяющими правомочность тех или иных лиц в получении кредита. Репутация заемщика означает не только его возможность вернуть долг по ссуде, но и желание выполнить все обязательства, вытекающие из условий кредитного соглашения. Одним из важнейших условий предоставления банком денежных средств и их возврата является обеспечение исполнения заемщиком своих договорных обязательств по ссудной задолженности, что носит название «Обеспеченность ссуды (кредита)». Под обеспечением ссуды (кредита) понимаются виды и способы гарантированных обязательств заемщика по компенсации банку — кредитору основной суммы долга по ссуде, процентов в соответствии с договором, а также возможных издержек по реализации прав на вид обеспечения ссуды, в случае ее реального невозврата (погашения). Для этого используются разные виды и способы обеспечения ссуд.Поручительство — договор с односторонними обязательствами, где поручитель берет обязательство перед кредитором оплатить при необходимости задолженность по ссуде заемщика.Гарантия — обязательство гаранта выплатить за гарантируемого определенную сумму при наступлении гарантийного срока.^ Залог товаров, ценных бумаг и другого имущества — это вещественная претензия на чужое движимое или недвижимое имущество, либо на право получить компенсацию от реализации заложенного имущества, если должник не может выполнить свои обязательства. Право собственности на залоговое имущество может перейти к банку, а право владения сохраняется за заемщиком. Закладные права на недвижимость называются ипотекой. В результате оформления ипотеки владелец недвижимости получает средства банка-кредитора. С внесением ипотеки в реестр участок земли или здание становится залогом как по всей сумме полученного кредита, так и по процентным платежам и другим расходам, связанным с кредитом. Залог должен обеспечить не только возврат самой ссуды, но и выплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае невыполнения обязательств.^ Переуступка требований и счетов (цессия). Если в ходе экономической деятельности у должника возникают требования к третьему лицу, то он может переуступить их в пользу банка в качестве обеспечения по полученному кредиту. После того как коммерческий банк рассмотрел заявку потенциального заемщика, потребовал и получил от него необходимые документы, провел анализ финансовых средств на предмет кредитоспособности и неплатежеспособности будущего клиента, убедился в высококлассной репутации, банк принимает решение о заключении кредитного договора и тех условий, на которые он будет выдаваться и возвращаться. Предоставление заемных средств осуществляется на основании кредитного договора — письменного соглашения между коммерческим банком и заемщиком, по которому банк обязуется предоставить кредит на согласованную сумму, на определенный срок и за установленную плату (процент). Заемщик обязуется использовать и возвратить выделенную банком ссуду, а также выполнить все условия договора. Кредитный договор включает следующие основные разделы: преамбула; объем и сроки погашения ссуды; проценты за пользование ссудой; отчет и гарантии; описание обеспечения; обязывающие условия кредитного договора; закрепляющие условия, ограничивающие условия. Для осуществления оперативного контроля за выполнением обязательств и условий кредитного договора, эффективным использованием заемщиком полученного кредита, своевременным и полным его возвратом коммерческий банк должен поддерживать с заемщиком тесный контакт на протяжении всего срока ссуды. Банк-кредитор осуществляет регулярный (установленный договорными условиями) анализ хозяйственной деятельности заемщика, его финансового положения. При необходимости банком проводятся проверки денежных и расчетных документов, отчетных бухгалтерских и статистических материалов, изучаются все виды финансовой и иной информации, получаемой как от заемщика, так и из других источников. В качестве источника инвестиций для гостиниц могут быть также использованы: финансовые ресурсы центров занятости под создание новых рабочих мест; гранты; благотворительные взносы. Таким образом, источники финансирования, развития гостиничных комплексов многообразны, но несомненно, что предпочтение следует отдавать внутренним инвестиционным возможностям предприятия, в частности, прибыли. Получение инвестиций в большинстве из указанных источников требует разработки заемщиком бизнес-плана. Строгого состава разделов бизнес-плана, предъявляемого в банк, не существует. Вместе с тем, можно сформировать рекомендуемые для гостиниц разделы бизнес-плана, которые встречаются наиболее часто и позволяют обосновать возврат инвестиций. К ним относятся следующие: концепция бизнеса (резюме); описание предприятия и отрасли; характеристика продукции или услуг; исследование и анализ рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество; план маркетинга; организационный план; финансовый план; потенциальные риски. Содержание основных разделов бизнес-плана сводится к следующему.1. Резюме — это сжатый, быстро читаемый обзор информации о начинаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Концепция является предельно сокращенной версией самого бизнес-плана. Порядок изложения концепции достаточно свободен. Основное требование — простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем данного раздела не должен превышать 3-4 страниц, и должен содержать следующую информацию: цели и задачи бизнес-плана; экономическое обоснование и эффективность проекта; сведения о фирме (дата создания и расширения, организационно-правовая форма, структура капитала, специализация и предыстория развития предприятия, имидж фирмы, основные потребители, ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние); команда управления (руководство фирмы, бухгалтер и юрист, основные менеджеры, их квалификация, образование, стаж работы и другие сведения, организационная структура фирмы, с учетом основных организационно-производственных и управленческих подразделений); план действий (долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия); финансирование (потребности в инвестициях, направление их использования, предлагаемые источники финансирования, риск инвестирования); планы возврата заемных средств (срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования, форма, в которой инвестор или кредитор получит желаемую отдачу от вложенного капитала); гарантии возврата инвестиций; назначение бизнес-плана (для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя).^ 2. Описание предприятия и отраслиВ этом разделе бизнес-плана следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом. Ключевые элементы раздела: основные сведения о предприятии; тип бизнеса, основные виды деятельности; место расположения предприятия; характеристика отрасли; роль и тенденции развития предприятия внутри отрасли; факторы, влияющие на деятельность предприятия; цели и стратегии бизнеса.^ 3. Характеристика продукции или услугВ разделе бизнес-плана «Характеристика продукции или услуг» представляется описание продукции или услуг предприятия с позиции потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения: потребности, удовлетворяемые продукцией или услугами; показатели качества; экономические показатели; сравнение с другими аналогичными товарами или услугами; патентная защищенность; возможные ключевые факторы успеха.^ 4. Исследование и анализ рынка сбыта услугИсследование и анализ рынка сбыта услуг — один из важнейших этапов подготовки бизнес-планов, который должен дать ответы на вопросы: кто, почему и в каких количествах будет пользоваться услугами фирмы. Этот раздел бизнес-плана наиболее труден для подготовки и одновременно один из самых важных. Почти все последующие разделы зависят от прогноза объемов продаж услуг, запланированных при разработке данного раздела. В бизнес-плане должны найти отражение следующие направления комплексного исследования рынка: определение типа рынка; определение рыночной структуры; оценка конъюнктуры рынка; отбор целевых сегментов; прогноз объема продаж. Одним из основных показателей, связанных с прогнозом развития рынка, является прогноз объемов продаж товаров или услуг. Основываясь на оценке преимуществ выполняемых предприятием услуг, определяется возможный их объем. При этом, учитывая известную неопределенность рыночной ситуации, целесообразно подготовить в рабочем варианте бизнес-плана три сценария развития: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В дальнейшем надо вернуться к этому разделу, откорректировать его в соответствии с разделом бизнес-плана «Потенциальные риски». В официальный бизнес-план будет включен один из трех вариантов продаж услуг — наиболее оптимальный. Период прогноза продаж товаров или услуг должен быть увязан с общим плановым периодом. Прогнозы продаж услуг являются хорошим инструментом менеджмента, помогающим определить влияние таких явлений, как цена, объем производства услуг и инфляция на денежные потоки предприятия. Прогнозирование основных показателей в бизнес-плане, в том числе и объема продаж услуг, по периодам проекта проводится следующим образом: первый год по месяцам (или по кварталам), второй год — по кварталам (или по полугодиям), последующие годы — в целом за год.^ 5. Конкуренция и конкурентное преимущество Целью данного раздела бизнес-плана является обоснование выбора тактики конкуренции предприятия в условиях конкурентного рынка. Содержание раздела в значительной степени основывается на исследовании деятельности конкурентов и сравнении ее с деятельностью предприятия — разработчика бизнес-плана. Структура раздела может быть следующей: анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов; оценка конкурентоспособности товаров или услуг; оценка конкурентоспособности предприятия. Анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов выполняется на основе данных SWOT-анализа. При этом рассматриваются преимущественно факторы, отражающие уровень конкурентоспособности продукции или услуг. По результатам анализа отмечаются преимущества и недостатки в производственно-хозяйственной деятельности как предприятия, так и основных конкурентов; выявляются наиболее конкурентоспособные услуги на данном рынке, которые можно использовать в качестве услуг-образцов при оценке конкурентоспособности услуг предприятия. Для каждой стратегической единицы бизнеса формируется деловая (конкурентная) стратегия, вырабатываются тактика и методы конкуренции.^ 6. План маркетинга План маркетинга включает в себя большое число вопросов, требующих детальной проработки при подготовке бизнес-плана. Однако не стоит детали маркетинга включать в официальный вариант бизнес-плана. В этом разделе целесообразно изложить основные (наиболее интересные) моменты планируемой маркетинговой деятельности фирмы, исходя из целей бизнес-плана. Структура раздела может быть следующей: стратегия маркетинга; сбытовая политика; ценовая политика; коммуникативная политика; бюджет маркетинга.^ Стратегия маркетинга. Отправной точкой описания стратегии маркетинга является сегментация рынка и отбор целевых рынков. Для каждого целевого сегмента разрабатывается своя стратегия маркетинга с учетом позиций конкурентов в данном сегменте. При этом излагаются общие направления, а также стратегии внутри каждой составляющей комплекса маркетинга (ценовой, сбытовой и коммуникативной политики). Товарная политика включает в себя следующие основные направления: ассортиментная политика, проектирование новых услуг и форм обслуживания потребителей, стратегия предприятия в области качества услуг, рыночная атрибутика услуги, стратегии организации сервисного обслуживания.^ Ценовая политика. В этом разделе осуществляется формирование целей ценообразования, исходя из общих целей бизнес-плана; выработка ценовой стратегии, выбор метода ценообразования и расчет исходной цены услуги, выработка ценовой тактики, рыночное страхование цен. При этом обосновывается различие цены, устанавливаемой предприятием, и цен конкурирующих услуг, прогнозируется возможная реакция рынка на изменения цены услуг.^ Сбытовая политика. Дается характеристика каналов распространения услуг, приводится смета затрат на реализацию услуг.Коммуникативная политика. В бизнес-плане отражаются цели, задачи, фирменный стиль, стратегии, структура комплекса маркетинговых коммуникаций, характеристика инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций.^ Бюджет маркетинга. Определяется метод расчета бюджета маркетинга, приводятся размеры затрат на маркетинг за три предыдущих года и на прогнозируемый период, производится распределение бюджета маркетинга по направлениям работы.^ 7. Организационный план Данный раздел бизнес-плана должен быть посвящен системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может иметь следующий вид: организационная структура; ключевой управленческий персонал; профессиональные советники; персонал; кадровая политика фирмы; календарный план; правовое обеспечение деятельности фирмы. Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предпринимателем производственных и управленческих целей. В бизнес-плане следует привести: производственно-технологическую структуру предприятия; функции ключевых подразделений; состав дочерних фирм и филиалов, их организационные взаимосвязи с головной фирмой; организационную структуру управления; организацию координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы; сведения об автоматизации системы управления; оценку соответствия организационной структуры целям и стратегиям предприятия.^ Ключевой управленческий персонал. Управленческий коллектив является очень существенным фактором при продвижении и реализации бизнес-плана. Потенциальные инвесторы и партнеры придают огромное значение управленческой команде. Успех или неудача предпринимательского проекта во многом зависит от наличия опыта и зрелости управленческого персонала. При характеристике главных менеджеров и основного персонала, отвечающих за реализацию бизнес-плана, следует указать возраст, образование, срок работы в данной фирме, предыдущие должности и места работы, функциональные обязанности, опыт работы. В бизнес-плане отмечается размер заработной платы и дополнительных вознаграждений ключевого управленческого персонала. Для руководителя предприятия указывается его доля в уставном капитале.^ Профессиональные советники. Приводятся данные об использовании профессиональных советников, например, по правовым вопросам, банковским операциям, рекламе, аудиторству. Тщательно выбранные профессиональные организации могут обеспечить не только прямую профессиональную поддержку, но и добавить кредит доверия к проекту. Кроме того, они помогают установить хорошие деловые связи, определить потенциальных инвесторов и помочь в финансировании.Персонал. Указываются данные о необходимой численности и структуре кадров исходя из потребностей производства, данные о системе и формах оплаты труда, дополнительных выплатах, используемых мерах поощрения, способах мотивации трудовой деятельности, режиме труда на фирме и сменяемости рабочей силы.^ Кадровая политика фирмы. Описываются проектируемая система отбора кадров при приеме на работу. Осуществляется выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе.^ Календарный план. Календарный план (деловое расписание) приводится для вновь создаваемых предприятий, а также при осуществлении масштабных предпринимательских проектов и мероприятий на действующем предприятии. В нем указываются время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели.^ Правовое обеспечение деятельности предприятия. В данном подразделе приводится информация о правовых аспектах деятельности: сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, особенности налогообложения. Указываются правительственные или местные нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, включая пропускной режим в запретных зонах, требования регистрации в органах власти и т. д. Речь идет не об общих, а о конкретных условиях, относящихся именно к этому предприятию.^ 8. Финансовый планВ этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в идее финансовых формулировок и стоимостных показателей. Раздел объединяет два направления: финансово-экономические результаты деятельности предприятия, финансовая отчетность предприятия; анализ финансово-экономического состояния предприятия; планирование основных финансовых показателей: подготовка плановых документов; прогноз баланса активов и пассивов предприятия; прогноз прибылей и убытков; прогноз движения денежных средств; финансовая оценка проекта; прогноз запаса финансовой прочности. На основе плановых форм финансовой отчетности осуществляется прогнозирование финансово-экономического состояния предприятия по проекту и финансовая оценка проекта. Подраздел заканчивается определением критического объема продаж и запаса финансовой прочности.9. Потенциальные риски Данный раздел содержит следующие составные части: Анализ рисков, оценка риска проекта. Потер