Список литературы по курсу "История отечественной литературы" (1 курс , 2 семестр)1) Гистория о российском матросе Василии Кариотском. 2) Кантемир А. Д. Сатиры (2-3), "Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении российских стихов". 3) Тредиаковский В.К. "Новый краткий способ к сложению российских стихов", ода "Вешнее тепло" и другие оды по выбору студента. 4) Ломоносов М.В. "Письмо о правилах российского стихотворства", "Ода на взятие Хотина", "Ода на день восшествия на престол Елисавет Петровны", "Утренние размышления…", "Вечерние размышления…", "Разговор с Анакреонтом", "Кузнечик дорогой, коль много ты блажен…", Гимн бороде" и другие произведения по выбору студента. 5) Сумароков А.П. "Дмитрий Самозванец", "Рогоносец по воображению" или «Тресотиниус» (одна из комедий по выбору студента), притчи (2-3), элегии, песни. 6) Княжнин Я.Б. "Вадим Новгородский". 7) М.И. Попов "Анюта" или Г.О. Аблесимов «Мельник, колдун, обманщик и сват» (одна из комических опер по выбору студента). 8) Фонвизин Д.И. "Бригадир", "Недоросль". 9) Муравьев М.Н. "Ночь", "Богиня Невы", "Сила гения", "Опыт о стихотворстве", "Роща", "Время", "Неверность" и другие стихи по выбору студента. 10) Херасков М.М. "Россияда" (по хрестоматии), стихотворения (2-3). 11) Чулков М.Д. "Пригожая повариха или Похождения развратной женщины" или Ф.А. Эмин «Письма Эрнеста и Доравры» (по выбору студента). 12) Державин Г.Р. "Фелица", "На смерть князя Мещерского", "Бог", "Вельможа", «Властителям и судиям», "Евгению. Жизнь званская", "Русские девушки", "Памятник", "Ласточка", "Река времен" и другие стихотворения по выбору студента. 13) Радищев А.Н. "Путешествие из Петербурга в Москву", ода "Осьмнадцатое столетие". 14) Карамзин Н.М. "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", баллада "Раиса", лирика по выбору студента. 15) Крылов И.А. "Трумф" ("Подщипа") или любая другая комедия по выбору студента, лирика по выбору студента. 16) Дмитриев И.И. "Стонет сизый голубочек", "Чужой толк", "Ермак", лирика по выбору студента. 17) Львов Н.А. "Ночь в чухонской избе", лирика по выбору студента. Задания для контрольной работы Вариант 1.1) Тема «войны и мира» в поэзии Ломоносова и Державина.2) Обличение дворянской галломании в русской литературе XVIII века. 3) Достижения литературы XVIII века в произведениях писателей XIX-XX веков.Вариант 2.1) Анакреонтическая лирика Ломоносова и Державина.2) Быт и нравы поместного дворянства в изображении писателей XVIII века.3) Достижения литературы XVIII века в произведениях писателей XIX-XX веков.Вариант 3.1) Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Ломоносова и Державина.2) Проблема воспитания в русской литературе XVIII века.3) Достижения литературы XVIII века в произведениях писателей XIX-XX веков.^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ1.Своеобразие и периодизация русской литературы XVIII века.2.Литература первых десятилетий XVIII века. Петровские реформы и их влияние на формирование литературы. Отличие ее проблематики и поэтики от произведений конца XVII века.3.Реформирование русского литературного языка и стихосложения в начале века. Этапы, основные труды. Трактаты В.К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», М.В. Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства, А.Д. Кантемира «Письмо Харитона Макентина к приятелю…».4.Особенности литературного стиля «барокко». Творчество Феофана Прокоповича. Трагикомедия «Владимир».5.Творчество А.Д. Кантемира. Художественные и стилевые особенности его сатир.6.Классицизм как направление и художественный метод. Специфика русского классицизма, его жанровая система и теория «штилей». Школы Ломоносова и Сумарокова.7. Ода как ведущий жанр поэзии классицизма. Эволюция оды. 8.Эпистола как один из ведущих жанров поэзии классицизма. Его эволюция.9.Особенности жанра трагедии классицизма. Основные темы, идеи, художественные особенности.10.Литературное творчество В.К. Тредиаковского. Его вклад в развитие русской литературы.11.Творчество М.В. Ломоносова. Его вклад в развитие жанра оды. Основные темы, идеи, поэтика его произведений.12.Лирика А.П. Сумарокова, ее жанровое своеобразие (притчи, вздорные оды). Сумароков – драматург (обзор основных произведений).13.А.П. Сумароков как теоретик русского классицизма. «Эпистола о русском языке», «Эпистола о стихотворстве». Вклад А.П. Сумарокова в развитие русской журналистики. Позиция его журнала «Трудолюбивая пчела».14. Комедия как один из ведущих жанров русского классицизма. Способы воздействия на зрителей, этапы развития, тематика и проблематика, причины обращения авторов к этому жанру.15.Трактовки понятия «классицизм». Эволюция русского классицизма.16. Русское Просвещение. Философская база, основополагающие идеи. Отличие от западноевропейского Просвещения.17.Расцвет сатирической журналистики в эпоху русского Просвещения. Роль императрицы Екатерины в развитии журналистики и литературы. Позиция журнала «Всякая всячина».18. Деятельность Н.И. Новикова, тематика его сатирических произведений. Характерные стилевые приемы. Журналы Н.И. Новикова, их направленность и роль в истории русской журналистики и литературы XVIII века.19.Жанровое своеобразие повествовательной прозы 1760-1770–х гг. (романы Ф.А. Эмина, творчество М.Д. Чулкова и др.). Художественные приемы, тематика, проблематика, эволюция художественного метода. 20.Драматургия периода Просвещения. Отражение в «комической опере» признаков сентиментализма и идеологии Просвещения (на материале произведений М.Н. Попова, Г.О. Аблесимова и других).21.Классицизм и сентиментализм: взаимодействие. 22.Русский сентиментализм. Философская база. Роль масонства в формировании сентиментализма в России. Деятельность А.Т. Болотова.23. Теория сентиментализма в трудах Н.М. Карамзина («Что нужно автору?»), завершение стилевой реформы русского языка. «Новый слог» Н.М. Карамзина. 24.Творчество М.М. Хераскова, отражение в его произведениях перехода от классицизма к сентиментализму.25.Творчество Н.М. Карамзина (вклад в развитие поэзии, прозы). Жанр «чувствительной повести» в его творчестве. Отражение позиций автора в произведениях. Историзм повестей Н.М. Карамзина, его особенности. 26. Ведущие жанры сентиментализма (идиллия, элегия, комическая опера), их дальнейшее развитие. Эволюция русского сентиментализма. 27.Феномен «легкой поэзии» (творчество И.Ф. Богдановича, И.И. Дмитриева, Н.А. Львова и других). Эволюция направление, взаимосвязь с предромантизмом.28.Лирика М.Н. Муравьева, ее особенности, обзор прозаических произведений.29.Жанровое и стилистическое своеобразие поэзии И.И. Дмитриева. 30.Роль Н.А. Львова в развитии «легкой поэзии» как жанра и мировоззрения. Художественные особенности его лирики.31.Начало литературной деятельности А.Н. Радищева. Обзор ранних произведений. Отражение позиции человека и гражданина. Анализ стилевых особенностей, тематики и проблематики произведений.32.История создания и публикации «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Ода «Вольность» как первое произведение русской революционной поэзии. Художественные особенности «Путешествия из Петербурга в Москву».33.Вклад Д.И. Фонвизина в драматургию. Отличительные особенности творческого метода. 34.Творчество Г.Р. Державина. Нормативные и «ненормативные» оды в его лирике. Анакреонтические и эпикурейские мотивы в поэзии Г.Р. Державина.35.Раннее творчество И.А. Крылова. Связь с течением «просветительский реализм». Лирика, проза, отражение в ней просветительских позиций И.А. Крылова.36.Драматургия в творчестве И.А. Крылова.37.Итоги развития русской литературы в XVIII в. (темы, образы, идеи, художественные приемы). 38.Оригинальные повести Петровской эпохи («Гистория о российском матросе Василии Кариотском»и др.): целостный анализ, место в литературе своего времени.39.Антиклерикальная сатира М.В. Ломоносова «Гимн бороде», сопоставление с сатирическими одами Г.Р. Державина.40.Анализ двух произведений, относящихся к научно-философской лирике М.В. Ломоносова, своеобразие поэтики.41.Сопоставительный анализ оды В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.42.Сопоставительный анализ батальных од М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.43.Сопоставительный анализ «Разговора с Анакреонтом» М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.44.Сопоставительный анализ философских од Г.Р. Державина и ранней лирики И.А. Крылова.45.Сопоставительный анализ оды «Вельможа» Г.Р. Державина и сатиры «На зависть и гордость дворян злонравных» А.Д. Кантемира.46.Сопоставительный анализ оды «Гимн бороде» М.В. Ломоносова и «вздорных од» А.П. Сумарокова.47.Трагедия А.П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец». Основные идеи, образы.48.Комедия в творчестве А. П. Сумарокова. Анализ одной из пьес.49.«Анюта» Попова: целостный анализ (или любая другая из «комических опер»).50.«Пригожая повариха или повесть о развратной женщине» М.Д. Чулкова: целостный анализ.51.Творчество Я.Б. Княжнина. «Вадим Новгородский» как лучшая тираноборческая трагедия XVIII века.52.Сопоставительный анализ лирики М.М. Хераскова и М.В. Ломоносова.53.Сопоставительный анализ лирики М.М. Хераскова (поздний период творчества) и М.Н. Муравьева.54.Сопоставление жанра элегии в творчестве М.Н. Муравьева и Н.М. Карамзина (на материале не менее двух произведений каждого).55.Сопоставительный анализ лирических произведений Н.А. Львова и Г.Р. Державина (на материале не менее двух стихотворений каждого).56.Новаторский характер оды Г.Р. Державина «Фелица».57.Образ путешественника в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. 58.«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина – первая русская сентиментально-психологическая повесть.59.«Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина: целостный анализ.60.Сатирические оды Г.Р. Державина. Анализ оды «Властителям и судиям», взаимосвязь с лирикой 19 века.61.Сопоставительный анализ произведений «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина и «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: сходство и отличия формы и содержания.62.«Бригадир» Д.И. Фонвизина. Тематика, идея, образы, поэтика.63.«Недоросль» Д.И. Фонвизина как первая русская социально-политическая комедия: жанр, проблематика, поэтика. Тема воспитания в комедии. 64.Образы помещиков-крепостников в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Роль «внесценических» персонажей и «внесюжетных» сцен.65.Анализ одной из пьес И.А. Крылова.