Реферат по предмету "Разное"


09. 02. 1783–1852

Жуко́вский Василий Андреевич(09.02.1783–1852)Жизнь красой души красна…Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким ещё!А. Пушкин.С детства помним мы стихи про то, как зимней морозной ночью при свете луны где-то в заметённом сугробами селе гадают девицы: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали… И про то, как к одной из них в крещенскую ночь во сне явился её мёртвый суженый и умчал её с собой в адской метельной скачке… Многие поколения детей учились по балладам Жуковского благородству и высоте чувств, верности, преданности, сочувствию бедным и обиженным. Поэтичные, романтические, исполненные глубокой нравственной красоты герои его не могут оставить равнодушным восприимчивое детское сердце. Проворный, весёлый, юный удалец Роланд — победитель злобного великана; верный и чистый сердцем паж Фридолин; резвая, вольная, добрая Ундина — речной дух, наяда. Страшно и сладко ребёнку слушать задыхающуюся, нарастающую грозную мелодию «Лесного царя» (мелодию, так потрясающе уловленную Шубертом на слова гётевского «Лесного царя», — ведь баллада Жуковского — это гениальный перевод стихотворения Гёте): Кто скачет, кто мчится Под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын Молодой. К отцу, весь издрогнув, Малютка приник: Обняв, его держит и греет Старик. «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул!» — «Родимый, лесной царь в глаза Мне сверкнул: Он в тёмной короне, с густой Бородой». — «О нет, то белеет туман Над водой…» Потом детская пора увлечений балладами, страшными сюжетами и благородными героями проходит, но начинает завораживать музыка стиха. И не просто — очарование мелодии, но музыка, слитая со смыслом, с настроением стихотворения. Почти всегда это очень грустное настроение. И какая детская мечтательность, тонкость грусти, какая высокая чистота чувства, почти невозможная на земле, но возможная в поэзии. Однако стихи Жуковского учат не только восхищению, но и ненависти. Жуковский бескомпромиссен и твёрд. Он не прощает зло. В его балладах и поэмах разбойники, предатели, жадные трусы всегда наказаны. И эта вера в конечную справедливость — сродни светлому и наивному представлению об устройстве мира. В. А. Жуковский был необыкновенным человеком. И необыкновенно в нём было именно слияние его поэзии и его человеческой индивидуальности, отсутствие противоречия между ними. «До Жуковского, — говорил о нём Белинский, — на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею». Поэт-романтик Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии от богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи. В тогдашних условиях будущая судьба «незаконного» ребёнка была весьма незавидной. Чтобы как-то обеспечить его общественное положение, Бунин приказал своему родственнику, бедному дворянину А. Г. Жуковскому, жившему в его доме, усыновить мальчика. Хотя детство будущего поэта проходило в семье отца, оно не было счастливым. «Я не был оставлен, брошен, имел угол, — вспоминая о ранней поре жизни, писал поэт, — но не был любим никем, не чувствовал ничьей любви, следовательно, не мог платить любовью за любовь». Когда Жуковскому пошёл пятнадцатый год, его поместили в одно из лучших учебных заведений — в Благородный пансион при Московском университете, который он и закончил с отличием. Его имя «лучшего из лучших учеников» было занесено на мраморную доску в зале пансиона. Ещё находясь в пансионе, стал печатать стихи, а в 1802 году приобрёл известность, опубликовав вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище». Переводы Жуковского были сразу же замечены и высоко оценены знатоками литературы. Этот успех вселил в юношу веру в своё поэтическое дарование, и он решил посвятить себя всецело литературным трудам. В 1812 году французский император Наполеон, считавшийся непобедимым полководцем, пошёл на Россию. Жуковский вступил в народное ополчение. После Бородинского сражения, положившего начало разгрому наполеоновской армии, он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов». В нём поэт славил защитников родной земли и говорил о своей сыновней любви к ней. В это время к Жуковскому приходит огромное чувство к Марии Андреевне Протасовой, которое он пронёс через многие годы жизни. Маша Протасова была совсем ребёнком, когда он начал давать уроки ей и её сестре. Постепенно симпатия к милой и умненькой девочке переходит в любовь. Она была взаимной, но мать Маши, женщина деспотичная, узкорелигиозная, категорически запретила этот брак, так как Жуковский и Маша были роднёй. Десять лет они боролись за своё счастье. Но мать оставалась непреклонной. М. А. Протасовой Жуковский посвятил множество стихотворений и баллад — «Мой друг, хранитель — ангел мой», «Утешение в слезах», «Алина и Альсим», «Эолова арфа» — баллада о любви бедного певца и Минваны, дочери владетельного князя Ордала, о неравенстве, о разлуке и гибели влюблённых. В 1817 году Мария Андреевна решается выйти замуж за хирурга Мойера, верного друга Жуковского. Василий Андреевич нашёл в себе силы приветствовать этот брак. «Минута, в которую я решился, — пишет Жуковский другу, — сделала из меня другого человека… Душа смягчилась. К счастью, на ней не осталось пятна; зато бела она, как бумага, на которой ничто не написано. Это-то ничто — моя теперешняя болезнь… почти похожая на смерть. Но не бойся! Я не упаду. По крайней мере, я надеюсь воскреснуть». В этом же году В. А. Жуковский становится придворным. Но и во дворце поэт сумел остаться благородным, достойным и мужественным человеком. Сначала он преподавал русский язык великим княгиням Александре Фёдоровне и Елене Павловне, а затем был назначен наставником наследника престола, будущего Александра II. К своей педагогической деятельности Жуковский относился с чрезвычайной серьёзностью и добросовестностью. Он составлял сложнейшие таблицы, конспекты, учебные планы (с 1825 по 1827 гг. он, кроме этого, ничего почти не писал). Но главное — его вдохновляла мысль воспитать благородство, милосердие и любовь к народу в будущем императоре. Он верил, что это — великая задача. Друзья печалились за него, старались вырвать из придворного плена, но никто не сомневался в чистоте его помыслов и действий. П. А. Вяземский писал ему: «Страшусь за твою царедворную мечтательность… Страх мой за тебя — не в ущерб уважения моего к тебе, ибо я уверен в непреклонности твоей совести». Жуковский, как писал впоследствии Вересаев, упорно, навязчиво, не боясь компрометировать себя, хлопотал о бесчисленном количестве лиц, и так надоел во дворце своими просьбами, что все от него бегали. В ответ на его заступничество за Николая Тургенева император Николай I гневно сказал ему: «Ты при моём сыне. Как же ты можешь быть сообщником людей беспорядочных, осуждённых за преступление?» Жуковский пытался использовать своё положение для смягчения участи ссыльных декабристов. Добивается смягчения участи Пушкина — замены грозившей ему ссылки в Соловки высылкой на Юг. Он хлопотал перед царём за возвращение из вятской ссылки Герцена; он сыграл главную роль в выкупе из крепостных Тараса Шевченко. До нас дошло письмо Жуковского к одной из фрейлин двора, в котором он говорит о предстоящем выкупе из крепостной неволи Шевченко. В этом письме он нарисовал себя кувыркающимся от радости. В память 22 апреля 1838 года — дня, когда Шевченко перестал быть крепостным, — он посвятил Жуковскому свою поэму «Катерина». Враг угнетения человека человеком, Жуковский ещё в 1822 году отпустил на волю своих крепостных. Жуковский пытался смягчить участь опального архитектора Витберга; заступался за Ивана Киреевского, когда правительство закрыло его журнал «Европеец». Он говорил царю, что «ручается» за Киреевского. Недовольный Николай ответил: «А за тебя кто поручится?» Он хлопотал за всех попавших в беду, нуждающихся в помощи: о больном Батюшкове, об отданном в солдаты Баратынском; помогал деньгами вечно нуждающемуся Гоголю. С утра на его лестнице толпились нищие и просители всякого рода и звания. Когда-то наблюдая за плывущим лебедем, Жуковский сказал, что и человеческая жизнь должна протекать так же бесшумно, оставляя за собой светлый, сияющий след. Такой он был — «хрустальная душа», «всегда и во всём неземной», как писали о нём современники. Все говорили о Жуковском хорошо. Даже злобный Вигель, который всех и всегда ругал, писал о Жуковском: «Знать Жуковского и не любить его было дело невозможное. Любить всё близко его окружающее, даже просто знакомое, сделалось его привычкою; ненавистного ему человека не существовало». «Милый», «добродушный», «чистоты душевной, совершенно детской, доверчивый до крайности, потому что не понимал, чтобы кто был умышленно зол» — так говорили о нём друзья. А вот что сказал о нём Пушкин: «Небесная душа». В стихотворении «К портрету Жуковского» (1818) Пушкин дал удивительно точную и поэтическую характеристику творчества Жуковского: Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнёт о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость. Может быть, не было у Пушкина друга вернее, преданнее, чем Жуковский. Они познакомились в 1815 г., когда Жуковский приезжал в Царское Село. Ему было тогда уже за 30, Пушкину — 16. Но, несмотря на эту разницу лет, между ними сразу установилась дружба, сохранившаяся потом на всю жизнь. Это были отношения, исполненные истинного равенства и доверия, и в то же время отношения старшего с младшим, отца с сыном, учителя с учеником; чувство сыновнего благоговения и уважения со стороны Пушкина и умиленного восхищения, какого-то отцовского баловства и снисходительности со стороны Жуковского. Жуковский высоко ценил Пушкина с самого начала его поэтической деятельности. Послушав «Воспоминания в Царском Селе», Жуковский воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!» Он писал Вяземскому о юном Пушкине: «Какой чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!» Общеизвестна надпись Жуковского на своём портрете, подаренном Пушкину «в тот высоко торжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820, марта 26, великая пятница»: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Надо было быть Жуковским с его доброжелательностью и творческим бескорыстием, отсутствием зависти, чтобы так приветствовать молодого победившего соперника на поприще поэзии… Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Увлечённый народной поэзией, песнями и сказками, сам уже написавший «Сказку о попе и о работнике его Балде» и «Сказку о Медведихе», Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир-состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок. Жуковский охотно принял вызов. В результате этого соревнования Пушкиным была написана «Сказка о царе Салтане», а Жуковским «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» и «Сказка про царя Берендея». Работа над сказками очень полюбилась обоим поэтам. В последующие годы Пушкин пишет ещё несколько сказок. Новые сказки написал и Жуковский — «Спящую царевну», «Войну мышей и лягушек». А ещё Жуковский переводит несколько сказок братьев Гримм, сказку Ш. Перро «Кот в сапогах». Важнейшим трудом своей жизни Жуковский считал выполненный им перевод «Одиссеи» — стихотворной поэмы древнегреческого поэта Гомера. Он не раз выражал мечту о том, чтоб эта поэма, в которой нашли своё отражение представления древних греков о добре и зле, их обычаи и верования, полюбилась бы русским детям. «По-моему, — говорил Жуковский, — нет книги, которая была бы столь прилична первому периоду жизни, как «Одиссея», возбуждающая все способности души прелестью разнообразною». Жуковский первый познакомил русских читателей с лучшими произведениями мировой поэзии. Он переводил басни знаменитого французского баснописца Лафонтена, стихи и поэмы немецких и английских поэтов. «Более всего для русской литературы Жуковский сделал как переводчик», — говорил Алексей Максимович Горький. Человек разносторонней одарённости и исключительного трудолюбия, Жуковский был не только замечательным поэтом, «гением перевода», по словам Пушкина, но и отличным музыкантом и превосходным рисовальщиком. Он хорошо гравировал на меди и сам иллюстрировал многие свои стихотворения. В небольшой виньетке к «Певцу во стане русских воинов» Жуковский изобразил своего певца, то есть самого себя, безбородым юношей, в казачьей куртке, стоящим с лирой перед бородачами-товарищами, расположившимися на земле подле сторожевого огня. Жуковский постоянно работал над отделкой своих переводов и стихов. «Я уверен, что только тот почитает труд тяжёлым, кто не знает его, но именно тот его и любит, кто наиболее обременён им», — говорил он. Перед смертью, подобно Гоголю, он написал исповедь, в которой не пощадил себя: «Я не привык к размышлению, с самого ребячества к этому не было никакого побуждения. Это заключается и в моей ленивой натуре. Воспитание ей не противодействовало. Напротив, оно подавило мою естественную гениальность; воля не была утверждена привычкою. Никакого умственного развития, никаких побуждений для мысли…» Воля у него и вправду была слабая, а неуверенность — его привычным состоянием. Он испытывал потребности в образцах; таковым для него долгие годы оставался Каралезин («святое имя»). Можно предположить, что сходную роль образчиков исполняли для него оригиналы тех стихотворений, которые он переводил. Именно в переводе — в «соперничестве» — он находил нравственную опору, а может быть, и самого себя. Поэтому он переводил так много. Сам это Жуковский объяснял просто: «Мой ум — как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы у него выскочила искра… у меня почти всё или чужое или по поводу чужого — и всё, однако, моё». Деятельность Жуковского при дворе закончилась почётной отставкой в 1839 году, в связи с совершеннолетием наследника. Поэт собирался жить в России в уединении, благотворном для творчества. Но и тут судьба распорядилась по-своему. В 1840 г. Жуковский посетил в Дюссельдорфе своего старого друга, немецкого художника Герхардта Рейтерна и стал предметом пылкой привязанности его восемнадцатилетней дочери Елизаветы. Юная невеста оживляла образ давно утраченной Маши. Всё в личной жизни поэта складывалось необычно. Жуковскому было 58 лет, его невесте — 18. Человек уже пожилой, сановный, но тем не менее очень застенчивый, робкий, понимая к тому же необычность своего положения, он облёк своё признание в любви в умилительно-трогательную форму. С брегетом в руках он сказал Елизавете (по-французски): «Позвольте преподнести вам эти часы; они указывают время, а время — это жизнь. Вместе с часами я предлагаю вам всю свою жизнь. Согласны ли вы?» Она, говорит очевидец, бросилась ему на шею. Женитьба не принесла счастья, — счастливым был, по-видимому, лишь первый год брака. Экзальтированность молодой жены поэта легко переходила в мрачность; в основе этого лежала свойственная ей с детства неуравновешенность психики. В семье Жуковского появились дети: дочка и сын. На следующий день после рождения дочери Жуковский записал в дневнике: «Чувства отца угадать нельзя… Теперь хотя и не нахожу в себе живого пламенного чувства, которое мне несвойственно и по натуре моей, и по моим летам, но чувствую, что нечто прибавилось к существу моему и дало ему большее значение…». Детям Жуковский читал свои давние сказки, на ходу сочинял для них стихи. В. А. Жуковским была создана, как он сам говорил «педагогическая поэма» — книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственно художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Это «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским» — детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами. В стихотворении «Птичка» поэт выразил светлую печаль, навеянную скоро миновавшей порой красного лета. В стихотворении «Жаворонок» воспроизвёл радостные приметы пробуждающегося дня: зарделся на солнце лес, тонкий пар ещё держится в долине, а в лазурном небе уже запел жаворонок. Идёт молодая и радостная весна, и песня жаворонка о ней: «Я здесь пою приход весны». Художнический взгляд поэта на мир ощутим и в тонком воспроизведении цвета: На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, и в передаче звуков: И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поёт… и, наконец, в выражении восторженного настроения: Здесь так легко мне, так радушно, Так беспредельно, так воздушно… Стихотворение «Котик и козлик» написано в духе народных прибауток с их энергичной сменой картин и с той детализацией, которая придаёт всему изложению изобразительную живость: Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит… Поэт последние двенадцать лет своей жизни провёл в Германии, так как возвращение в Россию всё время откладывалось из-за длительных курсов лечения жены на немецких курортах. Именно её болезнь была причиной тягостной разлуки с отечеством, которая стала вечной. Единственный из соотечественников, с которым Жуковский почти регулярно общался в 1840-х годах, — Гоголь. Он подолгу гостил в семействе Жуковских. Воззрения обоих писателей были в это время особенно близки; они во многом одинаково расценивали задачи политической и литературной жизни России. Перед концом своей жизни Жуковский с семьёй решил переехать в Россию. Всё было готово, и отъезд был назначен на 14 июля 1851 года. В письмах к подруге А. П. Елагиной поэт оповещал друзей о маршруте. В августе он должен был быть в Москве, чтоб наконец увидеться с друзьями. Но роковым образом переезд не осуществился — поэта настигла полная слепота; он сидел слепой в своей комнате в Бадене и писал ощупью письма с помощью изобретённой им «машинки», извещая о крушении своих планов. Глубоко огорчённый поэт не упал духом. Жуковский до конца рассматривал поэзию как высокую сферу правды, добра и красоты. «Но что же поэзия, как не чистая высшая правда?» — восклицал он в письме к П. А. Вяземскому. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить оригинальной поэме «Агасферу» («что должно быть моею лебединою песнью»), «Илиаде», а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось. 12 апреля 1852 г. Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его перевезено в Россию… Жуковский остаётся дорог и нам, людям другого века, которым очень близки и понятны надежды поэта на разум, доброе сердце, непобедимую духовность и неослабевающее стремление человека к нравственному совершенству. … Любящим и заботливым, нежным, не помнящим обид, тонким ценителем поэзии, хлопотливым заступником перед властями, а иногда, в моменты наивысшего взлёта духовных сил, наивысшего напряжения горести, негодования, гневным и яростным борцом, защитником был Василий Андреевич Жуковский, великий поэт и великий человек. И мы понимаем Пушкина, который писал о нём: «Что за прелесть чертовская его небесная душа!..»^ Кроссворд «Поэт, воспитатель, наставник»Если правильно записать недостающее слово в стихотворениях поэтов-классиков, то можно прочитать в выделенных клеточках фамилию поэта — друга А. С. Пушкина, о котором великий поэт написал такие строчки: Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнёт о славе младость, Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы … (дождевые), И солнце нити золотит. (Ф. Тютчев «Весенняя гроза») Чудная картина, Как ты мне родна; Белая равнина, Полная … (луна). (А. Фет «Чудная картина») И о чём звените вы В день весёлый мая Средь некошеной травы, Головой … (качая). (А. К. Толстой «Колокольчики мои…») Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают … (облака)! (Е. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист…») И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли … (трезвон). (Ф. Тютчев «Зима недаром злится…») Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется … (листвою)! (А. Плещеев «Весна») Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлёк: Сорван последний орех, Свянул последний … (цветок)… (А. Майков «Осень») О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим… Летите, летите! Мы с вами … (летим)!.. (Ф. Тютчев «Листья») … А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный … (ручей). (С. Есенин «Черёмуха») Ключевое слово: Жуковский.Кроссворд «Друзья»В. А. Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю — ученику от побеждённого учителя». В выделенных клеточках «спряталась» фамилия победителя — ученика. 1 2 3 4 5 6 Друг Вини-Пуха. (Пятачок) Друг Мари из повести-сказки Э. Гофмана. (Щелкунчик) Друг крокодила Гены. (Чебурашка) Друг Малыша. (Карлсон) Друг Маугли. (Багира) Друг Самоделкина. (Карандаш) Ключевое слово: Пушкин. Кроссворд «Загадка В. Жуковского»В выделенных клеточках: отгадка. Не человечьими руками Жемчужный разноцветный мост Из вод построен над водами. Чудесный вид! огромный рост! Раскинув паруса шумящи, Не раз корабль под ним проплыл; Но на хребет его блестящий Ещё никто не восходил! Идёшь к нему — он прочь стремится И в то же время недвижим; С своим потоком он родится И вместе исчезает с ним. 1 2 3 4 5 6 Маршак С. «Жёлтая … (страница)». Мамин-Сибиряк Д. «Серая … (шейка)». Драгунский В. «Белые … (амадины)». Некрасов Н. «Зелёный … (шум)». Бианки В. «Оранжевое … (горлышко)». Коваль Ю. «Фиолетовая … (птица)». Ключевое слово: радуга.Кроссворд «Волшебный мир птиц»Правильно ответив на вопросы, в выделенных клеточках прочитаем название птички из стихотворения В. Жуковского, которая с гордостью заявляет: «Я здесь пою приход весны…» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево?(Стриж) Какая птица обладает удивительной способностью спать во время полёта?(Аист) О какой птице люди говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?(Павлин) Какую птицу называют вещей?(Ворон) Какая птица живёт на Севере, а к нам прилетает вместе со снегом?(Снегирь) Какая птица бегает за кормом по дну реки?(Оляпка) Какая птица может лазить по стволу дерева головой вниз?(Поползень) Какая птица носит фамилию известного русского писателя?(Гоголь) Какая птица умеет летать хвостом вперёд?(Колибри) Ключевое слово: жаворонок.Кроссворд «Незнакомое стихотворение»Вспомните произведения В. А. Жуковского и в выделенных клеточках прочитаете название незнакомого стихотворения поэта: Цветёт и расцветает Мой милый островок; Там веет и летает Душистый ветерок. Сплела там роща своды; В тени их тишина; Кругом покойны воды, Прозрачные до дна. Там знойными лучами День летний не палит; Там сладостно листами Прохлада шевелит. Там нас встречает радость; Там все забавы нам: Подруга наша младость Играет с нами там. 1 2 3 4 5 6 На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.«Жаворонок» Он жил меж цветочков; В тени из листочков В жару отдыхал он, И ночью там спал он; С зарёй просыпался, Живой умывался Росой, наряжался В листочек атласный Лилеи прекрасной…«Мальчик с пальчик» Где же ты, птичка? Где ты, певичка? В дальнем краю Гнёздышко вьёшь ты; Там и поёшь ты Песню свою.«Птичка» Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?«Море» Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит; И лапочкой котик Помадит свой ротик; А козлик седою Трясёт бородою. «Котик и … (козлик)» Много было смельчаков (По сказанью стариков), В лес брались они сходить, Чтоб царевну разбудить; Даже бились об заклад, И ходили — но назад Не пришёл никто. С тех пор В неприступный, страшный бор Ни старик, ни молодой За царевной ни ногой.«Спящая … (царевна)» Ключевое слово: остров.Кроссворд «К истокам слова»Подумайте, каким цветам (т.е. краскам) даны здесь объяснения. Если правильно ответите, то в выделенных клеточках «высветится» название дерева, о котором В.А. Жуковский написал эти замечательные строки: [Она] душистая Цветами убрана И шепчет солнцу ясному: «Прохлада мне нужна. Ласкай меня, но с жаркою Весной повремени». Для милой для [неё] Свежее стали дни. И, вся благоуханная, Роняя лепестки, Цветёт, цветёт [она] В овраге у реки. 1 2 3 4 5 6 7 8 Цвет тёмный, буро-жёлтый (цвета жареного кофе и жёлудя).(Коричневый) Жёлтый цвет с красноватым оттенком цвета апельсина («апельсин» по-французски — «оранж»).(Оранжевый) Цвет изумруда — камня прозрачного драгоценного ярко-зелёного цвета.(Изумрудный) Цвет травы, зелени.(Зелёный) Красный цвет густого тона с примесью фиолетового цвета.(Малиновый) Окраска небесного, светло-синего цвета, от цвета оперения шейки голубя.(Голубой) Минеральная краска жёлтого или красного цвета.(Охра) Яркий чистый красный цвет.(Багряный) Ключевое слово: черёмуха.Кроссворд «Чудеса природы»Если правильно разгадаете, о каких цветах идёт речь, то в выделенных клеточках прочитаете, о каком цветке написал В. А. Жуковский эти строки: Не прекрасна ли [она]? Не прельщает ли собой? Не амброзией ли дышит Утром расцветя весной? 1 2 3 4 5 6 В переводе с греческого название данных цветов означает «пламя». У нас часто за яркую краску их называют «ситчиком».(Флоксы) Ещё в V в., когда французы разбили германцев в кровопролитном сражении у реки Ли, на государственном гербе и знамени Франции изобразили эти цветы.(Лилии) В Греции этот яркий цветок был посвящён богу сна Гипносу и богу сновидений Морфею. Он действительно обладает снотворной силой.(Мак) Эти алые цветы растут на склонах неприступных гор. В некоторых местах их называют прометеевым цветком.(Эдельвейс) По легенде эти цветы выросли из капель крови юного пастушка, которого в приступе гнева убила богиня охоты Диана. Эти красные цветы носили в петлицах сюртуков парижские коммунары, а их изображение вошло в герб Италии.(Гвоздика) В древности кузнецы закаливали в соке данного цветка


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Арабские сказки
Реферат Дослідження території України
Реферат Методика преподавания географии (конспекты уроков)
Реферат Anthem 2 Essay Research Paper The first
Реферат Деятельность школьных библиотек
Реферат Consumer Alert Essay Research Paper CONSUMER ALERTIn
Реферат Банковский кредит его суть и общие основы развития
Реферат Место государственных служб безопасности в механизме государства
Реферат Технология деятельности туристского предприятия в процессе формирования нового тура Велотур по
Реферат Об єктно-орієнтоване програмування
Реферат Загальнотехнічні предмети в контексті підготовки спеціаліста у ВНЗ
Реферат Особливості використання комп’ютера під час вивчення розділу "Жива природа" у початковій школі
Реферат Дети индиго. Новая генерация людей современного социума
Реферат О музее самоваров
Реферат Страховые риски и условия страхования грузов