Реферат по предмету "Радиоэлектроника"


Организация радиовещания

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И СВЯЗИУКРАИНЫ
                        
                        ОНАС ИМ. А.С. ПОПОВА

КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИИ СИСТЕМ РАДИОСВЯЗИ















                               Комплексноезадание
      по дисциплине: «Техника и технологияотрасли связи»
                   на тему: «Организациярадиовещания».
Выполнил:
студент гр. ЭП – 3.2.02
Запорожец Денис
Проверил:
Денисов В.И.
                                                Одесса 2005
                                           Содержание:
1.Формирование вещательных программ… 3
2.Электрический канал звукового вещания… 5
3.Центр формирования программ… 6
4.Тракт формирования программ… 9
5.Тракт первичного распределения программ… 12
6.Радиовещательные сети… 15
            6.1 Общие сведения о радиовещании наДВ и СВ… 15
            6.2 Синхронное радиовещание  в ДВ и СВ диапазонах… 17
7. Особенностирадиовещания на коротких волнах… 19
8. Стереофония… 21
            8.1. Стереофоническое радиовещание… 27
9. Проводное вещание… 28
Список литературы… 31

            1. ФОРМИРОВАНИЕ ВЕЩАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
      Вещаниемназывают передачу различного рода сообщений (зрительных и звуковых или толькозвуковых) широким слоям населения с помощью средств электрической связи.Вещание подразделяется на звуковое (радиовещание и проводное) и телевизионное.Под вещательной передачей понимают отдельное законченное в тематическом отношениисообщение. Программа — совокупность передач.



Рис13. Структурная схема:
а– система вещания; б – электрического канала звукового вещания.

            Структурная схема системы вещания показанана рис. 13, а. Подготовкой, формированием и выпуском готовых вещательныхпрограмм занимаются
Государственныйкомитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР)и его органы на местах — гостелерадиокомитеты союзных республик и республиканские,краевые, областные и окружные телерадиокомитеты, отвечающие как за содержаниепрограмм телевидения и радиовещания, так и за их техническое качество. Готовятпрограммы редакции Р, специализированные по типу передач и объединенные в гласныередакции: информации, пропаганды, литературно-драматического вещания,музыкального вещания для молодежи, детей и юношества и др. Главная редакцияпрограмм вещания осуществляет организацию и планирование программ вещания: отсоставления недельных программ до их выпуска. Отдел выпуска 0В организуетпередачу программ слушателям. Наблюдение за техническим качеством передач и ихсодержанием возложено на отдел контроля ОК. Система вещания СВ включает комплекстехнических средств КТС, обеспечивающий получение программ слушателем.
            Передачи ведутся в реальном отсчетевремени (прямые передачи) и в магнитной записи. В связи с общей тенденцией кавтоматизации выпуска вещательных передач стремятся сократить прямые передачи,объем которых в настоящее время относительно невелик. Это преимущественнопередачи дикторского текста, трансляции из театров, стадионов и т. п. Внастоящее время объем передач в магнитной записи составляет более 90% всехпередач звукового вещания.
            В зависимости от назначенияразличают передачи для населения Советского
Союза(внутрисоюзное вещание) и передачи для населения других стран                                                                                                                                               (иновещание).Внутрисоюзное вещание составляют передачи
центральноговещания, создаваемые Гостелерадио СССР в Москве; передачи
республиканскоговещания — по программам, создаваемым гостелерадиокомитетами союзных республик;передачи краевого, областного, окружного вещания по программам, составляемымсоответствующими гостелерадиокомитетами. Центральное общесоюзное вещание внастоящее время проводится по восьми программам при использовании всех диапазоноврадиоволн — длинных, средних, коротких и метровых. Так как территория СССР включает11 временных поясов, передачи центральных программ ведутся со сдвигом вовремени. Четыре первые программы — это основные общесоюзныеобщественно-политические и художественные программы. Среднесуточный объем каждой из них составляет 20 ч.
            I программа предназначена дляслушателей Европейской части СССР, Кавказа Урала, республик Средней Азии иКазахской ССР, территории которых включают часовые пояса 0, +1. +2 (по отношениюк Москве).
IЗС программа —для слушателей Западной Сибири, республик Средней
Азиикроме Туркменской ССР и Казахской ССР, территории которых включают часовыепояса 4-3, +4. IВС программа —для слушателей Восточной Сибири (часовые пояса +5, +6). IДВ программа — для слушателей
ДальнегоВостока (часовые пояса +7...+11).
            II программа («Маяк») — информационно-музыкальная.Отличительная особенность этой программы — краткость и динамичность. Онаведется
круглосуточно.
            III программа — литературно-музыкальногои образовательно-познавательного характера. Она передается в основном длянаселения Европейской части СССР и Урала. Среднесуточный объем вещания по этойпрограмме составляет 16 ч.
            IV программа — музыкальная, передаетсятолько в диапазоне метровых волн и предназначена для жителей Москвы иприлегающей территории
врадиусе 130—150 км от Москвы. По IV программе с 1974 г. ведутся
передачистереофонической музыки.
            V программа — информационная иобщественно-политическая. Она
ведетсякруглосуточно и предназначена для советских моряков, советских
граждан,находящихся за рубежом, и иностранных слушателей, владеющих
русскимязыком.
            Каждая из союзных республик имеет подве-три собственные республиканские программы вещания. Республиканское вещаниеведется по 10—18 ч в сутки, объем областного вещания 1,5—2 ч.
Среднесуточныйобъем центрального радиовещания составляет 160 ч.
Приэтом, согласно среднестатистическим данным, передачи общественно-политическогохарактера составляют 36,5%, передачи художественного
вещания(музыкальные, эстрадные, литературно-драматические и т. п.) — 62%
передачио спорте и объявления — 1,5%.




                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
           2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КАНАЛ ЗВУКОВОГОВЕЩАНИЯ.
      Электрическийканал звукового вещания и передачи звуковых сигналов
телелевиденияпредставляют собой совокупность технических средств, при помощи которыхэлектрические сигналы звукового вещания передаются с выхода микрофона доантенны передатчика или абонентской розетки тракта проводного вещания.Электрический канал звукового вещания состоит из тракта формирования программТФП, тракта первичного распределения программ ТПРП и тракта вторичногораспределения программ ТВРП. Технические средства, обеспечивающие формированиепрограмм, объединяют в комплексы, называемые радиодомами. Тракт формированияпрограмм — это часть электрического канала звукового вещания, котораяначинается на выходе микрофона и заканчивается выходом центральной аппаратной(Л Ц) радиодома или телецентра. Тракт первичного распределения программ (рис.14) начинается на выходе АЦ и заканчивается выходом соединительной линии СЛ откоммутационно-распределительной аппаратной КРА или междугородного канала звуковоговещания МК.ЗВ. Окончательное распределение программ, доведение их до слушателейосуществляются с помощью сетей радиовещательных станций (РВС) и проводноговещания. Тракт вторичного распределения программ представляет собой частьэлектрического канала звукового вещания и начинается на выходе СЛ, идущих отКРА, АЦ или МКЗВ, по которым программа поступает на вход передатчика или
 ЦСПВ, и заканчивается входом антенныпередатчика или абонентской розеткой.

     от АЦ                             СЛ                       СЛ                           СЛ

                                                                                                          КЦСПВ


                                                                                  СЛ               К передатчику


            Технические средства системы вещания,размещенные в радиодомах, эксплуатируются органами Гостелерадио. Остальнаячасть системы находится в ведении Министерства связи СССР.
            Сформированный в центре формированияпрограмм вещательный сигнал с выхода ЛЦ радиодома РД подается на вход КРА,которая осуществляет распределение программ на входы местных трактов вторичногораспределения программ (РВС, ЦСПВ).и первичного распределения программ Входнымзвеном МКЗВ является оконечная междугородная вещательная аппаратная ОМВА,размещенная в междугородной телефонной станции (в крупном центре вещания —центральная междугородная вещательная аппаратная ЦМВА}. Сигнал, пройдя по МКЗВ,подается на местную КРА, которая обеспечивает подачу программ в трактывторичного распределения программ (РВС, ЦСПВ, РТУ).



                       3. ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯПРОГРАММ.
            Технические средства РДпредназначены для формирования программ звукового вещания. Структурная схемакрупного центра вещания показана на рис. 16. Одним из начальных звеньев трактаформирования программ является студия, которая вместе со студийными аппаратнымиобразует аппаратно-студийный блок АСБ. В составе каждого ЛСД находится аппаратнаязаписи АЗ, которая позволяет широко пользоваться пробными репетиционнымизаписями. После репетиции программы, намеченные к передаче, записывают намагнитную ленту и передают в аппаратно-программный блок АПБ. В аппаратнуютрансляций вещательного центра АТ поступают
 сигналы от внешних источников программ:стационарных трансляционных пунктов СТП, установленных в театрах, концертныхзалах, стадионах и т. п.; передвижных трансляционных (радио- или телевизионных)станций ПТС. В аппаратную междугородных трансляций АМТ поступают
сигналыот оконечной междугородной вещательной аппаратной ОМВА.
Важнейшимэлементом новой технологической схемы вещания является АПБ. АПБ имеютоборудование, во многом схожее с оборудованием АСБ, но имеют большие коммутационныевозможности. Все программы, сформированные в АПБ, поступают в АЦ, которая является основным коммутационно–распределительным узлом центра вещания. В АЦ сходятся все сигналы вещания сформированныхпрограмм для
распределенияих по потребителям (радиовещательные станции, ОМВА и т. д.). АЦ имеет
прямуюсвязь с аппаратными записи для подачи программ, полученных из внешнихисточников и подлежащих консервации.

                                                                      


















Рис.16. Структурная схема крупного центра
                                                              вещания.

           
            Современное звуковое и телевизионноевещание невозможно без широкого использования технических средств записи.Консервация программ обеспечивает накопление фондовых программ для собственныхнужд центра вещания, для обмена с другими центрами. Фондовые записипроизводятся в аппаратных записи, оборудованных полным комплексомсоответствующей аппаратуры.
            В зависимости от числа одновременнопередаваемых программ и количества часов собственного вещания в сутки центрывещания делятся на классы. Радиодома I—III классов обеспечивают до пятиодновременно передаваемых программ радиовещания, в том числе одну программу собственноговещания. Продолжительность этой программы у радиодома Iкласса составляет 2,5—5 ч, у радиодомов II класса — 2—3,5 ч, у радио-
домаIII класса — до 2 ч в сутки. На рис. 17 изображена структурная
схемарадиодомов I—III классов.
            Рассмотримсостав студий и аппаратных радиодома II класса. В комплекс входят четыреаппаратно-студийных блока: 1) блок вещания (АЗ, речевая студия РС, аппаратнаявещания АВ); 2) блок речевой студии (РС, АЗ); 3) блок музыкальной студии(музыкальная студия МС, АВ, АЗ, комната прослушивания КП); 4) блок камернойстудии (камерная студия (КС, АВ, АЗ). Кроме этого, в радиодомах, гдепредполагается осуществлять
воспроизведениезаписи для радиовещания в диапазоне метровых волн,
оборудуется5-й блок вещания, состоящий из студии РС и аппаратной АВ.
            В студии устанавливают микрофоны,пульт диктора, а в аппаратной вещания — пульт звукорежиссера. Аппаратнуюзвукозаписи комплектуют профессиональными магнитофонами. Во всех основныхпомещениях АС устанавливают контрольные акустические агрегаты. Вещательные программызаписывают на магнитную ленту в АЗ. В дальнейшем монтаж частей записанныхпрограмм ведется в монтажных аппаратных. Когда кроме монтажа требуетсязамешивание дополнительных сигналов (музыки, разного
роданатуральных шумов), магнитная лента с записью направляется в аппаратнуюперезаписи и сложного монтажа. Центральная аппаратная совмещает функции АПБ иАЦ крупного центра вещания.
            На начало 1979 г. в системеГостелерадио действовало 169 радиодомов,
имеющихв своем составе необходимые аппаратно-студийные комплексы.
Изэтого числа в РСФСР находятся 86 радиодомов, обладающих 240 студиями, аостальные союзные республики имеют 83 радиодома и 255 студий,
Наиболеекрупный центр радиовещания находится в Москве и имеет
61студию. В радиодомах для магнитной звукозаписи и воспроизведения
используетсяоколо 6900 стационарных и 5000 репортажных магнитофонов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           в                                              
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     б                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         а
Рис17. Структурная схема радиодомов:
а– 1 класса; б – 2 класса; в – 3 класса.

4. ТРАКТФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ.
            Схема предусматривает поступлениевещательных сигналов двух уровней: низкого НУ и высокого ВУ на входы студийнойаппаратной СА и трансляционной аппаратной ТА. С низким уровнем сигналыпоступают из радиовещательной студии (РС). Сигналы высокого уровня поступают изАЗ, трансляционных пунктов, О.МВЛ и т. д. Номинальное значение максимальногоуровня сигнала на выходе тракта 15 дБ.
            Радиовещательная студия являетсяголовным звеном канала звукового
вещания,определяющим качество передачи. Поэтому показатели качества
студийноготракта должны соответствовать высшему классу. Для аппаратуры речевых трактовдопустимы показатели I класса.
            Аппаратура студийного трактапредназначена для усиления и обработки
вещательныхсигналов и смешения сигналов разных источников. Структурная схема студийногозвукового тракта показана на рис. 19. Микрофоны Мк с помощью кабелей подключаются ко входам микрофонных усилителей МУ,которые повышают уровень до значения, удобного при последующей обработкесигнала. После МУ включены индивидуальные регуляторы ИР, позволяющие установитьтребуемый уровень вещательного сигнала. Смешивание сигналов от источниковпроисходит на смесителе СМ
послеиндивидуальных регуляторов. Промежуточный усилитель ПУ усиливает уровеньсуммарного сигнала после СМ. К СМ через согласующие устройства СУ подключаютсясоединительные линии от других источников вещательного сигнала (отмагнитофонов, трансляционных пунктов, различных устройств обработки сигнала идр.). Суммарный сигнал проходит через общий (главный) регулятор уровня ОР ипоступает на вход линейного усилителя ЛУ. Линейный усилитель поднимает уровеньсигнала до значения, определяемого потребителями (АЗ, АЦ и т. п.).
            В качестве СЛ, подключаемых к выходутракта, используют специальные экранированные кабели либо обычные линиигородской телефонной
сети.При этом на выходе тракта уровень сигнала не должен превышать
15дБ (4,4 В). К выходу ЛУ подключены индикатор уровня ИУ и контрольныйакустический агрегат КА.
            Современный пульт студийной аппаратнойсодержит большое количество устройств управления, поэтому в них применяется блочныйпринцип построения схемы студийного тракта. Каждый источник сигнала, каждаягруппа источников, каждый выход закрепляются за кассетами. Примеромсовременного звукорежиссерского пульта является пульт, разработанный для АСБобщесоюзного телевизионного центра. Несмотря на то, что
онпроектировался с учетом специфики телевизионного вещания, пульт с успехом можноиспользовать при всех видах звукорежиссерской работы в радиовещательныхстудиях.
            Пульт имеет 24 входа. Все входыуниверсальны, к каждому входу можно подключить сигнал как низкого уровня (отмикрофона), так и высокого (до 11 В). Имеется возможность коммутации любогоисточника сигнала на любой из входов.
            Основной тракт вещательного сигналаот входа микрофонного усилителя до выхода линейного состоит из унифицированныхэлементов кассеты индивидуальных регуляторов КС-1 (кассеты источниковсигналов), кассеты группового регулятора КС-2 (кассеты групп источниковсигналов), кассеты главного регулятора КС-3 (выход), линейного разделительногоусилителя УЛР-2. Сигналы от источников программ поступают на входы кассеты КС-1,состоящей из входного делителя, микрофонного усилителя УМ-21, промежуточногоусилителя У-16, частотного корректора КИ-1, регулятора индивидуального уровняРУ-23, разделительного усилителя У-16. Частотный
корректорКИ-1 включен до индивидуального регулятора уровня. Это позволяет подобрать наслух необходимую степень коррекции частотной характеристики тракта при закрытомрегуляторе, а затем вводить источник сигнала.



Рис.19. Структурная схема студийного звукового тракта.

            Сигналы с выходов кассет КС-1 можноразделить на шесть групп путем свободной коммутации каждой из кассет на любуюиз шести шин либо на все сразу. Смешивание сигналов выполняется на резисторнойсхеме смесителя (СМ1 и СМ2). Каждая из шести шин подключается к кассетегрупповых регуляторов КС-2, состоящих из группового регулятора ГрР и усилителяУ-16. Усилитель в кассете служит для компенсации затухания, вносимого схемойсмесителя. В каждую из шести шин
можноподключить различные устройства обработки сигналов: ревербераторы
частотныекорректоры, компрессоры. Сгруппированные на шинах и обработанные в устройствахспецэффектов сигналы коммутируются на входы любой из четырех кассет КС-3.Каждая из кассет состоит из главного регулятора ГР и компенсирующего затуханиеусилителя У-16. Затем сигналы направляются к линейным разделительным усилителямУЛР-2 и далее на выходные шины. Поступающие в АЦ сигналы коммутируются на входы
программныхаппаратных, АЗ и т. д.
            Описанный пульт звукорежиссераобладает широкими технологическими возможностями. Наличие в тракте трехрегуляторов (индивидуального, группового, главного) при записи программы сучастием больших коллективов  позволяетиндивидуальными регуляторами устанавливать требуемое соотношение звучанийвнутри каждой исполнительской группы, групповыми регуляторами — оптимальноесоотношение между отдельными группами (между хором и солистом; между оркестром,хором и солистом и т. д.). При использовании нескольких сценических площадокможно
вводитьих по ходу передачи с помощью групповых регуляторов. Наличие четырех выходовпозволяет использовать пульт для четырехканальной магнитной записи.                                                     
            Диаграмма уровней по напряжениютракта формирования звуковых программ показана на рис. 21. График построен длянизкого входного уровня 82 дБ, что соответствует звуковому давлению передмикрофоном 0,1 Па минимальной чувствительности 630 мкВ/Па.
            В настоящее время в СССРэксплуатируется студийная аппаратура, выпускаемая Венгерской Народной Республикойи Чехословацкой Социалистической Республикой. С помощью комплектов ФИТ (ВНР)можно вести студийные передачи, осуществлять записи и монтаж программ,коммутировать и распределять программы по потребителям. Пульты РКС-01, РКС-02, РКС-06,РКС-08, РКС-11 и другие предназначены для обработки сигнала при ведениипередачи из вещательной студии и подачи сигнала на
магнитофондля записи. Пульт РКС-01 имеет восемь универсальных входов для
сигналовнизкого (микрофонного) и высокого уровней и четыре выхода.
            Предназначен для ведения передач измалой музыкальной студии. В пульте
РКС-02– 6 универсальных входов и два выхода. Пульт предназначен для аппаратной
записиречевой студии. Пульт аппаратной средней концертной студии РКС-08 имеет девятьуниверсальных входов для моно- и три входа для стереофонических сигналов.Позволяет вести передачи и запись моно- и три входа для стереофонических программ.Имеет два выхода стереофонических сигнала, позволяющих с помощью сумматора илинейного усилителя организовать два выхода моносигнала.
            Пульт центральной аппаратной РКС-01позволяет осуществлять коммутацию,
распределениеи контроль внешних программ. Пульт имеет шесть входов для
подключениявнешних источников программ, четыре — для подключения источников внутреннихпрограмм, все входы высокого уровня. Кроме этого, в пульте имеется аппаратура (вещательныйблок), позволяющая использовать АЦ в качестве студийной аппаратной и вестипередачи как с микрофонов, так и с магнитофонов.
            Тем же целям, что и пульт РКС-01 (заисключением возможности использования
 в качестве студийного пульта) служит пультРКС-02. Пульт рассчитай на подключение восьми внешних и четырех внутреннихисточников программ. Все входы — высокого уровня.
            Чехословацкая фирма «Тесла» выпускаетпульты звукорежиссера, предназначенные только для обработки монофоническогосигнала (ЕСР), и универсальные для моно и стереосигналов (ЕСС). Пульт ЕСС-084предназначен для обработки стерео- и моносигналов. Имеет четыре входа от стереофоническихисточников сигнала (или восемь входов моносигнала) и два выхода (четыре длямоносигнала). Пульт может обеспечить работу по любой из стереофоническихсистем: AB, ХУ, MS. Для контроля стерео-и моносигналов к пульту приданы высококачественные акустические
системы.Пульт оснащен сигнальным приспособлением для совместной работы с двумястудиями.
            Пульт ЕСР/С 122 предназначен длякрупных музыкальных студии. Он
позволяетвести передачу и запись стереофонических и монофонических программ.
Имеетшесть входов для стереосигналов (или 12 входов для моносигналов) и один выход(два для моносигнала). Для осуществления магнитной записи гнезда всех выходовудвоены. Аппаратура пульта позволяет обеспечить работу по любой изстереофонической системы (AB; XY, MS). Пультпредназначен для работы из одной студии.
            ПультЕСР/С 186 предназначен для крупных музыкальных студий и поставляется
вдвух вариантах для моно- (ЕСР) и стере


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.