Введение.
Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный путь развития. Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества и межгосударственных взаимосвязях.
Современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами “избавить грядущие поколения от бедствий войны, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе” (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государствами “независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития” (формулировка Декларации о принципах международного права).
Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие воздействия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств “проявить терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи”.
Международное право как самостоятельный нормативный комплекс (правовая система) представляет собой совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений в сфере их общих интересов. Отношения, регулируемые международным правом – это отношения между государствами – двусторонние и многосторонние; между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; между международными межправительственными организациями.
При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Можно выделить три категории дел (вопросов), которые характеризуют предмет международного регулирования:
Дела, которые по своей сути являются межгосударственными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства, не могут решаться односторонними актами государства. Это международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим открытого моря, космического пространства.
Дела, хотя и не связанные с общечеловеческими интересами, но разрешимые только совместными усилиями двух или нескольких государств на основе учета взаимных интересов. Это установление и режим государственной границы, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда.
Дела, урегулирование которых относится к внутренней компетенции каждого государства, но которые в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств. Это обеспечение и защита прав и свобод человека, оказание помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.
Глава 1. Возникновение и развитие международного права.
Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах, где возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Ефрата, Нила, районы Китая и Индии. Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, имели религиозный характер. Законы войны формировались под влиянием произвола сильного: проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda – договоры должны соблюдаться. Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами. Она получила название “право народов”.
Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Однако они под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и папских указов. Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам. В рассматриваемый период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской, а позднее – Московской Руси. Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жесткими. Применялось “право добычи”, которая переходила в собственность захватившей ее стороны. В феодальный период заключалось значительное количество международных договоров. Уже в 9-10 в.в. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. В период средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных государств был римский папа. Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь.
Таким образом, государство как субъект международного права обладает способностью устанавливать права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано не только с принятием обязательств, но и их выполнением.
Федеративное государство выступает в межгосударственных отношениях как целостный субъект международного права. Положение Венской конвенции о праве международных договоров об обязательности договора “для каждого участника в отношении всей его территории” действительно и для федеративных государств. Это общее правило выражено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в Международном пакте о гражданских и политических правах – постановления обоих пактов “распространяются на все части федеративных государств”. Такой подход присущ и некоторым конституциям, в частности, США, Германии, Индии, Российской Федерации.
К категории производных субъектов международного права относятся особые политико-религиозные единицы, имеющие самостоятельный международно-правовой статус. Это Ватикан как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами мира. Ватикан имеет представительства при ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда. Мальтийский орден имеет представительство при ЮНЕСКО.
§2. Российская Федерация как субъект международного права.
Прекращение существования СССР как субъекта международного права означало конституирование Российской Федерации в качестве суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом. Это относится и к другим государствам, являвшимся союзными республиками и создавшими Содружество Независимых Государств. Российская Федерация получила признание в качестве государства, воспринявшего от СССР основные компоненты его международно-правового статуса. В договорах, заключенных РФ с отдельными государствами, использован новый термин “государство-продолжатель”. Концепция государства-продолжателя появилась во-первых при определении судьбы членства СССР в ООН и в других международных организациях, а во-вторых, судьбы дипломатических представительств СССР в зарубежных государствах.
В первом случае государства, создавшие СНГ, согласованным решением от 21 декабря 1991 г. поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН. Во втором случае Министерство иностранных дел РФ 3 января 1992 г. обратилось с просьбой к правительствам зарубежных государств рассматривать дипломатические представительства СССР в качестве представительств РФ. Такое продолжение получило признание.
Неоднозначно решаются вопросы правопреемства в отношении договоров в сфере ограничения вооружений. 9 октября 1992 г. было принято Решение об участии государств СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности от 1 июля 1988 г. Здесь говорится о необходимости решения вопроса о правопреемстве “на основе полного равенства всех государств – правопреемников бывшего СССР”. А в Договоре о нераспространении ядерного оружия в качестве правопреемника СССР выступила только РФ. Остальные государства СНГ осуществили акт присоединения к Договору в качестве неядерных стран.
Таким образом, РФ в специфических условиях становления ее международной правосубъектности выступает одновременно в качестве государства – продолжателя СССР и в качестве государства-преемника.
§3. Статус субъектов федеративного государства.
Международное право не содержит нормы, которая бы давала решение вопроса о международно-правовом статусе образований, являющихся составными частями федеративного государства. Однако известна практика заключения между федеративными государствами двусторонних договоров, констатирующих право составных частей этих государств самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения. Наглядный пример – Соглашение от 20 ноября 1989 г. о сотрудничестве между союзными республиками СССР и провинциями Канады. Представляет интерес долголетняя международная деятельность Украины и Белоруссии как государств-членов ООН в тот период, когда они были союзными республиками в составе СССР.
За годы существования таких зарубежных федераций, как США, Канада, Австрия, Швейцария, Австралия сложилась система вступления их субъектов – штатов, провинций, земель, кантонов – в непосредственные договорные отношения друг с другом на межгосударственной основе, а в отдельных случаях – договорные отношения субъекта одного государства с другим государством (например, провинции Квебек в Канаде с Францией). Конституция Бельгии в редакции 1993 г. установила в этой стране новую федеративную форму государственного устройства: субъекты бельгийской федерации – сообщества и регионы – обладают в пределах своих полномочий правом заключения международных договоров, которое не обусловлено согласием федеральных органов.
Уважение прав человека и основных свобод. В Заключительном акте СБСЕ уважение прав и свобод характеризуется как существенный фактор мира в межгосударственных дружественных отношениях. Права и свободы человека регламентируются с учетом права народов на самоопределение. При этом выделяется положение об уважении прав и защите законных интересов лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Глава 4. Право международных договоров.
Международные договоры в виде письменного закрепления соглашений государств появились в конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э. Древнейшие договоры рабовладельческих государств посвящались в основном вопросам мира и перемирия, союзов, военной помощи. В основном это были двусторонние договоры. Постепенно международный договор становится основным источником международного права, а международная договорная практика – основой формирования обычных норм, регламентирующих порядок заключения, реализации и прекращения действия международных договоров.
Право международных договоров является базовой отраслью международного права, так как посредством заключения международных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах сотрудничества. Без договоров невозможно дальнейшее развитие международного права. Основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями от 21 марта 1986 г. Сторонами в договоре являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью. Примером международного договора, в котором в качестве участников предусмотрены государства, нации и международные организации, может служить Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г. Она была открыта для подписания всеми государствами, Намибией, международными организациями, включая региональные (на специальной сессии Генеральной конференции МАГАТЭ, на которой принята Конвенция, Намибия была представлена Советом ООН по Намибии. Независимость Намибии была провозглашена 31 марта 1990 г.).
Процесс заключения международного договора представляет собой ряд последовательных действий (стадий) – от проявления инициативы заключения договора до вступления его в силу. Инициатива заключения договора может исходить от одного или нескольких государств, а также от международных организаций. В Федеральном законе “ О международных договорах Российской Федерации” 1995 г. предусматривается, что без специальных полномочий ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации: Президент РФ, председатель Правительства, министр иностранных дел, федеральный министр. Глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве вправе вести переговоры в целях принятия текста договора - соответственно с государством пребывания.
Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания. Путем голосования, как правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. В последние годы голосование нередко не проводится; для решения применяется метод консенсуса – общего согласия. Парафирование – это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или договоров с небольшим числом участников. Форма окончательного принятия текста договора – подписание. При этом подписание является одновременно и формой принятия текста договора и формой выражения согласия на его обязательность. Двусторонние договоры составляются на языках государств-участников, многосторонние – на языках по выбору участников.
Договор утверждается одним из высших органов государства - ратифицируется. Международные договоры РФ ратифицируются Федеральным Собранием. Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает внесенный Президентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона. Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования. Одновременно с принятием решения о ратификации международного договора составляется ратификационная грамота. При заключении двустороннего договора государства его участники обмениваются ратификационными грамотами. Если договор заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит на территории другого. При заключении многостороннего договора ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Депозитарий определяется государствами-участниками в самом договоре. Им может быть одно государство, несколько государств, международная организация или ее главное должностное лицо. Получили распространение договоры, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируется в договоре.
К настоящему времени сложился комплекс многосторонних международных конвенций, каждая из которых посвящена определенному преступлению: Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о предотвращении преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, Европейская конвенция о подавлении терроризма. Ряд конвенций о преступлениях международного характера подготовлен в рамках ООН (Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ). Характерная черта конвенций – это фиксация права всех без исключения государств быть их участниками. Особую группу источников международного уголовного права составляют акты, регламентирующие сотрудничество в борьбе против мира и безопасности человечества, с военными преступлениями. Выделим акты, характеризующие правовой статус некоторых международных органов, координирующих деятельность государств в борьбе с преступностью: Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпола), Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории СНГ.
В рамках Экономического и Социального Совета ООН учрежден Комитет по предупреждению и контролю над преступностью в составе представителей 27 государств. Одна из его функций – проведение раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В структуре МВД РФ имеется Национальное центральное бюро Интерпола как органа взаимодействия органов внутренних дел РФ с аналогичными органами других государств– членов Интерпола. В штаб-квартире Интерпола во Франции работает группа штатных сотрудников, ведется картотека, включающая фотографии и дактилокарты многих тысяч международных преступников и описания наиболее опасных преступлений.
Специфика международного уголовного права обусловливает его ощутимое взаимодействие с национальным уголовным правом. Важнейшие вопросы предотвращения и пресечения международных преступлений разрешимы только в результате совместного применения норм международного уголовного права и норм национального уголовного права.
§3. Международное право в период вооруженных конфликтов.
Это самостоятельная отрасль международного права – совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.
Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные войны (Устав ООН). Вместе с тем это не означает, что войны уже исключены из жизни общества, что исчезли причины и источники, порождающие вооруженные конфликты. Наличие источников, порождающих войны обусловливает необходимость существования в международном праве специфических правовых норм, призванных регулировать отношения между государствами в случае вооруженных конфликтов и содействовать гуманизации ведения вооруженной борьбы.
Соответствующие международно-правовые акты разрабатывались на протяжении последних ста с лишним лет, начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 г.г. Самостоятельный комплекс образуют конвенции, во-первых, запрещающие оружие массового уничтожения, - конвенция о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении; во-вторых, либо запрещающие или ограничивающие применение в военных действиях определенных видов обычного оружия, - Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек, зажигательного оружия).
§3. Международное морское право.
Международное морское право – это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием. Большую роль в становлении международного морского права сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1980 г.г., осуществившие кодификацию его норм. Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организации (ИМО).
В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отражена специфика территориального моря. Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия). В отдельных государствах принята меньшая ширина – 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, Германия). Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Оно имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его внутреннего режима, которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Предварительного разрешения властей прибрежного государства на такой проход не требуется. А промысловая деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.
Одна из особенностей международного экономического права состоит в активном участии в регулировании актов международных организаций и конференций. В числе резолюций ООН – Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке.
Торговые договоры как источники международного торгового права имеют особое значение, поскольку устанавливают основы экономических взаимосвязей. В соответствии с ними заключаются соглашения о товарообороте. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров регулирует заключение договоров и обязательства продавца и покупателя, возникающие из договоров купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.
Заключение.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что международное право сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества. Такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе.
С этим связано то, что международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, сохраняя уважительное отношение к нему. Законы и нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными международным правом, содержащими отсылки к международным договорам, положения о совместном применении национальных и международных правил. Сами наименования многих международных договоров свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении. Многие из международных договоров соотносятся по предмету регулирования с положениями Конституции и законами РФ.
Итак, современное международное право характеризуется расширением сферы его применения, а следовательно, и расширением нормативной основы, поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду сфера внутригосударственных отношений. Определенные ее элементы по согласованию между самими государствами рассматриваются как объекты совместного регулирования - с участием как внутригосударственных, так и международно-правовых норм. Отмеченные обстоятельства позволяют охарактеризовать нормы международного права не только как правила межгосударственных отношений, но и как принятые согласованно государствами правила их взаимоприемлемых действий в пределах собственной юрисдикции в соответствии с общими интересами государств.
ЛИТЕРАТУРА.
Игнатенко Г.В. Международное право. М., 1995 г.
Лукашук И.И. Функционирование международного права. М., 1992 г.
Баскин Ю.Я. История международного права. М., 1990 г.
Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права.. Киев, 1994 г.
Мингазов Л.Х. эффективность норм международного права. Казань, 1990 г.
Раскалей С.Б. Объективная ответственность государств в международном праве. Киев, 1995 г.
Шуршалов В.М. Право международных договоров. М., 1990 г.
Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990 г.
Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1992 г.
Правоведение, учебное пособие (под редакцией Кравцова А.К.), изд. СПб УЭиФ, 1996 г.