В. Ю. Кротов (СанктПетербург)
Статьяпредставляет результаты апробации тренинговой программы для профилактикиэмоционального выгорания педагогов. Даны теоретические основания формированияоригинального взгляда на проблему эмоционального выгорания. Предложено новоеопределение феномена, которое подчеркивает его многомерность и открываетвозможность его классификации
Термин«burnout», обозначающий «сгорание» или «выгорание», введен американскимпсихиатром Х. Дж. Френденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении склиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказаниипрофессиональной помощи [13].
Согласносовременным данным, под психическим выгоранием понимается состояние физического,эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальнойсферы [6]. В последние годы «выгорание» рассматривается рядом ученых (В. Н.Козиев, Л. Ф. Колесникова) как «болезнь общения», которая является следствиемдушевного переутомления [3, 4]. Этот синдром включает в себя три основныесоставляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию(цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Подэмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности иусталости, вызванное работой.
Деперсонализацияпредполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Возникающиенегативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться вовнутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу иприводит к конфликтам.
Редукцияпрофессиональных достижений возникает в результате чувства некомпетентности впрофессиональной сфере, осознания собственного неуспеха в ней.
Внастоящее время не существует единой точки зрения на сущность психическоговыгорания и его структуру. Его считают следствием недостаточнойинформированности педагогов в данной сфере [12]. В свою очередь, причинойнедостатка информации является формальный ее избыток, вызванный перегрузкойвторостепенными фактами. Попытки систематизировать знания о данном феноменебыли осуществлены Э. Ф. Зеер, что привело к формированию типологии критическихсобытий [2].
Эмоциональноевыгорание возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развитиястресса. Налицо все три фазы стресса. Фаза «напряжения» служит «запускающим»механизмом в формировании эмоционального выгорания и включает несколькосимптомов:
–«переживание психотравмирующих обстоятельств», который проявляется вусиливающемся осознании психотравмирующих факторов, которые субъективно трудноили вовсе неустранимы;
–«неудовлетворенность собой», при котором действует механизм «эмоциональногопереноса» – отрицательная энергетика направляется не столько вовне, сколько насебя;
–«загнанность в клетку» – ощущается, когда психотравмирующие обстоятельствадовлеют над личностью и устранить их невозможно, приходит чувствобезысходности. Это состояние интеллектуально-эмоционального тупика; – «тревогаи депрессия» – обнаруживается в особо осложненных обстоятельствах и порождаетмощное энергетическое напряжение в форме переживания тревоги, разочарования всебе, профессии, в конкретной должности. Это крайняя точка в формированиитревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания;
–«эмоциональнонравственная дезориентация» – проявляется в безосновательнойзащите собственной стратегии, даже в случае осознания ее ошибочности;
–«расширение сферы экономии эмоций» – обнаруживает себя в отношениях с близкимии захватывает круг непрофессионального общения;
–«редукция профессиональных обязанностей» как завершающая стадия нарушениякультуры деловых отношений. Данное состояние перерастает в фазу «истощения».
Фаза«истощения» характеризуется выраженным падением общего энергетического тонуса иослаблением нервной системы. Метастазы «выгорания» проникают в профессиональныеустановки, принципы и систему ценностей личности. Возникает защитныйэмоциональноволевой антигуманистический настрой [9]. Фазу «истощения»сопровождают следующие симптомы:
–«эмоциональный дефицит», при котором к профессионалу приходит ощущение, что онне в состоянии соучаствовать и сопереживать, побуждать, усиливатьинтеллектуальную, волевую и нравственную отдачу;
–«эмоциональная отстраненность» выражается в резкости, грубости ираздражительности в общении;
–«личностная отстраненность – (деперсонализация) возникает, когда профессионалабольше не волнуют рабочие вопросы.
Завершаютфазу «истощения» психосоматические и психовегетативные нарушения.
Анализконкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, чтоосновные усилия ученых были направлены на выявление факторов, вызывающихвыгорание.
Традиционноони группировались в два больших блока: особенности профессиональнойдеятельности (объективные факторы) и индивидуальные характеристики самихпрофессионалов (субъективные факторы). Некоторые авторы выделяют и третьюгруппу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные[7].
Дляобъяснения феномена выгорания существуют три основных подхода: индивидуальный, межличностныйи организационный. Каждый из подходов затрагивает процесс его возникновения наотдельном уровне, существующем относительно самостоятельно и независимо отдругих.
Вмодели взаимодействия ресурсов преодоления и факторов выгорания мы попыталисьобъединить распространенные подходы к анализу механизмов возникновениявыгорания (индивидуальный, межличностный и организационный).
Модельсодержит три внутренних уровня: внутренние особенности, аутопсихическаякомпетентность и резерв, а также внешние условия (рис.).
Мыобъединили на положительном полюсе ресурсы преодоления выгорания, а наотрицательном – факторы, способствующие выгоранию. Одна и та же особенностьличности в разное время может являться как фактором выгорания, так и частьюресурсов преодоления выгорания в зависимости от связи этой особенности сдругими и степени ее выраженности в данный момент.
Вмодели представлен «резерв», способный накапливать как положительный, так иотрицательный «заряд». Но сходные ресурсные импульсы неоднозначно и дажеполярно могут восприниматься личностью. Амплитуда подобных искажений зависит отаутопсихической компетентности – эффективности взаимодействия комплекса личностныхкачеств, позволяющих ориентироваться во внутреннем мире. Другими словами, аутопсихическаякомпетентность – это внешняя характеристика внутренней адекватности.
Введениеданного уровня позволяет непротиворечиво описать взаимодействие ивзаимопревращение ресурсов преодоления и факторов эмоционального выгорания, атакже поновому взглянуть на точку приложения основных усилий в борьбе свыгоранием.
Внеподобного анализа не мог сформироваться оригинальный взгляд на проблему.Выгорание не эпизод, а процесс и результат искажения эмоциональногореагирования на профессиональные условия.
Признакиэмоционального выгорания на сегодняшний день имеют более 50% всех российскихпедагогов. Если учитель продолжает работать так же напряженно, это неизбежноприводит к неврозу. Около 60% учителей склонны к неврозам (данные НИИ медицинытруда).
Из7300 педагогов Петербурга 89, 3% имеют расстройства здоровья предболезненногоуровня («группа риска»), 43, 8% имеют признаки нозологически очерченныхпатологических нарушений, и только 23% указывают на отсутствие хроническихболезней (М. Г. Колесникова, М. А. Резников, 2004) [5].
Междутем в настоящее время педагоги плохо осведомлены о признаках и причинахвыгорания (72% опрошенных учителей не знают, что такое профессиональное выгорание).
Обозначеннаяпроблема решается и на уровне смежных с психологией и педагогикой дисциплин.Сегодня в этом направлении работают многие ученые в русле педагогическойвалеологии, психологии спорта и других областей научного знания. Сформировалисьи научные школы (М. Г. Колесникова, М. А. Резников и др.) [5]. Разрабатываютсяпроблемы психического здоровья и адаптации личности (А. В. Осницкий), психологиистановления личности профессионала (А. Р. Фонарев).
Исключительноезначение для выявления причин возникновения эмоционального выгорания имеетизучение личностных особенностей педагога и специфики организационной культурыпедагогического коллектива. Их одновременная диагностика, коррекция ипрофилактика, например, в форме социальнопсихологического тренинга, приобретаютособую актуальность, так как могут помочь в приостановке начавшегося процесса«выгорания» или предупредить его возникновение, сохранив педагога как здоровуюличность и эффективного профессионала, а также создать атмосферу, способствующуюгармонизации и непрерывному развитию межличностных взаимоотношений.
Сформулировавцелостное понимание выделенного явления, мы поставили цель экспериментальногоизучения процесса профилактики эмоционального выгорания учителей.
Объектомисследования стали учителя средних общеобразовательных учреждений. Висследовании приняли участие педагоги Волховской средней общеобразовательнойшколы №1, Волховской средней общеобразовательной школы №8, Волховской городскойгимназии, а также учителя Кировского городского лицея №6. Все исследуемые – этоженщины в возрасте от 25 до 60 лет, педагоги со стажем работы от 3 до 28 лет.
Предметисследования: изменения выраженности синдрома эмоционального выгорания учителейпод воздействием экспериментальной программы профилактики.
Вкачестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что предложеннаяэкспериментальная программа окажет значительное направленное понижающеевоздействие на выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов –участников программы.
Наэтапе теоретического изучения проблемы стало понятно, какие задачи стоят передэкспериментальной программой – это прежде всего повышение сопротивляемостиэмоциональному выгоранию участников путем гармонизации аутопсихическойкомпетентности и, как следствие, снижение выраженности существующих симптомовэмоционального выгорания.
Инструментамиисследования стали следующие опросные методики: диагностика эмоциональноговыгорания личности (В. В. Бойко) [8], самодиагностика симптомов эмоциональноговыгорания (С. Филина) [11], распределение энергозатрат (А. Н. Климович) [14], атакже методы математической обработки данных: корреляция стандартизированныхответов, сравнение средних показателей, анализ функции.
Порезультатам проведенного исследования мы можем составить общую картинуизменений выраженности синдрома эмоционального выгорания учителей подвоздействием экспериментальной программы профилактики, а также оценитьзначимость достигнутых результатов путем их сопоставления с изменениямианалогичных характеристик участников контрольной группы.
Наибольшиеизменения среди участников программы в сторону уменьшения выраженностикоснулись симптомов фазы «Резистенция» и группы «аффективных» симптомов. Также наиболеесущественным изменением в понимании участниками собственной структурыэнергозатрат стало осознание роста затрат энергии на сферу «фантазий».
Измененияпроизошли и среди участников контрольной группы. Однако даже самые сильныесдвиги выраженности исследуемых характеристик участников контрольной группыпредставляются менее явными, чем изменения аналогичных параметров у участниковэкспериментальной группы. Тем более что перечисленные изменения исследуемыххарактеристик контрольной группы разнонаправлены.
Сейчасс большой долей вероятности мы можем утверждать, что эксперимент оказалзначительное направленное воздействие на подэксперементных участников выборки.Изменения в сторону уменьшения выраженности симптомов эмоционального выгораниясоставили 28 – 41% от начального состояния участников! Начальные условияоказали вдвое меньшее воздействие, чем у контрольной группы, что может говоритьо широком переосмыслении участниками эксперимента своей профессиональнойпозиции касательно исследуемых характеристик.
Сочетаниетеоретического и экспериментального исследования открыло возможность с разныхточек зрения подробно рассмотреть выделенное явление и высказать предположениео том, что эмоциональное выгорание не одномерно, оно не эпизод и не итог, оно –процесс и результат снижения и искажения эмоционального реагирования на условияпрофессии. Причем некоторые характеристики выгорания как результата зависят отвполне определенных характеристик процесса выгорания, и параметры этихзависимостей должны задавать вид эмоционального выгорания. Да, да, мы ужеподходим к процессу классификации феномена!
Поискиточки приложения усилий в борьбе с выгоранием привели к мысли о существованиимеханизма взаимодействия таких сложнейших психических конструктов, каквнутренняя речь, мировоззрение, самовосприятие. В качестве меры эффективностиэтого взаимодействия мы вводим понятие аутопсихической компетентности. Новоепонятие становится ключевым в модели взаимодействия ресурсов преодоления ифакторов эмоционального выгорания.
/>
Рис.Модель взаимодействия ресурсов преодоления и факторов выгорания.
Список литературы
1.Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома про‐ фессионального выгорания педагогов:автореф.… канд. психол. наук: 19.00.01. – Хабаровск, 2007. – 23 с.
2.Зеер Э. Ф. Профессионально-педагогическая направленность как системообразующийфактор становления личности студента // Формированиепрофессионально-педагогической направленности личности инженера-педагога. –Свердловск, 1987. – С.3-16.
3.Козиев В. Н. Профессионально значимые качества личности учителя и их самооценка// Творческая направленность деятельно-сти педагога. – Л., 1978. – С.37-51.
4.Колесникова Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда. – Новосибирск, 1985.– С.67.
5.Колесникова М. Г., Резников М. А. Изучение готовности учителя физическойкультуры к валеологической работе со школьниками // Спорт и здоровье:материалы Первого международ. науч. конгр., 9– 11 сент. 2003 г., Россия, Санкт-Петербург / СПб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 2003. –Т. 1. – С.233-234. 6. Мартынова Т. Н., Бусовикова О. П. Исследованиеформирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятель-ностисоциальных работников // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Вып. 2. –Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – С.41. 7. Панова Н. В. Педагогическоедолголетие: моногр. – СПб.:
СПбАППО,2007. – 442 с.
8.Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологическийжурнал. – 2002. – №3 (Т.23). – С.85-95. 9. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.:Прогресс, 1982. – 124 с. 10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.:
Изд-воИн-та психотерапии, 2004. – C.394-399.
11.Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности вработе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. –2003. — №36. – С.18-23. 12. Шейной В. П. Психология влияния. – М.: Ось, 1989. –С.348. 13. Freudenberger, H. J. (1974) Staff burn-out. Journal of Social Issues,Vol. 30. – P. 159-166.
14.Климович А. Н. Практическое занятие на тему «Развитие толерантности педагогов ккризисным ситуациям» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006-2007: сайт / Издат. дом «Первое сентября» [Электронный ресурс]. – URL:festival.1september. ru/index.php?numb_artic=416235.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта obrazovanie21.narod.ru/