Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Экспериментальное исследование процесса профилактики эмоционального выгорания педагогов

В. Ю. Кротов (СанктПетербург)
Статьяпредставляет результаты апробации тренинговой программы для профилактикиэмоционального выгорания педагогов. Даны теоретические основания формированияоригинального взгляда на проблему эмоционального выгорания. Предложено новоеопределение феномена, которое подчеркивает его многомерность и открываетвозможность его классификации
Термин«burnout», обозначающий «сгорание» или «выгорание», введен американскимпсихиатром Х. Дж. Френденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении склиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказаниипрофессиональной помощи [13].
Согласносовременным данным, под психическим выгоранием понимается состояние физического,эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальнойсферы [6]. В последние годы «выгорание» рассматривается рядом ученых (В. Н.Козиев, Л. Ф. Колесникова) как «болезнь общения», которая является следствиемдушевного переутомления [3, 4]. Этот синдром включает в себя три основныесоставляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию(цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Подэмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности иусталости, вызванное работой.
Деперсонализацияпредполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Возникающиенегативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться вовнутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу иприводит к конфликтам.
Редукцияпрофессиональных достижений возникает в результате чувства некомпетентности впрофессиональной сфере, осознания собственного неуспеха в ней.
Внастоящее время не существует единой точки зрения на сущность психическоговыгорания и его структуру. Его считают следствием недостаточнойинформированности педагогов в данной сфере [12]. В свою очередь, причинойнедостатка информации является формальный ее избыток, вызванный перегрузкойвторостепенными фактами. Попытки систематизировать знания о данном феноменебыли осуществлены Э. Ф. Зеер, что привело к формированию типологии критическихсобытий [2].
Эмоциональноевыгорание возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развитиястресса. Налицо все три фазы стресса. Фаза «напряжения» служит «запускающим»механизмом в формировании эмоционального выгорания и включает несколькосимптомов:
–«переживание психотравмирующих обстоятельств», который проявляется вусиливающемся осознании психотравмирующих факторов, которые субъективно трудноили вовсе неустранимы;
–«неудовлетворенность собой», при котором действует механизм «эмоциональногопереноса» – отрицательная энергетика направляется не столько вовне, сколько насебя;
–«загнанность в клетку» – ощущается, когда психотравмирующие обстоятельствадовлеют над личностью и устранить их невозможно, приходит чувствобезысходности. Это состояние интеллектуально-эмоционального тупика; – «тревогаи депрессия» – обнаруживается в особо осложненных обстоятельствах и порождаетмощное энергетическое напряжение в форме переживания тревоги, разочарования всебе, профессии, в конкретной должности. Это крайняя точка в формированиитревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания;
–«эмоциональнонравственная дезориентация» – проявляется в безосновательнойзащите собственной стратегии, даже в случае осознания ее ошибочности;
–«расширение сферы экономии эмоций» – обнаруживает себя в отношениях с близкимии захватывает круг непрофессионального общения;
–«редукция профессиональных обязанностей» как завершающая стадия нарушениякультуры деловых отношений. Данное состояние перерастает в фазу «истощения».
Фаза«истощения» характеризуется выраженным падением общего энергетического тонуса иослаблением нервной системы. Метастазы «выгорания» проникают в профессиональныеустановки, принципы и систему ценностей личности. Возникает защитныйэмоциональноволевой антигуманистический настрой [9]. Фазу «истощения»сопровождают следующие симптомы:
–«эмоциональный дефицит», при котором к профессионалу приходит ощущение, что онне в состоянии соучаствовать и сопереживать, побуждать, усиливатьинтеллектуальную, волевую и нравственную отдачу;
–«эмоциональная отстраненность» выражается в резкости, грубости ираздражительности в общении;
–«личностная отстраненность – (деперсонализация) возникает, когда профессионалабольше не волнуют рабочие вопросы.
Завершаютфазу «истощения» психосоматические и психовегетативные нарушения.
Анализконкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, чтоосновные усилия ученых были направлены на выявление факторов, вызывающихвыгорание.
Традиционноони группировались в два больших блока: особенности профессиональнойдеятельности (объективные факторы) и индивидуальные характеристики самихпрофессионалов (субъективные факторы). Некоторые авторы выделяют и третьюгруппу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные[7].
Дляобъяснения феномена выгорания существуют три основных подхода: индивидуальный, межличностныйи организационный. Каждый из подходов затрагивает процесс его возникновения наотдельном уровне, существующем относительно самостоятельно и независимо отдругих.
Вмодели взаимодействия ресурсов преодоления и факторов выгорания мы попыталисьобъединить распространенные подходы к анализу механизмов возникновениявыгорания (индивидуальный, межличностный и организационный).
Модельсодержит три внутренних уровня: внутренние особенности, аутопсихическаякомпетентность и резерв, а также внешние условия (рис.).
Мыобъединили на положительном полюсе ресурсы преодоления выгорания, а наотрицательном – факторы, способствующие выгоранию. Одна и та же особенностьличности в разное время может являться как фактором выгорания, так и частьюресурсов преодоления выгорания в зависимости от связи этой особенности сдругими и степени ее выраженности в данный момент.
Вмодели представлен «резерв», способный накапливать как положительный, так иотрицательный «заряд». Но сходные ресурсные импульсы неоднозначно и дажеполярно могут восприниматься личностью. Амплитуда подобных искажений зависит отаутопсихической компетентности – эффективности взаимодействия комплекса личностныхкачеств, позволяющих ориентироваться во внутреннем мире. Другими словами, аутопсихическаякомпетентность – это внешняя характеристика внутренней адекватности.
Введениеданного уровня позволяет непротиворечиво описать взаимодействие ивзаимопревращение ресурсов преодоления и факторов эмоционального выгорания, атакже поновому взглянуть на точку приложения основных усилий в борьбе свыгоранием.
Внеподобного анализа не мог сформироваться оригинальный взгляд на проблему.Выгорание не эпизод, а процесс и результат искажения эмоциональногореагирования на профессиональные условия.
Признакиэмоционального выгорания на сегодняшний день имеют более 50% всех российскихпедагогов. Если учитель продолжает работать так же напряженно, это неизбежноприводит к неврозу. Около 60% учителей склонны к неврозам (данные НИИ медицинытруда).
Из7300 педагогов Петербурга 89, 3% имеют расстройства здоровья предболезненногоуровня («группа риска»), 43, 8% имеют признаки нозологически очерченныхпатологических нарушений, и только 23% указывают на отсутствие хроническихболезней (М. Г. Колесникова, М. А. Резников, 2004) [5].
Междутем в настоящее время педагоги плохо осведомлены о признаках и причинахвыгорания (72% опрошенных учителей не знают, что такое профессиональное выгорание).
Обозначеннаяпроблема решается и на уровне смежных с психологией и педагогикой дисциплин.Сегодня в этом направлении работают многие ученые в русле педагогическойвалеологии, психологии спорта и других областей научного знания. Сформировалисьи научные школы (М. Г. Колесникова, М. А. Резников и др.) [5]. Разрабатываютсяпроблемы психического здоровья и адаптации личности (А. В. Осницкий), психологиистановления личности профессионала (А. Р. Фонарев).
Исключительноезначение для выявления причин возникновения эмоционального выгорания имеетизучение личностных особенностей педагога и специфики организационной культурыпедагогического коллектива. Их одновременная диагностика, коррекция ипрофилактика, например, в форме социальнопсихологического тренинга, приобретаютособую актуальность, так как могут помочь в приостановке начавшегося процесса«выгорания» или предупредить его возникновение, сохранив педагога как здоровуюличность и эффективного профессионала, а также создать атмосферу, способствующуюгармонизации и непрерывному развитию межличностных взаимоотношений.
Сформулировавцелостное понимание выделенного явления, мы поставили цель экспериментальногоизучения процесса профилактики эмоционального выгорания учителей.
Объектомисследования стали учителя средних общеобразовательных учреждений. Висследовании приняли участие педагоги Волховской средней общеобразовательнойшколы №1, Волховской средней общеобразовательной школы №8, Волховской городскойгимназии, а также учителя Кировского городского лицея №6. Все исследуемые – этоженщины в возрасте от 25 до 60 лет, педагоги со стажем работы от 3 до 28 лет.
Предметисследования: изменения выраженности синдрома эмоционального выгорания учителейпод воздействием экспериментальной программы профилактики.
Вкачестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что предложеннаяэкспериментальная программа окажет значительное направленное понижающеевоздействие на выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов –участников программы.
Наэтапе теоретического изучения проблемы стало понятно, какие задачи стоят передэкспериментальной программой – это прежде всего повышение сопротивляемостиэмоциональному выгоранию участников путем гармонизации аутопсихическойкомпетентности и, как следствие, снижение выраженности существующих симптомовэмоционального выгорания.
Инструментамиисследования стали следующие опросные методики: диагностика эмоциональноговыгорания личности (В. В. Бойко) [8], самодиагностика симптомов эмоциональноговыгорания (С. Филина) [11], распределение энергозатрат (А. Н. Климович) [14], атакже методы математической обработки данных: корреляция стандартизированныхответов, сравнение средних показателей, анализ функции.
Порезультатам проведенного исследования мы можем составить общую картинуизменений выраженности синдрома эмоционального выгорания учителей подвоздействием экспериментальной программы профилактики, а также оценитьзначимость достигнутых результатов путем их сопоставления с изменениямианалогичных характеристик участников контрольной группы.
Наибольшиеизменения среди участников программы в сторону уменьшения выраженностикоснулись симптомов фазы «Резистенция» и группы «аффективных» симптомов. Также наиболеесущественным изменением в понимании участниками собственной структурыэнергозатрат стало осознание роста затрат энергии на сферу «фантазий».
Измененияпроизошли и среди участников контрольной группы. Однако даже самые сильныесдвиги выраженности исследуемых характеристик участников контрольной группыпредставляются менее явными, чем изменения аналогичных параметров у участниковэкспериментальной группы. Тем более что перечисленные изменения исследуемыххарактеристик контрольной группы разнонаправлены.
Сейчасс большой долей вероятности мы можем утверждать, что эксперимент оказалзначительное направленное воздействие на подэксперементных участников выборки.Изменения в сторону уменьшения выраженности симптомов эмоционального выгораниясоставили 28 – 41% от начального состояния участников! Начальные условияоказали вдвое меньшее воздействие, чем у контрольной группы, что может говоритьо широком переосмыслении участниками эксперимента своей профессиональнойпозиции касательно исследуемых характеристик.
Сочетаниетеоретического и экспериментального исследования открыло возможность с разныхточек зрения подробно рассмотреть выделенное явление и высказать предположениео том, что эмоциональное выгорание не одномерно, оно не эпизод и не итог, оно –процесс и результат снижения и искажения эмоционального реагирования на условияпрофессии. Причем некоторые характеристики выгорания как результата зависят отвполне определенных характеристик процесса выгорания, и параметры этихзависимостей должны задавать вид эмоционального выгорания. Да, да, мы ужеподходим к процессу классификации феномена!
Поискиточки приложения усилий в борьбе с выгоранием привели к мысли о существованиимеханизма взаимодействия таких сложнейших психических конструктов, каквнутренняя речь, мировоззрение, самовосприятие. В качестве меры эффективностиэтого взаимодействия мы вводим понятие аутопсихической компетентности. Новоепонятие становится ключевым в модели взаимодействия ресурсов преодоления ифакторов эмоционального выгорания.
/>
Рис.Модель взаимодействия ресурсов преодоления и факторов выгорания.
Список литературы
1.Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома про‐ фессионального выгорания педагогов:автореф.… канд. психол. наук: 19.00.01. – Хабаровск, 2007. – 23 с.
2.Зеер Э. Ф. Профессионально-педагогическая направленность как системообразующийфактор становления личности студента // Формированиепрофессионально-педагогической направленности личности инженера-педагога. –Свердловск, 1987. – С.3-16.
3.Козиев В. Н. Профессионально значимые качества личности учителя и их самооценка// Творческая направленность деятельно-сти педагога. – Л., 1978. – С.37-51.
4.Колесникова Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда. – Новосибирск, 1985.– С.67.
5.Колесникова М. Г., Резников М. А. Изучение готовности учителя физическойкультуры к валеологической работе со школьниками // Спорт и здоровье:материалы Первого международ. науч. конгр., 9– 11 сент. 2003 г., Россия, Санкт-Петербург / СПб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 2003. –Т. 1. – С.233-234. 6. Мартынова Т. Н., Бусовикова О. П. Исследованиеформирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятель-ностисоциальных работников // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Вып. 2. –Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – С.41. 7. Панова Н. В. Педагогическоедолголетие: моногр. – СПб.:
СПбАППО,2007. – 442 с.
8.Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологическийжурнал. – 2002. – №3 (Т.23). – С.85-95. 9. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.:Прогресс, 1982. – 124 с. 10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.:
Изд-воИн-та психотерапии, 2004. – C.394-399.
11.Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности вработе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. –2003. — №36. – С.18-23. 12. Шейной В. П. Психология влияния. – М.: Ось, 1989. –С.348. 13. Freudenberger, H. J. (1974) Staff burn-out. Journal of Social Issues,Vol. 30. – P. 159-166.
14.Климович А. Н. Практическое занятие на тему «Развитие толерантности педагогов ккризисным ситуациям» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006-2007: сайт / Издат. дом «Первое сентября» [Электронный ресурс]. – URL:festival.1september. ru/index.php?numb_artic=416235.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта obrazovanie21.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пожарная опасность маслонаполненных трансформаторов. Требования к системам противопожарной защиты
Реферат Марцевич Эдуард Евгеньевич
Реферат Анализ деятельности Сберегательного банка России
Реферат Характеристика маркетинговой политики салона красоты Злата
Реферат Безналичный денежный оборот: формы и принципы организации
Реферат Основні категорії та принципи державної політики в галузі охорони праці
Реферат Дваравати
Реферат Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно познавательной мотивации младших школьников
Реферат Банковская система. Регулирование экономики
Реферат «Ярославль красоты неописанной, всюду Волга и всюду история …»
Реферат 220 Транспортные услуги
Реферат Законодательное регулирование деятельности предприятий и предпринимательства /Украина/
Реферат Муніципальні асоціації в Україні
Реферат Прокуратура и отрасли прокурорского надзора
Реферат 1. Предмет и задачи химии. Место химии в системе естественных наук