Чтение детей и подростков в России на рубеже веков:смена «модели чтения»
Естьли сегодня полная картина детского чтения в России? — И да, и нет. Создать полнуюи достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно. Прежде всего этосвязано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детства. Какже иначе объяснить тот факт, что в последнее десятилетие не было проведено ниодного всероссийского социологического исследования детского чтения? Вблагополучной Европе, например в Великобритании, в 1994 г. такое исследованиебыло проведено сразу после того, как британцы обнаружили, что у них идетпадение навыков чтения детей и подростков.
Данные,полученные в международном педагогическом исследовании оценивания знанийучащихся (PISA), стали затем основой для принятия ряда государственных мер. Впоследние годы и в Германии общество также «было в состоянии шока» отрезультатов, свидетельствующих о снижении уровня чтения юных немцев.
Мыв состоянии шока не находимся хотя бы потому, что результаты последнегомеждународного исследования PISA, проведенного в 2000 г., когда Россия впервыеприняла в нем участие, так и не стали достоянием широкой общественности. В немоценивались результаты обучения — грамотность учащихся в чтении, математике иестественных науках. Акцент в исследовании, проведенного в 2000 г., был сделанна навыках чтения. Среди учащихся 32 индустриально развитых стран Россия заняла27 место. Конечно, мы можем говорить о том, что эти задания и тестынедостаточно адаптированы к нашим особенностям, но тем не менее мы, как ранееангличане или немцы, стоим перед острой необходимостью понять, что же сегодняпроисходит в чтении подрастающего поколения. Понять — для того, чтобы срочнопринять меры.
Безусловно,чтение, безотносительно к тому, происходит ли оно в виде прочитывания книги илитекста с экрана компьютера, — это первооснова для развития личности. Сегодняособенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процессачтения, функциональной грамотности (и неграмотности) юных и взрослых, изучениепсихологических, педагогических и иных аспектов читательской деятельности.Однако фундаментальных исследований чтения, и особенно детей и юношества,сегодня практически не проводится.
Впоследнее десятилетие получилось так, что читающий ребенок «выпал» изсферы академической науки и стал объектом прикладных исследований. Нетсоответствующих организаций, чтение почти не исследуется в рамках академическихинститутов, его исследования фактически из сферы фундаментальной науки перешлив плоскость прикладных областей знаний, а также в сферу практическойдеятельности. В этом, разумеется, нет вреда, однако сегодня мы получаем знания,которые фрагментарны, поверхностны и не способны привести к прогнозам в этойважной области. И если чтение взрослых и молодежи исследуется учеными(например, в последнее десятилетие его изучают ведущие социологи ВЦИОМа), точтение детей остается, можно сказать, вне поля зрения социологов. В результатевозникшей острой потребности получить новые знания о происходящих процессах,исследованиями его занимаются те, кого по роду деятельности больше всеговолнуют эти проблемы: учителя, психологи, издатели и другие специалисты. Основныеже исследователи детского чтения в последнее десятилетие — это детскиебиблиотекари.
Библиотекари- те, кто особенно волнуется о детском чтении, — в последнее десятилетие остронуждались в получении новых и многоаспектных знаний о том, как меняется ребенок-читатель,как обновлять фонды библиотек и т. д. Не получая таких данных, библиотекаристали изучать детское чтение в контексте библиотечного обслуживания детей.Сегодня детскими библиотекарями проведен не один десяток таких исследований,однако проблема остается. Крайне необходимо фундаментальное исследованиедетского чтения в рамках всей страны (проведенное с учетом методик,использованных в международном исследовании PISA). Мы остро нуждаемся вмониторинге процесса детского чтения в России.
Картина детского чтения на рубеже веков
Мыпопытаемся выстроить в общих чертах такую картину детского чтения в сегодняшнейРоссии, которая отражает реальные процессы и тенденции развития детского чтенияи которая даст нам возможность увидеть черты ближайшего будущего. И создадим мыее, опираясь главным образом на исследования библиотек. В основу данной статьиположены результаты исследований, проведенных в последние годы Российскойгосударственной детской библиотекой (РГДБ) — главным научно-методическим иисследовательским центром по библиотечной работе с детьми в России, а такжематериалы региональных и локальных исследований детских библиотек в регионах.
Опасенияо «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения»далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети,действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущиепоколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идетпроцесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей.Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, егодлительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатнымтекстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения,предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатнойпродукции, информации в целом и многое другое.
Нашиисследования позволяют говорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, атакже о том, то происходит процесс изменения старой на новую модель освоениядетьми книжной культуры. Тревоги и страхи возникают в связи с тем, что многиевзрослые ориентированы прежде всего на старую модель «литературнойсоциализации». Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а такжедалеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, иособенно их дедушек и бабушек.
«Уходящая модель» детского чтения
Итак,в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены.Обозначим черты, которые характеризуют старую модель чтения — тот образ,который пока что остается в сознании многих:
— «любовь чтению» (под которой мы выделяем высокий статус чтения,престиж в обществе «человека читающего», обязательность регулярногочтения);
— преобладание в круге чтения книг, а не журналов;
— разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов ижанров;
— наличие домашней библиотеки.
Удетей, и особенно у подростков, сюда добавляется:
— общение со сверстниками по поводу прочитанного;
— наличие «литературных героев»;
— сравнительно небольшая доля «чтива» (литературы низких художественныхдостоинств);
— позитивное отношение к библиотеке (частое посещение той или иной библиотеки,существование «своего» или «хорошего» библиотекаря).
Становление«новой модели» детского чтения
Вобщих чертах обрисуем новую картину и новую «модель» (совокупностьновых черт юного читателя) при вхождении в литературную культуру. Прежде всего,эта картина крайне неоднородна: и если в одних регионах России ситуациясравнительно благополучна, то в других происходят негативные процессыотторжения детей от печатной культуры.
Мыбудем опираться прежде всего на результаты нашего социологического исследованиячтения школьников 4, 7 и 10 классов. Согласно нашим данным, в среднемпреобладающая часть детей и подростков на досуге читала. Лишь пятая частьопрошенных на чтение тратила до 30 мин. в день. Треть опрошенных детей иподростков читали от получаса до часа. Около 42% читали более одного часа вдень. Таким образом, большая часть школьников на рубеже веков — это читающие надосуге дети и подростки.
Но,как правило, те, кто любит читать, — это преимущественно дети младшегошкольного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге итем меньше они любят читать. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа «мненравится читать, много читаю, в младшем возрасте составляет 43%, то к 10 классуона падает до 17%, и в то же время доля тех, кто выбрал вариант ответа»читаю редко, не люблю" возрастает с 8% среди младших до 17% встарших классах.
Отношениек чтению — важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целомпозитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так и о том, чтоучебные нагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы,вкупе с другими факторами приводят к тому, что в старших классах происходитотторжение от чтения. Чем старше школьник, тем больше «деловое чтение пошкольной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтениелюбимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получитьрадость от самого процесса свободного чтения.
Всреднем же около трети опрошенных ответили «люблю читать, но не хватаетвремени», и почти каждый третий выбрал ответ «когда читаю, люблюпочитать что-нибудь легкое, развлекательное». Результаты нашихисследований говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников нечитает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков.
Вцелом же репертуар чтения детей и подростков довольно разнообразен: на первомместе в нем — обязательная школьная классика, сказки — у младших, фэнтези — уболее старших, с интересом читаются приключения и «ужастики»,детективы (особенно для детей и подростков), книги о природе и животных.
Еслиже посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в немсоставляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда какнаучно-познавательные книги занимают в нем место вдвое меньше (21%). Такимобразом, круг чтения подростков «смещен» в сторону развлекательнойлитературы, а также иллюстрированных журналов.
Далеконе все, что нужно подросткам, сегодня издается и попадает на прилавкимагазинов. Читатели 10-15 лет остро нуждаются в современных книгах о своихсверстниках. Именно эти книги широко представлены в репертуаре чтения ушкольников на Западе. Для них пишется и издается множество произведений такназываемой «социально-критической» литературы. Это повести и романы,которые помогают юным читателям познавать окружающий мир, адаптироваться креалиям и проблемам современной жизни.
Этикниги практически не издаются сегодня в России, а та малая часть, котораяиздается, почти не попадает в провинцию. И это обстоятельство обусловливаетповышенный интерес подростков к тем книгам западных писателей, где фигурируютгерои подросткового и юношеского возраста. Таким образом, очень популярной удетей и подростков стали книги серии «Детский детектив» (К.Кин,А.Хичкок, Э.Блайтон и др.), серия о девочках-подростках Ф.Паскаль «Школа власковой долине», а также серия Д.Ролинг о Гарри Поттере (фэнтези, гдеудачно сочетаются элементы литературной сказки и школьной жизни). У нас жеиздание новых книг для детей и подростков осложняется тем, что издатели ираспространители не хотят рисковать, публикуя новых, не известных писателей; ктому же детские книги — это довольно дорогие книги, поскольку они должны бытьизданы на хорошей бумаге, с иллюстрациями. Поэтому издатели и распространителипредпочитают издавать и продавать тех писателей и те произведения, которыеизвестны и чьи книги будут раскуплены. Но репертуар чтения подростков, такимобразом, деформируется, и в чтение почти не попадают книги, столь необходимыедля их взросления.
Чтение девочек и чтение мальчиков (или гендерныеразличия)
Чемстарше дети, тем больше различия в чтении девочек и мальчиков.
Вподростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, всеболее различается: у мальчиков и юношей все более популярной становитсялитературе о спорте, технике, компьютерах, у девочек- подростков, а особеннодевушек становятся популярными романы о любви. Однако в старших классах резковозрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьнойпрограмме (это значительная часть подростков и более половиныстаршеклассников). Уходит мотив «интересно», присущий детям младшегошкольного возраста, и ему на смену идет стимул «школьное задание».Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги,которые им интересны; и значимым при выборе литературы становится не советдруга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя.
Периодика и ее читатели
Напереломе веков в чтении детей, и главным образом подростков и юношества,особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодикедетей и подростков начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оноусиливается к подростковому возрасту. Причем часто дети и подростки покупаютпериодику самостоятельно. В 10-13 лет это, как правило, спонтанный, ситуативныйвыбор. Чем старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подросткови читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женскиежурналы, ориентированные на развлечение этой аудитории. Их читают прежде всегодевочки, тогда как мальчики предпочитают другие — спортивные и техническиеиздания (об автомобилях, компьютерах и др.). Познавательные журналы читаютсясегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чемдевочки.
Комиксыи «диснеевские» журналы популярны у читателей младшего школьноговозраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально длядетей, больше популярны у девочек, так же как и журналы о животных и о природе.В последние годы многих детей и подростков привлекают такие издания, каккроссворды, сканворды, головоломки, причем в разных возрастных группах. Посравнению с девочками, мальчики больше ориентированы на более широкий иразнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки гчаще предпочитаютиздания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскуюаудиторию.
Одноиз наших последних исследований, проведенное год назад, показало, что идет ростчитательской аудитории периодики. Даже те группы детей и подростков, которыеориентированы на книжную культуру и посещение библиотек, любят читать журналыпреимущественно развлекательного характера. Особенно популярны такие журналы,как «COOL», «Молоток» и др. Но многие покупают «то,что попадется». У тех, кто младше, спросом пользуются детские журналы«Клепа», «Свирель», у тех, кто постарше, — «Cosmopoliten», «Ровесник», а также газета «Аргументыи факты». В чтении присутствуют и «телевизионные» журналы игазеты («Цветной телевизор», «Семь дней»,«Антенна» и др.). Часть подростков называла и издания познавательногохарактера — «автомобильные», а также «компьютерные»журналы.
Источники литературы
Еслижурналы часто покупаются и иногда берутся подростками в библиотеках, тоисточниками получения книг служат в основном домашние, а также публичные ишкольные библиотеки. Так, по данным упоминавшегося опроса учащихся в различныхрегионах России (2001), в 43% случаев школьники читали книги из своей домашнейбиблиотеки. На втором месте была общедоступная (публичная) библиотека (18%), натретьем — покупка (16%). Подростки, юноши и девушки также берут книги у друзей,причем с возрастом доля этого источника увеличивается более чем в три раза (с6% до 21%), он занимает у читателей старшего возраста второе место последомашней библиотеки. На последнем месте в ряду источников получения книг — школьная библиотека, которой пользуется примерно каждый девятый школьник. Вцелом же совокупная доля всех «домашних» источников получения книгсоставляет примерно 60%, доля библиотек — около 30%.
Вместес тем, в провинции библиотеки зачастую служат для детей и подростковпрактически единственными источниками получения книг. В последнее десятилетиепроблема комплектования библиотек крайне обострилась. Сохраняетсянеравномерность в распределении книжных ресурсов, причем зачастую по мереудаления от центральной России каналы распространения действуют все хуже.Вместе с тем потребности школьников в новой, актуальной литературе резковозросли, что связано не только с изменениями в чтении, но и с продолжающейсяреформой школы. Однако, как мы говорили выше, школьная библиотека служитисточником книг для каждого девятого ученика. Таким образом, во многих регионахРоссии запросы детей и подростков часто остаются неудовлетворенными.
Навопрос о том, какие книги школьник хотел бы прочитать, но не может найти, дветрети опрашиваемых назвали такие книги. У детей 11-14 лет это книги: о природеи животных (16% ответивших), приключения и «ужастики» (11%), сказки(7%), у подростков — фантастика (8% ответивших), по технике (7%), истории (4%),различная научно-популярная литература. Количество разнообразных тем, покоторым детям нужны книги, огромно. Казалось бы, что литературы по этим темамиздается немало. Но из-за того, что она не попадает в регионы, дети испытываютнеосознаваемый ими самими «книжный голод». Однако специфика этойчитательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь итеперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее своинереализованные потребности, они просто переключаются на иные средствакоммуникации и способы проведения досуга.
Длябиблиотек одним из вариантов такой «замены» стали журналы. По мнениюспециалиста Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) Н.М.Макаровой, именно периодика позволяет библиотекам восполнить пробелы в книжномфонде, оперативно удовлетворять информационные запросы читателей. Во многихбиблиотеках периодика составляет подавляющую часть новых поступлений. Внекоторых регионах подписка через агентство «Роспечать» в течениеряда лет была почти единственный источником комплектования. С точки зрения Н.М.Макаровой, среди изданий, адресованных детям и подросткам, примерно 40% составляютиздания развлекательного характера; 50% изданий носят учебный характер и толькодесятая доля всех публикаций имеет отношение к самообразовательному иразвивающему чтению. Это соотношение отражает ориентацию рынка на массовый«развлекательный» и учебный спрос при минимальном просветительскомпотенциале. Но детские библиотеки особенно нуждаются в книгах, способствующихразвитию личности юного читателя, его самообразованию.
Видеокультураи детское чтение
Всегодняшней ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным.Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания — семьей ишколой — в нем все большую роль играют «электронные воспитатели».Телевидение продолжает играть значительную роль в жизни детей и подростков. Втечение последнего десятилетия оно является наиболее распространенным способомпроведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и населе, и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий. Репертуарпрограмм и передач, которые смотрят подростки, широк и разнообразен. Школьникилюбят смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях, приключениях,о природе и животных, младшие предпочитают мультфильмы, старшие — музыкальныепрограммы и новости спорта. Они любят смотреть телесериалы и художественныефильмы (причем преимущественно зарубежные). Многие подростки — активныелюбители игр, конкурсов, викторин. Таким образом, телевидение — это иобразование, и отдых, и развлечение. Это также источник рекламных роликов,полных клишированных образов — стереотипов. Кинофильмы, сериалы и рекламныеролики задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание иподсознание.
Впоследние годы мы собирали данные о том, как электронная культура воздействуетна чтение детей и подростков. С нашей точки зрения, это влияние проявляется вследующем:
— меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится болееповерхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым»(вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничномтексте, особенно — повестях и романах);
— меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, подвлиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам,которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате — детективам,триллерам, «фэнтези», «ужасам», «кинороманам»);
— предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом(отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов икомиксов);
— происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, посколькудети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской изарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуарачтения детей и подростков).
Всвязи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередачориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, не удивительно,что в чтении детей, и особенно подростков, доминирует остросюжетнаяразвлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариямсериалов и кинофильмов («кинороманы»).
Так,с конца прошлого века у детей и подростков особенно популярными стали серии«Детский детектив» и «Черный котенок»; сегодня продолжаетвозрастать интерес к комиксам, доля которых в репертуаре чтения у младшихшкольников значительно увеличивается. Интерес к литературе приключенческогожанра, что является наиболее характерной чертой подростков как читателей, впоследнее десятилетие также сместился в сторону детективов, приключений,«фэнтези», «ужастиков». Девочки-подростки и девушки сталичитательницами сентиментальной литературы для женщин и «дамских»романов.
Этипроцессы особенно четко проявляются в регионах. Так, по данным исследованийВолгоградской областной детской библиотеки (2001) телевидение в значительнойстепени определяет читательские предпочтения подростков. Данные исследованийдетских библиотек в ряде регионов также подтверждают общую тенденцию: чтениедетей и подростков все больше делится на две составляющие: «деловое» и«свободное». Последнее ориентировано главным образом на развлечение ирекреацию, и предпочтение отдается журналам, в первую очередь развлекательным.Так, в Волгоградской области на первом месте у девочек-подростков — журналы«COOLGIRL», «Штучка», «Маруся» и др. В рейтингелитературных предпочтений первые места отданы приключенческой литературе,фэнтези и фантастике. У мальчиков «ужастики» находятся на третьемместе, у девочек — на пятом, детектив — на седьмом, тогда как научно-популярнаялитература находится на двенадцатом месте, классическая литература и поэзия удевочек находится на десятом месте, у мальчиков же — на четырнадцатом.
Попредварительным данным нашего нового исследования, посвященного чтениюподростков в селах в ряде регионов России, особенно популярными у детей иподростков стали детективы, становятся «ужастики» и комиксы. Выборподростков все чаще определяют серии. Классическая литература, особеннозарубежная, в чтении почти не присутствует. Так, почти никто не назвал,например, Д. Лондона, А.-К. Дойла, М. Твена, А. Дюма или Ш. Бронтэ, М. Митчелл.Зато в репертуаре чтения сельских подростков широко присутствуют детективы длядетей и для взрослых, например романы Д. Донцовой. Многие подростки читаюттакие журналы, как «COOL», «Молоток», «Штучка»,предпочитая журналы с большим количеством картинок. Многие читают также газету«СПИД-ИНФО» и подобные издания. Таким образом, телевизионная культуравлияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но оченьзначительно.
Книга, компьютер, Интернет: новые ориентацииподростков
Вкрупных городах до некоторой степени альтернативой телевидению выступают новыемедиа. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иногоспособа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации иэлектронные масс-медиа. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационныетехнологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым,поскольку восприимчивы к новому; многие из них уже в раннем детстве знакомятсяс компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которогодругие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.
Ещёодна черта современных подростков — это стремление поиграть на компьютере.Такая возможность им предоставляется и в школе, и дома, у друзей, вкомпьютерных клубах. В наших исследованиях мы зафиксировали в конце 90-х гг.начало «игрового бума» среди подростков. Сегодня эта волнараспространяется из крупных городов в российскую провинцию. Рубеж веков иначало нового тысячелетия ознаменовался ростом пользователей Интернета, которымбольше всего интересуются именно юные и молодые пользователи. Центром вниманияподростков (особенно мальчиков) сегодня становятся именно компьютерные игры иновые информационные и телекоммуникационные технологии.
Окружающаясреда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иныхматериалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательскиепривычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция иразнообразные мультимедиа зачастую воспринимаются как конкуренты печатномуслову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новыхвозможностей, которые он предоставляет, к ним возникает острый интерес. Позже,когда они будут освоены, они «встроятся» в структуружизнедеятельности, и займут в ней свое место. Книга не уйдет, и чтение также.Однако нам хотелось бы расставить акценты иначе: дело не в том, какое средствобудет выбираться — книга или компьютер, где будет текст — на бумаге или наэкране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будетидти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания,какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развитияюной личности.
Носегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Покачто мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это времястремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательскойдеятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целогоряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности.Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивныхштампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают языкклассического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальныйподход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но икультура речи, поскольку не осваивается значительная часть любимой когда-толитературной классики, составляющей ранее значительную часть репертуара чтениядетей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей иподростков отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтениямногих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние«электронной культуры» на чтение усиливается.
Итак,в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены,которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекарипо-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинствосегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иноевосприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебникужизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации.Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передачебытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается«новая модель» детского чтения — точнее, «новые модели»чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальностьставит иные задачи воспитания юного читателя как «Человекачитающего».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fio.ru/