Формирование самостоятельности учащихся впроцессе изучения темы физики: «Тепловые явления»
Плотникова-Качева Е.Е., Скулов П.В.
Проблемаактивности и самостоятельности учащихся — одна из коренных в дидактике ишкольной практике. Деятельность преподавателя немыслима без опоры на тех, когоон учит. Формирование самостоятельности учащихся — одна из основных задачшкольного обучения. Л.В. Жарова пишет: «Самостоятельность — замечательноесвойство человека, результат воспитания и самовоспитания. Она же важнейшееусловие самореализации личности, ее творческих возможностей».
Ещес древних времен идея самостоятельности учащихся в обучении проходит в трудахклассиков педагогики. Я.А.Коменский, А. Дистервег, К.Д.Ушинский и многие другиепод знаком природосообразности понимали соответствие воспитания особенностямприроды человека, законам его вечного саморазвития. В некоторых современных работахприродосообразность рассматривают в сочетании со следующими категориями:сознательность, активность, самостоятельность (Н.А. Сорокин); активность исамостоятельность (В.И. Загвязинский)
Нопочему же так много людей несамостоятельных, неспособных своевременно, неоглядываясь на других принимать нужные решения. Это вопрос снова и снова встаетперед обществом. Одни считают, что ученик пассивно воспринимает все внешниевоздействия, следовательно нуждается в постоянном управлении, регламентации состороны учителя, который должен действовать с помощью предписания, жесткогоконтроля. Сторонники другого подхода, призывая учитывать интересы и потребностиребенка, предлагают строить обучение так, чтобы он чувствовал себя свободным,мог проявить активность, полную самостоятельность (Л.В. Жарова).
Поэтомуцель исследования — изучить состояние проблемы и предложить пути ее решения.
Внауке нет однозначного определения самостоятельности. Самостоятельностьопределяют как свойства личности, обусловленные имеющимися знаниями икоммуникативными способностями (Н.Г. Алексеев), способность действовать безпомощи со стороны (Л.П. Аристова, Л.В. Жарова), отличный от других способмышления и деятельности (В.А. Пузанов, С.И. Зиновьев). Есть работы, в которыхобъединяются различные взгляды на данный вопрос (В.И. Орлов).
Мы,считаем, что самостоятельность есть свойство личности, которое проявляется встремлении к независимым, активным, созидательным действиям и поступкам иподдерживается соответствующими умениями и навыками.
Стремлениек самостоятельности является объективной необходимостью и естественнойпотребностью человека. Потому учителю, так важно обладать умением, организоватьдеятельность по формированию самостоятельности.
Понятиесамостоятельной работы в настоящее время занимает важное место в системедидактических понятий. В настоящее время существуют различные взгляды на данныйвопрос. Одни считают самостоятельную работу формой организации деятельности,другие называют ее методом обучения, третьи рассматривают самостоятельнуюработу как виды учебной деятельности, не относя их ни к той, ни к другойгруппе. Мы считаем, что организация самостоятельной работы является действеннымметодом обучения и воспитания учащихся и предполагает активные умственныедействия школьников связанных с поиском наиболее рациональных способов решенияпоставленной задачи. В результате самостоятельной работы учащиеся приобретаютнеобходимые предметные знания, умения, навыки, обретают способность активно исамостоятельно мыслить и действовать.
Обобщаяидеи ведущих методистов и дидактов (Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, В.П. Орехов А.В.Усова) можно сказать, что отличительной особенностью самостоятельной работыявляется то, что учебная работа учащихся осуществляется без непосредственногоучастия учителя, но под его руководством и в определенное время.Самостоятельная работа является объектом нашего исследования.
Формированиеу учащихся умения самостоятельно работать с учебной литературой является частьюпроблемы воспитания самостоятельности и активности, развития у школьниковумения самостоятельно приобретать и углублять знания. Значительное место всистеме средств обучения занимает учебник. Вопросы организации процессаобучения с использованием самостоятельной работы с учебником всегда были вцентре внимания. Этим занимались А.В. Усова, В.К. Буряк, Р.Д. Минькова, Н.А.Родина, М.Я. Павлов, А.В. Муравьев, Е.А. Морозова, и многие другие. Предметомисследования является самостоятельная работа с учебником.
Учебник- это краткий свод научных сведений, доступных пониманию учащихся данноговозраста он определяет объем, уровень и структуру минимума физических знаний,сообщаемых ученикам. Работа с ним на уроке должна стать одним из важных методовобучения. На это нацелен и методический аппарат учебника: шрифтовые выделения втексте, рисунки, фотографии и таблицы, вопросы к параграфу, система задач иупражнений, предметно — именной указатель, описание лабораторных работ.
Существуеточень много разных видов самостоятельных работ с учебником. Составление планапрочитанного, конспектирование, нахождение формулировок, выполнение заданий походу рассказа или беседы, составление тезисов, обращение к учебнику дляустановления связи нового материала с аналогичным пройденным, выполнениезаданий на сравнение изучаемых явлений, работа с иллюстративным материалом,подтверждение правильности ответа на качественные задачи со ссылкой на текстучебника и т.д.
Формироватьумения и навыки самостоятельной работы с учебником, прививать желание с нимработать важная и непростая задача, стоящая перед учителем. На наш взгляднекоторые виды самостоятельной работы с учебником недостаточно разработаны иописаны в методической литературе и потому редко применяемые в практическойдеятельности, например подтверждение правильности ответа на качественные задачисо ссылкой на текст учебника. Как показывает опыт, целенаправленнаясамостоятельная работа учащихся на уроках физики дает положительные результатылишь тогда, когда хорошо продумана система мер по возбуждению у школьниковустойчивого интереса к изучаемому материалу и развитию этого интереса. Поэтомув процессе исследования и разработки данного вида самостоятельной работы сучебником мы предположили, что если такая работа будет интересна учащимся, еслив результате работы с учебником ученики смогут найти ответы на интересующие ихвопросы, то формирование самостоятельности будет проходить более эффективно.Ученики должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, объяснятьявления и процессы, происходящие в природе, а также получать самостоятельносведения для их объяснения.
Новизназаключается в том, что нами проанализирована различная учебно-методическаялитература (сборники задач, публикации в журналах и газетах и др.) и подобраныкачественные задачи, в которых физические явления рассматриваются в природе,быту, производстве и вызывают интерес у большинства учащихся. Задачисистематизированы и представлены в виде сборника. К каждой задаче в учебникенайден соответствующий текст, который напрямую или косвенно позволяет датьответ на поставленный вопрос. Данные о таких текстах учебника систематизированыи представлены в методическом пособии для учителя. Таким образом, учитель всвоей практической деятельности для лучшего усвоения, закрепления того илииного теоретического материала имеющегося в учебнике может организоватьдеятельность при которой учащиеся сами найдут ответ на поставленный вопрос спомощью учебника.
Пример.
Задача1. Почему климат островов умереннее и ровнее, чем климат материков?
Ответ:В воде морей и океанов содержится огромное количество энергии, смягчающейколебания температуры воздуха прибрежной полосы.
УчебникА.В. Перышкин Н.А. Родина Параграф 9 стр.22 " вода имеет очень большуюудельную теплоемкость." Таблица 1 стр. 22 (с=4200 Дж/кг·со) стр. 19"… это значит, что для нагревания воды массой 1 кг на 1 градус требуетсяколичество теплоты 4200 Дж. Количество теплоты — это энергия, которую телополучает или теряет при теплопередаче". Стр. 22 "… поэтому вода вморях и океанах, нагреваясь летом, поглощает большое количествотеплоты..."
Входе такой самостоятельной работы учащиеся приобретают следующие умения инавыки:
— устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными вучебнике.
— самостоятельно изучать отдельную тему учебника
— решать задачи, используя текст учебника
— составлять задачи, используя текст учебника
— грамотно, научным языком отвечать на вопросы
— ориентироваться в тексте и справочном материале учебника
Данныйвид самостоятельной работы с учебником способствует выполнению следующих задачобучения и воспитания:
1)Способствует воспитанию самостоятельности и познавательной активности у ребят;
2)Дает возможность расширить область связи теории с практикой
3)Развивает интерес к физике
4)Вырабатывает у учащихся наблюдательность, внимание, настойчивость,аккуратность;
5)приучает учащихся к сознательному труду.
Припроведении педагогического эксперимента было выявлено, что такой видсамостоятельной работы с учебником редко используется на уроке. Было замечено,что при проведении такой самостоятельной работы ученики с интересом включаютсяв работу. Разработанные задания оказались им посильными и познавательными.Считаем, что данная разработка интересна, с теоретической и практической точекзрения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/