Е. И. Николаева, доктор биологических наук, профессор,Новосибирск
Умственнаяотсталость, или олигофрения, может иметь разную природу. Основные причины две — нарушения в структуре мозга, например, передающиеся по наследству илиполученные в результате родовых травм, и так называемая педагогическаязапущенность — следствие того, что родители просто не занимаются развитием иобучением ребенка. Олигофрения включает три разновидности: кретинизм,имбецильность и идиотию. Они отличаются глубиной нарушения интеллектуальногоразвития, идиотия — самое серьезное.
Призывники,получающие диагноз «олигофрения», — это в основном ребята из деревни, чьи родителисильно пьют и практически не следят за своими детьми. Если раньше государствотребовало, чтобы все дети ходили в школу, то сейчас множество детей брошено напроизвол судьбы.
Умственнаяотсталость как результат педагогической запущенности — это проблема, вызваннаяпрежде всего социальными условиями, можно сказать, медицинское следствиесоциальной болезни. Что касается олигофрении, связанной с органическими,естественно-биологическими нарушениями работы мозга, — это, казалось бы, чистаяклиника. Тем интереснее, что современное общество находит пути именнопсихологического решения этой проблемы, а не только медицинского — медикаментозного или хирургического. (Хирургия может удалить опухоль мозга, ноне в состоянии вылечить никакую олигофрению.)
— Какие это пути?
— В России с 2001 г. начинает развиваться Специальное Олимпийское движение,которое уже существует во всем мире. Возникло оно в Америке, потому что всемействе Кеннеди оказалась девочка, которая в результате операции сталаумственно отсталой. Стремясь ввести ее в общество, это семейство пыталосьразными путями ее обучать. Спорт оказался наиболее эффективным средством, и наэто опирается идея Специальной Олимпиады (Special Olympic), когда людей сдиагнозом «умственная отсталость» привлекают к занятиям разными видами спорта.В мире значительно раньше появилось Параолимпииское движение для людей, имеющихфизические проблемы — у которых нарушен двигательный аппарат.
— Параолимпииское движение в России тоже существует?
— Существует и дает прекрасные результаты. То есть в одном случае спортомзанимаются люди с нормальным интеллектом, но с физическими проблемами, в другом- физически нормальные люди, но с умственной отсталостью. (Сюда не попадаютлюди с диагнозами «шизофрения» и «маниакально-депрессивный психоз», потому чтоих поведение непредсказуемо. У олигофренов реакции предсказуемы.)
Особенностиэтих людей учтены очень тонко. Всякая соревновательность для них чрезвычайноболезненна. Поэтому на любых первенствах сначала проходит предварительныйотбор, во время которого всех участников делят на группы по восемь человек(групп может быть сколько угодно). Внутри группы различие между самым сильным исамым слабым составляет не более 10%. Если предварительные результаты участникасильно отличаются, его просто переводят в другую группу. После соревнования всевосемь получают награды. За первое, второе… седьмое и восьмое места. Болеетого, в соревнования более высокого уровня не обязательно попадает самыйсильный — участник определяется жеребьевкой. Цель — не селекция лучших, а самоучастие, и попадать на верхние уровни должны не одни и те же люди, а разные.
— В России все это тоже организует Фонд Кеннеди?
— Сначала фонд попытался создать отделение в России, но после того как выделенныеденьги исчезли неизвестно куда, он отказался от этого проекта. Нашелся человек,лично знакомый с семейством Кеннеди и теперь лично отвечающий за использованиесредств, — это Павлов, бывший посол России в Америке. Как всякийблаготворительный орган, Фонд Кеннеди не оплачивает работу снизу. Первичныеорганизации, которые выполняют основную работу — ищут проблемных детей,тренеров, спортзалы, проводят подготовительные и отборочные мероприятия — существуют за счет каких-то российских источников. А уже детей, которыхотобрали для международных соревнований, начиная от Москвы до поездок за рубеж,то есть самую дорогостоящую часть, оплачивает Фонд Кеннеди.
— Какие виды спорта практикуются?
— В этом году в России проходили чемпионаты по горнолыжному спорту и лыжнымгонкам — в Екатеринбурге, по настольному теннису — в Красноярске, помини-футболу -в Смоленске, по бадминтону — в Подмосковье, планируются — поволейболу, баскетболу, хоккею на траве и фигурному катанию — вСанкт-Петербурге. «Победители», как я сказала, выбранные жеребьевкой, едут намировые соревнования.
— И что, собственно говоря, спорт дает умственно отсталым людям?
— Мое участие в этом движении связано с теоретическим обоснованием. Когда Кеннедипредложили такую систему, они просто видели, что, занимаясь спортом, их девочкастановится более адаптивной. Причину этого они объяснить сами не могли.
Асуть вот в чем. Тут мы должны совершить научную экскурсию и заглянуть вчеловеческий мозг.
Человекрождается с огромным, но конечным числом нейронов -1014. Как только мыпоявляемся на свет, начинается их массовая гибель. Нейроны, не включенные вспецифическую мыслительную деятельность, не получают питания и обреченыотмирать. Чтобы осуществлять эту деятельность, они должны друг с другомвзаимодействовать.
Теперьпредставьте себе: ребенок родился, а ему ручки-ножки — чик — и запеленали. Онлежит как куколка, глаза у него еще не видят, потому что мы видим не глазами, амозгом, глаза сами по себе не анализируют входящую информацию, весь сенсорныйопыт блокирован. И ребеночек тут же засыпает. А нейроны обвалом гибнут. Чтобынейрон работал, он должен образовывать связи не менее чем с десятью тысячамидругих нейронов — для этого необходимо активно двигаться, воспринимать,получать информацию. Требуются внешние стимулы.
Известенэксперимент американского ученого X. М. Скилза. В 1930-х годах он работал всиротском пансионате для умственно отсталых детей. Там не хватало воспитателей.Из 25 детей, которые там находились, он взял 13 и отдал умственно отсталымженщинам, полагая, что эти дети хотя бы получат ласку. Ко всеобщему удивлению,живя со своими приемными мамами, эти дети вскоре начали говорить, а интеллектих достиг нормы. И через 40 лет выяснилось, что все эти 13 умственно отсталыхдетей, выросших у умственно отсталых женщин, сами зарабатывают себе на хлеб.Все получили среднее образование, четверо — высшее, и почти все имели семьи. Адети, оставшиеся в детском доме, по-прежнему находились на попечениигосударства — с ними никакого чуда не произошло.
Вчем здесь разница? Умственно отсталые женщины, конечно, не могли дать детямкакие-то особенные знания и обеспечить им престижное место в обществе, но они сними разговаривали, пеленали их, играли с ними, пели им песни — то естьпостоянно стимулировали.
Вседело в том, что мозг до одного года невероятно пластичен. Если правильно сребенком работать, то последствия послеродовых травм и врожденные пороки можноне снять, но компенсировать. 1014 нейронов — это очень избыточное количество, идаже когда многие из них погибают, остается еще очень много, только нужнозаставлять их работать. Более того, после 25 лет и у вас и у меня каждый деньпогибает по 10 тыс. нейронов. Когда мы мыслим, их погибает меньше. Люди редкожалуются на свой интеллект, а жалуются на ухудшение памяти — но дело не впамяти, а в том, что, когда человек не пользуется мозгами, перестает учиться,читать, то отмирает массированное количество нейронов. Ему становится труднообъединять в сознании разноплановые явления. Из-за этого с возрастом падаетинтеллект.
Такчем же спорт помогает олигофренам? Интенсивное движение через механизм обратнойсвязи возбуждает клетки мозга, заставляет их активно воспринимать ианализировать информацию, набирать опыт, а значит — развивает интеллект. Чембольше ребенок двигается, тем больше информации он готов воспринять. И,конечно, вторая сторона — общение, включенность в группу, командноевзаимодействие, работа с тренерами.
Всеэто несравненно эффективнее, чем пытаться дать умственно отсталым детям«знания», которые дает общеобразовательная школа.
— А школьное обучение олигофренов что-то дает?
— У нас традиционно считалось, что дети с проблемным развитием должны учиться потой же программе, что и обычные школьники, только осваивать ее должнымедленнее. А европейский способ обучения таких детей совсем другой -их не нужноучить математике, физике и химии, а нужно научить самостоятельно зарабатыватьсебе на жизнь. Прежде всего, они должны научиться себя обслуживать — культурноесть, так, чтобы это не отпугивало людей, находящихся рядом, аккуратноодеваться, ходить в магазин и покупать себе пищу и необходимые предметы.
Когдамы обучаем умственно отсталых детей по стандартной программе в специальныхшколах, то оказывается, что попадают в эти школы только дети с педагогическойзапущенностью. Детей с имбецильностью и идиотией туда не берут — и они вообщене обучаются ничему.
Англичанестремятся к тому, чтобы любой умственно отсталый ребенок ходил в обычную школу,находился рядом с нормальными детьми. Почему у них это возможно, а у нас нет?Потому что там в классе, рядом с таким проблемным ребенком сидит взрослыйспециалист, работник социальной службы. Учитель объясняет всем, а он поясняетребенку все, что говорит учитель, повторяет, если нужно, и прочее. А когдаребенок придет домой, там с ним занимаются уже пять таких специалистов — покаждому предмету отдельно. И когда ребенок приходит на следующий день на уроки,он уже может держаться на общем уровне.
Иеще одна проблема. Всего несколько лет назад у нас в больничных карточках поддиагнозом «болезнь Дауна» делалась запись: «необучаемый ребенок».
БолезньДауна — это генетическая болезнь, у нее может быть и легкая, и тяжелая степень.У нас при любой степени тяжести, если ставится такой диагноз, ребенок считаетсянеобучаемым. Между тем я сама видела двух девочек с болезнью Дауна, которыепечатали тексты на четырех языках. Вы можете печатать на четырех языках?
— Не знаю, не пробовал.
— Это не значит, что они понимали все, что печатали, но они могли зарабатыватьсебе на хлеб довольно-таки квалифицированным трудом. Это очень значимо. У насже подавляющее большинство таких детей находится дома, ничему не обучается итребует постоянного присмотра взрослых. Значит, и мама не может работать. Какследствие, из таких семей отец уходит — по статистике, в 50% случаев. На основемедицинских проблем развиваются психологические и экономические.
Никтодаже не думает водить таких детей в школу — несмотря на то, что для нихсуществуют специальные программы обучения. Возьму только один аспект. У дауновбольшой язык — поэтому они с трудом говорят. Что можно реально сделать? Еслиобучать таких детей сначала говорить, а потом читать, результаты плачевные — говорить они начинают поздно, так что читать могут вообще не научиться. А еслимы возьмем методику Глена Домана, по которой обучают читать детей до года, инаучим их сначала читать, они развиваются гораздо раньше и лучше. Если петь импесни, если много с ними общаться, работать по специальным программам — результаты весьма впечатляющие. Если у него ручки свободны, если он двигается,если он с трех недель начинает плавать — а дети, как известно, рождаются сплавательным рефлексом — ребенок не спит, он получает больше сигналов, азначит, у него активизируется работа мозга. Интеллект до года напрямую зависитот двигательной активности. Поэтому дети, которые плавают, слушают речьвзрослых, музыку, которым делают массаж и т. д., развиваются — и те, у кого нетневрологических нарушений, и те, у кого они есть. Раз мы знаем о невероятнойпластичности мозга, мы должны включать все имеющиеся у него резервы. Мы, покрайней мере, можем обучить человека самого себя обслуживать и работать поспециальности, не требующей интеллектуальных усилий.
— Наши родители даже не знают, что такое возможно.
— Ну да, врачи говорят, что сделать ничего нельзя, и в итоге эти дети сидят домаобузой для всех. Многие матери от таких детей отказываются, и они становятсяобузой для государства.
— Я слышал, что американцы охотно и активно усыновляют и удочеряют наших«отказных» детей и почему-то именно умственно отсталых. Это так?
— Это действительно так. Дело в том, что по американскому законодательству, мать,когда-то отказавшаяся от своего ребенка, может забрать его у тех, кто взял егона воспитание, в любой момент, независимо ни от каких обстоятельств. Захотела — и все, имеет право. Поэтому удобно брать детей из России, где мать брошенногоребенка даже не ставят в известность о его судьбе. А существующие возможностипозволяют адаптировать любого ребенка к жизни в обществе, американцы этопрекрасно знают и охотно берут в семьи умственно отсталых детей.
— Но все-таки хоть что-нибудь в России меняется?
— Меняется, правда, очень медленно. Специальное Олимпийское движение — томупример. Сейчас санктпетербург-ские организации для детей-инвалидов добилисьтого, что Летний сад и Марсово поле убирают только люди с болезнью Дауна. Идеяпробивалась с большим трудом — говорили, что это будет очень некрасивоезрелище. Но потом выяснилось, что они, во-первых, никогда не напиваются,во-вторых, делают работу чрезвычайно качественно, а в-третьих, не требуют повышениязарплаты.
— Такие люди не спиваются?
— У них нет вредных привычек, если их специально этому не обучать. Пьют умные, выже знаете, что «горе — от ума».
Людис болезнью Дауна не агрессивны, благожелательны и трудолюбивы. Убрав своиучастки, они идут по Невскому проспекту и автоматически продолжают очищатьгород от мусора и грязи. Для них самое главное — быть включенными в мир и вобщество. И это мы можем им дать. Неинтеллектуальных видов труда очень много, авовлечение людей с проблемами развития в подобную деятельность позволяет имсамостоятельно зарабатывать себе на жизнь.
Преимущественноинтеллект до года определяется двигательной активностью, а после года — временем общения со взрослым. Известно по многим наблюдениям, что старшие детив семье имеют более высокий интеллект, более инициативны и ответственны. Однаиз важнейших причин состоит в том, что им достается больше всего вниманияродителей. Младший — любимец и баловень, которого никто не учитответственности, по новосибирским исследованиям, проведенным моими студентами,гораздо чаще становится алкоголиком. При этом он может быть более творческимчеловеком, потому что интеллект и творчество — это разные вещи. Доказано, что удетей в многодетных семьях интеллект ниже, а хуже всего приходится тем, у когоболее трех братьев или сестер. Чем больше детей в семье, тем ниже интеллект увсех*. В то же время здесь есть тонкость. По современным тестам, интеллекттаких детей оценивается как низкий, но возможность выживания на улице у нихнамного выше и лучше двигательная активность.
— Они же все время в конкурентной среде.
— Совершенно верно. Они предоставлены сами себе, их никто за руку не ведет. Этоговорит о том, что наши тесты очень ограниченны. Низкий интеллект необязательно отражается на двигательной активности. Более того, есть видыспорта, где они более успешны, просто потому что у них нет страха. Вы стоите нагоре и боитесь съехать на лыжах, а человек с умственной отсталостью делает этолегко и красиво. В Красноярске недавно было соревнование по теннису — могу васзаверить, многие здоровые люди могли бы позавидовать. Правда, в этихсоревнованиях пределом была имбецильность — люди с идиотией в них пока неучаствуют.
Людис болезнью Дауна тоже могут быть творческими личностями. Существует театрдаунов, балет даунов. В нашей Специальной Олимпиаде есть пара — мальчик-даун исовершенно здоровая девочка, которые потрясающе выступают в фигурном катании.
Задачаработы с такими людьми в том, чтобы не обучать умственно отсталых наукам, а втом, чтобы адаптировать их к социуму. Спорт — не самоцель, не игра, а тольконачальная ступень в адаптации. Здесь Специальные Олимпиады важны даже нестолько для самих детей, сколько для их семей. Люди видят, что они не одинокисо своими проблемами и что эти проблемы решаемы. А дальше предстоит огромнаяработа всего общества. Если мы хотим иметь реальную демократию, то должныразвивать самостоятельность и ответственность у каждого человека, в том числе улюдей с нарушениями развития. Опыт доказывает, что это возможно.
*К этому утверждению, имеющему статистический характер, не нужно относиться какк фатальной данности. Д. И. Менделеев был 17-м ребенком в семье. В многодетныхсемьях, где родители уделяют много времени развитию детей, все они отличаютсявысоким интеллектом (всем известный яркий пример — семья педагогов Б. П. и Е.А. Никитиных).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.auditorium.ru