Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Тревожность и фрустрация: определения и примеры исследований

Однаиз функций эмоций – предвосхищающая, эмоции могут предвосхищать ситуацию илирезультаты действия до его выполнения. Примером изучения предвосхищающейфункции эмоций могут служить исследования тревожности, эмоции предвосхищенияопасности.
Страх– это аффект, тревожность – его предвосхищение, «условный страх». При изучениитревожности выделяют 2 ее вида:
— Тревожность как состояние (ситуативная)
— Тревожность как диспозиция (личностная)
Тревожностькак состояние – ситуативная тревожность – предвосхищение реальной ситуации,эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрозы личности человека(жизни, самооценки, репутации, имуществу).
Тревожностькак диспозиция, черта личности – личностная тревожность – черта,характеризующая склонность человека воспринимать различные ситуации какугрожающие и реагировать на них чувством тревоги, даже если ситуации объективноне являются угрожающими. Связана с неразрешенными личностными конфликтами,невротическая тревога.
Общаятревожность – интегральное состояние, в котором непосредственное участиепринимает и тревожность как личностная черта и ситуационная тревожность.
Теории
Психоанализ:Первым исследователем индивидуальной или личностной тревоги был Фрейд, 1927 г.,тревога — «условный страх», всегда связана с угрозами, даже если онифантастические. Возможным источником может быть отсутствие базового доверия кмиру. Основными причинами тревоги считаются:
боязньутраты любимого объекта;
боязньутраты любви со стороны другого объекта;
боязньутраты себя (части себя);
боязньутраты любви к себе («Печаль и меланхолия», Жане, страх действия).
Перлз:тревога есть необоснованное забегание вперед, избегание опыта в настоящем.Эмоция – это еще и психотелесное состояние. И тогда признак эмоции – скованноедыхание. Когда уйдет тревога, возникнет взволнованный интерес к объекту,какой-то проблеме. Тревога тоже есть выражение интереса к объекту, но онамешает контактировать с объектом.
Роджерс:тревога – это угроза наличному представлению о себе, наличному образу Я. Наэтом уровне тревога — индикатор необходимости изменений образа Я. Тогдатревога, особенно повторяемая, аккумулируемая, нарастающая – признак того, чтоизменения необходимы личности, а личность пока не готова к ним. На этоуказывает тревога. Наличие тревоги – указание на точку личностного роста. Тамгде тревожно – там мотивационное противоречие, а если это так, то мотивационноепротиворечие можно разрешить, а значит – продвинуться в развитии личности.
Примерыисследований
Тейлори Спенс: изучение влияние силы влечения на научение новым способам поведения.
Тейлор:шкала проявления тревожности MAS (состоит из утверждений связанных схронической реакцией страха). Опросник оказался надежным: невротически ипсихопатически предрасположенные люди имели отклоняющиеся от нормы высокиерезультаты.
Вэкспериментах на научение было показано, что при легких заданиях сила влечения(тревожность) способствует научению. В сложных наоборот. Сначала показателиопросника рассматривались в качестве устойчивого индикатора тревожность,довольно скоро стали считаться с тем, что определенные характеристикиэкспериментальной ситуации могут индуцировать более высокие показатели поопроснику. Очевидной стала теоретическая необходимость введения дополнительногомотивационного конструкта – устойчивая диспозициональная тревожность должнаситуационно превращаться в актуальное состояние тревожности. Тревожная ситуация– различия между высоко- и слаботревожными людьми выражается резче (пример смигательным обуславливанием: чем сильнее поток струи, тем лучше обуславливание,а у тревожных оно всегда лучше). Отсюда трудная задача усиливает тревожность.
Такимобразом, тревожность сильно зависит от ситуации, тогда напрашивается вывод освязи данного поведенческого показателя со специфическими ситуациями. Вводитсядополнительное понятие. Имеющаяся устойчивая диспозициональная тревожностьситуационно превращается в актуальное состояние тревожности.
Спилберг.Опросник «Состояние и свойство тревожности». Т-состояние: состояние тревожностив определенный момент; Т-диспозиция: некоторое типичное чувство тревожности.Состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется субъективными, сознательновоспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связаннымис активацией или возбуждением автономной нервной системы. Тревожность какличностная черта (Т-свойство) означает мотив или приобретенную поведенческуюдиспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого кругаобъективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляяреагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствуетвеличине объективной опасности. Замечена корреляция Т-диспозиции и Т-состояния.У индивида, имеющего высокий показатель по Т-диспозиции в угрожающих самооценкеситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низкимипоказателями. Так же, чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, темшире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызыватьТ-состояния.
Исключение:в ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-либо иную физическую угрозу,индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют никакого более выраженногоТ-состояния по сравнению с обладающими менее высокой Т-диспозицией.
Фрустрация– негативное состояние, связанное с невозможностью достичь поставленную цель.Это и эмоция и ситуативная реакция на фрустрирующую ситуацию, на некоторыйбарьер, препятствие. Барьеры могут быть внутренними и внешними.
Внутреннийбарьер – относящийся к ситуации, находящийся внутри нее, между субъектом иобъектом, а также сложность задачи или неумение испытуемого.
Внешнийбарьер – согласие испытуемого решать эту задачу, социальные нормы, хорошиеотношения с экспериментатором, они мешают испытуемому выйти из поля, отказатьсяот решения задачи.
Примерыисследований.
Экспериментыс фрустрацией и реакцией на нее проводились в школе исследования мотивацииКурта Левина, его ученицей Тамарой Дембо. Смысл эксперимента: создать такуюситуацию, которую субъект бы принял, и где он стал бы решить нерешаемую задачу.Дембо как экспериментатор несомненно высоко изобретательна – подобратьситуацию, которую субъект считал реализуемой, а на самом деле задача решений неимеет.
Вариантзадания – тренировка навыков – вручалось 10 колец, которые нужно было наброситьна штыри. Причем необходимо было набросить все10 колец подряд. До того какбудет достигнет результат, возникнет фрустрация. Самый эффектный опыт – опыт с цветком. На деревянной подставке лежит цветок, аиспытуемый должен его достать не выходя из круга, прочерченного на полу.
Фрустрацияпорождена некоторым барьером. Таких барьеров два:
1.Первый – круг на полу – его нельзя переступать – внутренний барьер (внутреннийт.к. находится внутри экспериментальной ситуации и является препятствием напути достижения цели).
2.Второй, внешний барьер – социальный, согласие испытуемого решать эту задачу.Внешний барьер обеспечивает принятие задачи.
Выделяетнесколько реакций на фрустрацию:
Чащевсего, реакция агрессии (аффект). Источником агрессии является ситуация,внутренний барьер. Это может быть прямая агрессия на объект или, если аффектгенерализован, на экспериментатора, эксперимент, цветок… Если агрессия непроявлена прямо в ситуации эксперимента, она может быть выражена вне вызвавшейее ситуации, за пределами социальных норм. Это состояние ярко может бытьвыражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытогонедоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии – острое,часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность,злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивныедействия. Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явленийфрустрации.
Реакциярегрессии – снижение способа реагирования. Например, эмоциональная регрессия –плач. Инструментальная регрессия – повторение одних и тех же, как правило,шаблонных способов поведения. Познавательная регрессия – ситуативное снижениеуровня познавательного развития (переход от понятий к более ранним способамрассуждения – комплексам).
Реакцииухода – уход. Но это не выход, т.к. остается внешний барьер – принятиесубъектом ситуации решения задачи. Есть два варианта ухода, позитивный инегативный:
Рационализация(негативный) – переход к другому способу рассуждения, от эмоционального крациональному. Но здесь рационализация – не обоснование поражения, а попыткадискредитировать цель, ситуацию («кислый виноград»), используется как защитныймеханизм. Но окончательно преодолеть фрустрацию таким способом невозможно. Этонеобходимо делать на том же, эмоциональном, уровне.
Замещение– попытка найти другой объект. Но не всякая новая ситуация может заместитьисходную, необходимо чтобы у нее имелись сходные характеристики (позитивныйвариант):
Сходнаяпо содержанию
Сходнаяпо степени субъективной сложности
Связанас теми же людьми.
Реакциифантазирования – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым. Самиспытуемый условия не нарушает, но представляет что они нарушаются другойстороной. Фантастическое изменение условий (встречается у Фрейда как защитныймеханизм).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.