Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Триада власти: сила, богатство и знание

Винформационном мире борьба за власть и доминирование превращается в борьбу зараспределение и доступ к информации и знаниям. Знание — самый демократичныйисточник власти. Контроль за распределением и доступом к информации и знаниями— основа битвы за власть.
Александр Григорьевич Конфисахор, кандидатпсихологических наук, доцент кафедры политической психологии СПбГУ.
Существуетнемало различных «инструментов» и «уровней» власти. Среди них первостепенноважными являются насилие, богатство и знания, которые определяются как основныересурсы власти.
Всвоей монографии «Метаморфозы власти» Тоффлер считает, что наиболееразносторонни и основательны знания, поскольку с их помощью человек в состояниирешить задачи, которые могли бы потребовать использования насилия илибогатства. Зачастую знания можно использовать так, чтобы другие люди быливынуждены действовать желательным для субъекта способом, а не в собственныхинтересах. Знания дают власть высочайшего качества.
Изтрех источников власти (сила, богатство, знание) знание распределяется хуже.Перераспределить знания (в особенности знания о знаниях) важнее, чем другиеглавные средства власти. Это может привести и к перераспределению силы ибогатства. Сверхконцентрация средств власти опасна (аналогичным образом опаснанедостаточная концентрация этих средств).
Рользнаний качественно изменилась, произошло возвышение новой системы созданияматериальных ценностей. Это стало причиной, способствовавшей структурнымпеременам во всей системе властных отношений. Новая революционная системасоздания материальных ценностей не может распространяться, не вызвав личных,политических и международных конфликтов. Изменились способы созданияблагосостояния и формирования экономических отношений. В итоге они столкнулисьс теми субъектами власти, которые отстаивают свои интересы и чье господствобыло рождено предыдущей системой. Возникли ожесточенные противоречия, посколькукаждая сторона борется за контроль над будущим.
Появлениеновой системы создания материальных ценностей в итоге подорвало все опорыстарой системы власти, изменив бизнес, политику, государственное устройство исаму по себе структуру мировой системы власти. При этом опять нашлаподтверждение известная аксиома: «Власть ни хороша, ни плоха, она мерило всехчеловеческих отношений».
Сила,богатство и знание были и остаются основными рычагами, триадой власти. Однаковажнейшим фактором власти в современном мире становится ее качество. Проведениеанализа использования источников власти с этой точки зрения позволяет сделатьследующие выводы.
Насилие,тень насилия или силы, запечатленная в законе, стоит за каждым действиемправителей и правительства, и в итоге любая легитимная власть полагается насиловые органы и полицию для придания силы своей политической воле. Законявляется очищенным в сознании людей насилием, он маскирует силу, котораяподразумевает потенциальное применение насилия в случае несоответствующего иненадлежащего их соблюдения со стороны граждан.
Слабостьгрубой силы кроется в ее абсолютной негибкости (достоинства и недостаткииспользования субъектами власти в качестве источника власти принуждения былирассмотрены нами выше). Насилие может быть использовано лишь для наказания,насилие порождает сопротивление. Объекты власти ждут удобного случая длянанесения ответного удара, стремятся выйти из поля действия субъекта. Насилие,таким образом, можно отнести к низкокачественной власти.
Богатствоявляется более удобным и эффективным инструментом власти. Вместо запугиванияили наказания оно может предложить награды и вознаграждения, его можноиспользовать как в позитивном, так и в негативном плане, как длявознаграждения, так и для наказания. Оно значительно гибче и многогранней силы,особенно когда конечная угроза насилия остается на месте. Богатство можноотнести к власти среднего качества.
Самуювысококачественную власть, отмечает Э. Тоффлер, дает применение знаний. Приэтом она предполагает максимальную эффективность — достижение цели сминимальными источниками власти и затратами ресурсов. Знания зачастую могутиспользоваться для того, чтобы заставить объект власти принятьпоследовательность операций при выполнении действий, предлагаемую субъектомвласти. При этом появляется потенциальная возможность (опять-таки основанная наинформации и знаниях) убедить объект воздействия в том, что он сам придумал этупоследовательность.
Знаниеможет служить для приумножения богатства и силы. И сила, и богатство зависят отзнания, оно становится важнейшим компонентом силы и богатства, их сущностью.Знание обладает огромной гибкостью, у него есть характеристики, которые делаютзнание психологически фундаментально отличным от менее значимых иных источниковвласти, присущих предыдущим этапам развития общества.
Силаограничена во всем, что касается практического применения. Существует пределприложения сил, если не ставится целью разрушить то, что должно иликапитулировать, или быть защищенным. Эта же логика верна и для богатства — не всеможно купить за деньги. Знания же, напротив, не заканчиваются никогда, знаниене может быть израсходовано. Чем больше его отдается, тем больше знаниястановится.
Силаи богатство являются собственностью могучих и состоятельных. При этомособенность знания заключается в том, что им могут обладать слабые и бедные.Это является чрезвычайно важной и ключевой характеристикой в информационныйвек. Знание — самый демократичный источник власти. В быстро изменяющемсяинформационном мире борьба за власть и доминирование все больше превращается вборьбу за распределение и доступ к информации и знаниям. В итоге контроль зараспределением и доступом к информации и знаниями — основа битвы за власть вовсех институтах человечества и человеческого общества.
Рассматриваяпричины гибели государственности в странах Восточной Европы и СССР, Тоффлеротмечает, что это произошло не случайно. Социализм в процессе своего развитиястолкнулся с будущим, к которому не был готов, не знал его правил и законов.
Фактическиглавной причиной провала великого эксперимента государственного социализма XXв., пишет Тоффлер, были его устаревшие идеи относительно знаний.
Анализируяситуацию, Тоффлер отмечает, что «с небольшими исключениями государственныйсоциализм привел не к изобилию, равенству и свободе, а к однопартийнойполитической системе и подавлению интеллектуальной и художественной свободы».Каждый из элементов системы — это не только способ организации людей, но иконкретный способ организации, передачи и контроля знаний.
Фактическиза каждым элементом проявляется устаревшее понимание знания: убеждение в том,что те, кто находится во главе, знают, что другим следует знать.
Этотблокирующий подход к знаниям затруднял экономическое развитие даже на уровне«фабричных труб», он стал диаметрально противоположным принципам, необходимымдля экономического прогресса в эпоху компьютера и новых информационных систем,новой технологии распространения информации и знаний.
Проводяанализ трех основных социалистических идей, Э. Тоффлер особо отмечает, что нигосударственная собственность, ни центральное планирование, ни полноесосредоточение на индустрии «фабричных труб» (при пренебрежении сельскимхозяйством и умственным трудом) не смогли функционировать в изменившихсяусловиях, при стремительном переходе от индустриального общества кинформационной эпохе.
Принципыметаморфозы власти позволит оценивать не только баланс власти, но и «властьбаланса». Тоффлер пишет, что все страны можно разделить на три типа:
1)власть будет состоять главным образом на одной из трех составляющих «насилие —благосостояние — знание»,
2)тех, чья власть покоится на двух составляющих;
3)и тех странах, чье влияние равномерно опирается на все три главных источникавласти.
Еслипровести анализ с точки зрения баланса власти, то мы обнаружим, что напротяжении всего периода «холодной» войны у власти в Соединенных Штатах былачрезвычайно широкая основа. Америка имела не только огромную военную мощь, но ичрезвычайное экономическое влияние и лучшее в мире предложение власти-знания, отсамых точных наук и техники до популярной культуры, большей части которой миржелал подражать.
Властьв Советском Союзе, напротив, оставалась абсолютно несбалансированной. Еепретензии на статус сверхдержавы исходили исключительно от военных. Экономика малозначила в мировой системе. Хотя научно-исследовательские ипроектно-конструкторские работы были великолепны в некоторых секторах,относящихся к обороне, но общетехнологическое ноу-хау было отсталым.Телекоммуникации не соответствовали требованиям времени, контролируемыесредства массовой информации были отсталыми и подвергались строгой цензуре.
Задлительный период холодной войны именно Соединенные Штаты со сбалансированнойвластью выиграли гонку на выживание, а не Советский Союз, сделавший ставку насилу и насилие.
Знаниекак источник самой высокой власти приобретает все большее значение. Важнейшиеизменения во власти происходят в переменах в отношениях между силой, богатствоми властью. Это объективный процесс, от понимания смысла и значения которого зависитсохранение государственности, будущее страны, политическое и экономическоеразвитие.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.