Слово«стратагема» восходит к древнегреческому и означает военную хитрость.Собрание 36 стратагем было в Китае тайным знанием. В китайском обществестратагемика (практическое знание уловок для выживания в жизненной битве)давала человеку жизненно необходимую опору.
Харрофон Зэнгер (Harro von Senger), автор первого исследования стратагем наевропейском языке
«Ачто это такое — стратагема?» — спросил меня недавно один университетскийпрофессор, когда я однажды упомянул в разговоре 36 китайских стратагем.
Начинаясвой доклад о 36 китайских стратагемах, прочитанный перед слушателями всехфакультетов Цюрихского университета, я прежде всего поставил перед аудиториейвопрос: «Кто знает слово «стратагема»?» И в заполненном зале поднял руку лишьодин слушатель, причем пожилого возраста.
Слово«стратагема» восходит к древнегреческому strategema, что означает военное деловообще и в частности военную хитрость. Оно фигурирует уже в древнейшем в миреруководстве по военному делу — в трактате о воинском искусстве Сунь У(Сунь-цзы), современника Конфуция (551—479 до н. э.), непосредственно взаголовке первой главы. В этой главе воинское искусство определяется какискусство введения в заблуждение. В третьей главе, название которой английскийсинолог Л. Джайлс переводит как «Attack by Stratagem» («Нападение посредствомстратагемы»), провозглашается: «Лучше всего победить вражеское войско, неприменяя оружия».
ДляСунь-цзы победа в битве стоит лишь на третьей ступени по шкале воинскогоискусства. Второе место он отдает победе дипломатическими средствами, а первое— победе с помощью стратагемы. В Китае стратагемы с древнейших времен играютважную роль. В течение столетий вновь и вновь возникали идиоматическиевыражения, образные, метафорические обороты речи для стратагем различного рода.Эти обороты оттачивались народным сознанием и создавались авторами сочинений повоенной теории, философии, истории и литературе. Под «стратагемными» метафорамискрываются выражения, относящиеся к историческим событиям, отстоящим от нас на2000 лет, и к народным преданиям, повествующим об обстоятельствах, в которыхприменялась та или иная стратагема. И собрание 36 стратагем с лингвистическойточки зрения представляет собой список из 36 речевых оборотов.
Допоследнего времени собрание 36 стратагем в целом оставалось в Китае в некоторомроде тайным знанием. Отсюда, однако, не следует, что большинство китайцев небыло знакомо с отдельными оборотами из этого списка с малых лет. Большуюпопулярность стратагем следует возводить прежде всего к китайской народнойлитературе. Известные практически каждому китайцу классические новеллы частопредставляют собой истории о стратагемах. К тому же и современные средствамассовой информации продолжают заботиться о том, чтобы стратагемы не пришли взабвение, вставляют их во внутриполитические репортажи и комментарии кантинародным действиям определенных функционеров или во внешнеполитическийанализ событий, осуждаемых Китаем. Популяризации 36 стратагем служат дажекомиксы. Так, в 1981 г. в провинции Цзилинь разошлось издание 6-серийногокомикса под заглавием «36 стратагем» в 1 140 930 экземпляров, а в 1982 г. вГуанси вышло 400 000 экземпляров 12-серийного комикса «Собрание 36 стратагем овоинском искусстве». Очевидно, в наши дни 36 стратагем известны каждомушкольнику. Так, в первом томе «Чжунсюэшэн байкэ чжиши жи ду» (Ежедневноеэнциклопедическое чтение для учеников средней школы. Пекин, 1983) на 24 январяуказан список 36 стратагем.
Посвоей глубинной концепции стратагемы выводятся из древнего китайскогопредставления (впервые письменно зафиксированного в «Книге перемен») овзаимодействии между двумя противоположными космогоническими принципами, теневымИнь и солнечным Ян. Множество примеров применения стратагем проникнуты духомгосударственной мудрости с его приоритетом государственных интересов надконфуцианскими этическими нормами.
Впоследние годы в китайскоязычном мире, то есть в КНР, Гонконге, на Тайване,вышло много монографий о 36 стратагемах.
В1962 г. Архив политического института Китайской Народно-освободительной армииопубликовал без комментариев трактат неизвестного происхождения о 36стратагемах. Этот трактат был случайно найден на мостовой в 1941 г. неким Шу Хэв главном городе провинции Сычуань Чэнду. Он был выпущен чэндуской типографией«Синьхуа», на титульном листе большими иероглифами стоит надпись «36 стратагем»и ниже мелким шрифтом: «Тайная книга воинского искусства». Книжечка, напечатаннаяна бумаге ручного изготовления, привлекла к себе внимание. Затем выяснилось,что это издание рукописи, которая тогда же, в 1941 г., была обнаружена вкнижной лавке в Биньчжоу, провинция Шаньси.
Следующуюмонографию о 36 стратагемах выпустило в 1981 г. пекинское Военное издательство(«Чжаньши чубаньшэ») под заглавием «36 стратагем в современной обработке». Воснове этой книги лежит все тот же старый «Трактат о 36 стратагемах», но, крометого, приводятся также примеры применения стратагем в новые и новейшие времена,и к тому же не только в Китае. В марте 1991 г. вышло девятое издание этой книги(более 1,5 млн. экземпляров). 19 изданий за 9 лет (1976—1985) выдержала вТайбэе брошюра «Хитрость в сражении» с подзаголовком «36 стратагем».
Всентябре 1987 г. мне удалось купить в Сеуле три корейские и в Токио пятьяпонских работ о 36 стратагемах. Самая старая из японских публикацийдатировалась 1981 г. Никакие публикации на эту тему в США и Западной Европе мнене известны.
Моястатья о 36 стратагемах, появившаяся в «Frankfurter Allgemeinen Zeitung» 14января 1977 г., возбудила немалый международный интерес, прежде всего,насколько мне известно, в Советском Союзе. На 27-м европейском синологическомконгрессе в Цюрихе (1981) профессором В. А. Кривцовым из советской Академиинаук был сделан доклад о стратагемах в китайской политике. Этот доклад, резкораскритикованный делегатом из КНР, не был опубликован в материалах конференции.
Мир стратагем
Впредисловии к 19-му изданию книги «Хитрость в бою — 36 стратагем» (Тайбэй,1985) подчеркивается:
«Стратагемыподобны невидимым ножам, которые спрятаны в человеческом мозгу и сверкают,только когда их вздумаешь применить. Применяют их военные, но также и политики,и купцы, и ученые. Тот, кто умеет применять стратагемы, может мгновеннопревратить в хаос упорядоченный мир или упорядочить хаотический мир, можетвызвать гром среди ясного неба, превратить бедность в богатство, презрение впочтение и безнадежную ситуацию в выигрышную. Человеческая жизнь — это борьба,а в борьбе нужны стратагемы. Каждый человек стоит на линии фронта. Краткий миграссеянности — и вот уже что-то, принадлежащее одному человеку, досталось вдобычу другому. Но тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержитинициативу в своих руках. Во дворце или в хижине, но стратагема пригодитсявсегда».
Приэтом с китайской точки зрения стратагемы вовсе не обязательно служат «злому»,чтобы перехитрить «доброе». Очень часто возникают ситуации, в которых как раздобрый, но находящийся в более слабой позиции человек может достигнуть в высшейстепени достойной цели исключительно с помощью стратагемы. Так было вклассическом китайском обществе, в котором законы не служили защитой отдельнойличности и никакой независимый суд не был способен помочь человеку в его праве.В древнем китайском обществе, где отсутствовала юриспруденция, служащаяинтересам личности, стратагемика (практическое знание уловок, необходимых длявыживания в жизненной битве) должна была давать человеку жизненно необходимуюопору.
Впользу экзистенциальной укорененности хитрости в человеке говорит тот факт, чтоо ней задумывались с древнейших времен. Еще в XVIII в. до н. э. ассирийскийвладыка Шамши-Адад поучал своего сына Ясмах-Адада: «Измышляй уловки, чтобыпобить врага и иметь возможность маневра. Но и враг будет изобретать уловки иманеврировать. И так вы, как борцы на арене, будете применять друг против другауловки».
ВВетхом завете, в «Книге притч», встречаются фразы вроде: «Хитростью выиграешьты битву, и победа придет». К собранию стратагем Фронтина присоединился былюбой политик второй половины II столетия до н. э. Происходящий из Исландиисборник древней северной поэзии «Эдда» содержит советы типа: «Тому, ктоотправляется в путь, нужна сообразительность». Или: «Шутку за шутку должныпринимать люди, а обман — за обман».
Немецкиепословицы говорят: «Кто ведет себя как овца, того пожрут волки»; «Хитростьторжествует над силой»; «Чего силой не добьешься, то обманом унесешь». Древниегреки восхищались «хитроумным Одиссеем». Можно уже и не говорить о «Государе»Макиавелли. Или о предназначенном для политиков и придворных «Ораторе» иезуитаБалтазара (1601 — 1658). По-видимому, менее известен «индийский Макиавелли»Каутилья (IV в. до н. э.), написавший руководство по искусству управления«Артхашастра» («Наука о выгоде»). Интересовались этой темой и древние арабы.Еще Магомет (570—632) сказал: «Война — это хитрость».
За100 лет до Макиавелли появилась книга «Плащ из тончайшей материи искусныххитростей». Еще старше посвященный стратагемам труд Ибн Зафера, сицилийскогоараба, жившего в XII в., переведенный Майклом Амари под заголовком «Успокоениеили Воды Утешения». Юридические стратагемы составляют важную часть исламскогоправа и его практического применения. Об этом повествуют такие книги, как«Хитрости в исламском праве» Мухаммеда абд ал-Ваххаба Бу-хайри (Каир, 1974),«Дозволенныс и недозволенные хитрости» Абд-ас-Салама Дихни (Каир, 1946) и«Хитрости в области имущественных отношений» Мухаммада ибн Ибрагима (Тунис —Триполи, 1983).
Уставкасательно законов и обычаев наземной войны (Гаагское соглашение о наземнойвойне) от 1907 г. в статье 24 объявляет военные хитрости допустимыми. Взаключительном протоколе Женевского соглашения от 12 августа 1949 г. «О защитежертв межнационального вооруженного конфликта» (Протокол I), с одной стороны,находим запрет на вероломство (ст. 37, пункт 1), с другой — перечень допустимыхвоенных хитростей, например камуфляж, ложные позиции, отвлекающие операции иложная информация (ст. 37, пункт 2). Американский армейский справочник (FieldManual 27—10, «The Law of Land Warfare», 1956) также содержит список«допустимых военных хитростей» (Stratagems permissible). Сюда причисляютсянеожиданное нападение, ложные наступления, отход или бездействие, введение взаблуждение путем отдачи ложных приказаний, использование радиокодов, паролей исигналов противника, введение в заблуждение относительно наличия живой силы,техники и оружия, устранение войсковых знаков различия с формы и введение взаблуждение посредством ложных сообщений и пропаганды.
Такимобразом, неудивительно, что китайцы черпают демонстрационный материал поприменению 36 стратагем не только в китайской истории. В гонконгской,тайбэйской и пекинской литературе по стратагемам нередко приводятся примеры изжизни стран, находящихся далеко за пределами китайской границы, — от ДревнегоРима, начиная с Юлия Брута, противника последнего римского императораТарквиния, через наполеоновскую Францию к воюющим странам Первой и Второймировых войн.
Вкитайской культуре, как утверждает профессор антропологического отделенияКитайского университета в Гонконге Цяо Чжан, стратагемы представляют собой «ввысшей степени разработанную, распространенную и долговечную традицию».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/