Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Способы удержания внимания при публичном выступлении

Юлия Валерьевна Cyxoвеpшинa, кандидат психологическихнаук, доцент кафедры социальной психологии Московской открытой социальнойакадемии.
Слушателис напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемомматериале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержитничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателейощущение скуки. Как же сохранить и поддержать их внимание в течение всеговыступления? Рассмотрим кратко основные факторы: темп и паузы, диалог саудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы иубежденность оратора, и пр.
Вступлениеспособно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание втечение всего выступления?
Преждевсего сохранению внимания способствует логическая организация речи(последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекаеттакое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на нихрождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержаниювнимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов илиидей в противопоставлении.
Слушателис напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемомматериале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержитничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателейощущение скуки, досады или даже раздражения. Поэтому важнейшее условиеподдержания внимания к выступлению — его содержательность, т. е. новая,неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известныхфактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Изложениедолжно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора.Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделатьвыступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядныхпособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретическихположений с фактами, паузы для осмысления услышанного.
Способназаворожить слушателей выразительность речи оратора — меняющаяся интонация,красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.
Крометого, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи,вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способныспасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесьможно также посоветовать применять и драматизацию речи: эмоциональное инаглядное изображение относящихся к теме событий.
Опытныеораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляютнечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает еевнимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.
Поддерживаетвнимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события,затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникаетзаинтересованная тишина.
Неостаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удаетсясвязать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Разговорнаяречь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения,которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению иразговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица,звучании голоса.
Экспрессияпривлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическоеудовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны.
Наконец,очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, этикачества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяютему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит:«Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит сязыка».
Необходимумеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслейоратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.
Вречи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного,появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.
Оратору,обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам дляподдержания внимания.
Постоянныйзрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять ихвниманием. Если вместо этого оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носкисвоих ботинок или уткнулся в записи, он и не заметит, что слушатели«отключились» и его выступлению грозит провал.
Вовремя выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателейослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Длямобилизации внимания существует целый арсенал приемов.
Припервых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами,стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса:интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.
Можнопривести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, илирассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые отступлениязвучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.
Советуемвремя от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно какбы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда ораторумело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще большийэффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать,ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения —словом, любая работа слушателей.
Диалогс аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямоеуказание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшеми т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им,конечно, не стоит.
Ораторскимжестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимыхслов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.
Вповествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускаетсяиспользовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные.К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следуетсказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто необойтись.
Опытныелекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.