Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Новые задачи и условия работы школы во времяОтечественной войны.
22июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистскаяГермания. Коммунистическая партия призвала советский народ к борьбе сфашистскими захватчиками. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своейРодины, еще более сплотился вокруг партии и правительства, проявил горячийпатриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте,так и в тылу.
Обстановканевиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народномобразовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старшихклассов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли внародное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.
Спервых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие встроительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушнойобороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома,лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве надсемьями фронтовиков и т. п. Школы развернули широкую общественно полезнуюработу.
Измногих прифронтовых районов началась по указанию партии и правительстваэвакуация воспитанников детских домов, детских садов и учащихся школ в глубокийтыл.
Важнейшейзадачей школы в то время была забота о здоровье детей. По указанию партии былоорганизовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных изприфронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем.
Ввоенных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всехдетей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наукбольшую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическуюподготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи дляширокого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую обороннуюи политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников дляоборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложнымизадачами советские учителя успешно справились.
Борьба за реализацию всеобщего обязательного обученияв военной обстановке.
Войназатормозила осуществление всеобщего семилетного обязательного обучения.Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения иззападных районов в восточные, уход учителей в армию, включение учащихся втрудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи и пр.
Иногдаместные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать,а не учиться. Коммунистическая партия указала на ошибочность таких позиций:«Как бы мы ни были поглощены войной, — писала газета «Правда», — забота одетях, их воспитании остается одной из главных задач… закон о всеобщемобучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей иучесть хорошо, несмотря на сложность военного времени… Никаких ссылок навоенную обстановку».
Наркомпросамии местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьныхконтингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительныеклассы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Школьнаяадминистрация, комсомол, профсоюзы и родительская общественность принялиактивное участие в борьбе с отсевом учащихся и помогли укреплению школы. Тольков РСФСР в школы вернулось более 360 тысяч учащихся.
Правительствоприняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом уходаотцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство.
Вначале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детскойбезнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по борьбе сбезнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детскихприемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многиесемьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где ониобрели себе новых отцов и матерей.
Вгоды войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все мерыпо расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где врагуничтожил школьные здания. По государственному бюджету 1944 года был ассигнованодин миллиард рублей на строительство новых школьных здании. Постепенноосвобождались школы, используемые не по назначению. Все это создавало в военныхусловиях благоприятные возможности для реализации всеобщего обучения. Многимучащимся была оказана и материальная помощь. В большинстве школ было налаженопитание учащихся.
С1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнеговозраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой.Однако для его реализации пришлось преодолеть ряд трудностей (не хваталоучителей, классных помещений, не было умения приспособиться к возрастнымособенностям детей-семилеток).
Длятой молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята впромышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школырабочей и сельской молодежи.
Такимобразом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщееобучение, несмотря на трудности военного времени, которые постепеннопреодолевались. К концу войны удалось значительно сократить отсев учащихся изшколы.
Учебно-воспитательная работа школы.
Общественнополезный труд школьников. Борьба советского народа с фашистскими захватчикамивыдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Всемупреподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой,патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории,географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев — ЗоиКосмодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, НиколаяГастелло и других.
Наместах была развернута значительная работа по пересмотру программ такихпредметов, как физика, химия, биология. Содержанию преподавания был приданболее практический характер, устанавливалась более тесная связь школьных курсовс жизнью, вводились военно-оборонные темы. С начала 1941/42 учебного года быловведено изучение основ сельского хозяйства.
Согласноспециальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах и вдетских домах стали открываться учебно-производственные мастерские. В рядеслучаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятияхили работали в мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприборов ит. п. В этом полезном и важном деле принимали участие и учителя какруководители ученических бригад. Учащиеся овладевали технологией производства исоответствующими трудовыми навыками, учителям удавалось связывать работу напредприятиях с занятиями по физике и химии. Как правило, учителяконстатировали, что производительный труд учащихся (2—3 часа в день)благотворно сказывался на дисциплине школьников и способствовал болееосмысленному и глубокому усвоению знаний.
Исключительноважное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников ниполях колхозов и совхозов. При хорошей его организации ученики приносилибольшую пользу сельскому хозяйству и расширяли свой общеобразовательныйкругозор. Эффективность труда учащихся высоко оценивалась рядом краевых иобластных исполкомов Советов трудящихся. Интенсивную деятельность ученикиразвили по сбору железного лома, теплых вещей для Красной Армии, активнопомогали госпиталям, семьям фронтовиков.
Вэти годы в ряде школ вырабатывались местные правила для учащихся. Этот опыт былобобщен, и в августе 1943 года СНK РСФСР были утверждены «Правила дляучащихся», в которых определялись обязанности школьника по отношению к школе,учителям, родителям, старшим и товарищам, устанавливались правила культурногоповедения учащихся как в школе, так и вне ее. На основании «Правил дляучащихся» Российской Федерации были разработаны «Правила для учащихся» и вдругих союзных республиках (с учетом особенностей их быта и культуры).
«Правиладля учащихся» способствовали укреплению воспитательной работы в школе.«Правила» изучались учащимися. Однако в ряде мест к этому изучению подходилиформально. Учащиеся бойко отвечали правила, но не всегда руководствовались имив жизни.
Определенныйположительный эффект в воспитательной работе давали те школы, где применительнок конкретным условиям учителя, включая учащихся в общественно полезный труд,руководствовались опытом А. С. Макаренко и опирались на коллектив.
Известноеположительное значение имели мероприятия по установлению порядка посещенияучащимися кино, театров и других зрелищных предприятий. В ряде городовисполкомы Советов депутатов трудящихся выносили особые решения о совместныхмерах школы и семьи по наблюдению за детьми в общественных местах. Но и в этомотношении не было должной последовательности. Эти решения в некоторых местахоставались на бумаге, и выполнение их никем не проверялось.
Организацияшкольных интернатов в военных условиях (на Урале, в Сибири, Средней Азии)спасла много тысяч детей и помогла организовать их воспитание. В большинствеинтернатов удалось организовать дружные детские коллективы, наладить детскоесамоуправление, приучить детей к физическому труду, вовлечь их в широкуюобщественную жизнь. Этот опыт принес положительные результаты.
Но,несмотря на то что учительство под руководством партии активно трудилось,стремясь к улучшению учебно-воспитательного процесса, работа школ все жестрадала существенными недостатками.
Преподаваниеряда предметов, в особенности русского языка, было еще неудовлетворительным.Знания учащихся были часто формальными; они не умели связать их с практикой.Школа отставала от требований жизни. Война в ряде случаев показаланедостаточную практическую подготовку окончивших школу. В школе широко былоразвито социалистическое соревнование в учебной работе. Желание иметь высокиепоказатели в соревновании приводило к завышению отметок, к искажениюдействительного положения вещей. Поэтому соцсоревнование в учебной работе,механически перенесенное в школы с фабрик и заводов, было отменено. Известноезначение имело введение в январе 1944 года цифровой пятибалльной системы дляоценки успеваемости учащихся.
С1943/44 учебного года в ряде крупных городов было введено раздельное обучениемальчиков и девочек (в огромном большинстве школ оставалось совместноеобучение). Это решение не дало какого-либо улучшения в учебно-воспитательнойработе, а в ряде случаев ухудшило положение с дисциплиной, особенно в школахдля мальчиков. Оно вызвало серьезные протесты со стороны педагогов, родителей исоветской общественности. В 1954 году это неправильное решение было отменено.
Виюне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «Омероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которомувводились: 1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающиминачальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат зрелости — оканчивающимисреднюю школу; 2) награждение золотой и серебряной медалью учащихся-отличников,оканчивающих среднюю школу.
Этопостановление повышало ответственность учителей и учащихся за качество знаний.
Дальнейшееукрепление и развитие советской школы требовало создания научного центра,который разрабатывал бы основные теоретические проблемы педагогики. Попостановлению Совнаркома СССР в октябре 1943 года была организована в МосквеАкадемия педагогических наук РСФСР, перед которой поставлена задача изученияпроблем общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики,психологии, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин вначальной и средней школе. Академия педагогических наук объединила большиенаучно-педагогические силы.
Всвязи с тем что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, былиприняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, кпедагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительскихинститутов и педагогических институтов. И все же многие учителя не имелидолжной квалификации, что отрицательно сказывалось на работе школы.
Партияи правительство проявили большую заботу об улучшении материально-бытовогоположения учителей: им была повышена заработная плата, установлен порядокснабжения продуктами питания и промышленными товарами по нормам рабочихпромышленных предприятий.
Советскоеучительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многиеучителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами имедалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрыхв борьбе за освобождение родной земли от фашистов. В 1944 году более пяти тысячлучших учителей и других работников народного образования были награжденымедалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучениюдетей.
Деятельностьсоветской школы в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимостьтесной связи школы с жизнью, с трудом. Перед советской школой и педагогикой вусловиях мирного времени встали новые задачи.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Регенство Елены Глинской
Реферат Миф как первая форма культуры
Реферат Статистическое наблюдение в коммерческом праве
Реферат Литературная полемика вокруг образа Гамлета
Реферат Figurative Walls Essay Research Paper WallsWalls are
Реферат Paternalism Essay Research Paper If government tells
Реферат 6 2 Мероприятия по обеспечению электробезопасности в цехе
Реферат Города и торговля IX XVIII вв
Реферат Россия 1917 - 1922гг Распад цивилизованного конгломерата Характеристики процесса
Реферат The Concept Of Freedom During The Civil
Реферат Проблемы экологии в энергетике Украины
Реферат Социальные слои населения
Реферат Экономические аспекты предотвращения и ликвидации загрязнения
Реферат Стихотворение Некрасова Поэт и гражданин
Реферат Экономико-психологическая характеристика личности, эмоциональный компонент субъективного благополучия и особенности отношения к деньгам