Сенсорная память — как «запоминает» глаз
Когдавы сидите в кино, вы видите совершенно нормальное изображение непрерывнодвигающихся людей. В действительности же вашему глазу предъявляется последовательныйряд статичных образов, разделяемых короткими промежутками отсутствияизображения. Чтобы увидеть непрерывно движущееся изображение, зрительнаясистема мозга должна сохранять информацию от одного кадра до появленияследующего. Хранилище зрительной информации отвечает за эту систему сенсорнойпамяти, тесно связанную с нашим восприятием окружающего мира.
Дажев зрительной памяти, по всей видимости, много компонентов, способных сохранятьзрительную информацию в течение короткого промежутка времени. Если вы будетеразмахивать зажженной сигаретой в темной комнате, вы обнаружите, что за нейостается след — вы можете таким образом написать какую-нибудь букву, и другойчеловек сможет ее «увидеть».
Этотэффект использовался для измерения продолжительности следа зрительной сенсорнойпамяти давным-давно, в 1740 году, шведским исследователем Сегнером. Онприкреплял раскаленную головню к вращающемуся колесу, и когда оно вращалосьбыстро, можно было увидеть полную окружность, так как след, оставляемый от головнив начале ее кругового движения, был все еще ярок в момент возвращения ееобратно в начальную точку. Если колесо вращалось медленно, можно было увидетьтолько часть окружности, так как след от первой ее части угасал за то время,что головня возвращалась в свою начальную точку. Вращая колесо с такойскоростью, при которой только-только появлялось видимое изображение окружности,и измеряя время одного оборота колеса, Сегнер сумел оценить продолжительностьхранения информации в сенсорном хранилище памяти. У него получилась величинапорядка одной десятой доли секунды.
Этотфеномен, который называется «стойкость зрительного ощущения», можнопродемонстрировать и более простым способом. Для этого нужно, разведя на рукепальцы, размахивать ею перед глазами. Сначала делайте это медленно, и вызаметите, что картина окружающего мира перед вашими глазами становится зыбкой инеустойчивой. Теперь машите рукой как можно быстрее. Вы увидите, что окружающиймир выглядит нормальным, хотя, возможно, слегка затуманенным. При быстромдвижении руки видимость прерывается на очень короткие промежутки времени,благодаря чему отпечатывающаяся на сетчатке информация возобновляется прежде,чем она успевает угаснуть.
Естьпо крайней мере два (а возможно, и больше) компонента сенсорной зрительной, илииконической, памяти, как ее иногда называют. Один из них, по всей видимости,обусловливается сетчаткой глаза; в первую очередь на него влияет яркостьпредъявляемого стимула. Второй компонент подключается в тот момент, когдамозгом получена и объединена информация с обеих сетчаток. Этот компонентиконической памяти обладает гораздо большей восприимчивостью к структуре,нежели к яркости, и представляет собой систему распознавания формы.
Аналогичнымобразом построена сенсорная слуховая память. Если бы я произвел очень короткийщелчок в одном из углов комнаты, для вас не составило бы большого трудаопределить, с какой стороны раздался звук. Для этого вам необходимо было бывоспользоваться крошечной разницей во времени между тем моментом, когда звукдостигает одного уха, и тем мгновением, когда звук добирается до второго уха.выполнение такого задания аналогично использованию локатора для определенияместонахождения корабля. Однако, для того чтобы использовать эту разницу вовремени, необходимо иметь такую систему, которая будет сохранять звук первогощелчка до получения второго, позволяя таким образом предельно точно оценитьэтот временной интервал.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.omenus.ru