Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Самостоятельная работа учащихся с учебником в процессе изучения темы "Электрические явления"

Самостоятельная работа учащихся сучебником в процессе изучения темы «Электрические явления»
Грачев А.В., судент ФФ БГПУ
Средимногих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определенноеместо занимает идея формирования самостоятельности учащихся в учебном процессе.Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика,располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали егоучение, а обучающая деятельность учителя, опиралась на опыт и интересыучащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бысовершенствованию учебного процесса.
Насегодняшний день существует достаточно литературы, в которой затрагиваетсявопрос о самостоятельной работе учащихся с учебником. Этим вопросом занималисьтакие ученые как: Е.А. Морозова, А.В. Токарева, Г.А. Бутырский, В.И. Лырчикова,А.В. Усова.
Мояработа заключается в том, чтобы проанализировать психолого-педагогическуюлитературу по исследуемой проблеме, систематизировать и обобщить имеющийсяматериал о роли самостоятельной работы с учебником в учебном процессе и наоснове данного материала разработать методическое пособие для учителя. Крометого, автор ставит целью показать и подчеркнуть большие возможности учебнойкниги в совершенствовании преподавания физики.
Работас учебником способствует развитию у школьников самостоятельности впознавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребятпосле окончания школы основным и главным источником знаний в процессесамообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить сошкольной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководствомучителя.
Внастоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании сразнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однакоучебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически — необходима систематическая и разнообразная работа с ней.
Ксожалению, реально дела обстоят так, что, обращаясь к разнообразнойнаучно-популярной литературе, учащиеся весьма часто проявляют неумение находитьв книгах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать и систематизироватьматериал. Недостаточная и неграмотная организация самостоятельной работы науроках физики ведет к слабому развитию самостоятельности мышления у школьников.
Цельюнашего исследования является разработка различных отдельных видов самостоятельнойработы с учебником и рекомендаций по их использованию в процессе обученияфизике при из учении темы ''электрические явления''.
Авторомвыдвинута следующая гипотеза: Если систематически на уроках использоватьразличные приемы самостоятельной работы с учебником, то заметно повышаетсяэффективность процесса обучения.
Планируяработу школьников с учебником, важно иметь в виду следующее:
Самостоятельнаяработа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания и развития:осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности,формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другимивидами деятельности учеников: самостоятельным экспериментом, решением задач ипр.
Дляразвития интереса к работе с учебником необходимо применять разнообразныеметодические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процессусвоения знаний до обобщения.
Какизвестно, учебник состоит из текста, иллюстративного материала, вопросов изадач, инструкций к лабораторным работам, сведений справочного характера. Всеэти компоненты можно использовать на любом этапе обучения (изучение нового,повторение, закрепление и т.д.).
Авторубежден, что при работе с учебником необходимо использовать различные приемы, втом числе и их комплексы, ставить разные цели. Это очень важно, так какпозволяет избежать штампа.
Авторпредлагает к использованию различные виды самостоятельной работы с учебником,которые он подразделил на четыре основные группы, такие как:
1)Виды самостоятельной работы с текстом учебника;
нахождениеответов в тексте учебника на поставленные учителем вопросы;
повторениеформулировок законов, определений понятий, формул;
нахождениеответов на вопросы, приведенные в конце параграфа;
чтениетекста учебника после обсуждения какого-либо вопроса;
чтениетекста параграфа по частям для выделения главного или составления планов;
комментированноечтение текста;
нахождениев тексте того, о чем не говорил учитель;
выделениепрактических применений явлений и законов;
выделениесведений исторического характера;
нахождениевывода формулы, разбор этого вывода, анализ формулы;
сравнениерисунков, схем, таблиц в новом параграфе или в новом и ранее изученном;
составлениевопросов и задач по тексту параграфа или его отдельным частям;
чтениетекста и составление к нему тезисов.
2)Виды самостоятельной работы с иллюстративным материалом учебника:
нахождениеответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом;
работас рисунком, схемой, диаграммой по плану, предложенному учителем;
подбортехнических рисунков и составление к ним физических вопросов.
3)Виды самостоятельной работы, связанные с использованием инструкций клабораторным работам;
самостоятельнаяподготовка дома к лабораторной работе с помощью текста инструкций из раздела учебника«Лабораторные работы»;
подбори проведение занимательных опытов, составление к ним вопросов.
4)Виды самостоятельной работы, связанной с использованием учебника для справок:
попредметно-именному указателю найти, на каких страницах имеются сведения окаком-нибудь ученом;
работас таблицами для усвоения какой-либо закономерности.
Изэтих отдельных простых заданий можно построить множество различных комплексовболее сложных заданий, состоящих из разного числа разных компонентов,отличающихся к тому же последовательностью их использования.
Примериспользования одного из видов самостоятельной работы, связанного силлюстративным материалом:
Приознакомлении учеников восьмого класса с электроизмерительными приборами, можноиспользовать комплекты фотоснимков шкал различных приборов с разнымипоказателями стрелок. Во время самостоятельных занятий каждый ученик получаетснимок и отвечает на поставленные учителем вопросы, воспользовавшись текстомучебника и данным снимком. Фотографии шкал электроизмерительных приборовцелесообразно использовать и при решении задач. Это содействует сознательномуусвоению изученного материала, а также закрепляет измерительные умения и навыкишкольников.
Например,начертив на доске схему электрической цепи, ученикам раздаются снимки шкалмиллиамперметра и вольтметра и предлагается найти сопротивление Rx по ихпоказаниям. После того как учащиеся сделают это простое упражнение, им даетсязадание определить сопротивление Rx при условии, что известно сопротивлениевольтметра Rv. На конкретных примерах ученики убеждаются в том, что в некоторыхслучаях необходимо учитывать сопротивление измерительных приборов. Подобныхпримеров самостоятельных работ существует достаточно большое количество.
Дляпроверки выдвинутой автором гипотезы, был проведен педагогический эксперимент ввосьмых классах гимназии № 25, во время изучения темы курса физики«Электрические явления».
Педагогическийэксперимент включал в себя следующее:
Анализнаблюдений и анализ ответов школьников на вопросы специальной анкеты,касающейся занятий с учебником.
Систематическоеиспользование приемов самостоятельной работы на протяжении изучения всей темы«Электрические явления».
Анализанкет и систематический контроль за работой учащихся в школе и дома (регулярнаяпроверка тетрадей, устный опрос, самостоятельные, обучающие и проверочныезадания) свидетельствуют о том, что систематически планируемая работа сучебником активизирует класс, развивает у учеников умение в познавательныхцелях пользоваться дополнительной литературой и различными источникамиинформации, позволяет вовлечь в занятия слабых учеников, организовать усвоениеучебного материала на уроке.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.