Н. Ф.Бабурина
Современнаяволна модернизации России, основу которой составляет утверждение рыночныхотношений, выявила необходимость формирования экономической культуры. Измененияв обществе обусловили тот факт, что школьники вступают в экономическиеотношения на уровне обыденного мышления, когда результаты деятельностиоцениваются только с точки зрения их повседневных нужд.
Помнению современных экономистов /Е.Борисов, Ф.Волков, Л.Рябинский, В.Щербина/,экономическая культура отражает характер и степень информированности,компетентности, сознательности и активности человека в его повседневной деятельности.Она проявляется в подходе к решению тех или иных экономически значимыхжизненных проблем, в умении применять экономические знания на практике.Представляется возможным выделить следующие моменты в определении этогопонятия:
экономическаякультура может рассматриваться как система экономических знаний, взглядов,убеждений, исторического опыта и традиций;
онахарактеризуется уровнем и степенью экономической развитости и активностиграждан, умением применять экономические знания в практической деятельности;
наконец,экономическая культура предстает как процесс реализации в повседневнойдеятельности сущностных сил человека.
Уровеньэкономической культуры определяется, с одной стороны, состоянием экономическойнауки, с другой — уровнем экономического образования, которое относится к числуважных общечеловеческих ценностей. Мы исходим из того, что распространение иусвоение экономической культуры происходит не только через непосредственнуюхозяйственную деятельность, но и через специальные учебные учреждения, средикоторых на первом месте, несомненно, стоит школа. Именно поэтому одним из путейформирования экономической культуры является изучение на конкретно-историческомматериале явлений дорыночной и рыночной экономики, что позволит на теоретическомуровне показать принципы функционирования современного рыночного хозяйства [1].
Встатье предлагается обзор учебно-методической литературы, изданной в первойчетверти ХХ века и находящейся в фондах библиотеки Ярославскогогосударственного педагогического университета. Цель обзора состоит не столько втом, чтобы воспроизвести историю вопроса, сколько в том, чтобы познакомитьучителей с опытом работы по формированию экономических знаний при изученииистории России.
Вметодике преподавания истории конца XIX — начала ХХ века изучению экономикипридавалось большое значение. В центре внимания методистов стояли вопросы оботборе конкретно-исторического и теоретического материала, шел поиск наиболееэффективных путей и средств формирования экономических знаний. Представляетсяинтересным обратиться к опыту таких ученых и методистов прошлого, какН.А.Рожков, М.Н.Коваленский, Б.А.Влахопулов, Я.С.Кулжинский, Н.И.Кареев,М.Н.Покровский. Они считали необходимым включить в программу по историиизучение экономических вопросов для того, чтобы школьники могли уяснить,«какие силы создали то или иное положение вещей, что обусловило торжествоэтих сил» [2]. По их мнению, это даст возможность каждому ученикувпоследствии быть «не равнодушным зрителем..., но твердым, сознательнымдеятелем, который в изучении прошлого нашел средство судить настоящее»[3].
Этиидеи нашли отражение в школьных учебниках М.Н.Покровского, М.Н.Коваленского,Р.Ю.Виппера. Авторы сделали центром изучения социально-экономические вопросы,объясняя явления с позиции «экономического детерминизма». Ключевымиобобщениями, которые были положены в основу структурирования экономическихзнаний, были идеи М.Н.Покровского. Главным стержнем исторического процесса онсчитал капитал, сначала торговый, а затем промышленный. В предисловии к«Русской истории в самом сжатом очерке» он указывал, что «здесьматериал распределен… по царствованиям, только… автор взял настоящегоцаря, царя-капитал, самодержавно правящего Россией от Ивана Грозного до НиколаяПоследнего» [4]. Вслед за М.Н.Покровским идея торгового капитала былаположена в основу изучения экономики Н.Рожковым. Так, изучение вопроса опадении крепостного права в России он предлагал связать «с развитиемденежного хозяйства», так как «падает роль землевладельца, на первомместе торговый класс капиталистов, которому необходим широкий рынок сбыта»[5], этим, по его мнению, вызвана необходимость освобождения крестьян.
Заслуживаетвнимания идея Влахопулова о том, что «познание явления должно идти черезпознание его происхождения» [ 6]. Данный генетический метод использовалМ.Н.Покровский при изучении экономических явлений в России в 1 половине XIXвека. Рассматривая причины развития рыночных отношений в указанный период,автор указывает, что «на хлебном извозе главным образом и окончательновырос и развился русский торговый капитал. Он с чрезвычайной легкостьюиспользовал при этом развитие чужого промышленного капитализма» [7]. Вданном случае развитие русского торгового капитализма, развитие промышленностисвязано с английской революцией, приведшей к обезземеливанию крестьян, аувеличение неземледельческого населения увеличило потребность в хлебе.
Необходимоотметить, что методисты конца ХIХ-первой четверти ХХ века при изученииэкономики во главу угла ставили интересы участников хозяйственной деятельности,действовавших в определенных исторических условиях. Наиболее ярко эта идеявыражена у Н.И.Кареева, который писал, что «удовлетворение материальныхпотребностей лежит в основе той деятельности, которая может быть названапромышленной» [8]. Раскрывая сущность экономики в «Учебнике историитруда», Н.А.Рожков исходил из того, что человек использует различныеспособы и приемы для организации хозяйства с целью удовлетворения своихинтересов и потребностей.
Интересныйподход к изучению экономической деятельности человека имеется в учебникеД.И.Иловайского. Описывая крестьянское сословие и городское население, авторотмечает деятельностный и предприимчивый характер русского человека. Впротивовес современным учебникам, где класс помещиков предстает перед учащимисятолько как класс эксплуататоров, в учебнике Д.Иловайского отмечалось, что«расселение богатых помещиков после 1812 года по губернским городамспособствовало оживлению общественной жизни и торговли, удаление наиболее богатыхи образованных земледельцев из своих поместий мешало их культурному влиянию накрестьян и успеху земледелия»[9].
Такимобразом, при изучении экономики России школьной програмой в начале ХХ векапредусматривалось изучение организационно-экономических связей, историизарождения и развития предпринимательства; у школьников формировались знания оразных типах экономики, об организации производства с целью удовлетворенияличных и общественных интересов и потребностей участников хозяйственныхотношений.
Вторымважным элементом процесса формирования экономических знаний являетсяорганизация познавательной деятельности учащихся, на необходимость которойуказывали многие методисты прошлого. Еще А.Дистервег писал, что «знания всобственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить,подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности, усвоитьих должен своим умом» [10]. По его мнению, на первое место должна«выступать способность рассуждения, понимания, размышления, способностьразвивать из частного истины общие»[11]. Идея самостоятельнойпознавательной деятельности в процессе изучения истории присутствует в работахС.В.Фарфаровского, А.В.Добрякова, Н.А.Рожкова Они предлагали замену«формального метода» изучения истории по учебнику методом«реальным», основанным на самостоятельном изучении школьникамиисторических источников. Свои предложения они мотивировали тем, чтоиспользование исторических документов «возбудит интерес к истории, научитсамостоятельно пользоваться историческими материалами, научит пониманию смыслаисторических событий» [12].
Сцелью организации работы учащихся с историческими источниками в помощь учителюбыли изданы хрестоматии по разным историческим курсам. Наибольший интерес вплане изучения вопросов экономического развития России представляет, на нашвзгляд, «Хрестоматия по русской истории», составленнаяМ.Н.Коваленским. Подбор документов и материалов дает возможность сформироватьзнания школьников о развитии товарно-денежных отношений в России, складываниирынка. Так, на основе «Записок барона Гакстгаузена» показано, что«большая часть крепостных с давних пор была не на барщинном, а на оброчномположении, что лежало в интересах помещиков, дворянства, ведущих празднуюгородскую жизнь, получение определенного оброка удобнее и приятнее» [13].Содержание этого же документа позволяет сделать вывод о том, что переводкрестьян на оброк «был значительным стимулом к возбуждениюпромышленности» [14]. На основе документов, включенных в 4-й том хрестоматии,у школьников формируются знания об изменениях, происходивших в крестьянскиххозяйствах в 1 пол.XIX века, а именно: "… замечательное развитиепромыслов и ремесел, и притом с такою же силой в деревне, как и вгородах", объясняются причины этих изменений: "… все земледельческиеработы должны быть произведены в 4 месяца… остальные 8 месяцев руки эти ненужны для земледелия" [15].
Вхрестоматии содержится богатый материал для характеристики участниковтоварно-денежных отношений: розничный торговец, оптовый купец; показано участиесамих фабрикантов в сбыте своей продукции, что «породило не только кредит,но даже соперничество в кредите», «участие, принятое фабрикантами вярмарках, было причиною банкротства многих купцов» [16]. Содержащиеся вхрестоматии документы подводят школьников к выводу о начавшемся в Россиипромышленном перевороте. Для анализа ученикам предлагается таблица«Паровые двигатели в Московской губернии губернии в 1858 г.», котораяпозволяет сделать вывод о том, что на большинстве предприятий используется 1-2паровые машины, привезенные из-за границы, однако есть уже машины,произведенные в России.
Положительныммоментом в организации изучения экономических вопросов явилось издание в 1925г. «Рабочих книг по истории», содержащих набор элементов для организациисамостоятельной познавательной деятельности учащихся: целевую установку, вкоторой определялись задачи изучения; отдел источников, куда входилиисторические документы, содержащие характеристику экономических явлений вРоссии, письменные свидетельства о материальной культуре, отрывки изхудожественной литературе. В обобщающем очерке были показаны основные явленияэкономической жизни России. Наконец, предлагались вопросы для повторенияизученного материала, список литературы. Таким образом, «Рабочие книги поистории» представляли собой полный комплекс дидактических средств дляизучения, в частности, вопросов экономического развития России XYII-XYIIIвеков. В целом изучение экономики России на основе анализа различных источниковпозволяло организовать познавательную деятельность учащихся. Это способствовалоразвитию умения извлекать нужную информацию о различных явлениях дорыночной ирыночной экономики, оценивать результаты хозяйственной деятельности людей.
Накопленныйопыт изучения экономической истории России может использоваться и в современнойшколе. Это обеспечит систематическую и целенаправленную реализацию в процессеобучения следующих взаимосвязанных элементов: отбор учебного материала,составляющего структуру экономических знаний, реализацию прееемственных связейдля показа развития рыночных отношений в России, выбор адекватных содержанию ицелям обучения методических приемов и средств, которые бы обеспечили высокуюпознавательную активность учащихся как при изучении нового материала, так и приего применении в учебных ситуациях.
Список литературы
[1]Вестник народного образования. 1991. №10.С.77
[2]Кулжинский Я.С. Опыт методики систематического курса истории. 1913. C.71
[3]Кролюницкий А.В. Опыт методики эелементарного курса истории.1899. C.14-15
[4]Покровский М.Н. Русская истории в самом сжатом виде. 1920. C.5
[5]Рожков Н.А. Методика преподавания истории и истории XIX века. 1918. C.45
[6]Влахопулов Б.А. Методика преподавания истории. 1913. C.17
[7]Покровский М.Н. Русская история в самом сжатом виде. 1920. C.99
[8]Кареев Н.И. Главные обобщения всемирной истории: Учебное пособие для среднегообразования. 1913. C.87
[9]Иловайский Д. Краткие очерки русской истории. Курс старшего возраста. 1903.C.317
[10]Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. 1956. C.148
[11]Кролюницкий А.В. Опыт методики элементарного курса истории. 1899. C. 48
[12]Фарфаровский С.В. В защиту лабораторного метода // Педагогический вестникМосковского учебного округа. 1914. C.38
[13]Коваленский М.Н. Хрестоматия по русской истории. 1923. C.55
[14]Там же.
[15]Там же. C.54
[16]Там же. C.4-5
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru