Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры«Педагогическая психология»
Вглубине души каждый педагог и руководитель образовательного учреждения мечтаетработать в «лучшей» школе. Но лучшее — это и есть «элитарное». Поэтому проблемаэлитарного образования является вполне реальной и актуальной. Тем более, чтодаже в Законе Российской Федерации об образовании (1992) в статье 13 говоритсяо том, что «органы государственной власти и управления могут создаватьобразовательные учреждения элитарного типа для детей, подростков, молодыхлюдей, проявивших выдающиеся способности». Правда, при этом оговаривается, что«сверхнормативное финансирование таких образовательных учрежденийосуществляется из бюджета учредителя», а «критерии отбора обучающихся в указанныеобразовательные учреждения определяются учредителями и доводятся до сведенияобщественности».
Ксожалению, такие «элитарные школы» реально становятся доступными лишь для детейбогатых родителей. И в этом явно не просматривается государственного подхода. Сдругой стороны, государство все-таки признает необходимость создания элитарнойшколы. Но остается вопрос, что вообще считать элитарной школой?
Внаиболее сконцентрированном виде проблема формирования элитарных ориентаций, а видеале — формирования полноценной элиты присутствует именно в образовании, а нев политологии, как иногда ошибочно считают. В культуре накоплен огромный опытвоспитания элиты и воспитания простолюдинов — массы. Лишь только в последниестолетия, в результате борьбы масс за свои права (правда, борьбы, частовозглавляемой некоторыми представителями все той же элиты) удалось несколькодемократизировать образовательную систему и сделать ее более доступной длябольшинства населения (см. Джуринский, 1999).
Вцелом можно обозначить основные линии развития соперничества за правовоспитывать элиту. В первобытном обществе детей воспитывала община вместе с семьей,но при этом сразу же дети вождей получали определенное преимущество. «Извсеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное»,— пишет А.Н. Джуринский (Джуринский. 1999, с. 14). А поскольку знаниями в общинечасто обладали колдуны, то именно они осуществляли воспитание или контроль за воспитаниембудущих войнов и вождей. При этом само воспитание часто приобретало магическийсмысл.
Вцивилизациях Древнего мира воспитание и образование приобретает болееорганизованный характер и все больше берется под контроль государства.Например, в Афинах образование все больше демократизируется, но только длясвободных граждан и на первый план выходит воспитание будущего «гражданина»…
Вэпоху Средневековья главным контролером образовательно-воспитательного процессастановится церковь, которая лишь постепенно стала уступать первенство в этомвопросе укрепляющимся государствам. При этом уже в Средние века «зарождалисьтенденции, направленные на самореализацию человека», хотя «в целом воспитание иобучение готовили личность к месту в заданной социальной страте», — отмечает А.Н.Джуринский (там же, с. 9). Уже в Средние века некоторую самостоятельность сталиприобретать Университеты и Академии, т.е. не только семья, церковь, и государство,но и сами учебные заведения (и профессора этих заведений) стали влиять на формированиебудущих граждан. Правда, обучение будущей элиты оставалось по-прежнемусословно-кастовым, т.к. широко распространена была практика частных учителейили специальных закрытых школ для детей знати.
Впоследующие эпохи демократические тенденции получили еще большее развитие.Однако, нельзя забывать, что история (в том числе, и история педагогики)характеризуется определенной цикличностью, т.е. вполне возможны и рецидивыболее тоталитарных образовательных и воспитательных подходов, суть которыхсводится к тому, чтобы формировать у каждого человека идею предопределенности(«заданности») его места в социальной структуре и не допускать даже мысли об изменениизаданного (традицией, Богом или законом) порядка вещей.
Приэтом сама необходимость формирования элитарного общественного слоя определяетсяне только закреплением существующих порядков, но и реальной неоднородностью(неодинаковостью) населения. В любом обществе должны быть «лучшие»представители, которым остальная часть населения как бы «доверяет» выполнениеопределенных функций (руководство, образование, политика, научное и художественноетворчество и др.). Проблема лишь в том, кто должен быть этими «лучшими» людьми.В примитивном обществе — это всего лишь наследники элиты, но уже в болеедемократических системах доступ в «высшие слои» общества должен быть свободнымдля всех достойных претендентов, согласно их реальным достоинствам и талантам,а не потому, что «папенька с маменькой (или «дяденька с тетенькой») мнепомогут».
Всовременной России набирают силу дискуссии, касающиеся соотношения массового и элитарногообразования. Оценивая опыт непрекрощающихся реформ в области образования. В.М. Фигурновскаяпишет: «Дело заключается в том, что стратегия массового образования,реализуемая в современном обществе, оказалась неадекватной в условияхрыночно-ориентированного государства… Но элитарные школы складываются долго, ихнельзя организовывать без продуманной и профессионально обеспеченной политики.К сожалению, сегодня действия инициаторов элитарного образования представляютсобой неорганизованную самодеятельность… в наших условиях элитарные школы — этопопытка восстановления дворянского сословия в структуре капиталистическогопроизводства. Для самомнения это приятно, для дела — безразлично или дажевредно, если сословная спесь выдвигается на первый план» (Фигурновская, 1997,с. 4–7).
Рассматриваяперспективы совершенствования и развития элитарного образования, В.М. Фигурновскаяпредлагает следующие направления исследования: 1) определение феноменаэлитарного образования, его содержания, целей, форм; 2) изучение историческогоопыта России в осуществлении элитарного образования; 3) сравнение качестваподготовки в российской и зарубежной системах образования; 4) исследованиеучебных программ альтернативных форм образования и выявление общих тенденций;5) составление прогнозов и рекомендаций для элитарных учебных заведений с точкизрения повышения их конкурентоспособности; 6) исследование влияния гуманитарнойподготовки на развитие творческих способностей и интеллекта учащихся и студентов;7) обоснование перспектив элитарного образования как пути повышения общейкультуры детей и молодежи, как их духовного воспитания и как путипринципиального изменения соотношения фундаментального и специальногообразования (там же, с. 8–9).
Пытаясьопределить сущность элитарного образования. В.И. Гуваков и В.М. Фигурновскаяотмечают, что подлинное элитарное образование должно «выводить субъекта из состояниятехногенной адаптации и умиротворения» и «переводить его в состояниебеспокойства, отчаяния и возбуждения», что требует «поиска принципиально новыхформ личностного (и социального) бытия». И в этом отношении «стремление к элитарномуобразованию является не практической, а личностно-духовной привилегией»(Гуваков, Фигурновская, 1997, с. 9–10).
А.Г.Ивасенко и др. рассматривают проблему соотношения Госстандарта и нуждпроизводства. Особенно эта проблема обостряется в условиях нестабильностинынешней экономики, когда существующие Госстандарты явно не соответствуютреальной экономике (или того, что от нее осталось — Н.П.). В этой ситуацииавторы считают, что «нельзя учить студентов по годам, по параграфам, надодавать им целостную картину мира, какую мы сами сегодня можем осмыслить», а «философскойосновой элитарной высшей школы» должен стать «принцип триединства: природа —человек — общество» (Ивасенко и др., 1997, с. 74–78). К этому можно было бы добавитьизвестный девиз образцового и для современной ситуации элитарного учебногозаведения — Царскосельского лицея: «Жить для общей пользы» (цит. по Олейниковой,1997, с. 86).
Ксожалению, современные варианты элитарного образования в России часто лишьпорождают новые проблемы. Особенно это чувствуется в профессиональнойориентации и профессиональном образовании, ведь когда «мы говорим — профессия,подразумеваем статус, который она дает» (Вознесенская, 1996, с. 40). Молодыелюди при планировании своих карьер нередко сталкиваются с тем, что «престижноеположение в обществе достигается сплошь и рядом людьми, которые не могутпохвастаться высоким уровнем образования; предметом демонстрации, гордости,похвальбы выступает иное…» (см. Константиновский, Шубкин, 1996, с. 5).Элитарное образование иногда связывают и с распространением платных учебныхзаведений, но все это приведет к «дальнейшему выделению привилегированныхучебных заведений» и «социальная дифференциация получает при этом новуювозможность для углубления», т.к. «социальные низы» при этом обязательно«проиграют» (там же, с. 8).
«Наличиев обществе хронического дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда,порождает и безработицу, и необходимость соглашаться на любое занятие, лишь бы онодавало возможность выжить, ведет к своеобразной «мутации культуры»…, — пишут Д.Л.Константиновский и В.Н. Шубкин, — Осознание невозможности достичь желаемогостатуса, намеченного жизненного стандарта, заниматься любимой профессиональнойдеятельностью ведет к перманентной неудовлетворенности своим положением. У молодыхлюдей укрепляется убеждение, что их интересы ущемлены, что они в социальном,экономическом плане отжаты на обочину жизни… В итоге молодежь вновь становитсяидеальным объектом манипуляции, включая политические, опять она — не субъектобщественной жизни, а средство, орудие, материал для тех или иных сил в обществе»(там же, с. 10).
Темне менее, и в воспитании наследственной элиты накоплен интересный и полезныйопыт, который следует учитывать. В книге О.С. Муравьевой «Как воспитывали русскогодворянина» приводятся типичные свойства русского дворянства, передаваемые из поколенияв поколение: 1) ответственность за происходящее в государстве (интересно, чтодворяне часто презирали интеллигенцию, для которой было характерно «негативное,брезгливое отношение к государственной службе»); 2) приоритет этическойзначимости поступка перед его «практическими последствиями»; 3) безукоризненноевладение собой по принципу «казаться, а не быть» (например, считалосьнеприличным публично демонстрировать свое горе, слабость или смятение); 4)уважительное и внимательное отношение к людям, стремление, чтобы и другим людямбыло приятно иметь с Вами дело; 5) определенный «кураж», особенно характерныйдля молодых дворян, проявляющийся в храбрости с оттенком дерзости, уверенностив своем личном обаянии…
Какотмечает автор, у русского дворянства никогда не было тех проблем в общении с простымнародом, которые остро вставали перед разночинной интеллигенцией, искреннежелавшей этот народ осчастливить. По мнению Ю.Лотмана, эта способность, безнаигрыша, естественно быть своим и в светском салоне, и с крестьянами на базареявлялась «одной из вершинных проявлений русской культуры» (цит. по Вульфову,Иванову, 1997, с. 270–271).
Чтобыцеленаправленно формировать будущую элиту полезно разобраться, а кого вообщеможно считать элитой? Сразу заметим, что вопрос этот довольно сложный и путанный.Существуют различные теории элиты, а у каждого человека существует еще и своепредставление об элите. Но самое интересное, что эти представления об элитеразвиваются вместе с развитием самого человека (см. Пряжников, 2000).
Важнейшийсмысл существования элиты — быть образцом для подражания для простых людей. Но чтобызаслужить такое право (быть образцом для подражания) элита должна проявлятьсебя в ответственные исторические моменты, вносить свой позитивный вклад в улучшениесоциально-культурной ситуации. Элита первой должны чувствовать назревающиепроблемы (в политике, экономике, культуре, образовании и других важных сферах)и адекватно на них реагировать. В идеале элита должна доносить эти проблемы до масс(которые сами во многом не могут разобраться) и увлекать массы на решение этихпроблем. В этом исторический смысл существования элиты. Но для этого сама элитадолжна обладать определенным авторитетом в глазах простых людей.
Чтобылучше понять, что такое настоящая элита можно воспользоваться примером из книгиО.С. Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина»: «В конце 1940-х годов на однойиз постоянных баз геологов был исключительно грязный общественный туалет. В составеодной из экспедиций на базу должен был приехать потомок древнего княжескогорода. «Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, но что будет делать Егосветлость?». Его светлость, приехав, сделал то, что многих обескуражило:спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную… Это ибыл поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно,стыдно жить в грязи» (цит. по Вульфову, Иванову, 1997, С.271).
Настоящаяэлита (в отличие от псевдо-элиты и многих представителей массы) способна«испачкать свои ручки», убирая нечистоты, т.е. способна размышлять об отбросахобщества, способна убирать эти отбросы. Заметим, что для старых аристократоввысшим оскорблением было обвинение в «чистоплюйстве», когда человек не желал«марать» свои ручки и соприкасаться с чем-то «нехорошим»… В современномварианте такое чистоплюйство выражается в так называемом «пофигизме». Когдачеловека мало волнуют проблемы своей страны и ее не раз обманутого народа…
Такимобразом, получается, что настоящая элитарная школа должна формироватьполноценных граждан своей страны, умеющих грамотно выделять существенныепроблемы, осложняющие наше развитие и, главное, способных переживать по поводуэтих проблем и стремящихся квалифицированно их решать. Еще бывшийвице-президент РАО РФ, академик В.В. Давыдов говорил, что «именно в школедолжны обсуждаться самые острые проблемы нашего общества, те проблемы, которыепока еще не обсуждают ни политики, ни аналитики… иначе наше общество обреченона стагнацию, ведь если выпускники школ будут убеждены в том, что в общественет проблем, то у них не будет стимула совершенствовать наше общество…».
Главныйсмысл подлинно гуманного образования должен состоять в том, чтобы даватьчеловеку простор для самоопределения, и главное, — формировать у негопотребность в поиске именно своего идеала, чтобы самоопределяющийся человек былв постоянном творческом и нравственном напряжении. Известный психолог и психотерапевтВ.Франкл видел основную задачу образования не в том, чтобы «довольствоватьсяпередачей традиций и знаний», а в том, чтобы «совершенствовать способность,которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы». При этом он специальноотмечал, что для нахождения своих смыслов «даже в эру отсутствия ценностей»,человек «должен быть наделен в полной мере способностью совести» (Франкл, 1990,с. 295).
Ксожалению, многие наши спецшколы (часто претендующие на то, чтобы называться«элитарными образовательными учреждениями») ограничиваются лишь «качественнойпередачей знания». Но как будут использоваться эти знания, в какой мере этизнания будут работать на процветание общества (а не просто использоваться дляпостроения успешной карьеры) мало кого волнует. А ведь это, прежде всеговоспитательная проблема.
Другаяважная проблема элитарного образования связана с тем, что далеко не всегдаофициально заявленные элитарные школы формируют полноценную элиту. Естественно,нельзя отрицать того, что если такими школами специально заниматься, т.е.привлекать лучших педагогов, финансировать (прежде всего, из бюджета, а не житьна «спонсорские подачки»), осуществлять отбор в эти школы согласно талантам, а непротекции и взяткам богатых родителей и т.п., то возможности для формированияполноценной элиты увеличиваются.
Нои в других (официально не элитарных) школах также могут быть выдающиесяпедагоги и талантливые дети. И тогда такие школы становятся «потенциальноэлитарными». Отсюда задача и для директоров школ, и для педагогов — готовитьсебя к встрече с талантливыми учениками, а также, даже, несмотря на обычныйстатус своей школы, все-равно стремиться к тому, чтобы обучать настоящую элиту.
Правда,при этом возникает другой проблемный вопрос: в каждом классе есть свои талантыи свои посредственности. В настоящее время многие психологи признают, чтонельзя всех детей считать одинаково талантливыми, ведь существуютиндивидуальные различия и никуда от них не денешься. И вероятно, именноталантливым детям нужно уделять особое внимание. Но что делать с обычными детьми?По отношению к ним можно выделить различные стратегии действий:
Встарших классах такие дети сами могут уйти в профессиональные учебные заведенияначального звена, если обучение в школе становится для них неинтересным илитрудным.
Иногдаполезно просто не торопить события (сегодня школьник не демонстрирует особыхуспехов, но пройдет некоторое время и таланты могут проявиться…).
Формированиеучебной мотивации, основанной, прежде всего, на актуализации в сознанииучеников значимых проблем по данному учебному предмету (когда из-за этихпроблем «спать не хочется», а хочется понять, как же эти проблемы решаются…). Видеале — это ситуация, когда у ученика появляется своя точка зрения (своевидение пути решения проблемы) и он готов спорить как со своими одноклассниками,так и с педагогами. Но поскольку для корректного спора нужны знания, то лучшейучебной мотивации и не придумаешь…
Частичноэто может быть профильное обучение, когда ученик больше внимания уделяет именнотем дисциплинам, которые его больше интересуют…
Номы бы не хотели опять возвращаться к так называемому «знаниевому подходу», прикотором часто забываются ценностно-смысловые (собственно гуманистические) целиобразования. Настоящая элита — это не просто образованные люди. Это, преждевсего, люди, способные переживать наиболее острые проблемы общества и стремящиесяэти проблемы решать, т.е. улучшать общественную жизнь. А знания — это лишьсредства для решения проблем. Если же знания начинают доминировать над целями(гуманистическими целями), то мы получаем «искусственную интеллигенцию» (терминВ.П. Зинченко), которая может использовать эти знания и во вред нашемуобществу, если таким «искусственным интеллигентам» кто-то хорошо за этозаплатит…
Такимобразом, главная перспектива развития элитарного образования в России — этоформирование полноценных граждан страны, способных чувствовать наиболее острыепроблемы, осложняющие развитие общества и стремящихся решать эти проблемы,опираясь на качественное знание. Реально в нынешних российских условиях элитарнаяшкола может быть как официально заявленной, так и существующая без официальногопризнания, но опирающаяся на талантливых и смелых педагогов и руководителей.
Ине всегда финансовая поддержка «спонсоров» — это хорошо, поскольку часто«спонсорские школы» формируют сильнейшую зависимость от «благодетеля» (мы дажене рассматриваем пока вопрос о том, какими путями «благодетели» зарабатываютсвои деньги). А более высокие зарплаты учителей (по сравнению с «неспонсорскими школами») провоцируют нездоровые отношения в педагогическихколлективах и во взаимоотношениях педагогов с руководителями.
Иногдадля формирования подлинной элиты важнее личный пример порядочного и высококвалифицированногоучителя. А зарплаты должны быть высокими (или хотя бы сопоставимыми) во всехшколах и решение этой задачи — основная проблема нашего замечательногогосударства. Ведь как мы уже подчеркивали, и в простой школе можетвоспитываться будущий гений, а простой учитель очень даже может способствоватьпоявлению такого гения… Настоящее образование (особенно элитарное) не должнобыть «рыночным», оно вообще должно стать основой полноценной государственнойкадровой политики.
Список литературы
ВознесенскаяЕ.Д. Профессии высококвалифицированного труда и молодежь: привлекательность,престиж, выбор/ Профессиональное самоопределение выпускниковобщеобразовательных школ. Сб.научн. тр.(Отв. Ред. В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский).— М.: Центр социологии образования РАО, 1996, с. 62–78.
ВульфовБ.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. —М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
ГуваковВ.И., Фигуровская В.М. Метафизика элитарного образования/ Проблемы образования.Сб.научн.тр. (Отв.ред. В.М. Фигуровская). — Новосибирск: НГАЭиУ, 1997, с. 9–12.
ДжуринскийА.Н. История педагогики. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
ИвасенкоА.Г.,Путинцева Н.Н., Ивасенко А.А. К вопросу об элитарной высшей школе/ Проблемыобразования. Сб.научн.тр. (Отв.ред. В.М. Фигуровская). — Новосибирск: НГАЭиУ,1997, с. 74–81.
КонстантиновскийД.Л. Динамика привлекательности профессий/ Профессиональное самоопределениевыпускников общеобразовательных школ. Сб.научн. тр. (Отв. Ред. В.Н. Шубкин, Д.Л.Константиновский). — М.: Центр социологии образования РАО, 1996, с. 12–49.
ОлейниковаО.Д. Искусство в контексте гуманизации образования/ Проблемы образования.Сб.научн.тр. (Отв.ред. В.М. Фигуровская). — Новосибирск: НГАЭиУ, 1997, с.81–88.
ПряжниковН.С. Психология элитарности. — М.: МПСИ, 2000. — 512 с.
ФигуровскаяВ.М. Элитарное образование: научное содержание и теоретическое обоснованиепроблемы/ Проблемы образования. Сб.научн.тр. (Отв.ред. В.М. Фигуровская). —Новосибирск: НГАЭиУ, 1997, с. 4–8.
ФранклВ. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/