Развитиесовременного общества и системы образования предъявляют все более высокиетребования к качеству подготовки выпускников вузов. Особую роль в повышениикачества образования призвана сыграть его информатизация, понимаемая не какпростое представление учебной информации в цифровом виде, а как созданиеобразовательной среды вуза, подключенной к образовательному пространству иудовлетворяющей образовательные потребности современного студента.
Проектированиев сфере образования в основном базируется на понимании позиций, интересов, потребностейлюдей, участвующих в реализации проектов. Понимание другого человекапредполагает проникновение в потребностно-мотивационную сферу при помощимеханизмов идентификации (отождествлении) и рефлексии.
Цельсамостоятельной проектировочной деятельности заключается в разработке проекта всемиотическом плане, на основе использования существующих знаний ипредставлений. Педагогическое проектирование в современной образовательнойпрактике выступает организующим началом педагогической деятельности.
Послеопределения целей проекта, разработчики работают над технологией осуществленияпроекта. Знание технологии достижения определенных целей дает возможностьразработчику с высокой долей вероятности достичь желаемого результата вдеятельности.
Педагогическоепроектирование — это продуктивная деятельность, итогом которой является проекти программа его реализации в практику образования, а также результатыобразовательного процесса, которые достигаются при реализации проекта.
Структурно-логическаясхема образовательной среды по исследованиям Кречетников К. Г. состоит из целей,задач, принципов, требований, содержания, системы мотивов и организационноуправляющих воздействий, а также имеет коммуникационную составляющую и критерииоценки эффективности проекта.
Педагогическоепроектирование должно быть тесно связано с личностным развитием, то естьнаправлено на субъект педагогического процесса — на человека, его потребности вобразовании, саморазвитии.
СериковымВ. В. предложены следующие закономерности педагогического проектированияличностно-ориентированного образования:
элементомпроектирования в личностно- ориентированном обучении является «событие в жизниличности», составляющее его реальный жизненный опыт;
проектирование— совместная деятельность педагогов и обучающихся;
взаимодействиев учебном процессе является источником личностного опыта учащегося.
Процесссоздания информационно-образовательной среды (ИОС) в техническом вузе включаетв себя следующие этапы:
1)Определение целей и учебных задач ИОС.
Наданном этапе определяются цели проектирования ИОС как педагогической системы.
Основнойзадачей на данном этапе — выбор способа организации учебного процесса смаксимальным включением всех компонентов образовательной среды вуза.
Целиможно разделить на следующие группы:
Образовательныецели использования ИОС в процессе обучения — получение обучающимисяопределенных знаний, умений и навыков по своей специальности.
Информационныецели заключаются в формировании и развитии информационной культуры — умений инавыков в овладении способами и методами извлечения и анализа информациинезависимо от предметной области.
2.К личностно — развивающим целям относятся развитие навыков самостоятельнойпознавательной деятельности и развитие творческих способностей как прииндивидуальной работе, так и в коллективе, способность к саморазвитию, самопознанию.
3.Анализ начального состояния образовательной среды включает в себя анализпрограммно- технического, информационного и личностного потенциала вуза.
Анализпрограммно-технического состояния — изучения состояния программно-техническойбазы вуза:
техническиесредства обучения;
компьютерныеклассы;
интернет-классы;
компьютерныесети;
лабораторныекомплексы (как традиционные, так и виртуальные);
программноеобеспечение общего и специального назначения;
обучающиекомплексы по дисциплинам их состояние, возможность обновление, отражениемеждисциплинарных связей.
Врамках анализа информационного состояния рассматривается информационноенаполнение предстоящего образовательного процесса:
информационныересурсы, как в традиционной, так и в электронной форме, отражающие содержаниедисциплин, в различных хранилищах;
дополнительныематериалы по дисциплинам;
возможностьобращения к другим информационным системам и мировым ресурсам, а также другиеэлектронные библиотеки;
банкитестов и другие контрольно- измерительные материалы.
Личностныйпотенциал оценивается по следующим показателям:
информационнаякультура участников образовательного процесса, как обучающих, так иобучающихся;
начальныйуровень знаний студентов;
навыкисамостоятельной работы.
Выявляетсяначальный уровень подготовки студентов, их навыки работы с компьютернойтехникой, умение работать самостоятельно и в группах, склонность к творчеству.
Выборпедагогических технологий, методов приемов, а также видов и форм контроля учебнойдеятельности.
Наоснове выполненного анализа начального состояния педагогической иинформационной системы рассматривается целесообразность использования различныхпедагогических приемов, методов и технологий для реализации образовательногопроцесса.
Информационноенаполнение.
Выполняетсянакопление содержательной информационной базы на основе пунктов 1 и 3.Оценивается возможность использования информационных ресурсов в предстоящемобразовательном процессе, актуализируются междисциплинарные связи.
Определениефункций. Определяются функции информационной образовательной системы.Рассматриваются возможности автоматизации некоторых функций преподавателя.
Педагогическаямодель.
Наоснове особенностей, выявленных для ИОС на предыдущих этапах, разрабатываетсяоптимальная педагогическая модель, практически реализуемая в данных условиях.
Прогнозированиеи построение гипотез. Рассмотрение возможных педагогических ситуаций, трудностей,путей их решения. При проектирование должно сложиться четкое представление о возможномрезультате исходя из целей.
Практическаяреализацияивнедрения.Процесспостроения проектируемой информационно- образовательной среды и внедрения ее вучебный процесс.
Оценкапедагогической эффективности. Измерение качественных и количественных педагогическиххарактеристик образовательного процесса.
Корректировка.Внесение изменений при необходимости в предыдущие этапы.
Итак,педагогическое проектирование, как методологический подход в образовании, применимдля разработки информационно-образовательной системы, как педагогическойсистемы, в которой на основании личностно-ориентированного подхода реализуютсясубъектами личностные смыслы в образовании.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.automobul.ru/