Меньшиков В. М.
Развитиесистемы образования Англии можно представить следующим образом.
Начальнаяшкола. Может быть, за точку отсчета нужно взять деятельность Рейка, который в 1780 г. в г. Глочестер организовал первую «воскресную школу». Ее открытие получило общественное признание,и через 30 лет эти школы были открыты повсеместно. Когда в 1798 г. было основано «общество воскресных школ», то сами воскресные школы посещало 600 тыс. детей вШотландии и 5 млн. в Англии и Уэльсе. Большую роль в развитии воскресных школсыграла Анна Мор.
В 1798 г. начал свою деятельность Д. Ланкастер, открывший школу для детей бедныхродителей и предложивший метод взаимного обучения. В 1814 г. было создано «Британское общество» по распространению новой организации обучения. Онодействовало не только в Англии, но и в других странах мира.
В 1797 г. А. Бель написал брошюру «Мониторная система», в которой была описанасистема взаимного обучения, а в 1811 г. организовано «Национальное общество» пораспространению новой организации обучения.
Закон 1833 г. ограничивал рабочий день детей 9 – 13 лет девятью часами работы ипредписывал двухчасовое обучение в школе. В этом же году государство внеслопервый денежный взнос в размере 20 тыс. фунтов стерлингов на развитие народногообразования. С каждым годом суммы становились все больше. В 40-е гг. начинаетсяоткрытие учительских институтов в Англии. Работа профессионалов-учителейпозволила существенно улучшить качество обучения в народной школе Англии.
Законоб образовании 1870 г., получивший название «Акт об обеспечении народногообразования в Англии и Уэльсе», фактически заложил основу обязательногонародного образования. В 1880 г. было провозглашено обязательное посещениешколы детьми в возрасте от 5 до 10 лет, а в 1918 г. введено бесплатное народное образование. Так в течение XIX века произошло становлениевсеобщего народного образования в Англии.
Вконце XIX в. широкое распространение в Англии получают вечерние школы. В 90-егг. начинается устройство профессиональных и технических школ, а в массовуюанглийскую школу в конце XIX в. широко входит труд. Во второй половине XIX в. вАнглии начинают создаваться «реальные школы» и «школы искусств».
Главное,что произошло в средних, грамматических школах – это расширение в учебныхпланах доли современных языков и естественных наук.
Ссередины XIX в. начинают открываться средние школы для девочек, а в 1860 г. женщинам было разрешено учиться в университетах. В XIX в. увеличивается число высших школ.Открываются новые университеты, в том числе и Лондонский университет.
ВXX веке образование развивается быстрыми темпами и характеризуется следующимитенденциями. Большое значение для развития образования имело учреждение в 1900 г. Министерства просвещения. По закону 1902 г. все школы, в том числе и частные, переходили подгосударственный контроль. Этим же законом предписывалось открыватьгосударственные грамматические школы, хотя в них взималась плата за учебу.
В 1918 г. был принят закон Фишера, предусматривающий обязательное обучение детейдо 14 лет. В 20-е гг. в Англии становится популярным лозунг «Среднееобразование для всех!». В конце 20-х гг. комитет Хэдоу, созданный лейбористскимправительством, подготовил доклад, в котором предложил новую системуобразования: до 11 лет – начальное образование, после 11 лет – среднее.
Среднееобразование предполагало два типа школ: грамматическую и современную. ПланХэдоу стал реализовываться в 30-е годы. В 1938 г. по предложению Спенса организуется еще один тип школы – техническая. И с этого же года вАнглии вводится система отбора в среднюю школу на основе тестов.
Кромеэтих школ в Англии сохранялись и частные привилегированные школы, дававшиелучшее образование, чем массовая средняя школа.
Сконца XIX века в Англии стали создаваться экспериментальные школы. В 1889 г. С. Редди создал первую «новую школу». В ней вместе с академическим образованием, котороедавалось в первую половину дня, во вторую половину дня обучали предметамэстетического и трудового циклов, проводили экскурсии и т.д. В 1893 г. Д. Бэдли открыл Бидельскую школу, которая также получила широкую известность и в которойвпервые в Англии было осуществлено совместное обучение. По образцу или подвоздействием примера этих школ в Англии стали открываться и другие «новыешколы».
В 1944 г. в Англии принимается новый закон об образовании – Акт Бетлера, которыйопределил дальнейшее развитие ее школы.
ПослеВторой мировой войны в Англии складывается следующая система образования.
Дошкольноевоспитание. Состоит из государственных школ-яслей и дошкольных классов. Системапока не получила большого развития.
Начальнаяшкола. В нее входит школа для маленьких и собственно начальная школа. Основныезанятия в школе для малышей: развитие устной речи, чтение, письмо, счет, физическоеи эстетическое воспитание. В собственно начальной школе изучаются следующиепредметы: чтение, письмо, математика, труд, физическое, эстетическое ирелигиозное воспитание, история, география и природоведение.
Изначальной школы ребенок должен поступить в среднюю школу, обучение в которойобязательно до 16 лет, но программа всех типов школ рассчитана на обучение до18 лет. В Англии существует 4 типа средней школы: грамматическая, «современная»,техническая и объединенная.
Грамматическаяшкола – самая престижная школа Англии. Она, прежде всего, готовит к поступлениюв университет. В последние десятилетия она также готовит будущих специалистовсреднего звена и квалифицированных рабочих. Состав предметов определяетсякаждой школой, он достаточно широкий, но в старших классах идет узкаяспециализация в зависимости от будущей профессиональной ориентации ученика.
Современнаяшкола – массовый тип средней школы. Поскольку каждая школа сама определяет свойучебный план, то трудно выделить в них нечто общее. Как правило, учебные планышкол включают в себя предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов, трудовое,физическое, эстетическое и религиозное воспитание. Выпускники этой школы чащевсего идут работать в сферу производительного труда.
Техническаяшкола – сочетает в своих программах образовательные и общетехнические предметы.Эта школа в значительной мере ориентирована на подготовку к конкретнымспециальностям: техническим или коммерческим.
Объединеннаяшкола. Признание получила в середине 60-х гг. По идее, она призвана объединить всебе все три типа школы, создав тем самым единую среднюю общеобразовательнуюшколу. Существуют разные модели этой школы. В настоящее время около 80%английских школьников получают образование в этих школах.
ВАнглии существуют частные школы. Они представлены начальными, приготовительнымии средними, наиболее известными из которых являются «паблик скулз».
ПослеВторой мировой войны, и особенно после 60-х гг., в Англии широко развернулисьнаучно-исследовательские и научно-экспериментальные работы по созданиюсовременной школы, отвечающей самым высоким мировым стандартам. В эту работуактивно включились не только педагогические учебные учреждения, но и многиеуниверситеты.
Профессиональноеобразование можно получить либо на рабочем месте, либо в специальныхпрофессиональных и технических школах. Среднее специальное образование можнополучить в системе различных колледжей: технических, художественных, педагогических,государственных, готовящих специалистов для важных отраслей национальнойэкономики и др.
Каки во всем мире, в Англии уделяют серьезное внимание развитию высшегообразования. Открываются новые университеты, увеличивается их финансирование, создаетсяновое содержание, формы и методы обучения.
ВАнглии создана серьезная система образования взрослых, в которой по тем илииным общеобразовательным или профессиональным программам обучается более 2 млн.слушателей.
Такимобразом, в целом в Англии создана достаточно гибкая и совершенная системаобразования. Однако в 70–80-е годы все более стали очевидны ее недостатки.Школа была подвергнута серьезной критике. Результатом стало принятие в 1988 г. закона о реформе образования. Он предусматривает быстрое развитие английского образования, преодолениеего отставания от развития образования ведущих стран мира. Закон, в частности, предусматриваетсоздание единой национальной программы обучения. Она включает три основныхпредмета: математика, английский язык и естественные науки и семьобщеобразовательных предметов: история, география, основы технических знаний ипроектирования, музыка, искусство, физическое воспитание и иностранный язык.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru