Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

Рассказ Л.Н.Толстого «Послебала»
РассказТолстого После бала занимает прочное место во всех школьных программах политературе. Однако, несмотря на хрестоматийность, даже своего родазачитанность, рассказ этот, как представляется, еще не реализовал всех своихвозможностей в курсе литературы средних классов. Этому способствуетукоренившийся взгляд на произведение как на протест против буржуазнойдействительности, правдивое изображение бесправного положения народных масс ит.п. Взятый в таком ракурсе, рассказ проходит мимо учащихся ведь он не о них!оставаясь в памяти ощущением скучной и унылой обязаловки. Как избежать этогоКак максимально использовать потенциал рассказа, с одной стороны, для отработкиспециальных вещей (например, элементов теории литературы), с другой же длявовлечения учеников в серьезный, заинтересованный разговор, близкий инеобходимый им самим Как раскрыть важнейшую философскую основу рассказаПредлагаем учителю свой вариант уроков по рассказу После бала (обычно это 2-3урока, в зависимости от степени подготовленности класса и глубины погружения втекст).
Разговорначинаем с выяснения особенностей строения рассказа, его композиции. Ужезнакомые с этим понятием ученики без труда определят, что рассказ можно условноразделить на три части: авторский текст открывает и замыкает рассказ, а внутринего находится история, рассказаная героем, Иваном Васильевичем. (Если сразупровести такое отграничение не удастся, попросите ребят определить, какимместоимением заменяется имя Ивана Васильевича в начале, середине и концерассказа. Иван Васильевич он в начале и конце рассказа, ибо речь ведет автор; яв середине, т.к. сам является субъектом речи.) Здесь уместно познакомить ребятс такими понятиями, как обрамление, рассказ в рассказе, и вспомнить ужеизвестный термин повествователь. Где мы еще встречались с повествователем Всферу разговора могут быть вовлечены Бородино Лермонтова, Повести БелкинаПушкина и другие произведения, в которых автор как бы доверяет герою ведениерассказа.
Ужев самом начале разговора надо четко разграничить понятия рассказ Толстого иистория, рассказанная Иваном Васильевичем, ибо зачастую учащиеся забывают прообрамление, небольшое по объему, но чрезвычайно важное в смысловом отношении.(Можно, кстати, на следующем уроке проверить степень осознания ребятамиструктуры текста, задав вопрос: Как начинается рассказ После бала Неправильным,естественно, будут ответы типа Иван Васильевич влюбился, пошел на бал и т.п. )Именно в обрамлении сообщается о разговоре неких лиц, в котором история ИванаВасильевича является лишь одной из реплик, доводов в споре. О чем же идет этотспор Прежде всего, о глобальной проблеме совершенствования мира и человека.Испокон веку ощущал человек эту внутреннюю потребность борьбы с дурным внутрисебя и вовне. Возможна ли такая борьба Не будет ли она безнадежной С чего ееначинать С внешних условий, со среды или с себя Помогите ребятам осознать этивопросы, примерить их к себе и отпустите с заданием: Какую позицию в спорезащищает Иван Васильевич (мы вернемся к этой проблеме в конце разговора).
Следующийурок мы посвящаем собственно рассказу Ивана Васильевича. (Не забудьте еще развспомнить разницу между рассказом Толстоо и Ивана Васильевича!) Здесь можноидти двумя путями. Первый традиционный: непосредственный выход на проблемукомпозиции, двухчастного строения и соотнесенности этих частей (Бал и Послебала). Второй путь более сложный, но и более интересный идет от вопроса: ЗачемТолстой вводит в рассказ повествователя В чем преимущества этого пути Вопервых,здесь есть возможность столкновения разных точек зрения (чего не скажешь опервом пути). Во-вторых, в разговор неизбежно будут вовлечены уже известныеребятам Детство и Отрочество, в которых рассказ ведется тоже от первого лица,и речь в итоге пойдет о писательской манере Толстого, обусловленной сугубыминтересом к внутреннему миру личности, тончайшим переливам душевныхпереживаний. (Не упустите возможность подчеркнуть, что Детство это первое произведениеТолстого, а После бала одно из последних; в результате этого замыкания кругаобщность творческого подхода не покажется случайной, будет восприниматьсясвоеобразным стержнем, объединяющим раннего и позднего Толстого.) Такоеповторение даст возможность осознать, что основным объектом рассказа являетсявнутреннее чувство героя, его ощущение мира. Как же меняется это чувство напротяжении всего рассказа пусть этот вопрос станет определяющим вопросом урока.Итак, сначала герой влюблен, но не просто, не как обычно, а сильно влюблен. Имир видится им сквозь призму этой влюбленности: Бал был чудесный: залапрекрасная, с хорами, музыканты знаменитые в то время крепостныепомещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. (Отметимв этом пассаже роль прилагательных в создании впечатления от бала.) А вот ипредмет влюбленности Варенька: Она была в белом платье с розовым поясом и вбелых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и вбелых атласных башмачках. Обратите внимание на форсированное выделение белогоцвета это пригодится нам в дальнейшем.
Походу бала чувство героя растет от влюбленности к состоянию счастья, блаженства:Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был нея, а какоето неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Втом состоянии герою кажется, что не он один, а весь мир восхищается егоВаренькй. Танец Вареньки с отцом (обратим особое внимание на портретполковника, подчеркнуто соотносящийся с портретом дочери) как бы подливаетмасла в огонь: чувство героя вырастает до невиданных размеров, ср.:… несмотряна то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло,Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке...,и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженераАнисимова. Бал закончен но он продолжается в душе героя. Вектор чувства всевремя направлен вверх мир видится цельным, гармоничным, заполненным тольколюбовью. И это ощущение не просто сохранится, но и усилится на улице: умилениебудут вызывать даже извозчики, шлепающие по грязным лужам.
Ивдруг что-то случается. Это что-то еще не осознается, оно похоже на внезапноподставленную слишком разлетевшемуся человеку подножку: Когда я вышел на поле,где был их дом, я увидал в конце его, по напрвлению гулянья, что-то большое,черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. Что заставляетчитателя насторожиться Несомненно, черный цвет и новая, нехорошая музыка.Состояние бала резко обрывается. Вихрь мазурки сменяется оцепенением,застылостью черных людей, визгливой мелодией флейты и барабана. Но не тольковнешние контрасты бросаются в глаза герою новым смыслом наполнены и ужевиденные детали. Вместо пестрых бальных одежд пестрота исполосованной,превращенной в кровавое месиво спины наказываемого, белый цвет становитсятеперь цветом страдания при каждом ударе несчастный оскаливает белые зубы,умоляя о прощении. И главное все тот же румяный, холеный полковник. В нем,кажется, ничего не изменилось (лишь твердая, подрагивающая походка вместотанцевальных движений) но на новом фоне облик его страшен.
Иточно так же, как от созерцания бала герой переходил к внутреннему взгляду, кчувству, рожденному этим созерцанием ( важнейший, кстати, повествовательныйпринцип Толстого, отмеченный нами еще при чтении Детства и Отрочества ), так исейчас, столкнувшись с жуткой сценой наказания, рассказчик погружается в себя.От переполнявшего его блаженства не осталось и следа лишь стыд, тоска, почтифизическая тошнота и отвращение. Более того и здесь зачастую ученики престаютпонимать героя Иван Васильевич не только порывает с любимой женщиной, но иохладевает к военной службе и службе вообще, отказывается от первоначальныхжизненных планов, круто меняет всю свою жизнь. Почему такая гиперреракция Ведь,в конце концов, как сказал один семиклассник, не Варенька же била по лицусолдата своей прекрасной ручкой Вот проблема, которая рождает в классеоживленный спор. Решать ее можно поразному. Приведем лишь два мнения из целогоспектра суждений учеников. Первое: герой не может любить просто одного человекаему нужно непременно любить весь мир (ср. его чувство любви даже кпрепротивному инженеру Анисимову ), понимать и принимать его целиком. Когда же онсталкивается в этом мире с чем-то, что не может принять и полюбить (сценанаказания), рущится все его ощущение гармоничности, целостности мира и онпредпочитает не любить никак, чем любить частично. Или все, или ничего. Другоемнение возвращает нас к вопросу о позиции Ивана Васильевича в споре осовершенствовании. Герой, сталкиваясь с проявлением зла в мире и абсолютной (покрайней мере, внешней) уверенностью участвующих в нем людей в правильностисовершаемых ими действий, понимает, что единственно возможное для него в даннойситуации это устранение от зла. Я не волен изменить мир, победить зло, но я итолько я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле вот логикарассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно выстраивает свой жизненныйпуть, пролагая его мимо зла, не участвуя в нем и как бы доказывая всей своейжизнью тезис о возможности и первостепенности личного, внутреннегосамосовершенствования. В этом и позиция самого Толстого, что важно подчеркнутьуже сейчас.
Мыпредлагаем возможно, несколько неожиданно завершить разговор чтением рассказаВарлама Шаламова Прокуратор Иудеи. Сопоставление столь далеких на первыйвзгляд произведений может оказаться плодотворным, ибо рассказ Шаламова о той жеситуации столкновения со злом, только выход из нее иной, прямо противоположный:герой предпочитает закрыть глаза, забыть о зле и своем участии в нем.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sch57.msk.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.