Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Пушкин как психолог

Яков Фельдман
Грекисбондили Елену по волнам — ну а мне соленой пеной по губам...(О. Мандельштам)
Возможно,вы даже образованнее нас — вы знаете ноты...(М. Жванецкий)
Вотчто пишет Дежурный Пушкиновед советской эпохи С.М.Бонди в предисловии кшкольному изданию Пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин»(Детгиз, Москва, 1957)
(стр.7)… Они не могут стать счастливыми и виноваты в этом не какие-нибудь внешниеобстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь вжизни. Над глубокими причинами этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своегочитателя.
(стр.41)… Но если внимательно всмотреться в ту жизнь, которую рисует Пушкин в романе,вдуматься в ту правду, которую он нам показывает, то поневоле читатель долженприйти к определенным выводам: неправильно, нехорошо устроена та жизнь, которуютак широко и богато развернул перед нами Пушкин!
Счастливымимогут быть в ней только самодовольные пошляки, обыватели, посредственности,люди, стоящие на невысоком моральном и умственном уровне, вроде деревенскихсоседей Онегина или отца Татьяны и Ольги — «доброго малого», никогдане читавшего книг и считавшего их «пустой игрушкой», поводившего своюспокойную жизнь в еде и питье… такой же оказалась Ольга, скоро забывшаясвоего убитого жениха и нашедшая свое счастье в браке с молодым офицером;такова же была ее мать, насильно выданная за нелюбимого человека.…
Людиже благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие,всегда несчастны.
Илиони гибнут как Ленский — и при том в значительной степени по вине своегонеправильного отношения к жизни.
Илиже продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье, как Онегин иТатьяна. Ни богатство, ни высокое положение в обществе нисколько не облегчаютим жизнь… Находить удовлетворение, счастье в работе для какой нибудь высокойцели, для помощи другим они не в состоянии по своему воспитанию и положению, аустроить себе личное счастье им мешает их характер, их ошибки, также роковымобразом связанные с их воспитанием и положением....
(стр.43) Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты неего герои, а та среда, обстановка, которая сформировала их характеры, котораясделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных иблагородных людей… Помещичий крепостнический строй, непосильный, тяжелыйтруд крестьян и полное безделье помещиков, господ, делали несчастными,коверкали жизнь, не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из ихгоспод.
Этогрустное убеждение в ненормальности всего жизненного уклада, в невозможностинастоящего счастья… общественные причины неблагополучия жизни героев романа,все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие ихсудьбу… перед читателями сразу возникает вопрос о небходимости борьбы с этмипричинами и этими обстоятельстами.
Пушкинтак точно и ярко, образно показывает главного врага — бесцельную и бездельнуюжизнь людей дворянского класса, обеспеченную трудом крепостных крестьян, чтоэтим самым подсказывает, что нужно сделать, чтобы люди, подобные Татьяне,Онегину, Ленскому, могли жить счастливо, содержательно, интересно…
Неизбежностьборьбы с калечащими людей условиями жизни, с крепостническим самодержавнымстроем вытекала для общественно настроенного внимательного чуткого человека причтении «Евгения Онегина», как и всех реалистических произведений Пушкина.
Этуборьбу и вели лучшие люди того времени — декабристы, сам Пушкин, а позже — революционные демократы.
Русскаяреалистическая литература, показывая верно, без прикрас, смягчений и утешенийвсю жестокую правду жизни, всегда помогала и помогает этой издавна ведущейсяборьбе лучших людей, народа, за счастье всего человечества.
(стр.16)Когда человек основывает свои действия не на внимательном изучении жизни иразмышлении о ней, а только на непосредственных горячих чуствах да на созданныхим для себя беспочвенных и непроверенных жизнью высоких «идеалах» — последствия бывают если не всегда трагическими, как у бедного Ленского, товсегда грустными и тяжелыми, как для самого человека, так и для окружающих.
Всловах Бонди есть определенная логика.
Ноэто не логика «Онегина», не логика Пушкина и даже не логика самогоБонди.
Этологика того общественного строя, который выдвинул Бонди на роль «ДежурногоПушкиноведа Эпохи» — короче, это Логика Советского Строя.
Мууже писАли, что общественное движение определяется логиками двух уровней.
Советскийстрой есть союз двух общественных движений и его логика работает на четырехуровнях, что и видно из цитат, приведенных выше.
Покажемэто.
Первоетечение получило название «Просвещение», оно работает на уровнях 4-6.
Второетечение мы назовем «народный активизм» Оно работает на уровнях 2-3(по структуре оно идентично фашизму и коммунизму, но проявилось, например, и вборьбе крестьн-партизан против Наполеона).
Такимобразом Логика Советского Строя работает на уровнях 2-3-4-6.
Уровень5 («свобода воли») — запрещен.
Авот предисловие П.Антокольского к изданию «Евгений Онегин», Москва,Х.Л. 1976.
Пушкинбыл первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие врусском обществе: одиночество в нем каждого, кто так или иначе возвышается надсредним уровнем, его неприспособленность к труду, и, в конечном счете — жизненную неудачу, сломленную, исковерканную жизнь. Пушкин проследил истокиэтого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательновоспринятой европейской культуре, в условностях дворянского уклада жизни, вотсутствии духовных и общественных интересов.
Сопоставимпозицию Антокольского с позицией Бонди.
Во-первых,у Антокольского совершенно отсутствует «народный активизм»,«плохое общество», которое надо сломать, деление на «своих»и «чужих».
Во-вторых,«Просвещение» представлено у Антокольского не в абстрактно-логическойформе, как у Бонди, а в более зрелой, социально-педагогической форме. Если уБонди Ленский погиб потому, что не догадался спросить у него, у Бонди как правильножить (а что еще может думать Дежурный Пушкиновед Эпохи?),
тоу Антокольского Ленский погиб потому, что Геттингенский Университет дал ему,Ленскому, плохое образование.
В-третьих,Антокольский — все-таки о Пушкине, о веке Пушкина (тогда как Бонди — исключительно о себе, о веке Бонди).
Итем более печально, что позиция Антокольского ошибочна в каждом пункте.
… жизненнаянеудача, сломанная, исковерканная жизнь.
Оставимпока в стороне Ленского, которому в момент смерти было 18 лет.
Вконце романа Татьяне 20 лет, Онегину — 26.
Дажепо самым скромным меркам им жить еще 30-40 лет.
Окакой законченной и испорченной жизни может идти речь? Все только начинается!
… неприспособленностьк труду.
Ккакому труду? К хождению за плугом? К написанию поэм? К сидению в канцелярии? Кпотоотделению? «В поте пишущий, в поте пашущий...»(Цветаева)
Да,у Онегина — избыток образования, которое общество не дает ему возможностиприменить. Позитивный путь здесь один — к преобразователям общества, кдекабристам — к духовным и общественным интересам — Но этот путь Пушкинзаблокировал Онегину из цензурных соображений.
Онсам загнал Онегина в тупик. Онегин не виноват. Более того, на протяжении романаОнегин по крайней мере дважды толкает общество в правильном направлении и добиваетсявидимых, общезначимых, положительных результатов.
«Яремон барщины старинной оброком легким заменил — и раб судьбу благословил.»(глава 2, строфа 4)
Татьяначитает книги, собранные и размеченные Онегиным — так она получает высшееобразование, так она завершает свое формирование как личность, именно этопозволяет ей позже стать хозяйкой салона московской интеллигенции. Пушкин особоподчеркивает высокое качество общения и прямо связывает его с личностью хозяйкисалона.
«чтеньюпредалася Татьяна жадною душой; и ей открылся мир иной....» (глава 7,строфа 21)
«Хранилимногие страницы отметку резкую ногтей. Глаза внимательной девицы устремлены наних живей.»(глава 7, строфа 23)
«Передхозяйкой легкий вздор сверкал без всякого жеманства и прерывал его меж темразумный толк без пошлых тем, без вечных истин, без педантства.» (глава 8,строфа 23)
…условности дворянского уклада жизни.
Агде вы видели общество без условностей? Даже у хиппи есть свои условности, дажев стаде у обезьян есть свои условности. Даже в труде одинокого мастера естьсвои условности. Нет условностей там, где нет никакого труда и никакогообщения, там где «голый человек лежит один на голой земле».
…в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейскойкультуре ...
— У кого суп жидкий, у кого жемчуг мелкий… Пушкин и Онегин равны — как повоспитанию, так и по образованию. «С ним подружился я в то время»(Глава 1, строфа 45) — а можем ли мы утверждать, что Пушкин — маловоспитан иплохо образован? С момента встречи оба продолжают заниматься самообразованием иактивным саморазвитием — и, я полагаю, остаются на равном духовном уровне. Япокажу ниже, что с психологической точки зрения Пушкин и Онегин — антиподы ипоэтому нельзя ждать от них одинаковых общественных результатов. Но — темменьше их конкуренция и тем прочнее должна быть их дружба и взаимное уважение!
Окакой подражательности можно говорить, если у Онегина «резкий охлажденныйум» (глава 1 строфа 45) и «все подвергалось их суду!»(глава 2строфа 16) В лучшем случае можно говорить о «подражательности в областифизической культуры и спорта»:
Летом:«Онегин жил анахоретом; в седьмом часу вставал он летом и отправлялсяналегке к бегущей под горой реке; певцу Гюльнары подражая, сей Геллеспонтпереплывал...» (глава 4 строфа 36-37)
Зимой:«Прямым Онегин Чайльд-Гарольдом… с утра садится в ванну со льдом»!(глава 4 строфа 44)
иэто — о подражании и подражательности — все!
… одиночествов нем каждого, кто так или иначе возвышается над средним уровнем.
Чемважнее результат, тем меньше людей на земле понимает его значение. Значениесамых важных результатов понимает только один человек — сам автор. Это — неизбежное одиночество самых лучших людей эпохи, ибо они уже проживают в эпохеследующей. Это одиночество самого Пушкина, хотя рядом лучшие люди этой эпохи — Жуковский, Вяземский. Но они не понимают Пушкина, он уже проживает в другойэпохе! Проблема кооперации умных — объективно сложная проблема. А в случаеочень умных — это очень сложная проблема и конкретно исторический контекстздесь ни при чем.
Переходяот критики второго порядка (от анализа критических текстов) к критике первогопорядка (к анализу исходного, в данном случае, пушкинского текста), подведемпредварительные итоги.
Бондисчитает, что смысл текста — социально-политический (скверное общество) иабстрактно-логический (непонимание жизни).
Антокольскийсчитает, что смысл текста — культурно-исторический (такая страна, такое время)и социально-педагогический (плохое образование-воспитание)
Ясчитаю, что смысл текста — психологический (такие психологические типы в такомсочетании).
Кстати,этот последний вариант сулит тексту жизнь вечную, ибо психологические типывечны, обстоятельства внешние — преходящи.
Напомню,что, по нашему мнению, человек работающий с информацией, всегда представляет еев трех формах (образы, сценарии, смыслы).
Вхудожественном тексте явно представлены только сценарии (драма) и отчастиобразы (роман).
Смыслыне представлены вовсе (инче это не художественный, а философский текст).
Отсутствиев тексте смыслов оставляет простор для читателя, который должен, по замыслуавтора, эти смыслы восстановить самостоятельно как творческий человек.
Однако,в хорошем произведении восстановление смыслов — задача не простая и помощькритика читателю бывает не лишней.
Осталосьвыяснить: как должны выглядеть искомые смыслы?
Понашему мнению,
онидолжны относиться к тексту, как система аксиом относится к теории —
бытькомпактным множеством элементарных логических утверждений,
необходимыми достаточным для того, чтобы определить существенные свойства происходящих втексте событий.
Какконкретно должны выглядеть подобные смыслы? По нашему мнению, они должнывыглядеть как профили героев в терминах ТУАИ. В разбираемых нами текстахприведенный нами набор таких профилей необходим и достаточен.
Итак,
во-первых,приведем психологические профили героев романа,
во-вторых,покажем по тексту, почему эти профили таковы и,
в-третьих,покажем, как из этих профилей вытекают события, описанные в текстеОнегин 7-6-2 Татьяна 5-6-8 Ленский 6-4-3 Ольга 4-3-2 Зарецкий 2-4-5 Пушкин 8-5-3 муж Татьяны 5-4-3
Онегин(7-6-2)
6- отдельный внутренний мир
«Мечтамневольная преданность»,
7- парадоксальный ум
«неподражательнаястранность» (странничество — 7? 8?)
«ирезкий, оглажденный ум» (7 не 8, не теплый-мягкий).(глава 1, строфа 45)
2- любовь к близкой природе, склонность к циклической жизни, боязнь выпасть изкруга, коллекционирование, наполнение пространства
«Прогулки,чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй»(глава 4, строфа 38) — любовь к близкой природе, склонность к циклической жизни,
«Ношепот, хохотня глупцов» — и вот общественное мненье! (глава 6 строфа 11) — боязнь выпасть из круга,
«Янтарьна трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе» (глава 1 строфа 24) — коллекционирование, наполнение пространства
Татьяна(5-6-8)
5- ее письмо — свободный поступок. Также — тяга к рискованным ситуациям — страшным рассказам, гаданиям.
«страшныерассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей» (глава 2 строфа27)
«Чтож? Тайну прелесть находила и в самом ужасе она» (глава 5 строфа 7).
6- отдельный внутренний мир.
«Дика,печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей роднойказалась девочкой чужой» (У остальных — внутреннего мира нет, все они невыше уровня 4).(глава 2 строфа 25).
«Оналаскаться не умела к отцу, ни к матери своей, дитя сама, в толпе детей играть ипрыгать не хотела и часто целый день одна сидела молча у окна. Задумчивость, ееподруга от самых колыбельных дней, теченье сельского досуга мечтами украшалаей.»(глава 2 строфа 25-26).
«Ейрано нравились романы, они ей заменяли все, она влюблялася в обманы иРичардсона и Руссо».(глава 2 строфа 29)
не2 — не склонность к циклической деятельность
«Ееизнеженные пальцы не знали игл. Склонясь на пяльцы, узором шелковым она неоживляла полотна.».(глава 2 строфа 26).
«Когдаже няня собирала для Ольги на широкий луг всех маленьких ее подруг, она вгорелки не играла, ей скучен был и звонкий смех и шум их ветренных утех»(глава 2 строфа 27).
не3 — не желание властвовать, быть выше других
не4 — не желание рассказывать, поучать, проповедовать, сплетничать, исполнятьроль
«Охотывластвовать примета, с послушной куклою дитя приготовляется шутя к приличию — закону света, и важно повторяет ей уроки маменьки своей.
Нокуклы даже в эти годы Татяна в руки не брала; про вести города, про моды беседыс ними не вела» (глава 2 строфа 26-27)
«итайну сердца своего, заветный клад и слез и счастья, хранит безмолвно между теми им не делится ни с кем» (глава 7 строфа 47).
8- любовь к далекой природе (к близкой — было бы 2, как у Онегина)
«Оналюбила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звездисчезает хоровод, и тихо край земли светлеет, и, вестник утра, ветер веет, ивсходит постепенно день. Зимой, когда ночная тень полмиром доле обладает, идоле в праздной тишине, при отуманенной луне, восток ленивый почивает, впривычный час пробуждена вставала при свечах она.» (глава 2 строфа 28).
Ленский(6-4-3)
6- поэт, мечтатель, исследователь, автор, имеющий свой особый внутренний мир.
3- автор, стремящийся к совершенству, к славе.
«Онс лирой странствовал на свете; под небом Шилера и Гете, их поэтическим огнемдуша воспламенилась в нем» (глава 2 строфа 9)
«Онзабавлял мечтою сладкой сомненья сердца своего. Цель нашей жизни для него былазаманчивой загадкой» (глава 2 строфа 7).
«Онверил, что душа родная соединиться с ним должна, чт безотрадно изнывая еговседневно ждет она; он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы ичто не дрогнет их рука разбить сосуд клеветника; что есть избранные судьбами,людей священные друзья; что их бессмертными лучами когда-нибудь нас озарит имир блаженством подарит» (глава 2 строфа 8).
«негодованье,сожаленье, ко благу чистая любовь и славы сладкое мученье в нем рано волноваликровь»(глава 2 строфа 9).
4- рассказы, нравоучения, ролевое поведение, внушение
«Сердцаисповедь любя, поэт высказывал себя. Свою доверчивую совесть он простодушнообнажал» (глава 2 строфа 19).
«Ониз Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий идовольно странный, всегда восторженную речь и кудри черныедо плеч» (глава2 строфа 6).
«Ониногда читает Оле нравоучительный роман» (глава 4 строфа 26).
Зарецкий(2-4-5)
2- пьяница, склонен к циклическому поведению
«Сконя калмыцкого свалясь как зюзя пьяный» (глава 6 строфа 5).
«Чтобкаждым утром у Вери в долг осушать бутылки три(глава 6 строфа 5).»
«разводитуток и гусей» (глава 6 строфа 7).
4- сплетник, проповедник, ролевое поведение
«Иучит азбуке детей»(глава 6 строфа 7).
«Ипосле тайно обесславить веселой шуткою, враньем» (глава 6 строфа 7).
«онсплетник, он речист» (глава 6строфа 11).
5- авантюрист, лидер.
«Некогдабуян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный» (глава 6строфа 4).
«Бывало,льстивый голос света в нем злую храбрость выхвалял» (глава 6 строфа 5).
Промужа Татьяны и про Ольгу мы знаем мало. Достоверно известно, что это людигармоничные (то есть их профиль непрерывный)
Умужа — боевого генерала —, для его успешности верхний уровень должен быть 5(свободная воля), а он действительно боевой генерал и он действительно успешен:
«чтомуж в сраженьях изувечен, что нас за то ласкает двор» (глава 8 строфа 44).
Поэтомуможно предположиь, что его профиль — 543
УОльги высшей формой прявления духа является правильное ролевое поведение (4)
«Всегдаскромна, всегда послушна, всегда, как утро весела, как жизнь поэта, постодушна,как пооцелуй любви, мила» (глава 2 строфа 23).
Пэтому,есть основания предполагать, что профиль Ольги — 432
Вромане два основных конфликта.
Первый:Онегин — Татьяна. (два варианта)
Второй:Онегин — Ленский. (два ваианта)
СогласноТУАИ всякий конфикт есть игра (двух или более лиц)
Каждыйигрок маневрирует в пределах своего профияля.
Профиль- это три уровня.
Крометого уровни 7 и 8 можно расщепить на уровни 1-3-5 и 2-4-6 соответственно.
Игрокиходят по очереди (если их двое) или в произвольном порядке (если их больше).
Каждымсвоим ходом игрок соотносится с последним сделанным в игре ходом,
стараясьполучить наиболее выгодную для себя пару (свой ход, предыдущий сделанный ход)
Самыйвыгодный вариант
(N,N-1)называется «кооперация, пристройка сверху».
Следующийпо выгодности вариант
(N,N+1)называется «кооперация, пристройка снизу».
Далееидут
(N,N)«конкуренция»,
(N,N+x),x>1, «агрессия»,
(N,N-x),x>1, подставка под агрессию.
Подставленныйпод агрессию, если не может выйти из игры, погибает.
Игразаканчивается повторением ходов или гибелью одной из сторон
Действуя,персонаж выбирает уровень, на котором он действует.
Выбранныйуровень — это и есть ход.
Воткак выглядят с этой точки зрения кофликты, описанные в романе.
Татьяна- Онегин, глава 3 — 4Татьяна Онегин событие толкование результат 5 пишет письмо свободный поступок 6 исследует ситуацию теоретическое исследование кооперация сверху
Онегин- Татьяна, глава 8Онегин Татьяна событие толкование результат 3 влюбился, ищет взаимности стремится к цели 4 холодна, в рамках приличия ролевое поведение кооперация сверху 5 пишет письмо, приходит для разговора свободный поступок кооперация сверху 6 исследует ситуацию теоретическое исследование кооперация сверху
Онегин- Ленский, глава 2Онегин Ленский событие толкование 6 исследует все на свете теоретическое исследование 7 критикует, посмеивается парадоксальное разрушение
Онегин- Ольга — Ленский — Зарецкий, глава 5 — 6.Онегин Ольга Ленский Зарецкий событие толкование результат 3 поклялся Ленского взбесить стремится к цели 4 соглашается танцевать ролевое поведение кооперация сверху 3 приглашает танцевать стремится быть с Ольгой, цель кооперация снизу 4,2
хранит обещание,
отказывает
держит роль,
отделяется как от чужого кооперация сверху и снизу 3 поклялся уничтожить Онегина стремится к цели кооперация сверху 2 передает вызов на дуэль соблюдает норму сообщества кооперация снизу 1 стреляет подчиняется норме кооперация снизу 3 умирает стремится убить подставка под агрессию
Еслибы не вмешательство Ольги и Зарецкого, игра вышла бы совсем иной.
Вывод:без посредников умные могут договориться (предпоследняя таблица). С глупыми(Ольга использует 4 и 2, Зарецкий использует 2) посредниками — все гораздосложнее и часто — трагичнее. (последняя таблица)
Татьянаи Онегин в обоих случаях «кооперируются»(в смысле ТУАИ), хотя ихкооперация и не принимает форму брака.
Нобрак — это прежде всего ролевое поведение (уровень 4).
Ролевогоповедения в профиле Онегина нет совсем,
ав профиле Татьяны оно получается только расщеплением уровня 8 на 2-4-6.
Бракне-ролевой в принципе возможен (смотри роман Чернышевского «Чтоделать»),
нонаши персонажи ничего об этом не знают (У них нет такого сценария).
Междупрочим, открытый нами «закон драматической композиции» работает издесь.
Напрасноговорят, что роман не закончен.
Драматическоедействие романа начинается поступком Татьяны и заканчивается поступком Татьяны.
Впервом поступке она проявляет себя как 5-6-8, низший уровень впереди,«злодей в смысле ТУАИ».
Впоследнем поступке она проявляет себя как 6-5-8, «добродеятель ТУАИ»,низший уровень уходит на второй план, драматическая энергия сюжета иссякла.
Дажетрагическая гибель Ленского (при внимательном прочтении текста,) оказывается(!), спровоцирована Татьяной — ее драматической энергией.
(«Траги-нервическихявлений, девичьих обмороков, слез давно терпеть не мог Евгений, довольно он ихперенес.… девы томной заметя трепетный порыв, с досады взоры опустив,надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить»- глава 5 строфа 31)
Ю.М.Лотман в книге «В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов,Тютчев», М. Просвещение, 1988, на стр. 92 пишет:
«Вмногочисленных русских романах 19 века просматривается в различныхтрансформациях, онегинская структура, которую можно было бы определить какпересечение смыслового „поля Онегина“ и „поля Татьяны“.
В»поле Онегина" оказываются персонажи, интеллектуально возвышающиесянад другими, с доминирующими требованиями счастья, свободы, трактуемой как«свобода для себя».
Конфликтэтих героев с окружающей действительностью основан на том, что этадействительность причиняет им лично страдания, и препятствует их личномусчастью.
В«поле Татьяны» господствует поэзия Верности и Долга, свободапонимается как сознательная жертва собой для счастья других, а конфликт сокружающим миром вызван зрелищем чужих страданий и желанием послужитьстрадающим."
Всеэто верно с одним только замечанием.
«ПолеОнегина» это «эгоистические, нечетные уровни» и — особо — «острый интеллект, уровень 7».
«ПолеТатьяны» — это «альтруистические, четные уровни» и — особо — «чуткость души, уровень 8».
Но- роман богаче Лотмановской формулы.
Усамой Татьяны уровень 8 не единственный и даже не первый.
Усамого Онегина уровень 7 впереди, но два других уровня четные.
Даи у Татьяны в начале впереди уровень нечетный (5), боле того — низший. (в этоми проблема)
Тако чем роман?
Отом, что автору больно за своих героев — и вообще за весь этот мир.
Потомучто автор — 8-5-3. (чуткость души — свобода поступка — стремление ксовершенству)
7- боль за себя,
8- боль за других.
Ниже- совсем не больно.
Примечания
«Просвещение»рассматривает жизнь как конечное множество проблем, которые надо решить (6) ивсем это решение рассказать (4).
Ктоуслышит, поймет, станет применять это знание, тот будет удачен и счастлив.
Помнению Бонди, Ленскому просто не повезло — он не нашел решения сам и никтодругой не сообщил ему — именно поэтому Ленский был убит.
Неповезло и остальным героям романа. У них тоже не было верных решений.
(Имнадо бы было записаться к Бонди на прием — и все про себя узнать!)
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.