Зинаида Блинова
Владимирская область,Юрьев-Польский район, с. Сима
Тема:Понятие о путешествии как литературном жанре.
Цель:
1.Рассказать учащимся об истории развития и особенностях этого литературногожанра.
2.Проанализировать элементы путешествия в конкретных литературных произведениях.
3.Определить требования к школьному сочинению о путешествии.
План-конспект
I. Чтение эпиграфа.
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
А.Т. Твардовский
II. Определение жанра.
Путешествие– литературный жанр, в основе которого описаниестранствий героя. Это могут быть сведения об увиденныхпутешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков итак далее.
Основнаязадача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставитьфилософские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут бытьтакже повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия,фантастика).
III. История жанра.
1.Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для негоиспытанием.
Миф(фольклор) – тотем (герой) – странствие (испытание).
2.Исторические вехи развития – два плана.
а)Внешний план. Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о которомон (потом) рассказываетчитателям (слушателям):
–Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) – о путешествии на Восток, вКитай.
–Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийскихвпечатлениях.
–Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики»,1950-е годы – о культуре о. Пасхи.
б)Внутренний план. Привосприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства ипереживания странствующего,внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения.
–Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», XVIII век. В этомпроизведении писатель как бы играет с пространством, переосмысливает мотивреального странствия для выражения своих переживаний, чувств; Карамзин. «Письмарусского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
–Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»; Лермонтов. «Мцыри». Это лирическиепутешествия, в которых культ экзотики, а “духовные скитания” романтическогогероя показаны как “бегство” из неволи.
–Лермонтов. «Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощаетидею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытияхарактера героя.
3.Литературное путешествие как объект пародии. Почти каждое литературное путешествиерано или поздно пародируется.
–Сервантес. «Дон Кихот» – пародия на рыцарское путешествие.
–В.Ерофеев в поэме «Москва–Петушки» пародирует Радищева.
IV. Многообразие жанровых форм.
1.Собственно путешествие (путевой дневник).
– Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше»(шумеро-аккадский эпос).
2.Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становитсяпутешествие.
– Вергилий. «Энеида»; Данте. «Божественнаякомедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
3.Роман.
– М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
4.Основная часть произведения.
– «Путешествие Онегина» в романе Пушкина«Евгений Онегин».
5.Очерк.
– Пушкин. «Путешествие в Арзрум».
6.Свободное повествование.
Ономожет включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу иисповедь, авторские размышления и поток сознания героя.
Свободажанра практически не знает границ, поэтому столь притягательна для авторов ичитателей.
V. Основные элементы путешествия.
Чтоявляется необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве ивремени?
– Маршрут, транспортные средства, дороги;
– пейзаж, архитектура и достопримечательностигородов и селений, интерьеры домов;
– люди: этнографические наблюдения, диалоги,лица, рассказы, исповеди;
– сценки;
– вкусовые ощущения.
Как организовать эти элементы?
– Как требует замысел автора в произведении.
Каков общий закон использования их?
– Внешние впечатления – чувство, оценкаувиденного – общечеловеческий (публицистический) вывод.
Следовательно,литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам.
VI. Чтение отрывков из очерка Пушкина«Путешествие в Арзрум»,анализ его с целью выявления элементов путешествия.
Из1-й главы: от слов “Из Москвы поехал я...” до “… потому что неестественна”.
Маршрут– поездка к Ермилову – внешность генерала в восприятии автора: от “До Ельца дороги ужасны” до “… вершины Кавказскойцепи”
Состояниедорог – пейзаж – этнографическая зарисовка калмыцкого быта – пейзаж.
Из2-й главы: от “Человек мой...” до “… неоставляя по себе следов...”
Пейзаж– встреча с сопровождающими тело убитого Грибоедова – оценка этого события.
Обобщающая беседа.
Каковацель Пушкина в этом очерке?
– Возможно более точно описать увиденное.
Имеетли очерк публицистическую направленность и в чём она?
– Да, имеет. Автор при описании любого момента,будь это внешность Ермолова, кавказская природа, калмыцкий чай с бараньим жиромили убитый Грибоедов, обязательно выражает своё отношение к нему, своёнепосредственное впечатление.
VII. Краткий обзор книги Вл.Солоухина «Владимирскиепросёлки».
1.Писатель совершил путешествие по Владимирской области в 1956 году.
2.День одиннадцатый. Юрьев-Польский район и г. Юрьев-Польский.
Пейзаж– воспроизведение записи летописца – заметки о Георгиевском соборе –исторический экскурс о селе Сима – обращение к книге Калачёва о селе Вёска –рассказ о Липецкой битве.
3.Комментарий к обзору: писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркиеэлементы, такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя.При этом странствующий в своём движении вперёд в пространстве сворачивает наисторическую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-тои поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими.
VIII. Обобщение по занятию.
Чемможно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературногопутешествия?
– Универсальностью данного жанра, богатымивозможностями формы;
– возможностью непосредственного выражения своихмыслей и чувств.
Домашнее задание. Написать сочинение о своём путешествии.
Литература по теме
1)Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
2)Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.
3)Развивайте дар слова. Факультативный курс по теории и практике сочинений разныхжанров. Пособие для учащихся. М., 1977.
Урок развития речи
в 9-м классе
Тема.Анализ темы сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Собираниематериала к сочинению.
Цель.Сделать попытку практического применения знаний о путешествии как литературномжанре.
ПЛАН
I. Повторение.
1)К какой группе жанров относится жанр путешествия?
– К разновидности художественно-публицистическихжанров.
2)Назовите элементы путешествия. Обязательно ли в художественном произведениииспользовать все эти элементы?
3)Почему художник слова прибегает к этому жанру?
– По разным причинам. Вероятнее всего, длявыражения своей позиции в более яркой и привлекательной для читателя форме.
II. Обсуждение темы «Путешествие погрибоедовской Москве».
А.Определение объёма и содержания темы в соответствии с тезисами.
Первый тезис
Путешествие по грибоедовской Москве – этостранствие в её историю.
1)Московская топонимика и маршруты перемещений героев.
Кузнецкий мост, Покровка, Английский клуб, доммосковского богача Позднякова с крепостным театром, дом Фамусова.
Кузнецкиймост – улица в центре Москвы, место, откуда шло наибольшее влияние иностранногона московскую дворянскую молодёжь; с Покровки Хлёстова час тащилась до домаФамусова в центре города; Английский клуб – любимое место встреч влиятельныхдворян; крепостной театр Позднякова имел славную и несчастную историю.
2)Картины быта и нравов.
Наряды,моды, причёски, средства передвижения, балы, заседания в клубе, развлечения,обычаи, проблемы карьеры, привычки героев и так далее.
3)Разгадки прототипов.
Московскиетузы, племянник Скалозуба, Чацкий, влиятельные дамы, влиятельные лица,формирующие общественное мнение, и его распространители.
Второй тезис
Путешествие по Москве возможно благодаря яркимкартинам жизни Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума», которые стали нашимпутеводителем.
1)Условия сватовства в грибоедовской Москве. Требования к жениху со стороныневесты, родителей, практическая цель ухаживаний. Особенности любовноготреугольника, восприятие мужа в качестве пажа, решающая сила дамской власти.
2)“Московские всё” лица на балах и развлечениях. Гости Фамусовых, их одежда,разговоры.
Загорецкийи его дифирамбы талантам посетителей Английского клуба, интересы гостей ихозяев.
3)Сплетня как зеркало убеждений московских бар.
РаспоряженияФамусова Петрушке о записях в календаре, причины сплетен, распространение их,поведение и речи сплетничающих, результат сплетни.
Третий тезис
Путешествие по грибоедовской Москве – этовозможность понять замысел автора в комедии «Горе от ума».
1)Московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга.Разница этого восприятия, разная оценка влияний Кузнецкого моста Фамусовым иЧацким, различное отношение к Английскому клубу у Чацкого и Загорецкого.
2)“Визитные карточки” московских знаменитостей, составленные Чацким, СофьейФамусовой, другими героями.
КузьмаПетрович, Нестор, любитель балета, гости Фамусовых, дамы московского света.
3)Зарисовки быта и нравов Москвы.
Историясватовства Чацкого и оценки его как жениха.
Б.Определение вступительной и заключительной частей.
Заключения
Кпервому тезису:
Большаяпознавательная ценность путешествия по Москве с “экскурсоводом” Грибоедовым.
Ковторому тезису:
Незабываемыевпечатления от грибоедовской Москвы.
Ктретьему тезису:
Неизбежностьодиночества Чацкого в Москве начала XIX века.
Вступления
Кпервому тезису:
Своеобразныйпутеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.
Ковторому тезису:
Местодействия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Ктретьему тезису:
ЗамыселГрибоедова в комедии «Горе от ума».
III. Оформление планов к сочинениям.
Первый вариант
1.Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.
2.Путешествие по грибоедовской Москве – это увлекательное странствие в еёисторию:
–московская топонимика и маршруты экскурсий;
–яркие картины быта и нравов барской Москвы;
–интригующие загадки прототипов.
3.Большая познавательная ценность путешествия по Москве с экскурсоводомГрибоедовым.
Второй вариант
1.Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2.Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедииА.С. Грибоедова «Горе от ума», своеобразному путеводителю по столице:
–условия сватовства в барской Москве;
–московские лица на балах и развлечениях;
–сплетня как зеркало нравов московских бар.
3.Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы.
Третий вариант
1.Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума».
2.Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел авторакомедии «Горе от ума»:
–московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга;
–“визитные карточки” московских знаменитостей;
–зарисовки быта и нравов города Москвы.
3.Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.
IV. Словарная работа.
Отборлексики, речевых оборотов, обязательных для сочинений данного типа. Обдумываниепереходов от части к части.
Домашнее задание. Написать сочинение по любому вариантуплана.
Литература
1. Вл.Орлов. Грибоедов. Л., 1967.
2. А.Лебедев. Куда влечёт тебя свободный ум. М.,1982.
Примечания
Науроке обдумывания и анализа темы «Путешествие по грибоедовской Москве» ввидунедостатка времени следует ограничиться проработкой одного, выбранногоучениками, варианта тезиса. О других учитель может поставить класс визвестность, может зачитать свои предложения по их проработке.
Особоговнимания перед сочинением о путешествии требует словарная работа. Это слова,наименования, словосочетания, связанные с обозначением предметов путешествия,действий путешественников. Желательно попытаться подобрать как можно большесинонимов.
Урок развития речи в 10-м классе
Тема.Разработка темы сочинения «Путешествие по России с П.И. Чичиковым». Отборматериала.
Цель.Закрепить знания о путешествии как литературном жанре и развить умение писатьсочинения такого типа.
ПЛАН
I. Повторение.
1.Какие виды путешествий вы можете назвать?
–Реальные, в которых человек действительно перемещается в пространстве;
–книжные, литературные, в которых читатель странствует с автором и его героем.
2.Назовите элементы путешествия и объясните, по какому принципу автор отбирает ихпри описании путешествия.
3.К какому типу литературных жанров относят путешествие и почему?
– К художественно-публицистическому: описываяпутешествие, автор более свободно и открыто выражает свою позицию, чем вобычных художественных произведениях.
II. Обдумывание темы «Путешествие по России сП.И. Чичиковым».
А.Определение объёма темы.
Темуследует раскрыть на большом объёме материала почти всей поэмы Н.В. Гоголя«Мёртвые души» – всё, что связано с описанием поездок Чичикова, его дорожныхвпечатлений и наблюдений. Это, конечно, приезд Чичикова в губернский город NN,его прогулка по городу, чтение газеты, восприятие номера в гостинице, обеда втрактире, его разговоры-расспросы о демографических особенностях края.Материалом к сочинению станет повествование о поездках Чичикова к помещикам иприключениях, что с ним произошли: дорожно-транспортных, авантюрных,комических, сентиментальных, кулинарных и так далее.
Всёэто и станет компонентами его путешествия.
Внего не войдут, например, «Повесть о капитане Копейкине», рассказ о биографииЧичикова, о торжестве херсонского помещика, авторские отступления, то есть течасти текста, в которых не повествуется о перемещениях героя по российскимпросторам.
Б.Определение содержания темы.
ПочемуН.В. Гоголь использовал путешествие Чичикова по России в качестве основы поэмы«Мёртвые души»?
–Именно путешествие героя помогло писателю сделать поэму «Мёртвые души» поэмой –обозрением жизни России XIX века и широко изобразить жизнь всех социальных слоёвв соответствии со своим замыслом.
Тезис
Путешествие с П.И. Чичиковым по России – этопрекрасный способ познания (изучения) жизни России XIX века (николаевскойРоссии).
Аргументы.
1.Дорожно-транспортные приключения с Чичиковым на российских дорогах.
2.Редкостные, неповторимые достопримечательности города NN.
3.Разнообразные интерьеры гостиных.
4.Объекты наблюдений героя из окна его кареты.
5.“Говорящие” меню в распоряжении гостя губернии.
6.Достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.
Вывод.Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.
В.Вступление.
а)Замысел Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души».
б)Особенность поэмы Гоголя.
Г.Составление и запись плана сочинения.
1.Жанровая особенность поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2.Путешествие с П.И. Чичиковым по России – прекрасный способ познания жизниниколаевской России:
а)дорожно-транспортные приключения Чичикова на российских просторах;
б)редкостные достопримечательности города NN;
в)разнообразные интерьеры гостиных;
г)объекты наблюдения героя из его кареты;
д)“говорящие” меню в распоряжении гостя губернии;
е)достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.
3.Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.
III. Собирание материала к сочинению.
Отборцитат. Характер комментариев. Переходы между частями текста. Устный вариантотрывка текста по любому из аргументов.
Домашнее задание. Написать сочинение.
Урок развития речи в 10-м классе
Тема.Обсуждение темы «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскимиправдоискателями».
Цель.Обобщить знания учащихся о литературном путешествии как жанре,проконтролировать их умение анализировать такие темы и писать по ним сочинения.
ПЛАН
I. Повторение.
1.Что означает путешествие как литературный жанр?
– Литературное путешествие относится кхудожественно-публицистическим жанрам и обладает богатыми возможностями дляглубокого, яркого и точного выражения замысла автора, для большейхудожественной, читательской привлекательности произведения.
2.Являются ли многочисленные элементы путешествия обязательными для автора?
– Нет, конечно. Автор отбирает только наиболееяркие с его точки зрения элементы, которые помогут лучше выразить его замысел.
II. Вопросы для беседы.
1)Перечитайте формулировку темы и объясните, чего она от вас требует.
– «В поисках счастливого. Путешествие по Россиис некрасовскими правдоискателями».
Тема требует:
а) показать поиск;
б) как шёл этот поиск;
в) где и среди кого искали счастливого;
г) как оценивали “счастье” претендентов;
д) как они (претенденты) сами понимали счастье.
– Тема называет жанр сочинения – этопутешествие, значит, потребуется отобрать его наиболее яркие элементы из поэмыНекрасова.
– Тема напоминает нам, что ходили именномужики-правдоискатели и искали счастливого со своих позиций, следовательно,весь материал поэмы надо будет рассматривать их глазами.
– Тема указывает, что и поиск, и хождениемужиков организовал автор – Некрасов, значит, следует выявить его позицию.
2)Какой вывод из анализа формулировки темы нужен?
– В формулировке темы нет ни одного лишнегослова. Каждое из них означает ёмкое понятие, которое надо и растолковать, иучитывать в согласовании с другими понятиями.
3)Содержит ли формулировка готовый тезис для сочинения? И как нам далеедействовать?
– Нет. Значит, нужно провести логическиеоперации для его выявления: поставить вопрос, ответить на него, из ответасформулировать тезис.
4)Какие вопросы содержатся, по-вашему, в формулировке?
– Зачем Некрасов “организует” поиск счастливогомужиками-правдоискателями?
– Как читатели относятся к такомупоиску-хождению?
– Нашли ли счастливого крестьяне Некрасова?
5)Какой из этих вопросов может дать нам наиболее интересный тезис, а значит,наиболее удачный поворот в раскрытии темы, полноценное сочинение?
– Например, второй.
6)Попробуем ответить на него.
–Читателям интересно читать об этом поиске-хождении;
–нам нравится...;
–описание этого хождения производит на нас сильное (яркое, незабываемое, необычное,странное) впечатление,потому что автору удалось как бы провестии нас по Руси.
7)Попытаемся сформулировать из ответов тезис, используя наиболее подходящиеформулировки, и согласовать их с остальными словами темы.
Возможентакой вариант первого тезиса:
– яркие впечатления читателей от совместногохождения с некрасовскими правдоискателями в поисках счастливого в Россиишестидесятых годов XIX века.
8)А как ответили бы вы на первый вопрос?
– Некрасову так удобнее, легче показать широкожизнь России после реформы.
– Поэт может без усилий и натяжек “организовать”встречу пешеходов с людьми всех социальных слоёв России и познакомиться сраспространённым мнением о счастье.
9)Значит, для поэта путешествие – это удобная форма, прекрасная возможность длячего-то?
– Да, для выражения его собственных мыслей,личного мнения, замысла.
10)Сформулируем же из ответов на первый вопрос второйтезис.
– Хождение крестьян-правдоискателей по России впоисках счастливого – это возможность показать широко жизнь России после реформи решить проблему счастья.
11)Итак, два тезиса, значит, два разных сочинения, так как, используя один и тотже материал, мы будем рассматривать его с разных позиций.
Поотношению к первому тезису мы занимаем такую позицию: наша задача – показатьяркие впечатления от...
Ковторому: наша задача – показать авторское воплощение его замыслов.
12)Будут ли общие моменты в этих разных сочинениях? Какие?
– Да, будут; это элементы путешествия: дорога,география хождений, достопримечательности, люди, встречи со “счастливыми” и такдалее.
13)Подберём аргументы к первому тезису.
1.Образная точная топонимика “счастливых местечек” России.
2.Природно-погодный календарь хождения.
3.Живописные достопримечательности русских селений.
4.Незабываемые встречи со “счастливыми”:
а)общее народное “счастье” на “ярмонке”;
б)исповедь счастливой “губернаторши”;
в)жалобы помещика на утрату счастья.
5.Авторские размышления о счастье после увиденного и услышанного.
14)Можем ли мы использовать эти аргументы в доказательстве второго тезиса?
– Конечно. Только, вероятно, следуетоткорректировать формулировки.
1.Отражение жизни народа в географических названиях “счастливых местечек” России.
2.Наблюдение природно-погодных условий глазами крестьян-путников.
3.Изображение условий жизни народа через обрисовку достопримечательностейселений.
4.Организация встреч путешественников с очень широким кругом жителей России:
а)сцены общего народного “счастья” на “ярмонке”;
б)знакомство со счастливой “губернаторшей” и её исповедь;
в)выслушивание жалоб помещика на утрату счастья и народных легенд;
г)наблюдение за деревней Вахлаки.
5.Отрицательный результат хождений мужиков (возможно, в заключении).
Вывод.Следовательно, получится два разных текста.
15)Продумать наиболее логически точные заключительные и вступительные части.
Заключения
Кпервому тезису:
Художественныйталант Некрасова.
Ковторому тезису:
МнениеНекрасова о состоянии России после реформ и о человеческом счастье.
Вступления
Кпервому тезису:
Пристальноевнимание Некрасова к форме своей поэмы.
Ковторому тезису:
Авторскийзамысел в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
III. Материалы к сочинению.
Попыткисоставления устных вариантов текстов по одному из аргументов – похожему – двухразных тезисов.
IV. Обобщение.
Домашнее задание. Написать сочинение.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/