Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психолого-педагогические аспекты деятельности планетария как центра дополнительного естественнонаучного образования

М. В.Груздев, М. Е. Лавров
Программа планетария как особая форма обученияестественнонаучным дисциплинам
Вопросытипологии форм обучения предметам естественнонаучного цикла весьма широкоосвещены в современной научной и методической литературе. Неизменнодоминирующей формой в силу своей многовариантности является урок (урок изучениянового материала, урок самостоятельных работ, урок обобщающего повторения,комбинированные уроки и др.). Преимущественно в старших классах практикуется илекционно-семинарская форма обучения. Однако специфика содержанияестественнонаучного образования диктует необходимость включения в учебныйпроцесс ряда особых форм обучения. Эта специфика заключается в необходимостидемонстрации школьникам природных объектов, проведении наблюдения и анализареальных природных и природно-техногенных процессов и др. Таким требованиямотвечают уроки — лабораторные работы, уроки — экскурсии, полевые практики(последние преимущественно являются формой факультативной работы с учащимися).Вместе с тем, есть ряд природных объектов, явлений, процессов, изучение которыхпредусмотрено действующими программами, но сопряжено с некоторымиорганизационно-методическими сложностями (например, невозможностью проведенияцелостных наблюдений, необходимостью моделирования каких-либо процессов и др.).
Особенномного методических проблем кроется для учителя в преподавании многочисленныхвопросов астрономии, космического землеведения. В практике преподаваниясоответствующих разделов различных школьных курсов (природоведения,естествознания, географии, физики, астрономии) учитель встречается с рядомсерьезных противоречий. Школьникам даже младших классов наверняка приходилосьнаблюдать вечернее и ночное звездное небо, планеты. Вопросы учебной программы,основывающиеся на данных наблюдениях, имеют мировоззренческий характер, без нихневозможно формирование у школьников целостной современной естественнонаучнойкартины мира. Но самостоятельного наблюдения, даже с участием родителей,прошлого повседневного опыта для глубокого понимания учебных вопросовоказывается недостаточным. Необходимо наблюдение вместе с учителем. Последнееневозможно как по чисто организационным причинам (невозможность занятий впозднее вечернее время), так и в силу, например, возможных неблагоприятных метеоусловий.Наконец, некоторые важные для понимания явления достаточно редки. Названныесложности и противоречия позволяет преодолеть относительно редко используемая впрактике естественнонаучного образования форма обучения — программа планетария.Следует оговориться, что термин «программа» используется здесь не втрадиционном понимании. Синонимами его в данном случае могут быть«представление», «шоу». Термин «программа»устойчиво применяется в практике работы планетариев.
Редкостьприменения данной формы обусловлена, на наш взгляд, двумя обстоятельствами.Во-первых, крайней малочисленностью планетариев в нашей стране: в настоящеевремя в России их насчитывается не более тридцати, в то же время, числопланетариев, например в Японии или США, превышает многие сотни. Основным«потребителем их продукции» являются учителя и школьники. Во-вторых,методическая непроработанность деятельности планетариев, способов и форм ихвключения в основной учебный процесс в нашей стране создает проблемы дляучителя. Неизвестно ни одной научно-методической отечественной публикации поданной проблеме.
Нанаш взгляд, есть основания говорить о программе планетария именно как об особойформе обучения естественнонаучным дисциплинам. Такая специфичность обусловленарядом принципиальных особенностей программ планетария перед другими формами.Эти особенности имеют содержательный, методический, организационный характер. Впервом приближении отличительными чертами программ планетария как особой формыобучения являются следующие:
1.Сложный многовариантный факультативный характер включения программ в учебныйпроцесс.
2.Формирование основных понятий, знаний об объектах, процессах и явленияхпроисходит через создание ярких аудиовизуальных образов.
3.Специфика «образовательных средств» планетария, их состава икомбинации (на этом подробнее мы остановимся ниже).
4.Наличие широких возможностей для циклического разноуровневого использованияразличных программ планетария при рассмотрении одного и того же или близкогоматериала в разных учебных курсах, с различными возрастными группамишкольников.
5.Наличие больших возможностей для моделирования сложных процессов, учебныхситуаций.
6.Наличие возможностей для реализации межпредметных связей дисциплинестественнонаучного цикла, высокая интегративность преподаваемого материала.
7.Высокий уровень эмоциональности учебной среды.
8.Новизна, нетрадиционность учебной обстановки.
9.Сложное техническое оформление программ, особый набор используемых техническихсредств, в том числе специальных. Уникальная возможность для синтезатехнических средств обучения.
10.Данная форма во многом близка лекционной форме обучения.
11.Характерна относительно низкая активность учебной аудитории.
Образовательныесредства и временная структура программ планетария
Характеризуяпрограмму планетария как особую форму обучения естественнонаучным дисциплинам,мы назвали одной из отличительных черт данной формы специфику«образовательных средств» планетария. Выбранный термин достаточноусловен. Под образовательным средством здесь мы в самом общем виде понимаемобособленный источник информации (звуковой, визуальный, аудовизуальный),используемый в учебном процессе.
Рассмотримважнейшие, на наш взгляд, образовательные средства планетария.
1.Голос преподавателя — воспроизводство информации преподавателем.Отличительнымичертами являются непосредственный контакт с аудиторией, возможность оцениватькачество понимания учебного материала по ходу программы, акцентируя внимание натех или иных вопросах; гибко реагировать на особенности усвоения материалааудиторией.
2.«Сцена». Следует отметить, что, как правило, преподаватель во времяпрограмм планетария находится как бы «за кулисами», в отличие,например, от урока он не виден слушателю, поскольку действие происходит втемноте. Голос является комментарием, прежде всего, для различных визуальныхэффектов. Довольно часто информация, исходящая от преподавателя, являетсяобезличенной, сообщается в третьем лице. Вместе с тем, время от времени месторасположения преподавателя освещается, все внимание аудитории, в том числезрительное, обращается на преподавателя. Как правило, это необходимо длясообщения информации от первого лица. Особенность данной ситуации состоит,пожалуй, в ее подчеркнутой театрализованности. В работе с младшими школьникаминами опробованы и способы включения в программу элементов кукольного театра,когда одним из действующих лиц программы является кукла на освещенной сцене.
3.Фонограмма голоса преподавателя — в отличие от «живого» голоса (п. 1)менее гибкое образовательное средство, преимущества которого состоят ввозможности усиления игрового способа организации учебной деятельности,увеличении эмоционального воздействия на аудиторию путем «оживления»материала другими голосами, диалогами. Зачастую фонограмма записывается вактерском исполнении, что особенно важно, например, при использованииматериала художественной литературы, создании специальных лирических заставок.
4.Слайд-изображение — отдельные слайды или слайдфильм. Как правило, используетсяне менее 2/3 всего времени программы. Это наиболее традиционное и в то же времяважное средство планетария. Характеризуется большой возможностью комбинированиязрительного ряда. Сложилось так, что планетарии обладают огромнымислайдотеками, недоступными зачастую школе. Главная цель данногообразовательного средства — создание ярких зрительных образов. Зачастуюодновременно работают несколько слайдпроекторов. Например, один можетотносительно продолжительное время показывать карту той или иной изучаемойтерритории, в то время как другой — сменяющиеся картины природы и др.
5.Видеосюжет — фрагмент или небольшой видеофильм (художественный, документальный,учебный). Для него характерны черты и слайд-изображения. В планетарии, какправило, проецируется на большом экране. Учебные особенности образовательныхэлементов (п. 4, 5) широко описаны в научно-методической литературе.
6.Специальные видеосредства — зрительные эффекты, достигаемые с использованиемуникальной сложной специальной видеопроекционной техники (аппарат «Планетарий»,комплект специальных видеопроекторов). Данное оборудование позволяет при любыхметеоусловиях, в любое время года и суток демонстрировать звездное небо, причемнаблюдаемое в разных точках земного шара. Помимо звездного неба — широкие возможностидля изучения Солнечной системы, планет, а также комет, болидов, метеорныхпотоков и др. Важнейшая особенность состоит в осуществлении проекции насферическом куполе.
7.Прочие зрительные эффекты — компьютерная графика, лазерные эффекты,светомузыка, театральные фонари и др. Данные средства основной функцией своейимеют усиление эмоционального воздействия на слушателя. У компьютерной графикиогромные резервы источника информации, вместе с тем, его использованиесопряжено с серьезными материальными затратами на создание учебных материалов.
8.Музыкальное сопровождение — воспроизводство музыкальных фрагментов. Какправило, музыка является фоном для иллюстрации, однако возможно использованиенебольших музыкальных отрывков, имеющих в композиционном построении программы идостаточно важное самостоятельное значение.
Заисключением, пожалуй, специальных видеосредств (п. 6), практически всеобразовательные средства планетария достаточно хорошо известны и в том или иномвиде используются и на уроке, и при организации других формах обучения.Важнейшая особенность программ планетария, как уже отмечалось, заключается всложной комбинации образовательных средств и их комплексном использовании.Главная цель этого состоит в реализации важнейшей особенности планетария как уникальнойформы работы — формировании основных понятий, знаний об объектах, процессах иявлениях природы через создание у школьников ярких эмоциональныхаудиовизуальных образов.
Вариантыкомбинирования различных образовательных средств планетария очень разнообразны.Они определяются конкретной учебной задачей, спецификой изучаемого материала.Следует отметить, что при практически всегда задействованных несколькихобразовательных средствах на разных этапах программы есть доминирующие.Комбинирование средств позволяет сочетать различные виды мыслительной учебнойдеятельности школьников.
Классификация программ планетария
Посвоему современному статусу планетарии являются центрами дополнительногоестестественнонаучного образования. Важнейшей методической проблемой ихдеятельности является задача взаимоувязки учебного процесса планетария сучебным процессом общеобразовательных учебных заведений. Проблема заключается вналичии принципиальной возможности усиления результативности школьных курсовгеографии, природоведения, естествознания, физики, астрономии, повышенииэффективности естественнонаучного образования школьников.
Рассмотримразличные типы программ планетария, различающиеся по месту в школьной учебнойпрограмме.
Вводныепрограммы — программы, которые рекомендуются для включения в поурочный планвзамен первого урока по теме, разделу. Основная цель программы — созданиеположительной мотивации для дальнейшего изучения материала. В данном случаеочень важно создание эмоционального настроя, первичных зрительных образов.Данный тип программ является элементом дедуктивного способа изучения новогоматериала.
Тематическиепрограммы («вместо урока»). Эти программы предполагают изучениенового материала взамен одного из уроков по теме при поурочном планировании.Данные программы позволяют раскрыть содержание конкретных понятий, знаний оявлениях, процессах. Основой этих программ являются демонстрации и наблюдения.Очень серьезные требования при включении в учебный процесс данного типапрограмм предъявляются к планированию учителем урока, предшествующего программепланетария, и следующего за программой. Эффективность программы может оказатьсянебольшой, если на предыдущем уроке не будут четко поставлены цели посещенияпланетария, не будет перекинут своего рода подготавливающий «мостик».Но для этого учителю должно быть в деталях известно содержание предстоящейпрограммы (фактический материал, содержание понятий, содержание демонстраций идр.). Очень важно также провести закрепление материала программы планетария наследующем уроке. Последнее необходимо с учетом того, что во время программышкольники не имели возможность делать записи. Безусловно, сложные понятияпотребуют последующего закрепления учителем. Примером опыта включения программпланетария как центра дополнительного образования в различные курсыобщеобразовательной школы могут служить методические рекомендации для учителей«В познании мира», разработанные в Ярославском планетарии (1996).Причем рекомендации учитывают все многообразие используемых в настоящее времявариативных учебных школьных программ, учебников, пособий. Имеется и опытпостроения целого интегрированного курса астрономии для учащихся 11 классов спроведением части занятий в планетарии.
Дополнительныепрограммы. Эти программы не связаны жестко с материалом конкретного урока. Воснове их лежит, например, дополнительный фактический материал. Эти программыболее других имеют эмоциональный потенциал.
Программыобобщающего повторения. Данные программы — обзор материала, изученного на сериипредыдущих уроков. Возможны демонстрации иллюстративного материала, изученногоранее. Данный тип программ очень часто фактически является элементоминдуктивного способа изучения нового материала.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.