Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психологические аспекты нравственного воспитания и самосознания подростка

Христофорова Валентина Кельсиевна, аспирант,заведующая Центром Психологической службы Алматинского областного институтапрофессионального развития кадров.
Культурноепространство часто характеризуют в современном мире термином “бездуховность”.Эти факторы вызывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемыдуховного воспитания и нравственного самосознания подростка.
Впедагогической науке, психологии нет специально обозначенного понятия “нравственноеразвитие ребёнка”.
Понятие“нравственное развитие личности ” звучит в контексте теории развития личности.Понятие “нравственность” и “мораль” часто отождествляются. Но мораль – этокатегория общественно- историческая. Нравственность- категория внутренняя,отражающая нравственные потребности, которые зарождаются и претерпевают сложноеразвитие внутри личности. Понятие “нравственное развитие” какпсихопедагогический процесс не только правомерно, но и необходимо, так как оноимеет внутренний характер, а развивать можно то, что уже заложено в человеке. Нравственноеразвитие – это не формирование отдельных качеств личности, а развитиецелостного качества, базирующегося на эмоционально- волевой сфере личности.
Процесснравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуально и поэтомуглубоко индивидуален. Процесс нравственного развития подростков носит личностнообусловленный характер. Необходим учёт возрастных и индивидуальных особенностейучащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формированиеличностных свойств и качеств. Не составляют исключения из этого правила честь идостоинство личности, основой которых является высокий уровень самосознанияучащихся, их способность к рефлексии нравственной самооценке и самоуважению.
Направленноена себя мышление наиболее отчетливо проявляется в подростковом и старшемшкольном возрасте, когда осознанное самовосприятие становится одним изцентральных личностных новообразований.
Вподростковом возрасте отношение школьников к учебной деятельности претерпеваетсерьёзные изменения. Прежде всего, снижается их учебно-познавательнаямотивация. Для того чтобы школьник-подросток относился к учебе более осознанно,знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностныйсмысл. Но этого часто не происходит.
Помочьподросткам стать активными, сознательными учениками, относиться к учебнойдеятельности как к лично значимой может коучинг. Коучинг – формаконсультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых длянего целей в оптимальное время путём мобилизации внутреннего потенциала,развития необходимых способностей и формирования новых навыков. Это процессвыявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения, помочьему прийти к этому осознанно. Как пишут Парслоу и Рэй, “Вы не можете никогоничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привестилошадь на водопой, но не в ваших силах заставить её пить!” (Парслоу.Э, Рэй.М.2003)
Коучпомогает подростку учиться на собственных ошибках, что даёт ему возможностьполучить новый ценный опыт в достижении цели, что позволит ему осознаннопродвинуться вперёд. При этом создаётся активная атмосфера становления личностиподростка, её нравственного самосознания и духовности.
Поэтомуэтот возраст является наиболее благоприятным периодом целенаправленногоформирования чести и достоинства личности. Надо отметить, что процесс формированияпроявляется на протяжении длительного времени и требует специального внимания,наблюдения и коррекции.
Вкритических ситуациях, как взрослые, так и подростки, не имея твёрдых моральныхпринципов, очень скоро на горьком опыте убеждаются в том, что равнодушие кморали, безнравственность в конце концов разрушают душевную гармонию, делаютчеловека рабом собственных желаний, вводят его в отчаяние и, в случаенарко-зависимости, заражения венерическими инфекциями или СПИДом, обрекают егона болезнь и смерть.
Важносегодня показать тем, кто ещё только вступает на путь взросления, как можнопрожить счастливую жизнь, как научиться отличать правильные и неправильныепоступки и видеть их последствия, верить в свою уникальность, отличать факторы,помогающие человеку добиваться действительно прочных отношений с близкими идрузьями, формировать собственные жизненные ценности, оценивать уровень своейответственности во всех сферах жизни: физической, умственной, эмоциональной,социальной, духовной.
Психологическиеисследования морального развития прошлого столетия были во власти трёхтеоретических подходов: психоаналитического, первоначально сформированногоФрейдом (1933), теорий социального научения (Хартсхорн и Мэй, 1928-1930), иКогнитивного, предложенного Пиаже (1932) и Кольбергом (1958) Психоанализконцентрировался на моральных чувствах, типа чувства вины, бихевиористскийподход – на изучении поведения, когнитивный подчеркивал структуру моральногоразмышления.
Кольбергактивно претворял свою теорию в практику в основном по трём направлениям:
1.разработка специальных программ нравственного развития в форме обсуждениядилемм;
2.дополнение традиционных школьных программ нравственным компонентом;
3.создание “справедливых школьных сообществ” чьей целью было преобразование всейструктуры управления школой.
Кольбергопределил, что переход с одного уровня морального развития на другойосуществляется при столкновении с моральными суждениями высокого уровнясоздающее ситуацию конфликта мнений и ценностей. Это становится возможнымблагодаря способности встать на позицию другого, увидеть проблему другимиглазами.
Этиусловия в полной мере соблюдаются при использовании моральных дилемм внравственном воспитании. Сравнение экспериментальной группы подростков, гдепроводилось обсуждение моральных дилемм, с контрольной, в которой подобнойработы не проводилось, показало значительное продвижение морального развитияподростков экспериментальной группы.
Такимобразом, как показывают исследования, есть возможность создания специальныхпрограмм нравственного воспитания детей, развития у них самосознания на основеморальных дилемм.
Обсуждениедилемм по принципу: “Я бы в этой ситуации поступил так, как …”
— позволяет глубоко проработать проблему, понять скрытые качества и взаимосвязи вещей;
— создаёт ситуацию столкновения мнений и точек зрений, что готовит к многообразиюих в реальной жизни;
— способствует определению личной позиции в данной ситуации;
— приучает к размышлению перед принятием решения, формируя ответственность;
— помогает лучше понимать другого, развивая толерантность.
Сознательноеразвитие в себе нравственности невозможно начать или слишком рано, или слишкомпоздно. Человек развивает в себе положительные черты в течение всей жизни,принимая высоконравственные решения – даже в самых сложных ситуациях.
Список литературы
ЗыряноваН.М. Коучинг в обучении подростков. 2004 год
Мэй,Лэнк. Власть обучения. 19994 год
БайярдР., Байярд Л. Ваш беспокойный подросток. 19991 год
ВыготскийЛ.С. Проблема возраста. 1984 год
ЭриксонЭ. Детство и общество. 19992 год
ПиажеЖ. Избранные психологические труды. 1969 год
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта collegy.km.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Охорона праці при роботі з персональним комп’ютером
Реферат Экономические системы: виды, понятие, структура
Реферат Об отражении субъектно-объектных отношений в глаголе кечуа
Реферат Обоснование экономической эффективности создания Салона красоты и здоровья Нифертити SPA
Реферат Глобальнi eкологічні проблеми людства
Реферат Молекулярная масса белков
Реферат Эпиольмеки
Реферат Научные достижения ученых И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Я. Кожевников, С.С. Корсаков, В.К. Рот,
Реферат Администрация новошахтинского городского поселения михайловского муниципального района приморского края
Реферат Факторы социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе
Реферат Neptune
Реферат «Налог на имущество физических лиц»
Реферат Энергосберегающий путь развития экономики
Реферат Сестринское дело
Реферат Гиперинсулинизм