Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде

Информационнаясреда — наряду с природной, пространственно-географической, социальной, культурной,ландшафтно-архитектурной и др. — играет все более значительную роль впрофессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человекаИнформационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна; с недавних пор вней принято выделять среду Интернета, или т.н. «киберпространство».Для последнего характерны своеобразные хронотопы, в рамках которыхосуществляются специфические — и потому представляющие интерес дляпсихологического анализа — формы человеческого поведения. Такого рода«средовое» поведение не ограничивается поиском, обработкой ипередачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В«киберпространстве» как элементе информационной среды осуществляетсяцелый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная,игровая и коммуникативная деятельность. Специфические особенности протеканиядеятельности в Интернет-среде как элементе информационной среды являютсяпредметом все расширяющегося фронта исследований специалистов-гуманитариев, втом числе психологов.
Неотменяя значимости традиционных исследований — и лабораторных, и«экологических», — посвященных проблематике систем«человек-машина» или систем «человек-компьютер», все болееявственно пробивает себе дорогу новая область исследований, связанных сизучением деятельности человека, опосредствованной взаимосвязанными глобальнымикомпьютерными сетями, т.е. Интернетом и World-Wide-Web (WWW). Объясняется этотем, что за последние несколько лет Интернет и WWW превратились в чрезвычайносущественный фактор индивидуального и общественного развития, сделав«киберпространство» привлекательным для десятков миллионов людей,среди которых множество тех, кто даже не помышлял ранее о применениикомпьютеров. Связанные с созданием Интернета и WWW технические и содержательныерешения вобрали в себя ряд ранее выполненных разработок, в том числе таких, вкоторых в той или иной мере участвовали психологи — напр., в областиискусственного интеллекта, эргономики, автоматизации и компьютеризациипроектно-конструкторской деятельности, систем информационного поиска и др.
Интернетне сводится к набору технических решений, это не просто конгломераткомпьютерных сетей, но и — что более всего важно для психологов — сообществосвязанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новойИнтернет-среде. Данное сообщество может и должно изучаться как некое единоецелое: по словам К.Левина, «психологии потребовалось сделать много шагов,прежде чем она обнаружила, что динамическое целое обладает свойствами, которыеотличают его от свойств его частей или от суммы его частей» (Левин, 2000,с. 168-169). Этим не отменяется, разумеется, анализ определенных групп иподгрупп внутри сообщества пользователей Интернета, разделение этого сообществапо всевозможным параметрам.
Можноутверждать, что Интернет-среда представляет собой практическое воплощениенекоторых теоретических представлений пионеров экологической науки. Так,П.Тейяр де Шарден в свое время заметил: "… Ноосфера стремится стать однойзамкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает,страдает так же, как все другие. и одновременно с ними" (Тейяр де Шарден,1987, с. 199). Интернет как нельзя лучше подходит для предсказанной П.Тейяр деШарденом синхронизации у множества взаимодействующих субъектов процессовперцептивной, мотивационной и эмоциональной регуляции деятельности; вместе стем Интернет — одна из наиболее перспективных из имеющихся на сегодняшний деньтехнических возможностей обеспечить межкультурное взаимодействие исотрудничество, или объединить всех населяющих Землю субъектов в «однузамкнутую систему», по выражению П.Тейяр де Шардена. Более того,многочисленные идеологи Интернет-среды активно провозглашают в качествеактуальной цели глобализацию подключения к Интернету.
ПосколькуИнтернет — не только и не столько сеть взаимосвязанных компьютеров, но исообщество людей — т.н. пользователей Интернета, то выглядит достаточноаргументированным недавно заявленный в научной литературе термин«психология Интернета» (Wallace, 1999). Он представляется не менееобоснованным, чем бытующие в литературе описания «психологииоператора», «психологии воина», «психологии ирландца»,«психологии беженца» и др.
Вэмпирических исследованиях деятельности пользователей в Интернет-средеопределенную трудность представляет отделение психологических факторов отнепсихологических — данная проблема может быть названа «психологическойэкологией», если воспользоваться термином К.Левина (Левин, 2000).Исследовательская деятельность в данной области носит не только междисциплинарный,но и комплексный характер, не будучи привязанной к конкретному разделупсихологической науки: психология Интернета изучается с позиций психологиисознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогическойпсихологии, психологии личности, психологии половых различий, психологии трудаи др. Широкое распространение в области изучения психологии Интернета получиликросс-культурные исследования,
Отечественныеисследования деятельности человека в Интернет-среде пока что довольно немногочисленныи ограничены по тематике, если сравнивать с зарубежными исследованиями.Ограниченность эта — зачастую вынужденная: если исследование связано с анализомдеятельности людей, оно не может быть проведено при отсутствии в доступномисследователям русскоязычном секторе Интернета (или Рунете, как его частоназывают) «критической массы» занятых такой деятельностьюпользователей Интернета. От актуальных, судя по зарубежному опыту,исследовательских проектов нередко приходилось отказываться или подолгу ждатьвозможности их осуществления, если отсутствовали отечественные пользователиИнтернета, которые могли бы быть испытуемыми или респондентами.
Кнастоящему времени проблемы такого рода встают реже, чем еще несколько летназад, ибо развитие Рунета происходит чрезвычайно стремительно, если судить попостоянно увеличивающемуся числу подключенных компьютеров, пропускнойспособности каналов связи, количеству сайтов, динамике их посещения или объемуединиц размещенной на них информации. По некоторым данным, т.н. максимальнаяаудитория Интернета в нашей стране в ноябре 1999 г. составляла 5,7 миллионачеловек; правда, согласно другим данным, это количество существенно — внесколько раз — меньше (Залесский, Спектор, 1999). Для целей психологическогоисследования особенно существенно, что отечественным пользователям доступны (идостаточно активно применяются) практически все имеющиеся в мировом Интернетесервисные функции, а соответственно и способы опосредствованного Интернетомпознавательного, коммуникативного и игрового поведения.
Ссамого начала проводимые отечественными специалистами исследования базировалисьна предложенной Л.С.Выготским теории развития высших психических функций.Интернет и WWW при этом понимаются как сложные семиотические системы, каквысокоразвитые универсальные психологические орудия, опосредствующиеразнообразные виды деятельности, осуществляемые в сотрудничестве с Интернетом.Тем самым следует признать, что исследования в данной области опираются напрочный теоретический фундамент. В то же время эмпирическая работа в областипсихологии Интернета, как и в области предложенной ранее О.К.Тихомировымпсихологии компьютеризации, способствует формулированию некоторых теоретическихобобщений о качественном развитии психических процессов, преобразованиидеятельности и личности человека в условиях применения им современныхинформационных технологий, конкретных психологических механизмах развития итрансформации личности (Тихомиров, 1993; Бабаева, Войскунский, 1998).
Задолгодо появления Интернета и массового доступа к глобальным компьютерным сетям нафакультете психологии МГУ были проведены отдельные исследования, опирающиеся наанализ деятельности пользователей локальных компьютерных сетей (Тихомиров идр., 1986) или на эпизодические наблюдения деятельности экспертов,участвовавших в международной компьютерной телеконференции (Войскунский, 1987).На основе этих ранних работ в дальнейшем был осуществлен ряд исследований вобласти психологии Интернета (Арестова и др., 1996; Войскунский, 1991;Voiskunskii, 1995; Voiskounsky, 1999). В те же годы был развернут международныйисследовательский проект VELHAM (Велихов-Хамбург), посвященный изучениюспецифики психического развития в условиях применения компьютеров икомпьютерных сетей. С американской стороны проект курировал М.Коул(Калифорнийский университет в Сан Диего), а с российской — А.В.Беляева(Институт психологии РАН). Десятилетняя история этого проекта подробно описанав отчете М.Коула (Cole, б/г). Результаты деятельности международного коллективанеоднократно публиковались (Беляева, Коул, 1991; Познание и общение, 1988). Систорией выполненных в СССР, а впоследствии в России психологическихисследований в области психологии Интернета можно подробнее ознакомиться внедавно опубликованной обзорной работе (Arestova et al., 1999).
Впосвященных Интернету и WWW трудах представителей гуманитарных наукобрисовывается некая «социальная виртуальная реальность»,простирающаяся, по выражению М.Коула (1997), в «пятом измерении» иразделенная на относительно замкнутые субпространства, заполненная хорошо илине очень хорошо систематизированными текстами (от энциклопедий и архивов дочастных записок и песенок) и вербальными либо визуальными образами (в том числе- отчужденными от субъекта автопроекциями реальных либо мнимых людей). Активнеевсего исследуется «социальное» измерение — например, культурные,языковые и психологические особенности диадического и групповоговзаимодействия, регулируюшие общение и отношения между удаленными партнерамиправила (т.н. netiquette), закономерности формирования и характеристикифункционирования складывающихся виртуальных общностей, принципы самовыраженияличности и изменения «сетевой» идентичности, вероятностьвозникновения «наркотического» типа зависимости от Интернета (т.н.Интернет-аддикции) и способы терапии «аддиктов», парадигмыпокупательского поведенния пользователей Интернета и их«отзывчивость» к рекламным воздействиям, стереотипы создания ивосприятия социальных объектов в «киберпространстве», стратегииосуществления познавательной деятельности в условиях оперированиягипертекстовыми структурами, перспективы переноса в реальную деятельностьприобретенных в виртуальной реальности навыков и умений и т.д. и т.п. Такогорода проблемам посвящены статьи в десятках тематических сборников и журналов, вчисле которых немало электронных публикаций.
Приэтом социальные и психологические последствия применения Интернета оцениваютсядостаточно трезво: наряду с преувеличенно восторженной оценкой значенияИнтернета для психического и соматического здоровья многих категорийпользователей (скажем, для переживших психологическую травму, для одинокихлюдей или для инвалидов), для социального, экономического и экологическогоразвития регионов, для интенсификации процесса обмена мнениями в рамках всемирной и т.п. в популярной и в научной литературепредставлены и альтернативные данные. Например, обосновывается мнение, согласнокоторому активное применение компьютерных сетей не ведет к демократизациипроцессов выработки и принятия решений в бюрократических структурах (Mantovani,1994). Неоднократно замечалось, что на электронные письма, приходящие ворганизации, подолгу — либо совсем — не отвечают, а почтовые ящики популярныхлюдей катастрофически переполнены, так что им приходится отказываться отобщения посредством электронной почты и организовывать нечто вродеweb-порталов.
Входе проведенного в университете Карнеги-Меллона (США) лонгитюдногоисследования получены данные — пока что предварительные, — согласно которыминтенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть доодиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивныхсостояний (Kraut et al., 1998). В начале 2000 г. появились сведения обисследовании, проведенном специалистами в Станфордском университете в США, входе которого были получены во многом аналогичные результаты.
Внедавнее время выработано представление о т.н. Digital Divide — «дигитальном расколе» жителей США, значительная часть которых в силурасслоения общества (различий в доходах, в составе семьи, в происхождении, вуровне образования и т.п.) не обладает полноценным доступом к Интернету.Начиная по крайней мере с 1995 г., Национальная администрация США потелекоммуникациям и информации (NTIA) проводит исследования и организуетслушания, в ходе которых обосновывается, что материальные аспекты доступа ксовременным информационным и коммуникационным технологиям и частосопровождающий их дефицит знаний усугубляют неравенство между людьми(www.ntia.doc.gov).
Могутбыть приведены некоторые другие данные, свидетельствующие о негативномвоздействии Интернета на индивидуальную и групповую психическую деятельность.Показано, что применение Интернета может способствовать аутизации детей иподростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции идр. (Бабаева, Войскунский, 1998). В силу сказанного очевидно, что Интернетдолжен занять отведенную для него социальную нишу; нередко встречающиесяпопытки переоценить его значимость для человечества и для отдельного человекануждаются в коррекции. К числу примеров объективного отношения кпсихологическим последствиям применения современных информационных икоммуникационных технологий может быть отнесена позиция всемирно известныхисследователей психологии застенчивого поведения: отмечая такие очевидныепоследствия, как ослабление непосредственных контактов между людьми и частичнуюзамену их опосредствованными контактами, они при этом делают оговорку, что (Henderson & Zimbardo, 1998).
Исследованиепсихологии Интернета — относительно новая область знания, в которой кнастоящему времени заняты сравнительно немногие психологи. Значительно болееразвиты исследования опосредствованной Интернетом деятельности в другихгуманитарных науках — социологии, этнографии, исследовании коммуникативныхпроцессов и др. В такого рода исследованиях нередко затрагиваются и собственнопсихологические проблемы. Исследования структурированы и протекают в рамкахнескольких направлений.
Так,наиболее традиционными и устоявшимися являются проблемные области, известныекак CMC, или «опосредствованное компьютером общение» (computer-mediatedcommunication), и как CSCW, или (computer supported collaborative work). В рамках относительнодавно развивающейся проблематики CMC достаточно много простора для собственнопсихологических исследований; в рамках CSCW психологические исследованияведутся менее широким фронтом (наряду с этнографией и эргономикой лишь отчастипредставлены работы по социальной психологии), В сфере т.н. communicationresearch, или media research — что иногда переводится как «коммуникативистика»(Землянова, 1995) — изучается специфика применения людьми разнообразныхкоммуникативных каналов, в том числе Интернета. По традиции довольнозначительный объем исследований, связанных с психологией Интернета (и,естественно, широко выходящих за рамки этой области), проводится в рамкахнаправления, известного под наименованием Human-Computer Interaction (HCI) — «взаимодействие человека с компьютером». Термин online research — «онлайновые исследования» — пока что наиболее прижился в Германии, гдеесть одноименное научное общество и выпускается литература под таким названием(Online..., 1999).
Россияи другие постсоветские страны запоздали и в развитии Интернета, и висследовательской активности в области психологии Интернета. Если Интернет в Россииразвивается довольно интенсивно, то исследовательская активность в областипсихологии Интернета еще не набрала темп. Отдельные работы, выполненные побольшей части энтузиастами, не складываются в полноценные исследовательскиепрограммы и широкомасштабные проекты; отсутствуют регулярно организуемыеконференции, специально посвященные психологии Интернета — правда, для такогорода сообщений находится место на непсихологических семинарах и конференциях.
Немалоисследовательских тем и направлений исследования представляются перепективными,однако вызвали у психологов прискорбно малый интерес. Вот некоторые из них.Например, в чем привлекательность работы с компьютерами и применения Интернетадетьми и подростками? Какова психологическая специфика опосредствованнойИнтернетом коммуникативной, игровой и познавательной деятельности?Специалистами по психологии чтения и понимания практически обойден вопрос отом, какие психологические механизмы обеспечивают быстрый просмотргипертекстовых структур человеком (т.н. browsing — одно) из ключевых понятийдля психологии Интернета), каким образом при этом осуществляется селекция, какотбираются полезные/значимые/пертинентные элементы и как принимается решение опереходе к просмотру следующего элемента. Не до конца проясненным остаетсяпсихологический статус т.н. виртуальной реальности и возможной связанности ее,например, с проблематикой измененных состояний сознания и психоделическогоопыта. Правомерно ли утверждение о (т.н. Интернет-аддикции)? Неизвестно, насколько справедливораспространенное убеждение, согласно которому увлечение компьютерными играми, ив особенности ролевыми групповыми играми (т.н. MUD) следует объяснятьисключительно защитными тенденциями и стремлением к эскапизму. Открытымостается вопрос о том, как относиться к попыткам многих пользователей Интернетаменять идентичность и создавать множественную «сетевую» идентичность.Интернет во многом способствует развитию социального андерграунда, маргинализацииотдельных субъектов и групп (хакеров, «киберпанков» и др.) — следуетли считать это закономерностью, или же это некий побочный продукт примененияИнтернета? Наконец, нуждается в прояснении часто постулируемая связь«культуры Интернета» с популярной культурой постмодернизма.
Список литературы
АрестоваО.Н., Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е. (1996). Коммуникация в компьютер ных сетях:психологические детерминанты и последствия // Вестник Московск. Ун-та. Серия14. психология, № 4, с. 14-20.
БабаеваЮ.Д., Войскунский А.Е. (1998). Психологические последствия информатизации //Психологический журнал, т. 19, № 1, с. 89-100.
БеляеваА.В., Коул М, (1991). Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность ипроблема психического развития // Психологический журнал, т. 12, № 2, с.145-152.
ВойскунскийА.Е. (1987). Научная коммуникация в условиях автоматизации // Психологическиепроблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред.М.Г.Ярошевского и О.К.Тихомирова. — М.: Наука, с. 139-158.
ВойскунскийА.Е. (1991). Речевая деятельность входе компьютерных конференций // Вопросыпсихологии, № б, с. 142-147.
ЗалесскийП., Спектор М. (1999). Сколько нас? Какие мы? Портрет российскойИнтернет-аудитории // Мир Internet, № 7-8, с. 42-44.
ЗемляноваЛ.М. (1995). Современная американская коммуникативистика. — М.: Изд-во МГУ.
КоулМ, (1998). Культурно-историческая психология. Наука будущего. — М.:. — 432 с.
ЛевинК, (2000), Теория поля в социальных науках, — СПб: Речь. Познание и общение(1988). / Под ред. Б.Ф.Ломова, А.В.Беляевой, М.Коула. — М.: Наука.
Тейярде Шарден П. (1987). Феномен человека. — М.: Наука.
ТихомировO.K. (1993). Информационный век и теория Л.С.Выготского // Психолоческийжурнал, т. 14, № 1, с. 114-119.
ТихомировO.K., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. (1986). Общение, опосредствованноекомпьютером // Вестник Московск. ун-та. Серия 14, Психология. № 3, с. 31-42.
Arestova О., Babanin L., Voiskounsky A.(1999). Psychological research of computermediated communication in Russia //Behaviour and Information Technology, vol. 18(2), pp. 141-147.
ColeМ. (б/г). Anexperiment in computer-mediated cooperation between nations in conflict. TheVelikhov-Hamburg project. 1985-1994. — Report, The Laboratory of ComparativeHuman Cognition. University of California, San Diego. La Jolla, California. — 153 p.
Henderson L., Zimbardo Ph. (1998). Shyness // Friedman H.S. (ed.).Encyclopedia of Mental Health. — San Diego, CA: Academic Press. [WWW Document]URL, www.shyness.com/encyclopedia. html#VII
Kraut R., Lundmark V., Patterson М., Kiesler S" Mukopadhyay Т.,Scherlis W. (1998). Internet paradox: A social technology that reduces socialinvolvement and psychological well-being? // American Psychologist, vol. 53(9),pp. 1017-1031.
Mantovani G. (1994). Is computer-mediated communicationintrinsically apt to enhance democracy in organizations? // Human Relations,vol. 47(1), pp. 45-62.
Online… (1999). Online Research: Methoden, Anwendungen undErgebnisse / В Batinic, A.Werner,L,Graef& W.Bandilla (eds.). Goettingen-Bern-Toronto-Seattle:Hogrefe-Verlag.
Wallace P. (1999). The psychology of the Internet. — CambridgeUniversity Press.
Voiskunskii А.Е. (1995). The development of external means of communicativeorientation // Journal of Russian and East European psychology, vol. 33, № 5,pp. 74-81.
Voiskounsky А.Е. (1999). Internet: Culture, diversity and unification // Javnost- the Public. Journal of the European institute for communication and culture,vol. VI, № 4, pp. 53-65.
2-аяРоссийская конференция по экологической психологии. Тезисы.
(Москва,12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. — С. 240-245.
ВойскунскийА.Е. (МГУ им. М.В.Ломоносова). Психологические аспекты деятельности человека винтернет-среде.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.