Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психоанализ (3.Фрейд)

Ортодоксальныйпсихоанализ – это разработанные З. Фрейдом 1) метод лечения психическихрасстройств; 2) учение о бессознательных психических процессах.
Стержнемвсей системы психоанализа является предложенная З. Фрейдом структурная модельличности, базирующаяся на т. н. топографич. модели психики, включающей три слоя– сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – этомысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени.Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается вданный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное – самаяглубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения,желания, воспоминания, др. материал, выход которого на сознательный уровеньсопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Согласно Фрейду, такойнеосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционированиеи может выражаться в замаскированной или символ, форме – в сновидениях,ошибочных действиях, шутках и оговорках.
Структураличности, по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго(«Я») и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком вбессознательном и фактически является энергетиеской основой личности В немсодержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своемуудовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой.Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии спервичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации). На этапесозревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внешним миром, частьИд претерпевает изменения и превращается в Эго.
Эгоследует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цельпринципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока небудет обнаружен подходящий объект. При помощи вторичного процесса(реалистическое мышление и др. высшие ментальные процессы) Эго вырабатываетмеханизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями.Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретениесредств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию квоздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-системаберет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля иосуществляет ее с помощью механизмов, в т. ч. механизмов защиты (см. Защитныемеханизмы).
Супер-эговключает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества.Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослымсвоего пола. В процессе идентификации у детей формируется также комплекс Эдиповт. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объектуидентификации. Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух структур – совести иЭго-идеала. Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер-эго действуютна всех трех уровнях сознания.
Фрейдподчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивоеравновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развитияпротивоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человекужелания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутреннийконфликт и трудно переносимое личностью. состояние тревоги. Конфликт междунесовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, котораяс этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмыпсихологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию,сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе котороголежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные снеосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположногопола.
Теориямотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденноесостояние возбуждения, которое ищет разрядки. При этом любая активностьчеловека определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть какпрямым, так и замаскированным. По мнению Фрейда, существуют два основныхврожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Ониявляются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человекаСпецифическую энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Этотакже основа развития личности, характера. В процессе жизни человек проходитнесколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. В связис этим выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития:оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Либидозную энергиюФрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества.
Психоаналитическаятерапия направлена на изучение бессознательного с целью осознаниянеосознаваемых мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения и т.п., что, в свою очередь, ведет к усилению Эго и построению более реалистичногоповедения. Основные методы психоаналитической психотерапии – метод свободныхассоциаций, анализ сновидений, интерпретация сопротивления и анализ переноса(см. Трансфер).
Психоанализоказал исключительное влияние не только на психологию и психотерапию, но и нафилософию, культурологию, социологию, во многом определив культурную ситуацию XXв.
Список литературы
Н.В. Чепелева. Психоанализ (3.Фрейд)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.