Журавлёва О.Н., к.пед.н., Санкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического образования.
ПроектКонцепции обучения на старшей ступени общего образования предлагает модельобразовательного учреждения с вариативными комбинациями учебных курсов, которыепризваны расширить образовательную среду, обеспечить гибкую систему профильногообучения.
Вниманиеакцентируется на организации активной, практикоориентированнойучебно-познавательной деятельности учащихся, чтобы знания не были, по словамВ.О.Ключевского, «простым балластом памяти». Роль учителя сводится нестолько к передаче готовой информации, сколько к консультированию, руководствусамостоятельным поиском учеников.
Расширитьпроблематику содержания базового исторического курса, создать условия дляотработки учащимися определенных исследовательских навыков работы систорическим источником, совершенствования умений формулировать собственнуюаргументированную позицию может позволить система практических занятий(практикумов) по истории. Проведение практикума учитель планирует всоответствии с учебным планом школы, класса: в рамках базового курса историиили в качестве факультатива, курса по выбору при углубленном изучении предмета.
Входе практикума учащиеся на основе ранее полученных знаний и опорных умений вновой учебной ситуации самостоятельно решают проблемно-познавательные задачи,публично представляют результаты индивидуальной и коллективной творческойдеятельности, осваивают более сложные способы изучения исторического прошлого.Проведение практикума должно быть нацелено на установление тесных межпредметныхсвязей, овладение обобщенными способами извлечения, осмысления и предъявленияинформации. При этом в зависимости от познавательных возможностей и интересовстаршеклассников занятия могут быть специализированными (по определенной теме)или интегрированными. Организуются они с использованием самых различных форм(лабораторные занятия; групповые, фронтальные семинары; конференции; диспуты стакими видами деятельности, как исследовательская, проектная, игровая и др.) наоснове привлечения широкого спектра исторических источников.
Общеизвестно,что исторические источники — это весь комплекс документов и предметовматериальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс,запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнееисточниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого.
Основноеместо при проведении практических занятий целесообразно отвести критическомуанализу, интерпретации письменных текстов (в том числе вариативных,альтернативных). Наряду с хорошо известными учащимся видами (летописи,законодательные акты, труды историков и др.) могут быть широко привлеченыисточники информации не сов-сем привычные для школьного курса, но, несомненно,способные повысить познавательный интерес, мотивировать выработку личностногоотношения старшеклассников к изучаемым событиям и процессам. Имеются в виду,например, такие источники, как эпистолярное наследие (частная переписка);биографические справки, произведения публицистического, карикатурного жанров;свидетельства очевидцев, современников, иностранцев; статистика, художественнаялитература и т.д. Все они могут стать основой для изучения таких тем, как«Проблемы привилегии власти и прав подданных в переписке Андрея Курбскогои Ивана Грозного», «Россия ХУ-ХУ1 вв. глазами иностранцев»,"«Время творило характеры...»: исторические портреты исравнительная характеристика А.А.Аракчеева и М.М.Сперанского",«Карикатурный жанр о рос-сийской действительности середины XIX в.»,«Статистические данные об особенностях социально-экономического развитияРоссии в пореформенный пе-риод», «Историческое прошлое вхудожественной литературе» и др.
Проблемы,выносимые на практические занятия, должны являться ключевыми, быть интереснымии посильными для учеников. Организация работы с источниками дополнит переченьтрадиционных ви-дов заданий. Уместно предложить ученикам: — подготовитьаннотацию — краткую характеристику содержания текста; — написать рецензию (отфранц. «рассмотрение») — газетно-журнальный жанр, предполагающийкритический анализ и оценку, отзыв на что-либо; — составить резюме (от франц.«излагать вкратце») — краткое изложение речи, статьи и т.д., основныевыводы; — создать эссе (от франц. «опыт, на-броски») — жанр прозы,сочетающий в себе подчеркнуто индивидуальную позицию автора по какому-либовопросу с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным наразговорную речь; — дать аргументированный прогноз развития процессов иявлений; — составить развернутую характеристику исторических персоналий, когдатребуются показ исторической обусловленности, объяснение мотивов деятельноститого или иного человека, раскрытие его взглядов, черт характера, описаниевнешнего облика, предъявление различных оценок его жизнедеятельности и др. Дляэффективности занятий необходимо наличие раздаточного материала, доступнойлитературы.
Значительнооблегчают подготовку к урокам сведения, содержащиеся в Интернете, что особенноважно для отдаленных школ. Поэтому не стоит пренебрегать этим источникоминформации — следует рекомендовать учащимся обращаться по тому или иному«адресу» в Сети (некоторые ссылки приводятся в предложенном нижеварианте занятия, а полная версия практикума по истории России до конца XIX в.готовится к изданию).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта teacher.syktsu.ru