Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Принцип динамического баланса и его реализация в учебном процессе

Т.А.Коробкова, П.В.Скулов
1. Теоретическое обоснование понятиядинамического баланса в педагогике
Динамическийбаланс известен в науке как принцип функционирования сложных систем. Системуможно определить как совокупность объектов, взаимодействие которых вызываетпоявление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующимсистему компонентам. «Понятие системы органически связано с понятиямицелостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры и т.д.» [2,с.427]. Следовательно, объект, называемый системой, должен иметь признакицелостности, структурности, взаимозависимости системы и среды, иерархичности,множественности описания.
Выделивсистемные объекты в окружающей нас реальности, мы можем задаваться вопросами ихсуществования, устойчивости, самоорганизации. Важно выявить связи ивзаимоотношения множества элементов, описание поведения которых принципиальнонелинейно, что отражается в свойстве голографичности, или фрактальности. Речьидет о взаимоподобии иерархически подчиненных структурных элементов системы, оботражении общих свойств системы в любом ее отдельном элементе. В этом следуетпредполагать основной системообразующий фактор, являющийся условием ееформирования и стабильности, придающий системе устойчивость при постоянноизменяющихся внешних условиях. Представленный набор свойств системы приводит к возможностирассматривать самоорганизацию как системное свойство, как неизбежное следствиединамического взаимодействия иерархически подчиненных и фрактальносоотносящихся частей системы. Очевидно, самоорганизация возможна при балансевнешних и внутренних сил, и возможно признать стремление к самоорганизации какодной, так и другой стороны. Наличие одновременных взаимосвязанных действийэлементов системы – транзакции – также свидетельствует о сложной внутреннейдинамике системного объекта. Сам же системный объект может быть какмеханическим, так и психологическим или социальным.
Такимобразом, сложные (системные) объекты реальности должны рассматриваться вдинамике, что проявляется двояко: как функционирование, деятельность и какразвитие, становление, эволюционирование. Следовательно, исследование системыдолжно включать, кроме прочего, определение ее места в системе более высокогоиерархического уровня, определение оптимальной структуры, обеспечивающейфункционирование системы, и установление связи между отдельными компонентами, атакже должна исследоваться плоскость динамики, т.е. взаимодействие системы сокружающим миром, ее изменение во времени, эволюционирование и т.д. [1].
Целесообразностьстремления системы к равновесию, при противоречивых статических и динамическихсоставляющих, можно описать, используя понятие динамического баланса (тем самымприближаясь к позициям динамико–статистического, или системно–комплексногоподхода).
Дляразъяснения вводимого понятия и соответствующего термина обратимся к первоначальномусмыслу слов. Баланс в словарях определен как система показателей,характеризующая какое–либо явление путем сопоставления или противопоставленияотдельных его сторон [4], равновесие, уравновешивание, а также количественноевыражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должныуравновешивать друг друга [3]. Динамический означает: связанный с движением, сдействием, а также: что-то изменяющееся и описываемое какими-либо уравнениямиили закономерностями [4]. Сходное с понятием баланс понятие равновесие имеетдругой смысловой оттенок. Равновесие системы, соответствующее состояниемеханической системы предполагает, что эта система под действием сил находитсяв покое, и все ее точки покоятся по отношению к рассматриваемой системеотсчета. Равновесие может быть устойчивым, безразличным и неустойчивым.
Каквидно, термин равновесие скорее статический, он означает состояние покоя,достигнутое в результате процессов уравновешивания. Термин баланс сам по себединамичен, он подразумевает изменяющееся подвижное соотношение характеристиккакого-либо процесса.
Динамическийбаланс означает непрерывное перемещение точки равновесия, стремление системыдостичь гармонического состояния, и в то же время готовность изменить этосостояние, изменить точку равновесия, если изменятся управляющие ситуациейусловия.
Наоснове вышесказанного уточним и конкретизируем используемое нами понятиединамического баланса.
Динамическийбаланс — это состояние системы, характеризующееся:
гармоничнымсочетанием логически противоположных характеристик, описывающихфункционирование отдельных составляющих этой системы;
готовностьюсистемы изменить точку временного равновесия под действием изменившихсяуправляющих условий;
постояннымстремлением системы находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться внем за счет введения в действие как уже известных, так и новообразованныхресурсов и возможностей.
Равновесноесостояние – состояние стабильности системы – не следует путать с инертностью.Инертность не требует сознательных действий. Стабильность системы – этоосознанные усилия прохождения через все возможные виды движения и через ихпонимание обретения состояния динамического равновесия. Это состояниеустойчивого движения, развития системы, обусловленное всеми видамивзаимодействий с окружающей средой.
Какмы видим, при рассмотрении динамического баланса системы неизбежно возникаетупоминание понятия оптимальности (оптимизации) как логически родственного.Хорошо известны работы Ю.К.Бабанского и его последователей по оптимизациипедагогического процесса. Как необходимость данной дидактической категории, таки возможные способы оптимизации разработаны и используются в педагогическойтеории и практике. Понятие динамического баланса лежит на пути достиженияоптимизации педагогического процесса и является необходимым звеном в этойсложной цепи.
Оптимальностьявляется результатом целенаправленного управления системой, выражениемпредсказуемости, заданности [9, с.135] и ситуативной оправданности данногосостояния. Однако оптимальность и гармоничность не подразумевают обязательноравновесия и устойчивости, зато подразумевают необходимость управления.Категории оптимальности и управления с неизбежностью связывают системыабстрактные с педагогическими системами. Отсюда следует и взаимосвязь смысловыхследствий.
Современнаятеория систем обсуждает не столько устойчивость, сколько связь устойчивости инеустойчивости в системе, т.к. исследователей интересуют не системы вообще, аизменяющиеся системы, в которых неустойчивость есть предпосылка измененияспособа их поведения [9, с.146]. Тогда появляются новые характеристики системы,среди которых нелинейность, потенциальность, критическое поведение.Следовательно, должны измениться и такие, казалось бы, классические базовыепонятия системного анализа, как равновесность и устойчивость. Устойчивость инеустойчивость признаны характеристиками стационарных систем, при этомнеустойчивость означает дрейф системы в сторону другого, возможного на данномэтапе развития, стационарного состояния. Неустойчивость благодаря своей связи сустойчивостью может реально влиять на поведение системы. Эта структураизменяющейся системы с ее положениями устойчивого и неустойчивого равновесияизвестна физикам в виде своего абстрактного отображения – фазового портрета,где фазовые траектории показывают нам возможные пути эволюции системы. Однако визменяющихся сложных системах фазовый портрет не остается неизменным, аустойчивость отдельных состояний характеризуется только некоторой вероятностью.Здесь мы вступаем в область нелинейности, когда одному и тому же исходномусостоянию соответствует целый спектр возможных конечных состояний. Конечноесостояние таких систем не прогнозируется только на основе предшествующегоопыта. А сами стационарные состояния, не осуществленные в данный момент,называются потенциальными – они могли бы актуализироваться при других условиях.
Такимобразом, имеет место следующее «системное свойство: изменяющаяся системахарактеризуется не только своими свойствами и структурой, существующими вданный момент в данном месте (актуальная структура), но и набором потенциальных(не проявляющих себя актуально в данных „здесь и теперь“) структур,находящихся между собой в отношении альтернативности» [9, с.149].
Самоналичие непроявленных структур, альтернативных элементов, а также нелинейныйхарактер функционирования системы выдвигает на первый план задачу оптимальногоуправления, которая может быть решена только на основе использования понятиядинамического баланса. Все это в полной мере относится к педагогической системе– сложной по структуре, социальной по природе, эвристической по современномууровню абстрактного обобщения. Педагогическая система должна рассматриватьсякак открытая система с отрицательной или положительной обратной связью, активновзаимодействующая и развивающаяся в комплексе с окружающей средой. Точкойотсчета в каждой конкретной ситуации является состояние динамического баланса,характерным признаком которого являются многочисленные флуктуации. Привыведении системы из этого состояния она пытается сохранить начальные условия спомощью механизмов обратной связи. Однако отклонения могут быть и усиленыизнутри посредством положительной обратной связи, в том числе самопроизвольно.В такие моменты система может быть переведена через состояние неустойчивости вновую структуру. Система сохраняет свои первоначальные свойства, покафлуктуации не превысят предельно допустимые нормы, но система можетпреобразоваться полностью или частично, преобразовав свою структуру. Этамодель, разработанная лауреатом Нобелевской премии И.Пригожиным для химическихдиссипативных структур, в дальнейшем другими учеными с успехом применялась дляописания биологических и социальных явлений. Мы считаем, что применениепринципа динамического баланса к разновидности социальных систем –педагогической – может показать пути такой трансформации системы в условияхнеустойчивого развития, когда можно обойтись без резкого скачкообразного ееизменения.
Отметими другое свойство педагогической системы – она не полностью детерминирована,т.е. поиск лучшей структуры носит случайный характер, часто осуществляетсяпутем проб и ошибок, хотя система и подчинена поиску адаптационной устойчивости– опять заметим, только ситуационной.
Управлениесистемой в этих условиях становится ключевой проблемой. Умение достичьдинамического баланса в каждой конкретной педагогической ситуации означаетвозможность оптимально выстроить свое педагогическое поведение и достичьпоставленных перед собой педагогических целей.
2. Реализация принципа динамическогобаланса в педагогическом процессе вуза
Сложнаясистема – это многоуровневое образование, состоящее из многих взаимодействующихи взаимодополняющих частей, составляющих единое целое. Вполне правомерноназвать сложной системой педагогический, в том числе образовательный процесс.Его составными частями являются психологические и дидактические принципы, цели,содержание, методы и формы обучения, и т.п. Все названные элементыпедагогической системы тесно взаимосвязаны, и только во взаимодействии могутпривести к достижению конечного результата – получению культурного,образованного молодого поколения.
Вмногочисленных научно–педагогических работах рассматривается необходимостьсогласованного, гармоничного сочетания некоторых сторон образовательного процесса.Эти компоненты являются своего рода противоположностями, взаимодополняющимидруг друга. Широко известны в педагогической науке такие дидактическиепринципы: научности и доступности, связи теории с практикой, коллективногохарактера обучения и учета индивидуальных особенностей. Мы считаем, что этипринципы, как и более общие, должны быть дополнены принципом динамическогобаланса как системообразующим элементом. В настоящее время нет научныхразработок, исследующих как само это понятие, так и его отражение в педагогике,дидактике, частных методиках, а также его влияние на все стороны учебногопроцесса.
Принципдинамического баланса мы считаем наиболее общим принципом функционированиясторон единого дискретного процесса производства и приобретения знаний,отражением динамической составляющей педагогики как сложной системы.Дискретностью информационного обмена мы называем свойства этого процесса,принципиально нелинейные и имеющие признаки квантовых. При этом поглощенная ипроизведенная информация имеют противоположный знак, и потому, несмотря на всевозрастающие объемы информации, ее общее количество остается постояннойвеличиной (в системе, границы которой должны еще быть обсуждены). В принципе,такое понимание можно считать законом сохранения информации. А основой культурыинформационного обмена, регулятором допустимой нормы ее производства ипотребления можно считать принцип динамического баланса. Анализ данногопринципа, его воплощение в учебном процессе и методика обучения студентов егоиспользованию и является предметом нашего исследования.
Необходимостьвведения принципа динамического баланса в теорию и практику обучения диктуетсяследующими обстоятельствами. Как всякая система, педагогическая система иучебный процесс состоят из многих, тесно взаимосвязанных и взаимовлияющихэлементов. Многие элементы являются противоположными и, соответственно, приинтуитивном, безграмотном отношении к учебному процессу вступают впротиворечие. Таких, на первый взгляд взаимоисключающих, а на самом делевзаимодополняющих элементов такое количество, что возникает необходимость ихклассифицировать, располагая по значимости и выявляя их системные функции.Требование теоретически обоснованной и ситуативной согласованности, внутреннейгармоничности каждой из пар–противоположностей, динамического баланса этихвесьма подвижных частей педагогического процесса, на наш взгляд, можно считатьконкретным принципом обучения.
Итак,принцип динамического баланса в педагогике мы формулируем так:
Междувсеми структурными составляющими педагогической системы, в том числе междуальтернативными сторонами всех педагогических действий субъектовпедагогического процесса, должен существовать динамический баланс, включающий всебя:
гармоничноесочетание логически противоположных характеристик, описывающих функционированиеотдельных составляющих педагогической системы;
потенциальнуювозможность педагогической системы или педагогической ситуации изменить точкувременного равновесия под действием изменившихся управляющих условий;
постоянноестремление педагогической системы находить оптимальное равновесное состояние иудерживаться в нем за счет введения в действие как уже известных, так иновообразованных педагогических ресурсов и возможностей.
Впедагогической ситуации любого уровня сложности принцип динамического балансадает возможность выделить пары логически связанных элементов педагогическогопроцесса и исследовать их взаимосвязь с целью нахождения такого их сочетания,которое обеспечит эффективное функционирование всей педагогической и образовательнойсистемы. Сложность названного процесса, необходимость включения его в программуобучения продиктована объективными психологическими особенностями восприятия.
Паралогически противоположных понятий воспринимается человеком не как цельность, а какдве конкурирующих сущности, одна из которых всегда выглядит ярче другой.Обычное мышление устроено таким образом, что может детально прослеживать толькоодин из противоположных аспектов, вторая сторона воспринимается опосредованно,и лишь при достаточном развитии абстрактного мышления возможно«видеть» одновременно две противоположных стороны, т.е. восприниматьпроцесс наиболее адекватно. При таком подходе управляющий процессом субъектявляется представителем третьей стороны, устанавливающей меру баланса междупротивоположностями. Мера баланса определяется красотой протекающего процесса,а достижение меры является, по мнению П.В.Симонова, фундаментальнойпотребностью человека. При этом, говоря о балансе логического и чувственного ввосприятии, стоит подчеркнуть огромную роль эмоций, первой сигнальной системыкак фундаментального механизма адаптации и регуляции системы, которая всочетании со второй сигнальной системой дает наиболее эффективное развитиелюбой системы. В процессе обучения студентов необходимо научить их преодолеватьинтуитивное восприятие противоположных понятий, научить видеть цельностьвыделенной пары и рационально анализировать возможные состояния равновесия.
Видим,что в этих рассуждениях принцип динамического баланса одновременно является какобъектом исследования, так и методологической основой исследовательскогопроцесса. В этом проявляется особенность, сложность и красота педагогическихсистем .
Логическуюсвязь элементов мы исследуем с помощью оценки параметров взаимосвязи: сходство,различие, взаимодополняемость, альтернативность. Мера согласованного проявленияэтих параметров должна определять ту условную область, то рабочее пространство,в котором конструируется конкретная методика. Конкретность здесь означает выборнаучной и соответствующей учебной дисциплины, положение на векторе времени,учет других многочисленных показателей образовательного процесса.
Приведемпримеры таких компонентов и сторон образовательного процесса, которые образуютлогические пары, нуждающиеся в аналитическом рассмотрении с точки зрениядинамического баланса (они выстроены от наиболее общих, системных философскихпонятий через психологические к конкретным дидактическим):
материальноеи идеальное;
макромири микромир;
статическиеи динамические элементы системы;
соотношениеколичества и качества;
сочетаниеразличных информационных каналов;
случайностьи необходимость;
разуми сознание;
доброи зло;
адаптацияи творчество;
креативностьи интеллект;
дивергентноеи конвергентное мышление;
усвоение(интериоризация) и производство (эвристика) знаний;
логический,рациональный и чувственный, эмоциональный способ познания;
внешниеи внутренние мотивы деятельности;
сравнение(аналогия)и различение(дифференциация) объектов и явлений;
анализированиеи синтезирование;
индуктивныйи дедуктивный способы познания;
объективностьмысли и субъективность ее восприятия;
психическиепроцессы напряжения и релаксации;
репродуктивныеи творческие методы обучения;
познавательныеинтересы учащихся и требования образовательных программ;
результатыобучения и способы их достижения;
формаи содержание знаний;
научныйи учебный компоненты учебного процесса;
имеющиесязнания и знания, подлежащие усвоению;
способностиученика и требования учителя;
индивидуальныеи групповые формы деятельности;
самостоятельнаяработа и работа под руководством учителя;
ит.д.
Системныйподход к рассмотрению существующих проблем в преподавании позволяет лучшепонять источник их возникновения, следовательно, своевременно разрабатыватьадекватные средства и методы обучения. При этом умение применять принципдинамического баланса поднимает педагогические умения будущих учителей нанеобходимую аналитическую высоту, делает их педагогический труд истиннотворческим.
Балансмежду отдельными структурными составляющими педагогического процесса,согласование и гармонизация его противоположных сторон – процессы, на первыйвзгляд кажущиеся очевидными и не требующими специального анализа. Однако нашипредварительные исследования студенческой аудитории говорят об обратном.
Интереснырезультаты анкетирования, проведенные в учебной студенческой группеБарнаульского государственного педагогического университета (БГПУ) до началасоответствующей методической подготовки. Цель анкетирования – выявить,осознаются ли студентами противоречия элементов дидактического процесса какобъективные и требующие разрешения. Около 10% от числа студентов считают, чтосуществуют и значимы следующие противоречия: усвоение и контроль знаний; теорияи практика изучаемого вопроса; обучение и воспитание; способности учащихся итребования к ним предъявляемые; коллективная и индивидуальная деятельность.Менее 5% составили следующие ответы: учебный материал, излагаемый учителем иимеющийся в учебнике; необходимость учить и нежелание учиться и др. Пути испособы решения проблем заключаются, по мнению респондентов, во всяческомстимулировании и мотивации учебной деятельности, привлечении познавательныхинтересов, а также в повышении мастерства учителя (около 10%). Далее мывыясняли, что студентам известно о принципе динамического баланса. Полученследующий результат: интуитивно понимают, что такое принцип динамическогобаланса, около 5% студентов.
Параллельнов студенческой группе Нижегородского государственного педагогическогоуниверситета (НГПУ) проводилось анкетирование, целью которого было определитьзначимость дидактических противоречий в представлении студентов путемпроизвольного выбора ими из предъявленных пар понятий, а также определитьумение анализировать эти противоречия по параметрам сходства, различия,взаимодополняемости и альтернативности. Здесь же студентам предлагалосьвысказаться о возможности или необходимости сбалансированного применения илипроявления выделенных категорий и их проявления в педагогической практике.Представленные студентам пары категорий были общефилософского направления(индуктивный – дедуктивный способы познания…), психологического(креативность–интеллект…) и дидактического (репродуктивный способ обучения –творческий…). Большинство студентов выбрали для анализа парыконкретно–дидактических понятий, что говорит о трудностях в осознании наличияпротиворечий философского и психологического плана. Оценивая глубину анализавыбранных пар категорий, отметим, что наиболее подробно, с применением научныхтерминов и логически правильно студенты обсуждают сходство и различие, менееглубоко – взаимодополняемость, и совсем единичные работы дали анализальтернативности. Примеры из педагогической практики были приведены менее, чемв половине работ. Менее 10% анкетируемых явно высказались о необходимостисбалансированности обсуждаемых категорий как элементов учебного процесса, чтосовпадает с результатами исследования студенческой группы БГПУ.
Мыприводим данные ограниченного числа опрошенных, но, тем не менее, полученныеданные позволяют предположить, что студенты не в достаточной мере информированыо противоречиях учебного процесса и о необходимости их разрешения, тем более опутях решения этой проблемы. Здесь же следует учесть и те психологическиепроблемы, которые были названы выше. В связи с этим считаем, что проводимоенами исследование актуально, а разрабатываемые средства и методы обучения,программы, курсы и рекомендации должны быть внедрены в учебный процесс.
Становлениебудущего учителя физики – процесс достаточно сложный и длительный.Соответственно, широк и многопланов спектр исследований, проводимых в областипрофессиональной подготовки учителя [6]. Повышение эффективности подготовкибудущего специалиста, на наш взгляд, заключается в поиске путей оптимального,гармоничного сочетания различных сторон этого процесса. Это относится как кучебному процессу в вузе, так и к учебному процессу, который осваивают и будутосуществлять на практике будущие учителя.
Впроцессе подготовки будущего учителя физики теория динамического балансаосваивается и применяется студентами на семинарских занятиях, при выполнениидипломного проекта и в других формах методической подготовки [7,8]. Студентыучатся выявлять существующие проблемы обучения, причины их возникновения иконструировать соответствующие средства и методы обучения.
Насеминарских занятиях студенты осуществляют учебную деятельность в соответствиис дидактическим циклом (мотивация, восприятие нового материала, усвоение приповторении, контроль знаний). Происходит освоение уже известных и творческоеконструирование новых средств и методов обучения. Практическая отработкапедагогических технологий осуществляется в процессе демонстрации разработанныхфрагментов уроков. Умение разрабатывать средства и методы обучения, соответствующиеспецифике учебной деятельности и в необходимом аспекте, – одна из основныхзадач, стоящих перед учителем [5. с. 14–15, 7. с.8–10].
Нафизических факультетах Барнаульского и Нижегородского педагогическихуниверситетов были опробованы различные, но тематически связанные авторскиепрограммы по внедрению системного подхода и принципа динамического баланса вучебный процесс. В БГПУ студентам были прочитаны лекции о системном подходе крассмотрению явлений и о принципе динамического баланса. В дальнейшем студентывыбирали одну из пар противоречий и теоретически описывали ее по предложеннойсхеме. В дальнейшем 20 часов на семинарских занятиях было отведено наозвучивание теоретических разработок и практические демонстрации возникающихпротиворечий и способов их разрешения. По окончании занятий было проведеноанкетирование. В экспериментальной группе выделяют пары – элементыпедагогической системы и педагогического процесса 90%, в контрольных 10%. Вэкспериментальной группе дают понятие динамического баланса 90%, и предлагаютего как метод разрешения противоречий 50%, в контрольных 3%. В НГПУ элементырассматриваемых знаний были даны пятикурсникам, и было отмечено значимоеповышение уровня научности и аналитичности выпускных дипломных работ студентов.
Обобщаясказанное, отметим, что основными критериями, которые характеризуют иопределяют степень квалификации учителя физики, являются: знание задачобразования, требующих своего решения; умение выявлять проблему и источники еевозникновения, прослеживать пути ее развития и трансформации; умение решатьпроблему различными средствами и методами в зависимости от поставленных целей исостояния педагогической среды. В результате вузовской методической подготовкистуденты получают целостное представление об учебном процессе. Выясняется, чтоон состоит из многих компонентов, значительное количество различных фактороввлияет на качество обучения. Обозначается круг задач обучения, которыепредстоит решать учителю. Как показывает анкетирование, перед началомметодической подготовки такими знаниями обладают далеко не все. На занятиях мыакцентируем внимание студентов на тех сторонах учебного процесса, которые могутявляться противоположностями и вступать в противоречие. В результате совместнойдеятельности выясняем, что только гармоничное сочетание различных сторонучебного процесса, основанное на принципе динамического баланса, даетнаибольший эффект в обучении. В дальнейшем студенты занимаются разработкой иконструированием соответствующих средств и методов обучения самостоятельно, припрохождении педагогической практики и выполнении дипломного проекта. Подготовкадипломного проекта подчиняется алгоритму: проблема, средство ее решения,методика работы; при этом рекомендуется пользоваться обобщенными планами ихописания. Данный вид учебной работы должен показать уровень владения всейгаммой педагогического научного инструментария, необходимого для успешнойпедагогической деятельности.
Вучебных группах, где динамический баланс выделялся как принцип обучения ианализировался в применении ко всем этапам учебного процесса, студенты показалихорошие умения планировать, анализировать и осуществлять свою педагогическуюдеятельность. Те же выводы можно отнести и к качеству выпускных дипломныхработ.
Список литературы
1.ЛедневВ.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.,2001.
2.Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 5–е изд. – М.: Политиздат, 1987.– 590с.
3.Советский энциклопедический словарь / Гл.ред.А.М.Прохоров. – 4–е изд. – М.:Сов.Энциклопедия, 1989. – 632 с.
4.Современный словарь иностранных слов: / Изд. «Русский язык». –Ок.20000 слов. М.: Рус.яз., 1993. – 740с.
5.Черкасов В.А. Взаимосвязь методов и приемов обучения как условие их оптимизации// Пути повышения эффективности обучения в школе.– Челябинск:ЧГПИ,1981.–С.14–15.
6.Шаповалов А.А. Конструктивно – проектировочная деятельность в структурепрофессиональной подготовки учителя физики.– Барнаул: БГПУ, 1999.– 359с.
7.Скулов П.В.  Принцип динамического баланса как философская основа мировоззрения,способ повышения эффективности научных исследований и необходимое условиепроявления культуры в разработке и применении аудиовидеодидактических средств// Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и правав третьем тысячелетии.– Красноярск: КГАЦМиЗ,2001.– С.194–197.
8.Коробкова Т.А., Скулов П.В. Принцип динамического баланса в процессеформирования культуры учебной деятельности студентов // Культура учебнойдеятельности студентов: теория и практика формирования // МатериалыВсероссийской научно–практической конференции. – Барнаул: Изд.БГПУ, 2003 –с.213–219.
9.Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика итеория социальной самоорганизации). – СПб.: Изд.Лань, 1999. – 480с.
10.Симонов П.В.  Красота – язык сверхсознания.
11.Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб.пособие. – СПб: «Изд.дом»Бизнеспресса", 2000. – 326с.
12.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно–познавательного процесса: (Метод.основы). –М.: Просвещение, 1982. – 192с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.