Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Подготовка и повышение квалификации учителей в Ярославской губернии в конце 19 - начале 20 века

А.Б.Тишко
Министерствомобразования России в 1908 году была создана комиссия, перед которой стоялиследующие задачи: увеличить число городских училищ; расширить сетьпрофессиональных и ремесленных учебных заведений; открыть достаточноеколичество новых учебных заведений, по возможности, с равномернымраспространением среднего образования во всех частях империи. Для этого вМосковском учебном округе Министерством были образованы губернские комиссии,целью которых являлось решение поставленных задач с учетом местныхособенностей.
Ярославскаягуберния, по мнению комиссии, имела совершенно своеобразные особенности посравнению с остальными губерниями средней полосы Европейской России как взанятиях жителей, так и в запросах образования. Ярославль того времени признанторгово-промышленным городом и поэтому “… велики и разносторонни должны быть взависимости от этого запросы народного образования” [2. С. 30].
Кконцу 19 в. в Ярославской губернии в 4 раза по сравнению с серединой 19-гоувеличилось количество начальных школ городских и сельских. По грамотностинаселения Ярославская губерния стояла на одном из первых мест в России.
В1909 г. в губернии насчитывалось 56 средних и неполных средних учебныхзаведений. Сюда входили средние мужские и женские учебные заведения,профессиональные учебные заведения, городские училища, а также Демидовскийюридически лицей, который имел статус высшего учебного заведения.
Длятакого значительного количества учебных заведений необходимо было готовитьпедагогические кадры и повышать их квалификацию. Ярославль в кон. 19 — нач. 20в. был центром подготовки учителей самого различного уровня. Существовалонесколько путей подготовки учителей.
Во-первых,женские гимназии (Мариинская и Екатерининская). Первоначально они былисемиклассными, а в 1870 г. открылся 8-й педагогический класс. После окончаниягимназии выпускницы могли стать гувернантками либо учителями начальной школы.
Во-вторых,духовная семинария. Первоначально она готовила лиц духовного звания, а затем с1867 г. в соответствии с новым уставом духовно-учебных заведений задачиподготовки значительно расширились. В учебный план 5-х-б-х классов был введенспециальный курс (отдельный от общеобразовательного) — педагогика с дидактикой.При семинарии утверждалась практическая воскресная школа с курсом начальнойнародной школы для приходящих мальчиков Таким образом, семинария готовила нетолько “духовные” кадры, но и учителей для начальных, особенноцерковно-приходских школ.
В-третьих,училище девиц духовного звания и Ионафановское епархиальное женское училище,призванные в начале готовить лишь достойных спутниц для мужей-священников, вдальнейшем расширили свою программу: был введен новый учебный предмет — педагогика. К тому же при Ионафановском училище существовала образцовая школадля педагогической практики учениц 5-х-б-х классов. Таким образом, из выходилитеперь учительницы для церковно-приходских и земских школ.
В-четвертых,в конце 60-х гг. 19 в. в земствах рассматривался вопрос об учрежденииЯрославской земской учительской семинарии, но из-за финансовых проблем она небыла открыта. Однако в 1871 г. появилась казенная (т.е. с использованиемсредств казны в ее содержании) Ярославская учительская семинария в с. НовомМологекого уезда. Учительская семинария была специальным педагогически учебнымзаведением, имевшим единственную задачу — готовить учителей для начальнойшколы. В 1897 г. в ней обучались 63 мужчины. После окончания семинариивыпускникам обязательно предоставлялось место работы.
В-пятых,в 1908 г. в Ярославле был организован Учительский институт. Основная цель этогоучебного заведения состояла в подготовке квалифицированных педагогическихкадров для учебных заведений более высокого уровня (городских училищ). Винститут поступали лица, которые уже имели опыт работы в начальной школе или желюди, имевшие специальное педагогическое образование (учительская семинария,педагогические курсы и т.д.). Чтобы поступить в институт, необходимо былодержать экзамены по следующим предметам: закон Божий, русский язык илитература, арифметика, геометрия, история, география, естествознание, физика.Требования были достаточно высоки: из 96 человек поступили только 31. Восновном это были учителя из сельских школ. К сожалению, в этом учебномзаведении проходили подготовку лишь мужчины.
Ярославскоеземство по мере возможности заботилось о повышении квалификации своих учителей.Предполагалось с 1871 г. ежегодно проводить губернские учительские съезды сцелью “ознакомления учителей с рациональными методами обучения”. Однако этотпроект в ту пору не был осуществлен. Позже в 1898 и 1900 гг., были проведенывременные педагогические курсы для учителей и учительниц начальных народныхучилищ. Цель организации курсов четко прозвучала в обращении директора народныхучилищ П.Н. Мочульского к слушателям: “Педагогу, более чем другомуобщественному деятелю необходимо идти в уровень с развитием общественной игосударственной жизни, необходимо отвечать на современные запросы общества, ипоэтому нельзя успокаиваться на приобретенных знаниях и раз выработанныхпедагогических приемах” [1. С. 20]. Так, в 1900 г. на них приехали из различныхуездов 330 человек обоего пола (в 1898 г. — 178 чел.), для которых были созданыблагоприятные условия для работы.
Руководилкурсами Н.Ф. Бунаков — русский педагог, теоретик и практик начальной школы. Всвоем отчете Ярославскому губернскому земству он писал: “… главная особенностьярославской народной школы, на мой взгляд, в ее учительстве — самый надежныйзалог усовершенствования местной школы и успешного развития дела народногообразования в Ярославской губернии” [1. С. 3]. Н.Ф. Бунаков отмечал, что емуприятно работать с ярославским учительством, так как педагоги осознают важностьи ответственность своей работы и не имеют права останавливаться на достигнутом:“… эта такая живая, даровитая и восприимчивая среда, на которой сильно иглубоко отзывается всякое живое слово, исходящее от сердца, всякая искренняязабота о ней и о деле, на нее возложенном” [1. С.2].
Достоинствокурсов 1900 г. заключалось в том, чтобы познакомить учителей с новыми идеями вобразовании и помочь им реализовать их в своей практике. Прежде всего это идеяобщеобразовательного и национального воспитывающего обучения. Школа грамотности(обучение только грамоте и счету) должна включить в свою программу знания оприроде, окружающем мире, формировать сознательное отношение к этому миру,умение обобщать знания о мире и природе, умение излагать свои мысли и, наконец,использовать их на практике. Кроме того, нужны не только знание и пониманиечеловека вообще, но и человека именно русского с его народными особенностями исклонностями, с народными идеалами и верованиями — это идея национальноговоспитывающего обучения. Обращение к родному языку, родной словесности даетвозможность ученику думать, обобщать и чувствовать свою принадлежность копределенной нации.
Преподавателиучили слушателей использовать в своей деятельности научные положения логики ипсихологии. Учитель, который хотел вести свое дело основательно, должен был накаждом шагу пользоваться выводами этик наук, чтобы, во-первых, пониматьдушевный мир своих учеников, а во-вторых, содействовать его обогащению иразвитию в правильном направлении. “Педагог имеет дело с жизнью человека, априрода людей бесконечна и разнообразна,… изучивши природу детей,воздействовать на них применительно к особенностям натуры каждого из них”[1.С.3].
Выпускникикурсов должны были в своей деятельности заботиться не только о внешней сторонеобучения, о его технике, сколько о “… его очеловечивающем духе и соответствиис общей задачей общеобразовательной народной русской школы” [1. С. 3].
Накурсах были организованы следующие занятия: русский язык; арифметика; законБожий; чистописание; гигиена; пение. На лекциях излагалась методикапреподавания предметов, обосновывалась важность их изучения. Кроме того, лекцииведущих преподавателей предполагали небольшой исторический экскурс в развитиепредмета. Несомненно, это расширяло кругозор слушателей. Преподаватели неограничивались обыкновенным прочтением лекции. Они предлагали слушателямзаполнить анкеты для выяснения личной методики преподавания предмета. В концелекции знакомили со списком учебных пособий по предмету, которые можноиспользовать на занятиях, например, по арифметике, предложенный список имел 105наименований учебной литературы. Благодаря книжному складу губернского земства накурсах была открыта выставка учебников и учебных пособий, с которыми понеобходимости можно было познакомиться и приобрести их.
Ктому же на курсах знания, полученные в теории, можно было применить напрактике. Для практических занятий была организована временная школа из 35учеников городских начальных училищ. Слушатели уроки давали добровольно. Всепоказательные учебные занятия подлежали обсуждению. Разбор имел конечной цельюне приговор над отдельными уроками и личностями, “… ни мелочные придирки, нирезкие выводы”, а полезные указания общего характера для присутствующих. СамН.Ф. Бунаков советовал: “… на все уроки смотреть как на примерные, но необразцовые” [1. С. 15].
Важныммоментом в образовании Ярославской губернии был факт совместного обучениямужчин и женщин на этих временных курсах. Руководители курсов нисколько приэтом не умаляли роли женщины в деле воспитания и обучения. “В нынешнее время наобразование женщин уже смотрят так же серьезно, как и на образование мужчины.Общество признало за нею право на всестороннее развитие, на приобретениесолидных знаний, в виду серьезности ее будущей деятельности или роливоспитательницы молодого поколения” [1. С. 10].
Главныйруководитель курсов Н.Ф. Бунаков остался доволен их организацией. По его мнению,поставленные задачи были выполнены. Однако от отмечал, что о конечномрезультате их судить еще рано. В этом и состоит особенность педагогическойпрофессии, что итог виден спустя некоторое время. Н.Ф. Бунаков высказалнекоторые пожелания по поводу проведения курсов. Прежде всего, это расширениеобщеобразовательного элемента, что будет полезным для слушателей, иустановление живого диалога с ними по учебно-воспитательным вопросам.
Пограмотности населения Ярославская губерния на рубеже 19-20 в. стояла на одномиз первых мест в России. Это было обусловлено тем, что Ярославль являлсякрупным торговым и промышленным центром. А значит ему было необходимодостаточное количество грамотных и квалифицированных специалистов. В результатев губернии находилось достаточное количество учебных заведений различногоуровня, где решались вопросы народного образования.
Список литературы
Временныепедагогические курсы для учителей и учительниц начальных народных училищЯрославской губернии в 1900 г. Ярославль, 1901.
Запросысреднего, профессионального и повышенного начального образования в Ярославскойгубернии. Ярославль, 1908.
ИвановА.Н. История высшего образования в Ярославле. Ярославль: ЯГПИ, 1974.
Очеркиистории Ярославского края. Ярославль, 1974.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ доходов, расходов и финансовых результатов деятельности ЗАО "Омский завод силикатного кирпича"
Реферат «Сестринский процесс при болезнях желчевыводящих путей. Острые и хронические холециститы. Желчекаменная болезнь»
Реферат Формирование и тенденции развития мирового рынка труда
Реферат 2010 г
Реферат Расчет трехфазных цепей
Реферат Платон Диалог “Федон”
Реферат Semantic features of English proverbs
Реферат Кочевые народы Средней Азии по сведениям историков
Реферат Особенности сюжета в романе Антуана де Сент-Экзюпери Южный почтовый
Реферат Дуализм древне-римского права: fas и ius
Реферат Сливочное масло
Реферат Анализ педагогической деятельности учителя английского языка моу «Гимназия№1» Казанцевой Елены Николаевны Я, Казанцева Елена Николаевна, работаю учителем английского языка в моу «Гимназия№1» с 1999 год
Реферат 1998-09-01 - Основи педагогіки
Реферат Гегель - крупнейший представитель диалектики и послекантовского немецкого идеализма
Реферат Ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности России