Т.Г. Пузыни
Развитиеталантливости – явление духа, а не материи.
Учительдолжен хорошо служить духу ребёнка.
Ю.П.Азаров
Поддерживаяидею Ю.П. Азарова о том, что каждый ребёнок и каждый педагог талантливы, мыубедились, что при определённых условиях в педагогической деятельности этаталантливость непременно раскрывается.
Впедагогической деятельности для организации творческого процесса и раскрытияхудожественных способностей помимо названных условий мы используемпедагогическую поддержку в творчестве школьника. Она носит комплексныйхарактер, выступает частью образования как целого и проявляется как особаяобласть деятельности педагога. Учащиеся учатся, познают, творят – каждыйпо-своему, а мы создаем условия для этого в зависимости от их потребностей,помогаем им и поддерживаем. Следовательно, сами дети подсказывают нам путьпедагогической поддержки.
Вначале своего развития идея поддержки индивидуальности формулировалась науровне советов педагогам и родителям, а впоследствии приобрела чертысистемности, в основе которой лежала та или иная идея классификациииндивидуальных качеств.
Большинствосовременных педагогов широко пользуется при этом термином «педагогическаяподдержка», введенной О.С. Газманом. В систему поддержки он включал собственнопедагогическую, психологическую, социальную и медицинскую поддержку, посколькувсе они интегрируются образовательным учреждением. Ключевым словом педагогическойподдержки является проблема ребенка.
Впроцессе деятельности могут возникнуть трудности, которые ему сложно преодолетьв одиночку. Тогда требуется помощь взрослого, вступает в силу педагогическаяподдержка как необходимый элемент образовательной деятельности.
Вчём суть понятия «педагогическая поддержка»? Термин «педагогическая поддержка»является относительным новым. Под ним понимается система совместнойдеятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнегои ставящая целью поддержать его в процессах «само».
О.С.Газман определял данную категорию как «процесс совместного с ребенкомопределения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоленияпрепятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство исамостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании,общении, творчестве, образе жизни».
Педагогическаяподдержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе,творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизмевзаимоотношений взрослого и ребенка. Главное правило педагогической поддержки:дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этоминтеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствоватьсебя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержатьможно лишь то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне): развитиесамости, самостоятельности человека.
Длячего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того, чтобы он мог успешноосваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам могвыбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешниймир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться,получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.
Ксожалению, в области творчества педагогическая поддержка остается попрежнемубелым пятном, в отличие от массового распространения ее принципов в воспитаниии обучении. Если в области воспитания уже отработаны некоторые методики, тосистема «студиец-педагог» требует подробного изучения в связи с постановкойвопроса о том, что руководитель студии, кружка также должен выполнятьподдерживающую функцию, как и куратор, тьютор, освобожденный классныйвоспитатель.
Несмотряна традиционное применение термина «педагогическая поддержка» к процессувоспитания, нам представляется необходимой разработка системы работы педагога врежиме педагогической поддержки школьников в творчестве.
Нанаш взгляд, суть педагогической поддержки инициативы и творчества школьника –показать, что он способен создать неповторимое произведение, а если у коговозникают отрицательные или положительные эмоции, то их можно трансформироватьв творческое состояние и художественное содержание.
Необходимонаучить его анализировать собственное произведение, находить пути преодолениянегативных последствий. Оказывая педагогическую поддержку в художественнойдеятельности, мы, прежде всего, старались избавить ученика от боязни быть неуспешными пробудить в нем стремление добиться успеха, подсказав ведущие к этому пути.Таким образом, педагог целенаправленно формирует у школьника потребность всамоанализе, проектировании собственных действий, рефлексии, эстетическомвкусе.
Итак,на наш взгляд, педагогическая поддержка творческой деятельности школьника – этосистема личностно-ориентированных педагогических приемов, содействующих ученикув реализации его творческих возможностей и способностей, сотворениисобственного образа жизни, решении художественной задачи. Педагогическаяподдержка призвана способствовать свободному, естественному и самостоятельномуразвитию школьника на основе общепринятых нравственных и культурных норм.
Цельтак понимаемой педагогической поддержки – максимально содействовать школьнику восознании и реализации потребности в творческой самореализации. Помощьрастущему человеку в работе с самим собой, то есть в самоопределении исамореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержкитворчества.
Передпедагогом встает ряд конкретных психолого-педагогических задач: – помочьшкольнику осознать ценность, цели и перспективы творческой самореализации вхудожественном творчестве и собственной уникальности; – стимулироватьаналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру; – развиватьрефлексию; – культивировать эмоциональное и конструктивное отношение к своемутворчеству; – создать условия для включения ученика в разнообразную творческуюдеятельность; – помочь в освоении способов и механизмов творческойсамореализации и самовыражения; – оказать помощь в устранении препятствий принегативном влиянии саморазвития (в зонах неустойчивости и кризисах развития); –попытаться перевести личностные проблемы в предмет и содержание художественногоосмысления.
Результатпедагогической поддержки творчества – углубление индивидуальных качеств ихудожественных способностей. Выражение индивидуальности в художественномтворчестве – результат системы средств, способствующих осознанию растущимчеловеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы – длясамостоятельного и успешного продвижения в художественном творчестве, в выборесобственного смысла жизни и жизненного пути.
Всодержание педагогической поддержки творчества, на наш взгляд, входят: –содействие школьнику в создании адекватного и целостного образа мира, пониманиисебя в этом мире и в «предъявлении себя себе»; – выбор реальных творческихзадач и изменения себя в мире, своих отношений с миром с помощью творчества(целеполагание как поэтапное планирование желаемого результата); – построениегармоничных взаимоотношений с людьми; – формирование личностно-значимых смыслови ценностей.
Педагог– не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных,партнерских взаимоотношений между взрослым и ребенком. Прежде всего, онпомогает школьнику развивать рефлексию как способ выявления самооценки ихудожественного анализа своего творчества. Взаимодействие между педагогом иребенком при определенных условиях имеет характер договорных отношений (С.М. Юсфин).Однако в творческой совместной деятельности регулятором отношений становится недоговор, а распределение функций в выполнении художественной задачи.
Впроблемы, которые решает педагогическая поддержка, попадают вопросы из разныхсфер жизнедеятельности школьника – это и здоровье, и учеба, и общение, итворчество, и досуг. В каждой сфере она приобретает свой неповторимый облик. Втворчестве она не носит патерналистского характера, даже партнерствопроявляется нечасто. Поэтому следует подчеркнуть, что основная формапедагогической поддержки – это прежде всего взаимоотношения Мастера иПодмастерья, который уже готов к самостоятельному творчеству.
Важнымусловием педагогической поддержки в творческой деятельности ученика становятсяспециально организованные занятия по развитию творческих способностей. Здесьдля нас важны характер и содержание партнерства на разных этапах занятий. Формыи вид занятий, где может быть осуществлена педагогическая поддержка втворчестве, могут быть различными. Это и уроки творчества, и кружковые занятия,и коллективно-творческие дела, и психологический тренинг, и творческиелаборатории, и т.д.
Такимобразом, рассматривая организацию педагогической поддержки творчества, мыопираемся на следующие принципы гуманистической педагогики: уважения и доверияребенку, целостного взгляда на него, культуросообразности и природосообразностивоспитания, сотрудничества с ним, индивидуального подхода к ребенку. Исходя изних, мы выделили следующие принципы организации педагогической поддержки: – обязательныйучет психофизических, психологических и социокультурных особенностей учащегося,– его позиции в межличностных отношениях и социальном окружении (прежде всего вдетском коллективе); – поэтапность (последовательность) взаимодействияосуществления педагогических приемов, – изменение позиции педагога на разныхэтапах; – комплектность подхода к процессу развития личности; – открытостьвзаимоотношений.
Дляорганизации образовательного пространства на базе концепции педагогическойподдержки требуется смена или актуализация ценностных ориентаций педагогов,построение взаимоотношения и взаимодействия с детьми и коллегами надоверительности и открытости. Взаимодействие педагога и ребенка – ценность,которую надо добывать, развивать и хранить. Переход от привычной ориентации на«воздействие» к «взаимодействию» происходит в динамике смены личностных ипрофессиональных состояний, переосмысления накопленного опыта.
Этоколоссальный труд души и мысли, который вызывает огромное уважение и которомунеобходимо оказывать квалифицированную поддержку.
Мыуделяем особое внимание обучению ребят осознаванию того, что они делают и что сними происходит. Способы для этого применяются самые разные: устное обсуждение,письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений,происходящих с учеником в течение урока, дня или недели.
Длясредних школьников эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальноеили невербальное описание чувств и ощущений, протекающих в той или инойобразовательной ситуации.
Рефлексивныйанализ ученических результатов убеждает их, что общие цели надоконкретизировать. Рефлексия деятельности по выполнению детьми конкретных целейсоздает в них уверенность в возможности достижения определенных результатов, иони стараются соизмерять формулируемые цели с реальными сроками и другимиусловиями обучения.
Чтослучилось с тобой, что случилось со мной? Почему же душа не осталась такой? Какбыла в тех мечтах, что ушли от меня, И остались они без меня, без меня (Е.Краюшина, 12 лет) Очень важны для нас методы развития рефлексии как интеграцияв конце каждого занятия, процесс осознания и понимания подростком того, чтопроисходило на занятиях и в его жизни. Поэтому мы часто проводим с детьми«свечки»–беседы, все возникающие вопросы и проблемы обсуждаем в кругу,совместно решая сложные вопросы. В конце занятия подростки отвечают на вопросы:Что у тебя было нового и интересного? Что у тебя не получилось? Почему? Всердце моём только грусть, в душе у меня пустота, И во мне самой жуть, хотьлюблю я саму себя.
Мнеи так очень плохо одной, и жить очень трудно порой. (Н. Веретенникова, 13 лет)
Следуяпоставленным задачам, мы включили в разрабатываемую модель педагогическойподдержки работу над расширением мировидения, миропонимания детей, читая имлекции-сказки, беседуя на философские темы, развивая понимание взаимосвязейвсего со всем в окружающей среде, используя методы формирования мировоззрения.Считаем, что нужно довести до детского сознания: нашим домом и первейшиминтересом является не только организационная личная территория, а всяокружающая среда, вся Земля; человек ответственен перед будущим за то, что ондумает и делает.
Помнению С.В. Гальперина, целостность (holism) общечеловеческого сознания,восприятие всего человечества как составной части единого универсума в качествеобъективной реальности должны не только стать предметом осмысления каждогоюного человека, но и создать нерушимый союз разума и чувств, стать егомировоззренческой основой.
Сохраняяцелостность, личность всегда пребывает в двух отношениях с миром: «я–мир»(переживание) «я и мир» (наблюдение). В этом неисчерпаемость человеческойличности – будучи микроскопической телесной частицей мироздания, она способнаразвертываться духовно в необозримую Вселенную. Возможности личного мироведенияс необходимостью сводятся к двум: взгляд на мир «изнутри» как постижение егоцелостности, соответствующие отношение «я– мир», и взгляд «снаружи» какнаблюдение его частей, соответствующие отношению «я и мир».То, что человекспособен развертываться вовне, переживая мир как инобытие своего «я»,постигается подростком на эмоционально-духовном уровне.
Необходимо,чтобы у подростков сформировалось неравнодушное отношение к миру, чтобы онибыли творцами во всем, чтобы их поведение характеризовали заповеди творческойличности, которые вместе с подростками придумали во время занятий коллектива:«Я верю, я надеюсь, я люблю»; «Ты сильный, мудрый, совестливый», «Если не я, токто же!», «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» Целесообразно вследствиеэтого в занятия с детьми включать элементы творческого самовыражения. Подросткиполучают возможность раскрыть свои творческие способности в различных видахдеятельности. Это и рисование, и пение, и постановка спектаклей, и пластика, итанцы, сочинительство стихов, песен, сказок и, конечно же, игра. Сказка, пословам Дж.Родари, для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра:она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить,оценить свои возможности. Особую роль в творческом самовыражении играет процесссочинения своих сказок.
Играпредставляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвященомножество философскокультурологических, психологических и педагогическихисследований. Сложность кроется в особой природе игровой деятельности: в еемногочисленных определениях неизменно подчеркивается самоценность исамопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации нарезультат (не внутренний, игровой, а практический).
Наподростковом этапе развития личности игра частично уступает местонепосредственному общению. Однако влияние игры на развитие личности подростковостается значительным. Любая игра (игра по правилам, ролевая, интеллектуальная,подвижная и др.) может стимулировать творческий потенциал школьника. Этот фактбыл подтвержден в ходе проведенного исследования. Но современные подростки невладеют игровыми навыками. Особенно это касается ролевых и имитационных игр.Поэтому они не способны самостоятельно реализовать потребности в игре. Ворганизации игровых действий школьников и обучении их навыкам ролевых игр изаключается игротехническая функция педагога. При сочинительстве игры подросткисталкиваются с определенными трудностями в большей степени, чем, например, всочинительстве сказок или стихов.
Целесообразнымна наших занятиях явилось использование игры-драматизации в сочетании сэмоциональной рефлексией, коллективно-творческой деятельностью (КТД). Этот виддеятельности требует особого выделения по ряду причин. Во-первых, важныйтворческий потенциал заложен в принципах коллективности и творческом характереКТД.
Во-вторых,сама классическая система КТД, разработанная И.П. Ивановым, предусматриваетиспользование механизмов непосредственного и опосредованного творческогоразвития личности.
Ксожалению, в настоящее время система КТД необоснованно игнорируется вучебно-воспитательном процессе. Для подростков важна эмоциональная,романтическая окраска КТД, позволяющих переживать им общие дела как яркиесобытия своей жизни. Примером моделирования в сочетании с состязательностьюмогут служить игры типа «Играпутешествие по звездным мирам», «Городволшебников» и др.
Подобныеобучающие и развивающие игры, включенные в занятия по развитию творческихспособностей для подростков, позволяют им самим делать выбор и решать возникающиепроблемы, а не быть наблюдателями; незамедлительно реагировать на действияучащихся и принимать самостоятельно решения.
Каждоезанятие с подростками проектируется таким образом, чтобы сочетать различныевиды деятельности, которые выступают как элементы построения занятия. Каждаявстреча (занятие) имеет свою динамику развития – сначала наращиваяэмоциональный потенциал, потом творчески прорабатывая его. Необходимыми этапамипостроения занятия являются: – настрой на занятие: презентация авторских, творческихработ, выполненных дома после предыдущего занятия, – эмоциональнаятанцевально-игровая разминка с элементами синхронизации, – образно-чувственнаятеатрализация, – музыкально-песенная композиция, – поведенческая практика, –сопереживание и сочувствие, – рефлексия через обсуждение и завершение.
Науроках творчества основой развития собственных детских дарований и творческихсил стали чутье, интуиция и порыв, соединенные с нравственновысшим началом,заложенным в человеке. При этом очень важную роль играет импровизация. Ввестиимпровизацию в культурно-творческое русло на уроке – значит подготовитьтворческое проявление личности, обогатить ее духовно.
Предоставлениешкольникам возможности для проявления детской интуиции, которая являетсязагадкой, тайной, является ключом к детскому творчеству, к способам развитиядетской талантливости.
СтранаВеликоблистания расположена совсем недалеко от Земли. Надо только поверить, чтоона очень близка к нам, и тогда ты сразу её увидишь. В этой стране живутзвёздочки, каждая из которых ежедневно увеличивает свою страну. Это происходиточень просто.
Днёмзвёздочки поднимаются в небеса, где начинают ловить своими лучиками пылинки ималенькие капельки воды – росинки. А потом лучики отправляют их на свою землю.Земля впитывает пылинки и росинки и от этого увеличивается. Это занятие оченьпривлекает звёздочек, потому как очень интересно смотреть, как их собственнымтрудом почва, на которой они обитают, увеличиваются. (С. Дробинская, 11 лет)
Исходяиз обобщения педагогического опыта, можно сделать вывод, что педагог,простраивающий свою деятельность в соответствии с идеями гуманитарнойпедагогики, педагогической поддержки, имеет возможность осуществитьсотрудничество с подростками и коллегами, организовать деятельность сотворчества.Развитие творческого потенциала личности подростка в творческих работахпредполагает создание ситуации успеха путем проявления позиции педагога как«со=переживание», что является одной из основных идей личностноориентированнойпедагогики.
Науроке музыки Вот сижу я за партой, слушаю вас И во мне просыпается яркий алмаз.
Выкрасивы, умны, интересно мне с вами, И другие близки к вам душой.
Приятнаярадость, слова золотые Сердце открыто с тобой.
Н.Веретенникова, 13 лет
Чтобпедагогику российскую поднять
Иновым духом напитать,
Необходимовиток развития понять,
Себяв спираль вогнать и так размять,
Чтобыструктуру сложную создать,
Сетьразумов и душ объединять,
Стремлениев других и близких поддержать
Ив жизнь Идею воплощать!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru