Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Оценка письменных работ (сочинений) с точки зрения русского языка (из опыта вступительных экзаменов в МГУ им. М.В.Ломоносова)

Багрянцева В.А
Требования,предъявляемые к вступительному сочинению в вузы, в частности в МГУ, базируютсяна «Нормах оценки знаний, умений и навыков» Министерства просвещенияРФ для средних общеобразовательных школ. Вместе с тем существуют некоторые отличияв подходах и критериях в оценке экзаменационных работ между школьной ивузовской практикой.
Впервую очередь это касается итоговой отметки: если школьное (и в том числевыпускное экзаменационное) сочинение оценивается двумя отметками – за«литературу» и за «русский язык», то в университете отметказа экзаменационное сочинение (= письменную работу по русскому языку илитературе) ставится одна. Эта единая отметка не есть среднее арифметическоемежду отметкой по литературе и языку, это отметка по низшему результату, чтоозначает: даже отличное содержание при безграмотном «исполнении»оценивается «двойкой», и точно так же «два» ставится заработу без ошибок, но не раскрывающую тему.
Второепринципиальное отличие заключается в самом характере вступительного экзамена:это экзамен конкурсный, а значит, критерии оценки определяются уровнемподготовки поступающих. Конкурс в университете традиционно высокий, и поэтомумногие абитуриенты, чьи знания оценивались в школе на «отлично»,получают на вступительном экзамене более низкие отметки.
Припроверке грамотности учитываются три типа ошибок: орфографические,пунктуационные и стилистические, которые подчеркиваются в работе и выносятся наполя общепринятым образом (орфографические подчеркиваются двумя или одной чертой и на полях ставится «палка», пунктуационные подчеркиваются однойчертой и на полях ставится «галочка», стилистические подчеркиваютсяволнистой чертой и на полях ставится знак «ст»).
Еслипервые два вида ошибок в комментариях не нуждаются, то на понятии«стилистическая ошибка» следует остановиться более подробно.
Классификация стилистических ошибок
Приоценке сочинений, кроме орфографических и пунктуационных ошибок, учитываютсятак называемые стилистические ошибки. В практике школьного преподавания они разграничиваютсяна грамматические (языковые) и речевые.
Грамматические ошибки возникают при нарушении структуры какой-либо единицы языка, когдасистема языка усвоена, а норма еще не сформирована. Они делятся на  морфологические,словообразовательные и синтаксические.
Морфологическиеошибки проявляются в нарушении грамматических форм имен и глаголов, например:
человечишко(при нормативном для одушевленных имен существительных мужского рода послеуменьшительно-ласкательных суффиксов окончании –а,; ср. обратный случай –ветхого домишки вм. домишка );
нетвремя (вместо правильной формы родительного падежа с окончанием –и – временипри отрицании),
(новых)сплетней (с окончанием –ей при нормативном нулевом окончании);
существующиеположения вещей (форма множественного числа существительного вместо формыединственного в устойчивом словосочетании положение вещей или дел);
болеезначительнее (вм. более значительный),
самыйлучший (вм. формы лучший, которая уже является  формой превосходной степениприлагательного хороший),
свойсвенен(при нормативной краткой форме мужского рода этого прилагательного  свойствен);
ейный(вм. её),
отее (вм. от неё);
ездиет(вм. ездит),
 ложат(вм. кладут),
 пиша(при невозможности образования формы деепричастия от глагола писать).
Словообразовательныеошибки являются результатом неправильного словообразования, при этом часто
поимеющимся в языке моделям образуются «несуществующие» слова.
Низкопоклонник,низкоприклонство, жалкость, времяпровождение.
Синтаксическиеошибки – это ошибки в нарушении подчинительных связей на уровне словосочетания(при согласовании и управлении) или в нарушении структуры простых и сложныхпредложений.
Объяснятьо чем-то, стихотворение «Кинжал» написан…; Узнав об этом, становитсяпонятно …; Печорин бросается догонять Веру. Так как хочет объясниться с ней.
Речевыеошибки встречаются в письменных работах намного чаще грамматических. Т.к. дляконстатации речевой ошибки нужен контекст, целесообразно  классифицировать их спозиций текста, выделяя смысловые (семантические) ошибки и ошибки, нарушающиестилистическую целостность текста (стилевые).
Семантическиеошибки – это нарушение требований, предъявляемых к точности словоупотребления:
А)неправильный выбор слова:
Пламенныйкрепостнический трибун, Яким Нагой …(вм. трибун, обличающий крепостничество);Он апеллирует разными периодами мировой истории (вм. оперирует);
Б)употребление слова в несвойственном ему значении:
Пугачев– главарь восставшего народа (вм. вожак, предводитель); Графиня-внучка уезжаетс бала из-за отсутствия танцовщиков (танцовщик – артист балета);
В)смешение паронимов:
Онавела свое хозяйство экономично (вм. экономно); Развитие действия уступает местодлинным монологам, пространственным речам (вм. пространным); Из сбившихся речейРепетилова невозможно понять (вм. сбивчивых); Татьяну трудно обсуждать за это(вм. осуждать);
Г)нарушение лексической сочетаемости слов:
Гриневпопал в несчастье (попасть можно в беду); вздыбленный всадник (вм. вздыбленныйконь); Начавшись с осторожного перешептывания, слух о сумасшествии Чацкогонабирает уверенность (вм. набирает силу).
Стилевыеошибки – это употребление в письменной работе слов, не относящихся к стилямкодифицированного литературного языка, т.е. употребление слов просторечных,диалектных, а также жаргонизмов и арготизмов. Ср. например:
Авторпроверяет героев на вшивость; Лиза стоит на стрёме; В русской литературе царилбеспредел. А потом явился Пушкин – первый авторитет в нашей литературе.
Такимобразом, классификацию стилистических ошибок можно представить следующимобразом:
Стилистическиеошибки
1.Грамматические
1.1.Морфологические
1.2.Словообразовательные
1.3.Синтаксические
2.Речевые
2.1.Семантические
2.2.Стилевые
Всеостальные возможные нарушения требований коммуникативной целесообразностивысказывания и стиля, нарушения формальной связности при создании текста,приводящие к ошибкам в построении текста, следует отнести к стилистическимнедочетам. Это:
— неудачный порядок слов в предложении;
— неудачное использование местоимений:
Главнымгероем комедии Грибоедова является Чацкий – представитель передовой дворянскоймолодежи. Он(?) показывает его(?) в столкновении с косным обществом;
Одинокоедерево вызывает ассоциации с угрюмым холостяком. Оно(?) написано в формеотрывка;
Достаточнопосмотреть на события любого государства в любой период своего (вм. его)развития;
— бедность и/или однообразие синтаксических конструкций;
— неудачное использование лексического повтора в одном предложении или в качествесредства связи разных предложений;
-семантическаяизбыточность, нарушающая лексическую норму: повторение того же самого другимисловами – тавтология, например: природный пейзаж (пейзаж — описание природы влитературном произведении)   или стилистическая избыточность — плеоназм: периодвремени (близкие по значению слова);
-употреблениеслов иной стилевой окраски (т.е. использование в сочинении не нейтральнойлексики, а, например, слов разговорного стиля или, наоборот, высокого);
-употреблениеэмоционально-экспрессивной лексики, неуместной в таком жанре, как сочинение;
-использованиештампов.
Перечисленныевыше случаи стилистических недочетов и указанные недочеты при построении текстаснижают выразительность письменной речи, но не подпадают под понятие«ошибки», являясь стилистическими погрешностями.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Риск инновационных проектов
Реферат Отчет по квалификационной практике на ООО “ Южно-Сахалинское АТП № 8”
Реферат Выездная проверка: права и обязанности организации
Реферат Размножение папоротников в оранжерейных условиях
Реферат Jealousy In Julius Caesar Essay Research Paper
Реферат Разработка операционной стратегии
Реферат Ревень тангутский
Реферат Stress Management Outline Essay Research Paper Stress
Реферат Классическая политическая экономия
Реферат Документ как предмет и средство совершения преступлений
Реферат Разработка политики в области качества
Реферат Составление финансовой отчетности организации в соответствии с МСФО
Реферат Парламент и Президент: основы взаимодействия по Конституции РФ
Реферат Дополнительные отпуска в трудовом праве
Реферат Программа контроля знаний студентов по дисциплине ЭРМ и РК в процессе учебы