Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Оценка письменных работ (сочинений) с точки зрения русского языка (из опыта вступительных экзаменов в МГУ им. М.В.Ломоносова)

Багрянцева В.А
Требования,предъявляемые к вступительному сочинению в вузы, в частности в МГУ, базируютсяна «Нормах оценки знаний, умений и навыков» Министерства просвещенияРФ для средних общеобразовательных школ. Вместе с тем существуют некоторые отличияв подходах и критериях в оценке экзаменационных работ между школьной ивузовской практикой.
Впервую очередь это касается итоговой отметки: если школьное (и в том числевыпускное экзаменационное) сочинение оценивается двумя отметками – за«литературу» и за «русский язык», то в университете отметказа экзаменационное сочинение (= письменную работу по русскому языку илитературе) ставится одна. Эта единая отметка не есть среднее арифметическоемежду отметкой по литературе и языку, это отметка по низшему результату, чтоозначает: даже отличное содержание при безграмотном «исполнении»оценивается «двойкой», и точно так же «два» ставится заработу без ошибок, но не раскрывающую тему.
Второепринципиальное отличие заключается в самом характере вступительного экзамена:это экзамен конкурсный, а значит, критерии оценки определяются уровнемподготовки поступающих. Конкурс в университете традиционно высокий, и поэтомумногие абитуриенты, чьи знания оценивались в школе на «отлично»,получают на вступительном экзамене более низкие отметки.
Припроверке грамотности учитываются три типа ошибок: орфографические,пунктуационные и стилистические, которые подчеркиваются в работе и выносятся наполя общепринятым образом (орфографические подчеркиваются двумя или одной чертой и на полях ставится «палка», пунктуационные подчеркиваются однойчертой и на полях ставится «галочка», стилистические подчеркиваютсяволнистой чертой и на полях ставится знак «ст»).
Еслипервые два вида ошибок в комментариях не нуждаются, то на понятии«стилистическая ошибка» следует остановиться более подробно.
Классификация стилистических ошибок
Приоценке сочинений, кроме орфографических и пунктуационных ошибок, учитываютсятак называемые стилистические ошибки. В практике школьного преподавания они разграничиваютсяна грамматические (языковые) и речевые.
Грамматические ошибки возникают при нарушении структуры какой-либо единицы языка, когдасистема языка усвоена, а норма еще не сформирована. Они делятся на  морфологические,словообразовательные и синтаксические.
Морфологическиеошибки проявляются в нарушении грамматических форм имен и глаголов, например:
человечишко(при нормативном для одушевленных имен существительных мужского рода послеуменьшительно-ласкательных суффиксов окончании –а,; ср. обратный случай –ветхого домишки вм. домишка );
нетвремя (вместо правильной формы родительного падежа с окончанием –и – временипри отрицании),
(новых)сплетней (с окончанием –ей при нормативном нулевом окончании);
существующиеположения вещей (форма множественного числа существительного вместо формыединственного в устойчивом словосочетании положение вещей или дел);
болеезначительнее (вм. более значительный),
самыйлучший (вм. формы лучший, которая уже является  формой превосходной степениприлагательного хороший),
свойсвенен(при нормативной краткой форме мужского рода этого прилагательного  свойствен);
ейный(вм. её),
отее (вм. от неё);
ездиет(вм. ездит),
 ложат(вм. кладут),
 пиша(при невозможности образования формы деепричастия от глагола писать).
Словообразовательныеошибки являются результатом неправильного словообразования, при этом часто
поимеющимся в языке моделям образуются «несуществующие» слова.
Низкопоклонник,низкоприклонство, жалкость, времяпровождение.
Синтаксическиеошибки – это ошибки в нарушении подчинительных связей на уровне словосочетания(при согласовании и управлении) или в нарушении структуры простых и сложныхпредложений.
Объяснятьо чем-то, стихотворение «Кинжал» написан…; Узнав об этом, становитсяпонятно …; Печорин бросается догонять Веру. Так как хочет объясниться с ней.
Речевыеошибки встречаются в письменных работах намного чаще грамматических. Т.к. дляконстатации речевой ошибки нужен контекст, целесообразно  классифицировать их спозиций текста, выделяя смысловые (семантические) ошибки и ошибки, нарушающиестилистическую целостность текста (стилевые).
Семантическиеошибки – это нарушение требований, предъявляемых к точности словоупотребления:
А)неправильный выбор слова:
Пламенныйкрепостнический трибун, Яким Нагой …(вм. трибун, обличающий крепостничество);Он апеллирует разными периодами мировой истории (вм. оперирует);
Б)употребление слова в несвойственном ему значении:
Пугачев– главарь восставшего народа (вм. вожак, предводитель); Графиня-внучка уезжаетс бала из-за отсутствия танцовщиков (танцовщик – артист балета);
В)смешение паронимов:
Онавела свое хозяйство экономично (вм. экономно); Развитие действия уступает местодлинным монологам, пространственным речам (вм. пространным); Из сбившихся речейРепетилова невозможно понять (вм. сбивчивых); Татьяну трудно обсуждать за это(вм. осуждать);
Г)нарушение лексической сочетаемости слов:
Гриневпопал в несчастье (попасть можно в беду); вздыбленный всадник (вм. вздыбленныйконь); Начавшись с осторожного перешептывания, слух о сумасшествии Чацкогонабирает уверенность (вм. набирает силу).
Стилевыеошибки – это употребление в письменной работе слов, не относящихся к стилямкодифицированного литературного языка, т.е. употребление слов просторечных,диалектных, а также жаргонизмов и арготизмов. Ср. например:
Авторпроверяет героев на вшивость; Лиза стоит на стрёме; В русской литературе царилбеспредел. А потом явился Пушкин – первый авторитет в нашей литературе.
Такимобразом, классификацию стилистических ошибок можно представить следующимобразом:
Стилистическиеошибки
1.Грамматические
1.1.Морфологические
1.2.Словообразовательные
1.3.Синтаксические
2.Речевые
2.1.Семантические
2.2.Стилевые
Всеостальные возможные нарушения требований коммуникативной целесообразностивысказывания и стиля, нарушения формальной связности при создании текста,приводящие к ошибкам в построении текста, следует отнести к стилистическимнедочетам. Это:
— неудачный порядок слов в предложении;
— неудачное использование местоимений:
Главнымгероем комедии Грибоедова является Чацкий – представитель передовой дворянскоймолодежи. Он(?) показывает его(?) в столкновении с косным обществом;
Одинокоедерево вызывает ассоциации с угрюмым холостяком. Оно(?) написано в формеотрывка;
Достаточнопосмотреть на события любого государства в любой период своего (вм. его)развития;
— бедность и/или однообразие синтаксических конструкций;
— неудачное использование лексического повтора в одном предложении или в качествесредства связи разных предложений;
-семантическаяизбыточность, нарушающая лексическую норму: повторение того же самого другимисловами – тавтология, например: природный пейзаж (пейзаж — описание природы влитературном произведении)   или стилистическая избыточность — плеоназм: периодвремени (близкие по значению слова);
-употреблениеслов иной стилевой окраски (т.е. использование в сочинении не нейтральнойлексики, а, например, слов разговорного стиля или, наоборот, высокого);
-употреблениеэмоционально-экспрессивной лексики, неуместной в таком жанре, как сочинение;
-использованиештампов.
Перечисленныевыше случаи стилистических недочетов и указанные недочеты при построении текстаснижают выразительность письменной речи, но не подпадают под понятие«ошибки», являясь стилистическими погрешностями.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка конечного цифрового аппарата
Реферат Ранній дитячий аутизм діагностика і корекція 2
Реферат Использование проектной методики в преподавании иностранного языка по сквозной теме "Housing" на старшей ступени обучения в общеобразовательной школе
Реферат Научно-практические исследования гендерной проблематики в современных условиях
Реферат 1 Характеристика принципів виховання
Реферат Правові основи пенсійного забезпечення громадян в Україні
Реферат Формування екологічної культури молодших школярів під час вивчення курсу Я і Україна
Реферат Графический и расчётный синтез сложной кривой по её амплитудному и фазовому спектру
Реферат Hitler Essay Research Paper Adolph HitlerThe thing
Реферат «Мир на пути ко второй мировой войне»
Реферат Внутрипроизводственное ценообразование
Реферат Реалізація двохзвязного списка
Реферат Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт
Реферат Bay Of Pigs Invasion Of 1962 Essay
Реферат Демографічні передумови розміщення РПС України