О.А.Волкова
Внастоящее время понятие “социализация” широко используется в философских,психологических и педагогических работах, но сущность её исследуется с разныхпозиций: с одной стороны, социализация рассматривается как результат развитиячеловека, а с другой – как его компонент. При этом авторы единодушны в одном: впроцессе социального взаимодействия в различных социальных общностях ребёнок нетолько обогащается социальным опытом, но и реализует себя как личность.
Личностькак субъект социальных отношений прежде всего характеризуется автономностью,определённой степенью независимости от общества, способной противопоставитьсебя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой,а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть непросто сознания, мышления, воли, а способности к самоанализу, самоконтролю,самооценке. Иначе говоря, социальная автономность предполагает “реализациюсовокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которыесоответствуют представлению личности о себе, её самооценке” (Р.Бёрнс).Рассматривая психологию самосознания, И.Кон опирается на модель, предложеннуюМ.Розенбергом и включающую в себя ряд аспектов. По его мнению, измерения,характеризующие отдельные компоненты или “образ я” в целом, подразумевают:
устойчивость(стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своихсвойствах);
уверенностьв себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей);
самоуважение(принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческойценности);
кристаллизацию(лёгкость или трудность изменения индивидом представления о себе).
Исходяиз этого, можно определить следующие критерии социальной автономностиподростков:
Когнитивный(осознание подростком себя в системе межличностных отношений и в системе еголичностного развития);
Мотивационный(понимание подростком причин, определяющих выбор направленности его поведения);
Поведенческий(адекватность поступков собственным нравственным установкам подростка).
Любоеобщество (в большей степени тоталитарное, меньшей рыночное) препятствуетформированию социальной автономности человека, который, в свою очередь, ненаходит достаточно средств для реализации себя в системе социальных отношений.В связи с этим возрастает необходимость поиска косвенных средств, позволяющихличности войти в систему социальных отношений. Одним из таких средств являетсяюмор, разновидность комического.
Философыразных времён по-разному определяют комическое. Существующие теориирассматривают комическое как:
Чистообъективное свойство предмета (К.Розенкранц, А.Руи).
Результатсубъективных способностей человеческой личности (Ж.Поль, Б.Дземидок).
Следствиевзаимоотношений субъекта и объекта, то есть как субъективный образ объективногомира (Ю.Борев, А.Я.Зись, М.С.Коган, А.Н.Лук, А.М.Макарян, А.П.Московский,Н.Г.Чернышевский и др.)
Приэтом все исследователи комического отмечают, что явление, вызывающее смех,непременно содержит противоречие типа несоответствия: объект, воспринимаемый вкачестве смешного, мы как бы примериваем к эталонам знакомого – правильного,хорошего, красивого. Юмор как разновидность комического имеет следующиехарактеристические параметры:
Онявляется отражением противоречивости явлений, соединяет серьёзное и смешное ихарактеризуется преобладанием позитивного момента в смешном.
Юморимеет субъективный характер в противоположность объективному характеру другихформ комического.
Своеобразиеюмора связано с тем, что в противоположность другим формам комического,исходящим из интеллектуально постигаемого несоответствия между претензиейявления и его действительной сущностью, сводящим мнимо значительное кничтожному, юмор предполагает умение видеть возвышенное в ограниченном инесовершенном.
Еслиирония обнаруживает за видимой серьёзностью ничтожное или смешное, то юмор,наоборот, раскрывает серьёзность и значимость того, что кажется смешным.
Однаконеобходимо разграничить чувство юмора и остроумие, которые являются явлениямиразнопорядковыми. Остроумие есть свойство психики и потому рассматривается какодна из форм мышления, а чувство юмора есть чувство, и потому рассматривается вряду человеческих чувств. При определённых педагогических условиях мы можемсовершенствовать, оттачивать, остроту ума (остроумие) у тех детей, которыеобладают этим природным даром, но мы можем и формировать чувство юмора, и дляэтого есть психологические предпосылки практически у каждого индивида.Соотношение чувства юмора и остроумия можно сформулировать следующим образом:остроумие создают (работа остроумия), а комическое находят (функция чувстваюмора). Ряд авторов (в частности А.Н.Лук) выделяют следующие предпосылкичувства юмора:
способностьк отчуждению, умению видеть себя как бы сторонним взглядом;
способностьвидеть вещи под неожиданным углом зрения;
“раскованность”мышления, лёгкость ассоциирования без боязни нежелательных последствий.
Прикаких педагогических условиях юмор (чувство юмора) выступает как средствоформирования социальной автономности подростков? Нам кажется, что это возможнов том случае, если педагогическое общение будет направлено на решение даннойзадачи и обусловлено:
Адекватнойреакцией педагогов на юмор учащихся, где юмор выступает как средствовзаимоотношений педагога и ученика.
Педагогическимвлиянием на ученика с учётом индивидуальных особенностей последнего в периодего коммуникативного контакта, основанного на использовании юмора.
Специальнойподготовки педагогов и учащихся к использованию юмора в системе своих отношенийс людьми.
Врезультате проведённого нами эксперимента было установлено, что можно выделить3 уровня социальной автономности подростков: высокий, средний, низкий. При этомстепень сформированности социальной автономности учащихся находится в прямойзависимости от возраста школьника. Так, например, в 8-м классе уровеньсоциальной автономности выше, чем в 7-м. Как показали результаты анкет, юморспособствует сохранению индивидуальности школьника любого возраста. В решенииконфликтных ситуаций 60% подростков стараются свести всё к шутке. Если говоритьо разновидностях юмора (словесный, мимический, пантомимический), то 95%опрашиваемых подростков отдают предпочтение словесному.
Такимобразом, юмор может выступать в качестве средства социальной автономностиподростка при определённых педагогических условиях. Вместе с тем онспособствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Список литературы
БергсонА. Смех // Психология эмоций. Тексты под. ред. В.К.Килюноса, Ю.Б.Гиппенрейтер.М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
КонИ.С. В поисках себя. М.: Изд. полит. лит., 1984.
ЛукА.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977.
МальковскаяТ.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
РожковМ.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/