Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Осуществление экологического воспитания учащихся в процессе изучения физики

Стаценко А.В., Скулов П.В.
Современнаяестественно научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем.В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслейнауки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельностилюдей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека вприроду уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно должно определеннымобразом регулироваться, иначе человечество окажется перед лицом экологическойкатастрофы, не менее угрожающей его существованию, чем ядерная война.
Дляпредотвращения возможных отрицательных последствий вторжения человека в природунеобходимо решение ряда научно-технических, социально-политических и другихпроблем, среди которых одно из первых мест занимают педагогические,воспитательные. Подрастающее поколение еще на школьной скамье должно бытьподготовлено к научно обоснованному и бережному отношению к окружающейприродной среде. Вот почему идея «экологизации» учебных дисциплин(т.е. формирования у школьников экологической культуры) приобрела в настоящеевремя исключительно важное значение.
Экологическоеобразование и воспитание школьников в процессе обучения физики связано, преждевсего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязипротекающей в ней явлений и их причинной обусловленности, о взаимодействиичеловека и природы и нарушение вследствие этого некоторого баланса природныхпроцессов. Экологическая направленность преподавания физики усилена главнымобразом в результате рассмотрения природных явлений, а также влияния человеческойдеятельности на окружающий мир. Это позволяет добиться того, чтобы школьникиглубже, полнее и правильнее понимали всё более усложняющееся взаимодействияобщества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательства человека веё жизнь, умели ориентироваться в информации об охране и использованииприродных ресурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, радиои телепередач, могут оценить экологические последствия некоторых техническихрешений и использовать свои физические знания для активной защиты окружающейсреды.
Физика- эта наука о природе, поэтому в связи с возрастающим потенциалом техническогопрогресса и развитием технологии несущих экологическую катастрофу, необходиморассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках именно этого предмета.
Современныйэтап развития физики характеризуется увеличением потока учебной информации, этосоздает известные трудности в преподавании, поскольку при сохранении той жепрограммы и прежнего учебного времени, объем учебного материала возрастает.Основное направление для совершенствования учебного процесса в этих условияхпринадлежит учителям, которые, работая в школе, ощущают недостаток методическойлитературы.
Проблемойвключения вопросов экологии в курс физики занимались многие педагоги, вчастности: Э.А. Турдикулов, И.Д. Зверев, А. П. Рыженков они показали важностьэкологического воспитания в школе и доказали, что роль курса физики в изученииоснов экологии велика. Разработали принципы отбора экологического материала. Принципнаучности, который требует, чтобы вопросы экологии включались в содержаниеучебного предмета без искажения. Принцип краеведения предполагаетсистематическое обращение в процессе преподавания, во внеклассной и внешкольнойработе к окружающей учащихся действительности, к природе родного края, вопросыэкологии, изучаемые на уроках и на внеурочных занятиях по предмету, материал сэкологическим содержанием. Но имеющихся разработок на наш взгляд недостаточно.Не весь материал широко раскрывается, о некоторых вопросах только упоминается,некоторые же вообще упущены, экологический материал раскрыт плохо, нетконкретных методов экологического воспитания. В связи с этим объектом нашегоисследования является экологическое воспитание в процессе преподавания физики.Предметом — средства и методы экологического воспитания.
Цельработы: поиск путей решения проблемы экологического воспитания вучебно-воспитательном процессе, разработка системы средств и методовэкологического воспитания
Систематическоеприменение предлагаемых нами средств и методов экологического воспитанияповышает общий уровень экологической культуры, вызывает интерес к предметуфизики и качеству его преподавания.
Этаразработка будет полезна в первую очередь учителям средних учебных заведений,студентам для организации экологического воспитания при проведении: уроков,подготовки конференций, проведении внеклассных мероприятий, экологическихэкскурсий. Учащиеся могут использовать материал для самообразования, подготовкидокладов.
Таккак имеется проблема экологического воспитания, мы поставили цель разработатьучебно-методическое пособие для учителя. Разрабатываемый материалсистематизирован и разбит на отдельные параграфы:
Краткиеэкологические сообщения, предназначены для использования на уроках физики, отнескольких секунд до 5минут. Учитель может использовать для повышения интересаучащихся, мотивации их учебной деятельности, для расширения кругозора учащихся,развитие познавательного интереса, внимания. Осуществление экологическоговоспитания. Вставка хорошо согласуется с учебным материалом и не противоречитлогике изложения параграфа. Например, при изучении паровой турбины учительрассказывает, из чего состоит турбина, принцип её действия, для чего онаиспользуется: " Паровая турбина используется для производстваэлектрической энергии. А любой вид человеческой деятельности, связанный спроизводством энергии и ее использованием, сопровождается выбросом тепла вокружающую среду, что прямо или косвенно влияет на множество природных явлений.Степень этого влияния зависит от количества произведенной энергии. Подсчитано,что за последние 20 лет человечеством использовано столько же энергии, сколькоза всю предшествующую историю. Особенно заметно влияние теплового загрязненияна атмосферные явления и состояние рек вблизи больших городов и промышленныхцентров. Появился даже термин «теплые острова», определяющий этиисточники тепла.
Тепловоезагрязнение атмосферы происходит в результате выбросов тепла в окружающую средувместе с нагретыми газами, жидкостями и твердыми телами. Одних толькогазообразных продуктов сгорания в мире выбрасывается около 40 млрд. в год.Температура воздуха вблизи антропогенных источников тепла повышается.Усиливаются конвекционные потоки воздуха, увеличивается скорость ветров. Повышениетемпературы воздуха ведет к усилению испарения с поверхности почвы,растительности и водоемов. Все это, вместе взятое, может привести к изменениюпогоды в данном районе, к изменению условий жизни и хозяйственной деятельности.
Еслик обычным, всем знакомым опытам добавить соответствующее экологическоесопровождение то получится:
Демонстрационныйэксперимент с экологическим содержанием:
Сцелью ознакомления с загрязнениями на практике разработаны демонстрационныеэксперименты, где учащиеся наблюдают загрязнение, и объясняют его с точкизрения физики.
Темаурока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Цель:С экологической точки зрения, демонстрация этого явления должна показать, какразного рода загрязнители проникают в те вещества, которые обеспечиваютжизнедеятельность растений, животных, человека.
Начистое стекло, находящееся на кадровом окне графопроектора, наносим пипеткойкаплю чистой воды, а рядом с ней каплю «загрязнителя» — растворамарганцовки, чернил и тому подобное. Капли должны соприкоснуться. На экранеучащиеся наблюдают как вследствие диффузии жидкий «загрязнитель»проникает в жидкую воду (диффузия жидкостей). Если рядом с каплей воды положитьпинцетом кусочек твердого «загрязнителя» — кристаллик марганцовки,кусочек красной свеклы и т.п. (так чтобы его край касался капли), то на экранебудет видно, как постепенно от этого края окрашивается вода (диффузия твердоготела и жидкости).
Сопроводительныйтекст
Диффузияв жидкостях в случае слива загрязненной воды из автогаражей, фабрик и заводовприводит к загрязнению чистой воды наших рек, каналов, морей. Отравлениюорганизмов, живущих в них, к гибели растительности. Используя в пищу пойманнуюв них рыбу, человек может отравиться сам.
Загрязнениепочвы тоже происходит вследствие диффузии. Так излишки удобрений, различныхядохимикатов попавших на неё при опрыскивании сельскохозяйственных культур,распространяются в почве не только с потоками воды, но и результате диффузии, азатем попадают в плоды, которые человек употребляет в пищу.
Докладыпо экологии предназначены для использования на уроках физики в качестведополнительного материала, ведь когда материал интересен и не обязателен длязапоминания, как правило, запоминается учащимися хорошо. Учитель можетиспользовать для повышения интереса учащихся, для расширения их кругозора,формирования личностного отношения к окружающей среде, а также эстетическоговкуса.
Темаурока: Применение ядерной энергии. Выбросы и сбросы вредных веществ приэксплуатации АС, перенос радиоактивности в окружающей среде
Цель:Закрепление понятия радиоактивность, сформировать понятие о радиоактивных итоксичных выбросах атомных электростанций. Расширение кругозора учащихся,развитие познавательного интереса, формирование гражданской позиции каждогоученика к проблеме охраны окружающей среды и элементов экологического мышления,осуществление экологического воспитания.
Квредным воздействиям на человека и окружающую среду, являются выбросы и сбросырадиоактивности и токсических веществ из систем АС. Эти выбросы делят нагазовые и аэрозольные, выбрасываемые в атмосферу через трубу, и жидкие сбросы,в которых вредные примеси присутствуют в виде растворов или мелкодисперсныхсмесей, попадающие в водоемы. Возможны и промежуточные ситуации, как принекоторых авариях, когда горячая вода выбрасывается в атмосферу и разделяетсяна пар и воду.
Выбросымогут быть как постоянными, находящимися под контролем эксплуатационногоперсонала, так и аварийными, залповыми. Включаясь в многообразные движенияатмосферы, поверхностных и подземных потоков, радиоактивные и токсическиевещества распространяются в окружающей среде, попадают в растения, в организмыживотных и человека. На рисунке показаны воздушные, поверхностные и подземныепути миграции вредных веществ в окружающей среде. Вторичные, менее значимые длянас пути, такие как ветровой перенос пыли и испарений, как и конечныепотребители вредных веществ на рисунке не показаны.
Таблицыпо физике с экологическим уклоном предназначены, для ознакомления учащихся сконкретными экологическими сведениями, мною дополнены уже разработанныеэкологические таблицы. В этих таблицах приводятся факторы опасности и меры поих уменьшению (избежанию) их отрицательного воздействия на организм человека.Экологические таблицы и дополнительные материалы к ним можно использоватьфрагментально при изучении той или иной темы курса физики, а так же наспециально организованных занятиях, посвященных вопросам экологии, или приповторении учебного материала.
Цель:Познакомить учащихся с вредным воздействием бытовых приборов.
Физикаи экология быта.Бытовой прибор Фактор опасности Как его уменьшить Электробритва Электромагнитное поле большой интенсивности Уменьшить время её работы, а лучше пользоваться механической бритвой Микроволновая печь Электромагнитное поле Не подходить близко к включенной печи Электронная трубка компьютера или телевизора Электромагнитное поле. Рентгеновское излучение Ограничить время работы, учитывать, что излучение максимально по бокам и сзади этих приборов Радиотелефон Узкополосное электромагнитное излучение Меньше разговаривать по нему Электрическое одеяло Электромагнитное поле Использовать только для нагревания постели, но не спать под ним. Звукотехника Низкочастотные звуки, шумы Избегать громкого звучания аппаратуры
Всебольше и больше электрических приборов входит в наш быт. Но все ли они улучшаютнаше здоровье? Вовсе нет. Работа многих из них облегчает труд, создает комфорт,но отрицательно сказывается на самочувствии человека. Так что весьма часто закомфорт мы платим здоровьем. В таблице указано отрицательное воздействиенекоторых бытовых приборов и возможные меры по уменьшению этого влияния на нашездоровье.
Весьпредложенный материал необязателен для запоминания, поэтому учащиеся не будутперегружены материалом. Так как предложенный материал интересен, тозапоминается непроизвольно, и учащиеся будут знать о вредном воздействиичеловека на природу со школьной скамьи. Экологическое воспитание положительновлияет на усвоение нового материала, оно повышает интерес у учащихся.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Абсолютні і відносні величини зведення і груповання статистичних даних ряди розподілу
Реферат Сущность природоохранной функции социально-культурной деятельности
Реферат Основы теории информации
Реферат Человек-маятник
Реферат Облік, аудит та аналіз формування та розподілу прибутку на прикладі ХФ ВАТ Свемон-Волинь
Реферат Краткая история Прованса
Реферат Body Systems Essay Research Paper Body SystemsKnowing
Реферат Грошовий потік - використання для оцінки проектних рішень
Реферат Сила и бессилие героя романа Тургенева Отцы и дети
Реферат Archives and Records Management Section
Реферат Числа - известные и неизвестные
Реферат Особенности и проблемы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Реферат Резервы повышения эффективности производства понятие, классификация, принципы и методика поиска
Реферат Сьерра-Леоне
Реферат Lord Of The Flies By William Golding