Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Общее представление о стрессе. Аффекты и их диагностика

Общее представление о стрессе. Селье.
Стресс– общая неспецифическая реакция организма на действие раздражителей самойразной природы. Описан как набор физиологических и биохимических изменений ворганизме в опасной ситуации. Она протекает универсально, по общимзакономерностям в ответ на разные раздражители. Селье называет стресс общимадаптационным синдромом. Он состоит из 3 фаз:
Реакциятревоги – проявляется в усилении работы эндокринной системы организма.Активизируется работа гипофиза, вилочковой железы, коры надпочечников.Происходят гормональные изменения. Селье рассматривает их как полезнуюприспособительную реакцию организма в ответ на стресс (если стрессор оченьсилен для организма, то адаптации не происходит и смерть);
Стадиярезистентности. Заключается в восстановлении запасов тех гормонов, которые былиизрасходованы в состоянии тревоги. Адаптация (организм нашел возможностьнормально функционировать при действии стрессора);
Стадияистощения. Наступает в том случае, если стрессорные условия продолжают своевоздействие на организм. Это повторная реакция тревоги, но уже без последующейстадии резистентности.
Частыйстресс в полном объеме вызывает целый ряд заболеваний: язва желудка икишечника, сердечно-сосудистые заболевания, артрит, некоторые кожные болезни,отеки.
ПервоначальноСелье изучал стрессорную реакцию в ответ на физические раздражители, а затемвыяснилось, что и психические факторы вызывают стресс. Синдром являетсягенерализованной реакцией всего организма и тесно связан с адаптацией.Поскольку любой агент, требующий адаптации вызывает стресс, то и любая болезньсвязана с некоторым проявлением стресса (болезнь влечет за собой некоторыеадаптивные реакции). Для болезней, возникающих в основном вследствие дефектовадаптации (неправильное протекание синдрома стресса), Селье предложил называние«болезни адаптации», т.к. они в меньшей степени зависят от природы патогенногофактора, чем от адаптации реакций организма на неспецифические стрессорныеэффекты. С одной стороны, одна причина (стресс), патогенный фактор, можетвызывать множество разных болезней (выбор органа по принципу слабого звена), сдругой – определенное строго выраженное поражение может быть вызвано разнымиагентами, поскольку все они обладают стрессорным действием.
Соотношениеэмоций и стресса. Считается, что главной составляющей психологического стрессаявляется эмоциональное возбуждение. Характерной является тенденция рассматриватьстресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональнымисостояниями.
2. Аффекты и их диагностика.
Аффект– это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые)защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важнойситуации); аффект оставляет след, имеющий тенденцию к накоплению.
Ярковыраженность – позволяет наиболее полно увидеть все корреляты эмоций, все ихтелесные проявления. Эти проявления имеют определенную динамику (аффект – нарушениефункционирования организма) – это быстротечное состояние. Не имеет смысла егопрерывать. Он должен быть выражен полностью (как негативный, так и позитивный).
Непроизвольность– непроизвольна любая натуральная реакция.
Защитнаяреакция – телесная защита, приспособительная реакция. Эта реакция закрепляетсвязь (оставляет следы) – с данной ситуацией и подобными ситуациями. Обобщает,организует как целое.
Признакиаффекта: экстремальная ситуация; импульсивность действия (автоматизм безразмышления); сужение сознания (потеря эпизодов из действия, исчезаетчувствительность к боли); телесные проявления.
Течениеаффекта. Фазы: подготовительная, фаза взрыва, исходная (заключительная).
1.Подготовительная: сознание сохраняется во всех случаях. Появляется напряжениеэмоций и концентрация представлений на определенном фокусе внимания. Восприятиев этой фазе нарушается нерезко, но способность наблюдать и осознаватьпроисходящие психические процессы и переживания расстроена. Бедный, сильносуженный круг представлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельностьодносторонняя – стремление осуществить свое намерение. Вся остальная личностьперестает существовать.
2.Фаза взрыва: с биологической точки зрения является процессом отреагирования.Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного отреагирования.Волевые расстройства: усиливающееся побуждение преобладает над тормозящимаппаратом (утрата самообладания). Утрачивается ясность поля сознания, снижаетсяего порог. Поведение: агрессивный или пассивный характер.
3.Заключительная фаза: истощение психических и физических сил. Отсроченныевоспоминания о событиях нарушаются.
Особенностиаффекта – отсутствие предварительного плана, использование того, чтоподвернется под руку, амнезия.
Основа:длительное аффективное напряжение или временное нервно-психическое истощение упсихически здоровых людей.
Аффективныйкомплекс (психоанализ) – объединение в пределе любых деталей вызывающих аффект,т.е. чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Аффективнаяпамять отличается от образной (смысловой). Здесь свои законы. В образной памятислед может исчезать, а в аффективной происходит накопление.
Диагностикавозможна из-за сохранения аффективного следа. Задача диагностики – установитьсамо наличие следа аффекта, понять содержание ситуации, в которой произошелаффект.
1Метод свободных ассоциаций (из классического психоанализа). Инструкция: даватьлюбые возможные ассоциации на значимые ключевые слова. Детали и свойствааффектогенной ситуации выделяют заранее. Их помещают в список вместе снейтральными словами. Аффект нарушает нормальное течение ассоциаций. Словесныйраздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния.Значимые для испытуемого слова выдают себя особыми реакциями. Таким признакомбудет нестандартная, низкочастотная ассоциация (по сравнению со стандартнымизначениями), торможение ответа, признаки возбуждения, многословие,примитивность. Дело даже не в том, что испытуемый старается скрыть аффект. Онамбивалентен, это попытка одновременно раскрыться, и по значимым словам датьобнаружить себя, с другой стороны – речевая защита от повторного переживанияаффекта. Испытуемый может приспособиться и, давая стандартные асссоциации,скрыть дефект в речи.
2Методика сопряженных моторных реакций. Лурия. Если аффект не проявляется вречи, задержан, замаскирован, то он должен проявиться в других сопряженныхреакциях – одновременно с произнесением ассоциаций испытуемый должен сжиматьрезиновую грушу (нажимать на кнопку). Задержанный в речи аффект разрушаетдругую реакцию — двигательная задержка, тремор, отсутствие движений. Самоколичество мелких движений (тремор) – количество возможных ассоциаций, которыеотверг испытуемый. Идея полиграфа в дальнейшем развивалась за счет увеличения числаснимаемых показателей, предпочтительно, неконтролируемых – КГР. Ограниченияметода: юридический — даже обнаруженный аффективный след не должен иметьзначение т.к. не обязательно связан с совершенным преступлением, или другойобъективной причиной. Его может вызвать косвенная субъективная причина.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.